Рекомендации по перевозке, складированию и хранению строительных материалов, изделий и конструкций в строительстве

Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников строительных организаций, материально-технического снабжения и складского хозяйства строек.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Повышение экономической эффективности капитальных вложений в строительстве зависит от своевременной реализации прогрессивных направлений технического развития. Большое значение имеет повышение уровня комплексной механизации при производстве транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, а также улучшение условий хранения материалов на строительной площадке.

В настоящей книге приводятся рекомендации по применению рациональных методов отгрузки, перевозки и складской переработки строительных материалов, изделий и конструкций, позволяющие снизить трудоемкость производства указанных работ, повысить производительность труда, уменьшить потери материалов.

Рекомендации разработаны отделом погрузочно-разгрузочных работ, контейнерной и пакетной доставки строительных материалов и конструкций при участии отдела унификации строительных машин и специализированного транспорта ЦНИИОМТП Госстроя СССР. Составители канд. техн. наук М.П. Ряузов (разделы 1; 13); инж. А.М. Безрученко (разделы 6; 7; 8; 9; 11; 14), инж. В.С. Ищенко (разделы 7; 8; 9; 10; 12), инженеры Ю.Д. Кондракова и А.С. Нестеров (раздел 3), канд. техн. наук И.П. Малевич и инж. Р.Б. Степанова (разделы 4; 5), инженеры В.Ф. Трофименков и В.Д. Рыднов (раздел 2), инж. Е.И. Слуцкая (раздел 8). В подготовке материалов участвовали Л.П. Аносова, М.А. Кирсанова и Т.А. Гетьман.

Общее редактирование выполнено канд. техн. наук М.П. Ряузовым и инж. П.А. Власовым.

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Перевозка материалов, изделий и конструкций в строительстве осуществляется железнодорожным, автомобильным, смешанным транспортом, транспортом общего назначения, а также специализированными средствами. Автомобильным специализированным транспортом целесообразно перевозить сборные железобетонные и бетонные конструкции, а специализированными автомобильными и железнодорожными средствами — порошкообразные материалы.

1.2. На каждую отгружаемую партию материалов, изделий и конструкций предприятие-изготовитель выдает паспорт, в котором указывает: наименование изделия (материала, конструкции) по ГОСТ или ТУ, марку или индекс, количество (объем) каждой марки в партии, дату изготовления или приемки ОТК, результаты испытаний контрольных образцов и дату составления паспорта.

1.3. При перевозке строительных изделий и конструкций по железной дороге следует руководствоваться: «Правилами перевозки грузов» («Транспорт», 1967 г.) и «Техническими условиями погрузки и крепления грузов» («Транспорт», 1969 г.).

1.4. При перевозке строительных материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом следует соблюдать требования, определяемые «Правилами дорожного движения» («Транспорт», 1973 г.).

1.5. Все виды материалов, изделий и конструкций, поступающих на строительные площадки, должны соответствовать ГОСТ, ТУ и нормалям, а также договорам поставки.

1.6. Упаковка строительных материалов и изделий, подлежащих перевозке различными видами транспорта, должна соответствовать действующим ГОСТ и ТУ.

1.7. На строящиеся объекты строительные материалы, изделия и конструкции поступают по одной из двух технологических схем. Первая схема: поставщик — транспорт — база комплектации — транспорт — объект. Вторая схема: поставщик — транспорт — объект. По первой схеме объекты обеспечиваются материалами для общестроительных и специализированных работ, по второй — сборным железобетоном, стеновыми и некоторыми другими материалами.

1.8. Наиболее прогрессивной системой обеспечения строящихся объектов материалами, изделиями и конструкциями является производственно-технологическая комплектация, поэтому организацию перевозки, складирование и хранение целесообразно осуществлять с применением этой системы.

Основным условием комплексного обеспечения является централизованная поставка материалов, изделий и конструкций на строящиеся объекты исходя из технологического графика производства строительно-монтажных работ. Материалы подбираются в комплекты, каждый из которых предназначается для выполнения определенного вида работ или возведения определенной части здания и сооружения.

