6. МЕТАЛЛЫ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ, КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

1   2   3   4   5

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

6.1. Цветные металлы, сплавы и металлические изделия перевозят в крытых вагонах и хранят в закрытых складах или под навесами. Обработанные поверхности отливок и крепежные изделия смазывают.

6.2. При перевозке и хранении металлов принимают меры, предохраняющие их от остаточных деформаций. Более короткие изделия в транспортном средстве располагают сверху.

6.3. При перевозке железнодорожным транспортом сортового и листового металла различных профилей, металлоконструкций и других видов металлической продукции следует руководствоваться требованиями, изложенными в главе 3 (§ 1 — 45 и 54 — 63) «Технических условий погрузки и крепления грузов» («Транспорт», 1969 г.).

6.4. При хранении и укладке металла, металлических изделий и конструкций выполняют следующие требования:

металлы и металлические изделия, отличающиеся по профилю, сорту или размерам, помещают раздельно (в различных штабелях, на разных полках стеллажей и т.п.);

склады металла не рекомендуется располагать вблизи производств, выделяющих газы, нельзя хранить металлическую продукцию в складских помещениях, где хранят баллоны с газами или кислоты;

металлы и металлические изделия следует предохранять от коррозии, для чего их ограждают от прямого воздействия атмосферных осадков и грунтовых вод;

при небольшом количестве отдельных профилей и сортов металла не следует допускать чрезмерно низкой их укладки; в этом случае следует применять специализированный стеллажный способ хранения.

В зимнее время на открытых площадках металл следует регулярно очищать от снега.

6.5. Сталь при свободном хранении укладывают в устойчивые штабеля высотой не более 1,5 м на плоские подкладки толщиной не менее 0,2 м. Соприкасание с грунтом или с полом не допускается.

Расстояния между подкладками назначают из условий, исключающих появление остаточных прогибов. По высоте штабеля укладывают плоские прокладки на одной вертикали с подкладками. Между штабелями оставляют проходы.

6.6. Штабеля и отдельные конструкции располагают длинной стороной параллельно железнодорожным путям или автодорогам.

6.7. Каждый штабель конструкций снабжают табличкой с указанием номера заказа, марок и количества находящихся в нем элементов.

6.8. Располагать штабеля складируемых материалов возле бровок, выемок (котлованов, траншей) допускается только на расстоянии, определяемом расчетом откосов на устойчивость, но не менее 1 м.

6.9. При открытом хранении стали штабелям следует придавать уклон, обеспечивающий сток воды.

6.10. Не допускается совместное хранение в одном штабеле и на одной полке изделий из черных и цветных металлов, так как соприкасание стали с медью, оловом и свинцом вызывает ее коррозию.

6.11. Для хранения металла рекомендуется использовать деревянные либо стальные стеллажи с деревянной обшивкой.

Стеллажи консольного типа или елочные служат для хранения небольших и средних по объему партий сортового металла. Они наиболее удобны для хранения пруткового металла. При применении клеточных стеллажей рекомендуется предусматривать большие проходы для разворота металла при укладке.

6.12. Грузозахватные приспособления, применяемые при строповке и перевозке стали со склада, должны исключать возможность образования остаточных деформаций.

 

МЕТАЛЛЫ И МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

 

6.13. Сортовая сталь перевозится в пачках (связках, пакетах) массой до 10 т при механизированной и до 80 кг — при ручной погрузке. Каждая пачка должна содержать сталь одной партии.

6.14. Стальные трубы диаметром до 60 мм и с толщиной стенки до 1 мм включительно и трубы диаметром 60 — 120 мм с соотношением диаметра к толщине стенки менее 40 перевозятся в ящиках или обрешетках.

Допускается укладка в одну тару нескольких пакетов труб разных размеров и разных марок стали, но с отдельной увязкой их. Укладка в одну тару труб разных марок стали одинаковых или близких размеров не допускается.

Масса одного места при механизированной погрузке не должна превышать 5 т, при ручной — 80 кг.

Трубы диаметром свыше 159 мм перевозятся поштучно. Остальные трубы доставляются в пакетах, прочно увязанных проволокой и лентой не менее чем в двух местах, массой не более 5 т (по требованию заказчика массой 3 т).

При перевозке на железнодорожных платформах трубы ограждаются с боковых сторон вертикальными деревянными стойками, связанными поверху проволокой.

6.15. Отводы перевозят в связках диаметром до 100 мм в контейнерах, свыше 100 мм — без тары в крытых вагонах.

Гнутые трубы поставляют на открытых платформах увязанными в пакеты или упакованными в ящики. Концы гнутых труб и отводов должны быть закрыты.

6.16. Чугунные трубы рекомендуется перевозить в специализированных контейнерах уложенными раструбами попеременно в разные стороны.

Не допускается ударять трубы друг о друга или о металлические и каменные предметы.

6.17. Фитинги рекомендуется перевозить в контейнерах или в крытых вагонах связками массой до 40 кг.

6.18. Материалы профильных сталей крупных сечений (балки, швеллеры) и рельсы перевозят поштучно уложенными в транспортные средства на подкладках толщиной 0,15 — 0,2 м.

