О применении освобождения от налога на имущество организаций в отношении многоуровневых гаражей-стоянок в г. Москве

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 мая 2016 г. N БС-4-11/9574@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке применения пункта 9 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон г. Москвы N 64) и сообщает с учетом сложившейся судебной практики следующее.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 4 Закона г. Москвы N 64 от налогообложения налогом на имущество освобождаются организации в отношении многоуровневых гаражей-стоянок. При этом в Законе г. Москвы N 64 не указано, что следует подразумевать под многоэтажными гаражами-стоянками в целях освобождения от налогообложения.

Территориальные налоговые органы, рассматривая в рамках проверок обоснованность применения организациями указанной льготы и признавая ее применение неправомерной, руководствовались письмом Департамента финансов г. Москвы от 29.01.2014 N 90-01-01-04-04/14, в соответствии с которым свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилые здания, вне зависимости от наличия или отсутствия в них парковочных площадей, не является основанием для применения льготы, предусмотренной пунктом 9 части 1 статьи 4 Закона г. Москвы N 64.

Суды, удовлетворяя требования налогоплательщиков по признанию решений налоговых органов недействительными, указывают на то, что позиция налогового органа (с учетом разъяснений Департамента финансов г. Москвы от 29.01.2014 N 90-01-01-04-04/14) о том, что применение данной льготы возможно только в отношении отдельно стоящих гаражей-стоянок, поскольку в имеющихся у налогоплательщиков свидетельствах о государственной регистрации права собственности значится нежилое помещение, а не отдельно стоящий многоэтажный гараж-стоянка, не соответствует буквальному толкованию указанной нормы.

Также суды, руководствуясь статьями 372, 374, 376, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходят из того, что налогоплательщики подтвердили право на льготу, поскольку помещения автопарковки являются самостоятельными объектами основных средств, числящимися на балансе обществ, и на них распространяются все положения законодательства о налогах и сборах, связанные с налогом на имущество, в том числе и льготы.

В связи со складывающейся отрицательной арбитражной судебной практикой по вопросу правомерности использования рассматриваемой налоговой льготы налогоплательщиками, являющимися собственниками подземных многоуровневых гаражей-стоянок, расположенных в зданиях административно-делового назначения, был направлен запрос в Департамент финансов г. Москвы с целью уточнения перечня документов, которые могут служить основанием для применения организациями данной налоговой льготы в период ее действия до 2016 года.

Согласно полученным разъяснениям Департамента финансов г. Москвы (письмо от 09.02.2016 N 90-01-09-62/16) в целях подтверждения права на применение рассматриваемой льготы возможно представление налогоплательщиками наряду с правоустанавливающими документами на объект недвижимости, в которых не содержится указание на назначение помещения, здания или сооружения: «гараж-стоянка», документов технического учета (инвентаризации), подтверждающих назначение и использование объекта недвижимости в качестве «гаража-стоянки», а также его многоэтажность.

Департамент финансов г. Москвы считает, что указание в документах организаций, претендующих на применение льготы, иных объектов, отличных от гаражей-стоянок (например, автостоянок, гаражей, парковок, паркингов), не является основанием для применения льготы.

При этом, Верховный суд Российской Федерации в определениях от 15.10.2015 N 305-КГ15-12489 по делу N А40-162157/2014 и от 04.12.2015 N 305-КГ15-12491 по делу N А40-163052/2014 указал, что разъяснения Департамента финансов г. Москвы, содержащиеся в письме от 29.01.2014 N 90-01-01-04-04/14, дают расширительное толкование, не соответствующее аутентичному смыслу нормы Закона г. Москвы N 64.

Арбитражная судебная практика по вопросу правомерности применения льготы по налогу на имущество, предусмотренной Законом г. Москвы N 64, исходит из того, что для подтверждения льготы достаточно документального подтверждения налогоплательщиком вхождения в состав имущества гаража-стоянки (подтверждение функционального назначения спорного имущества), что такой гараж-стоянка является многоэтажным (подтверждена качественная характеристика спорного имущества) и то, что сам объект недвижимости вместе с гаражом-стоянкой принадлежит налогоплательщику на праве собственности (выполнены требования об определенной принадлежности оспариваемого имущества).

Таким образом, при рассмотрении вопроса правомерности применения рассматриваемой льготы в судебном порядке указание в документах иного наименования объекта, отличного от наименования «гараж-стоянка», значения не имеет.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code