Комплекты материалов доставляют на объекты централизованно, преимущественно в специализированных контейнерах, или пакетами в соответствии с графиком поставки.

1.9. Базы комплектации строительных организаций предназначаются для приемки поступающих от поставщиков материалов и изделий, хранения их, технологической переработки материалов в полуфабрикаты и изделия и повышения заводской готовности изделий, комплектования и отгрузки по назначению.

Базы комплектации организуют как в системе специализированного комбината по строительству жилых зданий, так и в отдельных общестроительных или специализированных трестах в рамках Управления производственно-технологической комплектации.

1.10. В состав баз комплектации строительных организаций входят: склады строительных материалов и изделий, производственно-технологические участки по переработке и комплектованию их, склады хранения укомплектованной продукции, транспортные участки, участки механизации работ.

1.11. Материалы и изделия, поставляемые на объекты строительства в системе производственно-технологической комплектации в специализированных контейнерах и пакетах, до укладки их в дело рекомендуется хранить в этих же контейнерах и пакетах.

1.12. Специализированные контейнеры и средства пакетирования являются принадлежностью поставщика (завода-изготовителя, базы комплектации).

Сроки и условия возвращения опорожненных контейнеров и средств пакетирования устанавливаются договором на поставку.

1.13. В строительстве для хранения материалов и конструкций существуют следующие виды складов: базисные, перегрузочные и приобъектные.

Базисные склады предназначаются для приемки и хранения материальных ресурсов, поступающих в распоряжение строительных организаций. Они располагаются вблизи железнодорожных или автотранспортных подъездных путей либо водной магистрали.

Перегрузочные склады служат для приемки и кратковременного хранения отдельных видов материалов, изделий и конструкций, которые поступают от поставщика железнодорожным или водным транспортом, а на объекты доставляются автомобильным транспортом.

Приобъектные склады располагаются на строительной площадке и предназначаются для складирования конструкций и кратковременного хранения материалов, требующихся для возведения объекта.

1.14. В зависимости от характера строительных материалов, изделий и конструкций строятся склады закрытого (отапливаемые и неотапливаемые), полузакрытого (навесы) и открытого хранения, а в зависимости от количества и видов хранимых материалов — склады общего назначения и специализированные.

Склады закрытого хранения предназначаются для хранения материалов (вяжущих, отделочных и др.), подвергающихся порче от атмосферных осадков и температурных воздействий, а также санитарно-технических изделий, ценных материалов и изделий.

Склады полузакрытого хранения (навесы) предназначаются для хранения материалов и изделий, подвергающихся порче от непосредственного воздействия атмосферных осадков, но не изменяющихся под влиянием температуры и влажности воздуха, а также воздействия ветра, пара и дыма.

Склады открытого хранения предназначаются для материалов и изделий, не подвергающихся порче от воздействия атмосферных условий, — железобетонных изделий, мелкоштучных стеновых материалов и т.д.

1.15. Площадки складов тщательно планируются и уплотняются. Они должны быть изолированы от грунтовых и поверхностных вод. Уклон площадки должен составлять 1 — 2° в сторону внешнего контура склада с устройством, в необходимых случаях, кюветов.

Склады следует сооружать на площадках, не подлежащих застройке в период их эксплуатации.

1.16. Подъездные пути к складу должны обеспечивать свободный проезд и маневрирование автомобильного транспорта. Склады должны иметь сквозные проезды либо круговой объезд для автомобилей. В необходимых местах на складах устанавливаются указатели, регулирующие движение транспортных средств.

Проезды, проходы, погрузочно-разгрузочные площадки необходимо регулярно очищать от строительного мусора и не загромождать, в зимнее время — очищать от снега и льда, дороги — посыпать песком, шлаком или золой, а в летнее время — поливать водой.

1.17. Склады для хранения строительных материалов должны отвечать следующим требованиям:

иметь достаточную емкость, должны быть удобны для работы и обеспечены надлежащими устройствами для складирования и хранения материалов и изделий;

оснащены механизмами и оборудованием, позволяющими быстро с минимальными затратами труда выгружать материалы и изделия, поступающие на склад, а также производить внутрискладские транспортные операции.