6.19. Листовую сталь рекомендуется перевозить:

тонколистовую (толщиной до 4 мм) — в прочно скрепленных пачках (связках, пакетах) массой не более 80 кг; по договоренности допускаются пакеты большей массы; допускается поставка кровельной стали в рулонах; в пачки оцинкованной стали по требованию заказчика сверху и снизу укладываются листы черной стали; пачки белой жести укладываются в сплошные деревянные ящики;

толстолистовую (толщиной свыше 4 мм) — уложенной плашмя на деревянных прокладках; допускается доставка стали толщиной от 4 до 10 мм так же, как и тонколистовой.

6.20. Проволоку стальную для армирования железобетонных конструкций и для воздушных линий связи перевозят свернутой в мотки или бухты массой не более 80 кг.

При перевозке арматурной стали в бухтах следует принимать меры, предотвращающие спутывание витков и образование узлов, а также сворачивание мотков в восьмерки. Для предупреждения коррозии проволочной арматуры следует избегать многократного перемещения ее с холода в тепло.

6.21. Сварные сетки для армирования железобетонных конструкций перевозят:

плоские, мерной длины — в пакетах;

длинномерные — в рулонах массой от 100 до 500 кг.

6.22. Сетки стальные плетеные (для просеивания) отгружают в рулонах.

6.23. Канаты стальные (тросы) диаметром более 30 мм и массой более 100 кг отгружают намотанными на деревянные барабаны, при диаметре менее 30 мм и весе до 700 кг — можно перевозить в прочно перевязанных бухтах.

6.24. Электроды поставляют в сухих деревянных ящиках массой до 80 кг предварительно завернутыми в водонепроницаемую бумагу пачками массой по 3 — 8 кг или уложенными в коробки.

6.25. Гвозди поставляют упакованными в деревянных ящиках массой 80 кг. Допускается упаковка гвоздей в бочки (массой до 120 кг), корзины, коробки, бумажные пакеты (масса нетто гвоздей до 5 кг) и в тару других видов, обеспечивающую сохранность изделий. Перевозка упакованных гвоздей допускается и в контейнерах.

6.26. Крепежные материалы поставляют упакованными в деревянные ящики (массой до 80 кг), бочки (массой до 120 кг) или картонные коробки (детали штучной массой до 100 г и общей массой до 2 кг).

6.27. Оконные и дверные приборы поставляют комплектно, завернутыми в бумагу и уложенными в картонные коробки, которые плотно упаковывают в деревянные сухие ящики (массой брутто не более 50 кг).

6.28. Сортовую сталь рекомендуется хранить под навесом. При небольших количествах сортового металла применяются консольные стеллажи, кронштейны или сплошные полки, на которых в горизонтальном положении укладывается мелкосортный прокат.

Допускается хранение небольших количеств стали крупных профилей (круглой диаметром свыше 38 мм, полосовой — при толщине свыше 10 мм, уголковой — при толщине полки свыше 10 мм) на открытой площадке.

Длинномерный сортовой прокат укладывается (как при хранении под навесом, так и на открытой площадке) в стоечные стеллажи или в металлические скобы.

Высота стоек стеллажей 1,5 м, емкость ячеек 20 — 60 т.

6.29. Профильную сталь крупных сечений и рельсы хранят на открытых площадках в штабелях.

Балки и швеллеры можно укладывать двояким способом: полкой на полку или кромками полок на шейку нижележащего ряда. В последнем случае первый ряд укладывают на деревянные подкладки кромками полок вниз, второй ряд — кромками полок на шейки первого ряда балок (швеллеров); последующие ряды укладывают таким же порядком с перевязкой кромок полок.

Укладку рельсов в штабеля производят следующим образом: первый ряд — на подошву рельса по подкладкам, второй — головками рельсов вниз в промежуток между рельсами нижнего ряда, третий — как первый, и т.д.

Высота штабелей балок, швеллеров и рельсов 0,5 — 1 м.

6.30. Трубы тонкостенные, бесшовные, электросварочные, холоднотянутые и холоднокатаные, прецизионные, нержавеющие, трубы, футерованные винипластом и полиэтиленом, хранят в закрытых помещениях в стеллажах. Футерованные трубы складируют вдали от нагревательных приборов.

6.31. Водогазопроводные трубы хранят под навесом в стеллажах или в специально устроенных станках. Во избежание прогибов при хранении трубы длиной 5 — 6 м должны опираться на деревянные опоры не менее чем в трех местах.

Поверхности оцинкованных труб следует предохранять от повреждения.

6.32. Водопроводные стальные трубы больших диаметров и чугунные трубы можно хранить на открытой площадке в штабелях высотой до 1,5 м (чугунные — раструбами в противоположные стороны).

6.33. Муфты, тройники, ниппели и другие части к газовым трубам рекомендуется хранить в том же складе, где и трубы, в полочно-клеточных стеллажах рассортированными по наименованиям и размерам.

