О начислении процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму несвоевременно возвращенного (невозвращенного) аванса по госконтракту

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 мая 2016 г. N 02-02-15/26016

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу применения ответственности по государственным контрактам и сообщает.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

При этом поставленный в обращении вопрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами власти. Принимая во внимание, что вопрос касается хозяйственной деятельности организации, запрос, по мнению Департамента, должен быть оформлен на бланке организации и подписан руководителем или должностным лицом, уполномоченным действовать от имени организации.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим постановлением от 04.04.2014 N 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» рассмотрел применение норм о взыскании процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), именно как последствие неисполнение судебного акта.

Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами производилось судами с целью обеспечения своевременного исполнения должником вступившего в законную силу судебного акта Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязательного для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежащего исполнению на всей территории Российской Федерации.

При этом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение судебного решения являются разными видами ответственности.

Положения пункта 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» направлены на разъяснение условий применения статьи 395 Гражданского кодекса, предусматривающей ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение возникших из договоров денежных обязательств.

Согласно положениям указанного пункта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации применение норм статьи 395 Гражданского кодекса исключается, если законом или соглашением сторон установлена неустойка за нарушение денежного обязательства.

Таким образом, если контрактом предусмотрено взыскание неустойки за несвоевременный возврат (невозврат) ранее предоставленного аванса, а также за несвоевременную уплату пеней и штрафов (далее — штрафная неустойка), то требование об оплате процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса предъявляться не будет.

Отсутствие условий о начислении неустойки на сумму несвоевременно возвращенного (невозвращенного) аванса и штрафной неустойки влечет предъявление к должнику требований в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса.

Врио директора Департамента бюджетной методологии

Т.В.СААКЯН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code