1.18. На складах закрытого и открытого хранения, а также под навесами материалы и изделия рекомендуется хранить в штабелях.

Если материалы имеют слабую упаковку или не обеспечивают устойчивость стопы, можно применять стеллажный способ хранения.

При укладке материалов и изделий в штабеля исходят из величины допускаемой нагрузки на 1 м2 поверхности грузовой площади склада.

Между штабелями на складских площадках и складах строительных материалов, изделий и конструкций предусматриваются продольные и поперечные проходы шириной не менее 1 м, а разрывы между смежными штабелями (для удобства строповки и подводки грузозахватных приспособлений) — шириной в поперечном направлении не менее 0,5 м.

Продольный проход располагается по оси складской площадки или склада, а поперечные проходы не менее чем через каждые 20 — 30 м.

Между рядами штабелей устраивают проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов, а также проходы для рабочих.

Границу склада целесообразно установить от края дорог не менее чем на 1 м.

1.19. Склады в зависимости от вида материалов, изделий и конструкций оснащаются различными типами подъемно-транспортного оборудования и погрузочно-разгрузочных машин:

кранами мостовыми, козловыми, стреловыми, штабелерами;

авто- и электропогрузчиками, электрокарами, электротягачами, одноковшовыми погрузчиками, разгрузчиками непрерывного действия, лебедками, транспортерами, тельферами, тележками.

1.20. По конструкции стеллажи подразделяются на:

1) полочные и клеточные (полочно-клеточные, ящичные, ящично-клеточные и т.д.) — для хранения больших количеств однородных материалов и изделий;

2) вертикальные и пирамидальные стойки и консольные стеллажи (металлические и универсальные) — для хранения длинномерных, прутковых или листовых материалов;

3) специальные стеллажи — для хранения баллонов с сжатыми газами и бочек с жидкостями.

Стеллажи в складском хозяйстве могут быть стационарными, инвентарными одно- или двухсторонними.

Глубина универсальных стеллажей 0,5 — 0,6 м, длина 1,1 — 1,2 м, высота 2,2 — 2,4 м. Для хранения небольших количеств материалов мелких размеров применяют клеточные и ящичные стеллажи.

1.21. Технологическая схема складской переработки грузов включает следующие виды работ:

выгрузку, приемку и сортировку поступающих на склад материалов, изделий и конструкций;

размещение и хранение материалов, изделий и конструкций;

отпуск грузов на производство.

1.22. Складские операции с материалами, изделиями и конструкциями выполняют под руководством специально выделенного лица, ответственного за рациональную организацию приема поступающих на склад материалов, изделий и конструкций, их хранение и отпуск со склада, а также ответственного за соблюдение безопасных методов производства указанных работ.

При проведении этих работ следует руководствоваться требованиями главы СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве» и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» («Металлургия», 1973 г.).

1.23. Лица, ответственные за прием на склад материалов, изделий и конструкций, проверяют наличие паспортов в каждой получаемой партии груза и обеспечивают хранение паспортов для предъявления их контролирующим органам, а также приемочным комиссиям.

1.24. На складах строительных материалов и изделий необходимо выполнять следующие требования противопожарной безопасности:

не допускается складирование сгораемых строительных материалов в пределах противопожарных разрывов между зданиями, складирование негорючих материалов допускается с оставлением свободных полос вокруг строений, достаточных для маневрирования пожарных автомобилей, но не менее 5 м;

дороги и подъезды должны содержаться в исправном состоянии и не загромождаться;

склад должен быть снабжен необходимым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителями, ящиками с песком, бочками с водой, ведрами, лопатами и пр.);

помещения, в которых хранятся легковоспламеняющиеся материалы, внутри и снаружи должны оборудоваться надписями «Огнеопасно»;

площадь, занятая под склады лесоматериалов, должна быть освобождена от дерна и периодически очищаться от травы, щепы, коры и другого мусора;

штабеля расходных складов пиломатериалов должны располагаться от постоянных или временных зданий и сооружений на расстоянии не менее 30 м, а штабеля круглого леса — на расстоянии не менее 15 м.