6.34. Листовую сталь хранят:

толщиной от 4 до 10 мм — под навесами плашмя в штабелях; число подкладок должно быть таким, чтобы исключалась возможность прогиба листов;

толщиной более 10 мм — на открытых площадках;

кровельную (черная и оцинкованная) — в закрытых неотапливаемых помещениях уложенной плашмя в стопках высотой 1,5 — 1,6 м; допускается хранить в пачках, уложенных «на ребро», на специальных стеллажах с опорными стойками;

жесть в ящиках или рулонах — в закрытых помещениях штабелями высотой до 1,5 м; допускается упаковывать рулоны в рогожу и укладывать их «на торец».

6.35. Стержневую арматуру хранят в закрытом помещении или под навесом на стеллажах; проволочную арматуру — в закрытом сухом помещении, при этом не допускают укладку мотков и пакетов на земляной пол.

6.36. Сварные плоские сетки хранят в горизонтальном положении в штабеле и в вертикальном положении в рулонах.

Плетеные сетки хранят в закрытых неотапливаемых складах в рулонах, установленных вертикально.

6.37. Проволоку стальную сечением менее 1 мм рекомендуется хранить в отапливаемом помещении на деревянном полу или деревянных подкладках.

6.38. Проволоку катаную (катанка) рекомендуется хранить под навесом и укладывать в штабеля на деревянных подкладках; первый круг проволоки в нижнем ряду кладется плашмя, второй захватывает первый круг наполовину и находится в наклонном положении под углом 25 — 30°, все последующие круги укладываются, как и второй круг. Подобным же образом, но в обратном направлении укладывается второй ярус кругов. Высота штабеля не должна превышать 1,5 м.

Проволока стальная сварочная, а также торговая, телеграфная и перевязочная хранится аналогично катаной.

6.39. Электроды, гвозди, крепежные материалы, приборы оконные и дверные рекомендуется хранить в сухих неотапливаемых помещениях уложенными в штабеля: ящики — ярусами вперевязку, бочки при вертикальном их хранении — в два ряда по высоте, а при горизонтальном — в три ряда с прокладкой между рядами досок.

Оконные и дверные приборы допускается хранить в распакованном виде на стеллажах.

6.40. Канаты рекомендуется хранить в закрытых сухих неотапливаемых помещениях на деревянном настиле.

Необходимо следить за тем, чтобы на смазанный канат не налипал песок. При длительном хранении барабаны и бухты с канатом следует периодически перекатывать на 1/4 оборота во избежание стекания смазки на нижнюю сторону. Не допускается образование резких переломов и сплющивание каната. Каждые шесть месяцев канаты необходимо смазывать.

 

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

6.41. Металлические конструкции зданий и сооружений могут поступать на строительные площадки в виде отдельных звеньев и деталей (так называемых «отправочных элементов») или полностью подготовленными к монтажу.

6.42. Отправочные элементы (прошедшие на заводе-изготовителе контрольную сборку) маркируются соответственно рабочим чертежам и монтажной схеме.

6.43. Перед отгрузкой изготовленные на заводе металлические конструкции огрунтовывают, а фрезерованные торцы и внутренние стенки отверстий для болтов смазывают солидолом, техническим вазелином или тавотом. Отверстия для шарниров должны быть защищены деревянными заглушками.

6.44. Погрузка габаритных и негабаритных конструкций на транспортные средства, закрепление их и перевозка должны производиться в соответствии с действующими техническими условиями транспортных министерств и ведомств.

6.45. Металлические конструкции перевозят на четырехосных платформах и в полувагонах грузоподъемностью 50 и 60 т, а грузы более 60 т — специальными транспортерами грузоподъемностью до 220 т. В зависимости от длины конструкции последние перевозятся на одной или нескольких платформах. При перевозке длинномерных металлических конструкций применяют турникетные приспособления.

6.46. Металлические переплеты одинаковых размеров поставляют в пачках с укладкой деревянных реек между переплетами и снаружи пачки. Каждую пачку обвязывают проволокой.

6.47. Элементы конструкции мокрых газгольдеров (емкостью до 30 000 м3) поставляют в виде рулонных заготовок. Габаритные размеры рулона не должны превышать: длина 14 м, диаметр 3,2 м.

Днища газгольдеров поставляют в виде полотнищ.

6.48. Цилиндрические вертикальные резервуары для хранения нефтепродуктов (емкостью до 5000 м3) поставляют в рулонах диаметром до 3,2 м, навернутых на специальный каркас и прочно закрепленных для предотвращения возможности разворачивания и смещения витков по спирали. Полотнища днища также поставляют свернутыми в рулон.

6.49. Перевозку рулонов на строительную площадку осуществляют на многоколесных прицепных трайлерах, на автомашинах с прицепами либо на санных тракторных прицепах.

6.50. Сбрасывание металлических конструкций при разгрузке не допускается.

6.51. Комплектность и очередность поставки металлических конструкций тщательно проверяется при приемке.

6.52. Для приемки, хранения и подготовки металлических конструкций к монтажу при большом объеме монтажных работ целесообразно организовывать центральный склад-базу. Базу оснащают кранами необходимой грузоподъемности и другими механизмами, стеллажами, стендами, транспортными путями и средствами связи.

Помимо центрального, в необходимых случаях организуют приобъектные склады.