1.25. Количество поступающих на склад материалов и изделий должно проверяться в зависимости от принятой единицы учета путем взвешивания, замера, линейных или объемных показателей, подсчета количества штук или расчета, при этом должно производиться сопоставление фактических показателей с указанными в документах.

1.26. Работники строительства должны производить контрольную проверку качества поставляемых строительных материалов, изделий и конструкций и соответствие их ГОСТ и ТУ, соблюдая при этом установленные (соответствующими стандартами) правила отбора образцов и методы их испытания.

1.27. Строительная лаборатория обязана своевременно представлять органам материально-технического снабжения и комплектации строительной организации данные о лабораторных испытаниях материалов для предъявления рекламаций в случае поступления на строительную площадку некачественных материалов, изделий и конструкций от поставщиков.

Строительная лаборатория должна запрещать применение материалов, изделий, не отвечающих требованиям ГОСТ и ТУ, а также использование их не по назначению.

1.28. Материалы и изделия с базисных складов в системе производственно-технологической комплектации должны направляться на производственные участки технологической переработки и комплектования.

Переработка материалов на базах комплектации обеспечивает рациональное использование материалов, позволяет снизить стоимость производства работ и затраты труда в строительстве.

1.29. Материалы и изделия, подобранные в комплекты, укладываются в контейнеры или пакеты, которые хранятся на складе укомплектованной продукции. Состав комплектов определяется документацией по комплектации.

1.30. Поставки продукции непосредственно с заводов-поставщиков на объекты регулируются органами материально-технического обеспечения и комплектации строительных организаций.

 

  1. СБОРНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ, БЕТОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ И КОНСТРУКЦИИ

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

2.1. Паспортами на каждое изделие снабжают: фермы и балки пролетом 18 м и более, а также колонны и плиты промышленных зданий, фундаменты под оборудование, элементы эстакад и т.д. при их массе свыше 10 т. При меньшей массе упомянутых изделий паспорта выдают на партию.

2.2. На поверхность каждого сборного железобетонного или бетонного изделия наносят несмываемой краской трафаретом или резиновым штампом: шифр предприятия-изготовителя, марку или индекс изделия, его массу, номер ГОСТа или ТУ, паспортный номер изделия, штамп ОТК и дату изготовления.

2.3. При отсутствии у сборных железобетонных изделий монтажных петель места строповки должны быть отмечены несмываемой краской.

2.4. Сборные железобетонные конструкции доставляют с завода-изготовителя на приобъектные склады, находящиеся в зоне действия монтажных кранов или непосредственно под монтажный кран без промежуточной перегрузки автомобильным транспортом.

2.5. При организации монтажа зданий непосредственно с транспортных средств наиболее прогрессивным является метод доставки грузов сменными полуприцепами. В этом случае на один автомобиль-тягач приходится несколько полуприцепов, количество которых может быть определено расчетным путем в зависимости от конкретных условий.

2.6. При перевозке на транспортных средствах железобетонные изделия необходимо надежно закрепить для предотвращения образования околов и трещин в местах опирания и установить на деревянные прокладки, предотвращающие касание изделиями металлических частей грузовой платформы.

2.7. Предлагаемые в данных рекомендациях специализированные транспортные средства не исключают возможности применения и других вновь создаваемых более совершенных типоразмеров специализированных транспортных средств.

 

ПЕРЕВОЗКА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ФЕРМЫ

 

2.8. Длина ферм арочных и с параллельными поясами имеет кратность 6 м и образует ряд 12; 18; 24 и 30 м.

2.9. Перевозку ферм целесообразно осуществлять с использованием специализированных автопоездов, в состав которых входят тягач и полуприцеп-фермовоз. Фермы при перевозке рекомендуется устанавливать в вертикальном положении (рабочем). Если после погрузки ферм на транспортное средство общая высота груженого автопоезда превысит 3,8 м, то такую ферму следует перевозить в наклонном положении или в вертикальном, но имея разрешение ГАИ для движения по определенному маршруту. Перевозка большегабаритных ферм в наклонном положении допускается лишь при условии достаточной жесткости (неизменяемости) несущей конструкции полуприцепа-фермовоза.