6.53. Все конструкции до подачи их со склада на монтаж:

1) сортируют по объектам, маркам и очередности монтажа;

2) осматривают и выявленные повреждения устраняют;

3) подготавливают к монтажу (очищают от грязи и ржавчины, при необходимости укрупняют); на элементы конструкций наносят необходимые риски, знаки, обозначают места строповки, центры тяжести; конструкции обстраивают монтажными приспособлениями, опорные части очищают и смазывают;

4) окрашивают.

6.54. Разгрузку и хранение конструкций до начала монтажа, а также перевозку их в пределах монтажной площадки производят способами, исключающими повреждение конструкций, грунтовки и окраски.

6.55. Размещение штабелей, сортировку конструкций и раскладку их на складе производят с учетом технологической последовательности укрупнительной сборки и монтажа, а также возможности отправки каждого очередного элемента без перекладки и без нарушения устойчивости штабелей и отдельных элементов.

6.56. При раскладке конструкций на складе рекомендуется:

1) устраивать проходы шириной не менее 1 м в продольном направлении через каждые два штабеля; в поперечном — через каждые 25 м;

2) устраивать поперечные проезды на расстоянии не более 100 м друг от друга, ширину проездов принимать с учетом свободных проходов между транспортными средствами и складируемыми конструкциями;

3) расстояние между штабелями назначать в соответствии с размерами грузозахватных и других приспособлений, которыми элементы обстраивают до подъема: элементы должны быть уложены так, чтобы марки можно было прочитать без перекладки конструкций.

 

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

 

6.57. Проволоку алюминиевую диаметром от 0,8 до 5 мм перевозят в мотках массой до 20 кг. Допускается отгружать проволоку диаметром до 1,5 мм намотанной на деревянные катушки и упакованной в деревянные ящики, выстланные бумагой (общей массой не более 80 кг).

Проволоку медную для воздушных линий связи диаметром от 2,5 до 4 мм поставляют в мотках внутренним диаметром от 350 до 700 мм. Проволоку биметаллическую для воздушных линий связи диаметром от 1,2 до 6 мм отгружают в мотках массой от 10 до 40 кг, обернутых бумагой и обшитых мешковиной или рогожей.

6.58. Прутки латунные, медные и бронзовые перевозят без упаковки связанными в пачки массой до 80 кг.

6.59. Листы и полосы толщиной от 0,4 до 1,5 мм и шириной более 200 мм поставляют упакованными в деревянные решетчатые ящики, а полосы шириной менее 200 мм — завернутыми в упаковочную бумагу, покрытыми сверху и снизу досками и перевязанными стальной упаковочной лентой (масса пачки до 80 кг).

Листы холоднокатаные толщиной до 1 мм поставляют упакованными в деревянные решетчатые ящики, а толщиной более 1 мм — без упаковки.

Листы длиной более 2 м допускается поставлять свернутыми в рулоны.

6.60. Профили из алюминия и алюминиевых сплавов доставляют связанными в пачки (из сплавов марок Д1, Д16, В95 — предварительно смазанными безводной смазкой), уложенными в плотный конверт, состоящий из двух слоев промасленной оберточной бумаги и одного наружного слоя водонепроницаемой бумаги и упакованными в деревянные решетчатые ящики, изготовленные из обрезного пиломатериала без искусственной сушки. Масса упаковочного листа должна быть не более 300 кг.

Укладка и крепление профилей в ящиках должны гарантировать профили от механических повреждений в пути.

При перевозке автотранспортом ящики с профилями укрывают брезентом. Допускается перевозить профили в полувагонах с временной крышей из досок, покрытой битумной бумагой.

Допускается поставлять профили в мягкой упаковке при обеспечении поставщиком гарантии сохранения профилей от повреждения во время транспортирования.

6.61. Медные трубы в зависимости от толщины стенок и материала (мягкий или твердый) поставляются в деревянных сплошных или решетчатых ящиках. Трубы с толщиной стенок более 5 мм и наружным диаметром более 200 мм (мягкие), а также трубы с толщиной стенок более 1 мм (твердые) — без упаковки.

Допускается отправка труб без упаковки в ящики в крытых вагонах при отсутствии перегрузки в пути и в контейнерах, при этом трубы должны быть уложены и укреплены таким образом, чтобы во время перевозки исключалась возможность их перемещения.

При перевозке должны быть приняты меры, предохраняющие трубы от коррозии, загрязнения и механических повреждений.

6.62. Свинец поставляют без упаковки в виде гладких чушек массой 30 — 40 кг. Роли при отгрузке (толщиной 1 и 1,5 мм) упаковывают в деревянные решетчатые ящики.

6.63. Олово поставляют в виде чушек массой по 25 кг без упаковки или в прутках связанными в пачках по 10 шт. (массой до 5 кг).

6.64. Изделия из цветных металлов и сплавов хранятся связанными в пачки и уложенными в тару.

Листы и профили из алюминиевых сплавов рекомендуется хранить распакованными, уложенными в штабеля и на стеллажи.

При хранении цветные металлы не следует смазывать жиром (за исключением указанных марок алюминия), их необходимо очищать от жиров и пятен и насухо вытирать.

Олово и изделия из него рекомендуется хранить в отапливаемых помещениях при температуре воздуха от +12 до +15 °C.

Не допускается совместное хранение цветных металлов с кислотами и солями.

 

  1. ЛЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ И КОНСТРУКЦИИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

7.1. При перевозке и хранении деревянных изделий и конструкций принимают меры против их увлажнения, коробления, механических повреждений и загрязнения.

7.2. Завоз древесины, зараженной грибками, на склады и строительные площадки категорически запрещается.

При обнаружении на лесоматериалах плесневелых и других грибковых признаков такие материалы на складах или площадках не должны разгружаться.

Перед погрузкой здоровой древесины в транспортные средства, в которых ранее перевозился лес, зараженный грибками, необходимо тщательно очистить их от щепы и мусора и провести дезинфекцию раствором антисептика.

7.3. Размещение и крепление лесоматериалов при перевозке на открытом подвижном составе железнодорожного транспорта должно производиться в точном соответствии с главой 2, § 1 — 56 «Технических условий погрузки и крепления грузов» («Транспорт», 1969 г.).

7.4. Площадки для хранения лесоматериалов отводят на сухом месте и предварительно тщательно очищают от травы, щепы, мусора, а зимой — от снега, выравнивают, уплотняют и покрывают тонким слоем негашеной извести. Выравнивать такие участки опилками и другими отходами древесины запрещается.

7.5. Лесоматериалы следует хранить в рассортированном виде и по поступлении на склад немедленно укладывать в штабеля. На каждом штабеле лесоматериалов должна быть прикреплена табличка с указанием номера штабеля, сортимента породы, размеров, сортности, количества уложенных лесоматериалов, времени начала и конца укладки в штабель, режимов хранения и предполагаемого времени разборки.

 

Примечание.

Взамен ГОСТ 9014-59 Постановлением Госстандарта СССР от 14 ноября 1975 г. N 2911 с 1 января 1977 года введен в действие ГОСТ 9014.0-75.

 

7.6. Лесоматериалы, хранящиеся на складе, осматривают систематически, не реже одного раза в месяц. При обнаружении на древесине грибков или налетов плесени штабеля перебирают, пораженные материалы удаляют, а площадку, где находились эти материалы, дезинфицируют в соответствии с требованиями ГОСТ 9014-59 «Лесоматериалы круглые хвойных и лиственных пород. Правила хранения».

7.7. Изделия из древесины хранят в сухих вентилируемых закрытых помещениях с относительной влажностью воздуха не более 60%.

 

ЛЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КРУГЛЫЕ И ПИЛЕНЫЕ)

Примечание.

Постановлением Госстандарта России от 04.09.1997 N 298 с 1 января 1998 года введен в действие ГОСТ 14110-97.

 

7.8. Лесоматериалы должны доставляться пакетами и блок-пакетами и обвязываться стропами или другими обвязочными средствами, отвечающими требованиям ГОСТ 14110-69* «Стропы многооборотные полужесткие». Для пакетирования всех видов лесоматериалов следует применять стропы многооборотные полужесткие ПС по ГОСТ 14110-69*.

Допускается применение пакетов и блок-пакетов, упакованных обвязочными средствами разового пользования:

длинномерные пиломатериалы (доски, брусья) длиной от 3 м и более формируют в пакеты шириной 1,35 м, высотой 1,3 м, массой до 6000 кг и обвязывают двумя стропами типа ПС-01 грузоподъемностью каждого до 3000 кг;

пиломатериалы длиной до 3 м формируют в пакеты трапецеидальной формы шириной 1,25 м, высотой 1,2 м, массой до 6000 кг и обвязывают стропами типа ПС-02;

пиломатериалы короткомерные (шпалы, тарные дощечки) длиной не менее 1 м формируют в пакеты сечением 2,8 x 1,4 м и обвязывают стропами типа ПС-03;

лесоматериалы круглые длиной от 1 до 4 м (дрова, кряжи, балансы) формируют в пакеты шириной 2,8 м, высотой 1,4 м, массой 6000 кг и обвязывают двумя стропами типа ПС-04.

 

Примечание.

Взамен ГОСТ 9014-59 Постановлением Госстандарта СССР от 14 ноября 1975 г. N 2911 с 1 января 1977 года введен в действие ГОСТ 9014.0-75.

 

7.9. При длительном хранении лесоматериалы укладывают и сортируют в соответствии с ГОСТ 9014-59 с соблюдением следующих требований и правил:

лесоматериалы круглые хранят в штабелях, уложенными на прокладки на открытых площадках, обеспечивающих естественную сушку древесины (высота штабеля допускается не более 2 м); между рядами лесоматериалов устанавливаются упоры против их раскатывания;

древесина лиственных пород укладывается в первую очередь в штабеля, так как она легче подвергается заражению грибками, чем древесина хвойных пород.

7.10. На строительных площадках рекомендуют применять сухой способ хранения как хвойных, так и лиственных лесоматериалов (тонкомерных диаметром до 0,2 — 0,25 м). Этот способ применяют для окоренных лесоматериалов, используемых в строительстве в круглом виде (столбы, сваи и др.).

При сухом способе хранения окоренные лесоматериалы укладывают в нормальные штабеля, в которых укладку сортиментов в рядах производят плотно или в разреженные штабеля с расстоянием между сортиментами в ряду не менее 50 мм.