2.10. В вертикальном положении фермы перевозят на фермовозах кассетного типа.

2.11. Фермы длиной 12 и 18 м, высотой от 2,2 до 3,4 м и массой от 4,5 до 12 т рекомендуется перевозить на автопоезде в составе тягача МАЗ-504А и кассетного полуприцепа-фермовоза грузоподъемностью 12 т типа Ф-24 Минпромстроя БССР.

2.12. Фермы длиной 24 м, высотой от 2,7 до 3,4 м и массой от 9,2 до 13,7 т рекомендуется перевозить автопоездом в составе седельного тягача МАЗ-504А и кассетного полуприцепа-фермовоза грузоподъемностью 14 т типа Т-74А Главмосавтотранса.

2.13. Фермы длиной 18 и 24 м, высотой 3 — 3,4 м и массой: 18-м — от 17,8 до 19,6 т и 24-м — от 14,2 до 18,6 т целесообразно перевозить на фермовозе грузоподъемностью не менее 20 т. В качестве такого фермовоза может быть использован кассетный полуприцеп-фермовоз УФ-20 (ПФ-20-24) к тягачу КрАЗ-258 Оргтехстроя УССР. Если при перевозке рассматриваемой группы изделий на фермовозе УФ-20 Оргтехстроя УССР габаритная высота груженого автопоезда будет превышать 3,8 м, то в этом случае можно рекомендовать перевозить их в наклонном положении на фермовозе типа 2ППФ-20 (к тягачу КрАЗ-258) грузоподъемностью 20 т Мособлстройтранса.

2.14. Фермы длиной 30 м, высотой 3,76 — 3,83 м, массой соответственно 14,9 — 25,7 т рекомендуется перевозить автопоездом в составе тягача КрАЗ-255Б и прицепа-фермовоза грузоподъемностью 36 т типа ПФ-4-36, изготовленного МЭАМЗом Мособлстройтранса.

Для уменьшения габаритной высоты перевозка ферм на указанном прицепе осуществляется в наклонном положении.

В табл. 1 содержатся данные по использованию фермовозов для перевозки железобетонных ферм.

Таблица 1

Рекомендуемый тип фермовоза Габариты фермы Перевозимое количество, шт. Коэффициент использования грузоподъемности
марка полуприцепа, прицепа грузоподъемность, т марка тягача длина, м высота, м масса, т
Ф-24 Минпромстроя БССР 12 МАЗ-504А 12 2,2 — 3,3 — 3,41 9,0 — 9,2 — 11,3 1 0,75; 0,76; 0,93
18 2,58 — 3,0 4,5 — 6,0 2 0,53 — 1,0
10,5 1
Т-74А Главмосавтотранса 14 МАЗ-504А 24 2,7 — 3,4 9,21 — 13,7 1 0,65 — 0,97
УФ-20 Оргтехстроя УССР 20 КрАЗ-258 18 3,3 17,8 — 19,6 1 0,71 — 0,98
2ППФ-20 Мособлстройтранса 20 КрАЗ-258 24 3,0 — 3,4 14,2 — 18,6 1
ПФ-4-36 Мособлстройтранса 36 КрАЗ-255Б 30 3,76 — 3,83 14,9 — 25,7 1 0,42 — 0,72

2.15. При перевозке больших партий однотипных ферм длиной 12 — 18 м целесообразно применять узкоспециализированные транспортные средства типа ПФУ-18 Главприокскстроя Минстроя РСФСР. Если номенклатура перевозимых ферм более разнообразна, то целесообразно использовать универсальные фермовозы типа Ф-24 Минпромстроя БССР.

2.16. Фермы при транспортировании следует опирать на деревянные подкладки, расположенные или по концам, или под опорными узлами нижнего пояса, при этом просвет от опоры до края фермы не должен превышать шага между опорными узлами.

1   2   3   4   5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code