Между рядами лесоматериалов укладывают прокладки из здоровой древесины.

Этот способ рекомендуют применять для окоренных лесоматериалов, используемых в строительстве в круглом виде (столбы, сваи и др.).

7.11. При хранении лесоматериалов и изделий в штабелях устраиваются проезды и подходы к каждому из штабелей, ширина проезда определяется габаритами автотранспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, но должна быть не менее 3 м; для проходов — не менее 1 м, до бровки оснований железнодорожных путей — не менее 2 м, для других препятствий (временных сооружений, заборов) — не менее 1 м. Запрещается складирование лесоматериалов под опоры на подкрановых путях.

Размеры штабелей должны соответствовать требованиям ТУ, стандартов и техники безопасности. Каждый штабель оборудуется средствами пожаротушения.

7.12. Лесоматериалы круглые рекомендуется укладывать на подштабельные основания из антисептированных бревен-подкладок или сборных железобетонных элементов высотой не менее 0,25 м.

Штабеля располагаются компактными группами (по 8 — 10 штабелей в каждой) длиной не менее 25 м. Хранение навалом не допускается.

7.13. Сухие пиломатериалы и заготовки перевозят в транспортных средствах защищенными от действия атмосферных осадков и загрязнений.

7.14. Пиломатериалы, поступающие на склад в летнее время, укладывают в штабеля в течение 1 — 2 дней.

Сосновые пиломатериалы хранят отдельно от еловых.

7.15. Пиломатериалы высших сортов (до II сорта включительно) влажностью менее 25%, а также сухие пиломатериалы твердых лиственных пород I сорта хранят под навесами или в закрытых вентилируемых складских помещениях.

Сухие пиломатериалы остальных сортов должны храниться на открытых складских площадках в плотных штабелях, обеспечивающих защиту от атмосферных осадков.

Пиломатериалы влажностью более 25% целесообразно хранить в штабелях, обеспечивающих естественную сушку. Для предохранения штабелей пиломатериалов от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков над штабелями устраивают сплошную крышу.

7.16. Пиломатериалы рекомендуется укладывать в штабель правильными рядами с установкой прокладок над брусьями подштабельного основания. Толщина прокладок 25 — 50 мм.

В горизонтальных рядах между досками следует оставлять промежутки, ширина которых должна постепенно увеличиваться от краев к середине штабеля.

Высота штабелей пиломатериалов при рядовой укладке должна быть не более половины ширины штабеля, а при укладке в клети — не более ширины штабеля.

7.17. Штабеля с пиломатериалами хвойных и лиственных пород должны быть на складе расположены так, чтобы направление их продольной оси совпадало с направлением господствующего ветра. В районах со слабо выраженной розой ветров штабеля располагают с севера на юг.

7.18. Для предупреждения растрескивания пиломатериалов при длительном их хранении в жаркое время года торцы пиломатериалов рекомендуется покрывать влагозащитной замазкой, например битумом, эмульсией и т.д. Торцевые поверхности должны быть предварительно очищены.

7.19. Разборка и перекладка штабелей сухих пиломатериалов на открытых складских площадках во время дождя не рекомендуется.

 

СТОЛЯРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

 

7.20. Изделия из древесины с нормальной влажностью перевозят в крытом подвижном составе с предохранением от механических повреждений, увлажнения и загрязнения.

7.21. В условиях производственно-технологической комплектации строительства, а также при поставке от заводов-изготовителей изделия из древесины рекомендуется доставлять в специализированных контейнерах по группам изделий (половой брус, погонаж, столярные изделия).

7.22. Изделия и конструкции из древесины с нормальной влажностью, поставляемые для строительства, при перевозке, хранении и складировании должны быть защищены от поражения грибками, насекомыми, а также от появления трещин и переувлажнения.

7.23. Доставку остекленных столярных изделий на строительные объекты рекомендуется производить в специализированных контейнерах с обязательными мягкими прокладками между изделиями. Оконные и дверные блоки хранятся в вертикальном положении на подкладках рассортированными по типам, размерам и сортам.

7.24. Погонажные детали короче 3 м упаковывают в пачки массой до 50 кг и связывают прочным упаковочным материалом.

7.25. Металлические части для деревянных конструкций должны быть рассортированы и связаны в пачки, покрыты антикоррозийной смазкой и храниться отдельно уложенными в ящики.

7.26. Столярные изделия (оконные и дверные блоки, мебель, шкафы, погонажные изделия и др.) рекомендуется хранить в помещениях при температуре не ниже +10 °C в штабелях или контейнерах.

Площадки для складирования целесообразно замостить и покрыть деревянным настилом. Размещение этих изделий на грунте или каменных полах запрещается.

 

ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ПОЛОВ

 

7.27. Перевозку деревянных изделий для полов должны осуществлять в крытых чистых сухих транспортных средствах.

7.28. Деревянные изделия для полов перевозят:

паркетные доски, наборный и штучный паркет — в пачках массой не более 40 кг, скрепленных лентой или проволокой по деревянным накладкам, расположенным по боковым сторонам пачки; допускается упаковка в деревянные каркасы (решетки) или картонные коробки;

шашки для торцевых полов — упакованными в деревянные ящики-клетки, внутренние размеры которых устанавливают в зависимости от размеров и количества шашек; в каждую клетку должны укладываться шашки, одинаковые по ширине и высоте;

клееные доски и щиты — уложенными в штабеля на подкладках и прокладках.

7.29. Деревянные изделия для полов рекомендуется хранить:

паркетные изделия — в отапливаемых помещениях с постоянной температурой воздуха рассортированными по типам, размерам и породам древесины, в пачках, уложенных в штабеля высотой до 1,5 м;

шашки для торцевых полов — в упакованном виде уложенными в штабеля;

клееные доски и щиты — уложенными в штабель на подкладках и прокладках.

 

НЕСУЩИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

 

7.30. В качестве несущих деревянных конструкций на гвоздевых и клеевых соединениях в строительстве применяют балки, фермы, арки, элементы градирен и др.

7.31. Конструкции должны поставляться на строительство комплектно со всеми необходимыми элементами соединений с приложением спецификации деталей, инструкции по сборке, а также актов на выполненную защитную обработку.

7.32. При перевозке деревянных несущих конструкций места захвата их при подъеме и опирании должны строго соответствовать местам, указанным в проекте, отмеченным краской на самих конструкциях.

7.33. Деревянные конструкции, пропитанные водными растворами антисептиков или антипиренов, при перевозке рекомендуется защищать от атмосферных осадков путем укрытия пергамином, толем. Конструкции, пропитанные маслянистыми антисептиками, можно перевозить в открытом подвижном составе (полувагонах, платформах).

7.34. Погрузку и выгрузку пропитанных конструкций и изделий производят механизированными способами, исключающими соприкасание рабочих с пропитанной древесиной.

7.35. Готовые деревянные конструкции рекомендуется хранить в закрытых помещениях или под навесами, уложенными в штабеля на подкладках между рядами (за исключением мелких деталей). Укладка антисептированных конструкций (кроме пропитанных маслянистыми антисептиками) непосредственно на грунт без подкладок не допускается.

7.36. Способы опирания конструкций при хранении в вертикальном положении должны воспроизводить работу в сооружении.

7.37. Конструкции, обработанные огнезащитными фосфорнокислыми и сернокислыми солями, хранят в хорошо проветриваемых помещениях.

 

  1. КРОВЕЛЬНЫЕ, ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ, ПАРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ

АСБЕСТОЦЕМЕНТНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

 

8.1. Асбестоцементные изделия поставляются заводами-изготовителями комплектно с необходимыми фасонными деталями и металлическими креплениями; крепежные материалы — в комплекте в собранном виде упакованными в ящики.

8.2. Во избежание повреждений при перевозке асбестоцементные изделия укладывают и закрепляют так, чтобы они не ударялись друг о друга или о стенки транспортного средства.

8.3. Профилированные листы и полые утепленные плиты (АП), отгружаемые по железной дороге, перевозят в крытых вагонах.

8.4. Профилированные листы при перевозке укладывают в транспортное средство стопами по маркам.

8.5. Плиты для строительства животноводческих и птицеводческих объектов (АКД и другие) перевозятся в специальных контейнерах, в которых исключается смещение плит относительно друг друга. На нижнюю плиту в контейнере должно укладываться не более четырех выше расположенных над ней плит. При этом между всеми рядами плит в контейнере следует прокладывать деревянные прокладки, располагаемые заподлицо с торцами плит. Прокладки располагают строго по одной вертикали стопы и иметь толщину, превышающую высоту монтажных петель и выступающих частей изделия.

Для предохранения от увлажнения открытых поверхностей утепляющих слоев плиты заводом-изготовителем необходимо обертывать в полиэтиленовую пленку, снимаемую непосредственно перед устройством кровли.

8.6. При погрузочно-разгрузочных работах нельзя допускать удары и сбрасывание асбестоцементных изделий.

8.7. При погрузке и разгрузке плит нельзя ставить их на ребро, переворачивать и наклонять больше чем на 45°. Полые плиты запрещается переворачивать огрунтованной стороной книзу.

8.8. На складах потребителей и стройках асбестоцементные изделия, рассортированные по маркам, должны храниться на спланированных площадках с обязательным подведением подкладок под нижний лист или плиту.

При этом под стопы мелкоразмерных листов подводят две прокладки, крупноразмерных — три прокладки.

Длина прокладок для каждого вида изделий равна ширине плиты или листа.

8.9. Крепежные детали для асбестоцементных изделий хранят в ящиках.

8.10. Асбестоцементные волнистые листы хранят стопами в один ярус. Количество листов для крупноразмерных изделий не должно превышать 100, для мелкоразмерных — 150 шт.

8.11. Плиты АП в штабеле укладывают огрунтованной стороной вверх, не более чем в 15 рядов так, чтобы бобышки одной плиты приходились над бобышками другой.

8.12. Плиты АКД хранят в штабелях высотой не более 8 шт. в каждом.

8.13. Штабеля плит рекомендуется хранить под навесом или закрывать от дождя и снега пленками, пергамином и т.п.

 

РУЛОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

8.14. Рулонные материалы применяют следующих видов: рулонные основные — рубероиды, толь, пергамин, гидроизол и рулонные безосновные — изол, бризол и полиэтиленовая пленка.

8.15. Материалы поставляют свернутыми в рулоны (изол и бризол наматывают на сердечники диаметром не менее 60 мм). Каждый рулон обертывают по всей ширине плотной упаковочной бумагой, края которой вдоль всего рулона проклеивают. Допускается упаковка с отступлением от каждого торца не более 100 мм.

Полиэтиленовую пленку, свернутую в рулоны или сложенную в пакеты, обертывают в упаковочную бумагу и укладывают в ящики или картонные коробки.

8.16. Рулоны основных материалов перевозят и хранят в вертикальном положении не более двух рядов по высоте. Допускается укладка дополнительного ряда в горизонтальном положении.

8.17. Безосновные рулонные материалы перевозят и хранят в горизонтальном положении не более чем в пять рядов по высоте.

8.18. На строительные объекты рулонные основные материалы рекомендуется доставлять в специализированных контейнерах, при этом рулоны устанавливают в вертикальном положении.

8.19. Рулоны кровельных и гидроизоляционных материалов, рассортированные по маркам, рекомендуется хранить в закрытых неотапливаемых складах или под навесом, защищенными от механических повреждений и атмосферных осадков.

8.20. Рулонные материалы не рекомендуется хранить вместе с легковоспламеняющимися материалами, с жидкостями-растворителями (керосином и др.) и загрязняющими материалами (порошкообразными, сыпучими).

В летнее время не разрешается хранить рулонные материалы под солнечными лучами. В зимнее время, прежде чем развертывать рулоны, необходимо предварительно обогреть их в теплом помещении.

Раскатывание рулонов пергамина не рекомендуется производить при температуре ниже +5 °C, толя беспокровного — при температуре ниже +3 °C, покровных, рулонных материалов — при температуре ниже +10 °C.

8.21. Полиэтиленовую пленку следует хранить в темном складском помещении в отдалении от нагревательных приборов не менее чем на 1 м.

 

ЭМУЛЬСИИ, ПАСТЫ, МАСТИКИ, БИТУМИНОЗНЫЕ ВЯЖУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ И ЭЛАСТИЧНЫЕ ПРОКЛАДКИ

 

8.22. На строительные объекты, расположенные вблизи мест централизованного изготовления, горячие мастики перевозятся разогретыми (битумные до 180, дегтевые до 130 — 145 °C) в специальных автомашинах, оборудованных мешалками.

Для объектов, расположенных вдали от мест изготовления или при отсутствии специальных машин, мастики доставляются в холодном виде, причем мастики марок МБК-Г-55, МБК-Г-65 и МБК-Г-75 упакованными в бумажные мешки, а мастики марок МБК-Г-85 и МБК-Г-100 — в брусках массой 20 +/- 2 кг.

8.23. Эмульсии, пасты и холодные мастики перевозятся на дальние расстояния в таре (в бидонах с широким горлом, жестяных герметично закрытых банках), на близкие расстояния мастики и эмульсии доставляются в автогудронаторах, а пасты — в ящиках.

8.24. Битуминозные вяжущие материалы должны перевозиться:

битумы полутвердые (дорожные всех марок, кровельные БНК-2), дегти камнеугольные (за исключением Д-1) и сланцевые, пек жидкий — в бункерных полувагонах, бочках деревянных и стальных, контейнерах, железнодорожных цистернах и автоцистернах с нижним сливным прибором диаметром не менее 160 мм, оборудованных змеевиками;

битум строительный всех марок и битум кровельный БНК-5 — на платформах и в крытых вагонах упакованными в бочки, деревянные бидоны, барабаны фанерные и металлофанерные, мешки бумажные уложенными в пакет;

пек твердый — навалом в крытых вагонах или на платформах;

битумы жидкие марок от А-1, Б-1 до А-4, Б-4 и дегти Д-1, Д-2 и Д-3 — в железнодорожных цистернах, бункерных полувагонах, автоцистернах, бочках стальных и контейнерах, бочках деревянных;

битумы жидкие марок А-5, А-6, Б-5, Б-6 и дегти каменноугольные марок от Д-4 до Д-8 — в вагонах-цистернах с нижним сливным прибором диаметром 160 мм, оборудованных змеевиками для разогрева паром.

8.25. Эмульсии, мастики, пасты, битуминозные вяжущие материалы, доставленные в таре, должны храниться в складе или под навесом; поступающие в цистернах, бункерных полувагонах, автоцистернах, автогудронаторах — в специальных закрытых хранилищах. Небольшие количества битума допускается хранить во временных битумохранилищах глубиной 1 — 1,5 м, облицованных кирпичом. Мастику марок МБК-Г-85 и МБК-Г-100 при температуре не выше +38 °C можно хранить на открытых сухих площадках.

8.26. Холодные мастики, битуминозные вяжущие, эмульсии, пасты следует хранить с соблюдением мер санитарной и пожарной безопасности.

8.27. Пароизол и гернит перевозят и хранят упакованными в связки по 10 шт., каждую связку обертывают по концам и в середине бумагой и завязывают веревкой по бумаге, при этом связки не должны быть сдавлены.

1   2   3   4   5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code