Глава 1. КОМУ И КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ РУКОВОДСТВОМ

1.1. Обращение к следователям и руководителям следственных органов

Уважаемые следователи <2>! Перед вами пособие, призванное существенно сократить затраты времени и сил в профессиональной деятельности. Прежде всего оно адресовано следователям, имеющим небольшой опыт работы. Это памятка о том, как, начиная свою трудовую деятельность, не допустить ошибок и нарушений закона в самых, казалось бы, простых, но весьма насущных вопросах предварительного расследования: систематизации материалов дела и электронных баз данных, организации осмотра места происшествия, других следственных действий, составлении процессуальных документов и т.п.

———————————

<2> Здесь и далее под термином «следователь» подразумеваются следующие должностные лица: следователь, дознаватель, следователь-криминалист, руководитель следственного органа, начальник органа дознания.

 

Есть у пособия и другие задачи, и речь уже не только о начинающих следователях.

Уважаемые коллеги! Всю свою работу в уголовном судопроизводстве вы привыкли делать самостоятельно, не надеясь на постороннюю помощь, а порой и не доверяя ей. И это, конечно же, неплохо. Но… Всегда ли это эффективно?

Между тем в системе следственных органов произошло не самое заметное, но весьма знаменательное событие. Приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации N 50 от 15.05.2008 было утверждено Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации <3>. Как гласит Положение, институт общественного помощника следователя призван содействовать привлечению граждан к работе по противодействию преступности, созданию условий для формирования кадрового резерва (п. 2). Итак, сделано главное — начато формирование правовых основ деятельности общественного помощника следователя, определены его права и обязанности, сделан важный шаг в плане мотивации его работы — он может попасть в кадровый резерв следственных органов.

———————————

<3> См. Приложение 1. Далее — Положение или Положение об общественном помощнике следователя.

 

Теперь каждый или почти каждый следователь следственного органа Следственного комитета РФ в порядке, установленном Положением, может быть обеспечен общественным помощником. Только какую же работу ему доверить, какие поручения дать, что, собственно, с ним делать — неумелым, да и не всегда знающим, а потому неуверенным в себе молодым человеком?!

Пункт 18 названного Положения определяет лишь самые общие направления деятельности общественного помощника:

1) техническая, информационная и организационная помощь следователю в его работе;

2) подготовка проектов документов по поручению следователя.

Вряд ли этот перечень вносит полную ясность. Обозначенные направления деятельности требуют конкретизации, но уже не на уровне ведомственного нормативного акта, а на уровне методических рекомендаций.

Вероятно, первое, что приходит в голову следователю, — поручить помощнику разнести повестки, использовать его в качестве понятого <4> и т.п. Чтобы доверить ему что-то более серьезное и квалифицированное, например составить проект обвинения <5>, следователю недостаточно быть просто профессионалом, нужно иметь еще и опыт наставника. Но не у всех он есть, как, собственно, и время для работы с молодежью.

———————————

<4> Пункт 22 Положения прямо запрещает привлечение общественного помощника следователя к работе в качестве участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого). См. гл. 5.

<5> См. гл. 14.

 

Но проблема обеспечения работой общественного помощника — это еще полбеды. Ведь почти постоянно в следственный отдел (отделение) приходит большое количество студентов-практикантов. С ними еще сложнее — занимают много места в тесном помещении, путаются под ногами, задают наивные вопросы… В общем, создают дополнительные хлопоты. А у вас их и так… Многие следователи просто не знают, чем занять практикантов. Да и приходят студенты чаще всего только на 2 — 4 недели. Чему их можно научить за это время?! — скажете вы. Только чему-то научишь, а они уже назад — в аудитории. Какой же от них толк?!

Как показал практический и дидактический опыт коллектива авторов этого руководства, не только постоянно действующие общественные помощники, но и студенты-практиканты могут оказать ощутимую помощь следствию даже за короткий промежуток времени. Нужно только правильно направить и организовать их работу, пустить их творческую энергию в нужное русло и, наконец, с облегчением ощутить, как много времени сэкономлено, как много полезных дел сделано руками, пусть неопытными, но старательными.

Изучив данное руководство, вы можете просто и без лишних затрат на инструктаж распределить работу между общественными помощниками и практикантами, выбрав из текста те главы-задачи, которые более всего вам нужно выполнить на текущий момент досудебного производства по уголовному делу. Мы уверены, что большинство общественных помощников и практикантов, получив эти задания, наконец-то почувствуют, что они реально востребованы и полезны своим старшим товарищам. Вы сами увидите, как радость творчества, энтузиазм, чувство собственной значимости зажгут огонь в глазах молодежи, и вместо равнодушного статиста вы получите настоящего Помощника, а далее, быть может, и своего коллегу.

Перед тем как приступить к конкретным рекомендациям, просим вас изучить и учесть некоторые особенности личности типичных практикантов-юристов и общественных помощников.

1. Добросовестный практикант — студент-практикант, имеющий хороший первичный образовательный уровень и пришедший на практику с твердым намерением научиться чему-либо новому, не считаясь с личным временем и объемом усилий.

Добросовестного практиканта желательно поднять до уровня общественного помощника (см. ниже). Рекомендуется для начала поручать задачи невысокого уровня сложности, например изложенные в главах 2 — 9, но готовить к выполнению более сложных задач (см. главы 10 — 15).

2. Общественный помощник — это элита, «гвардия» молодых юристов. Как правило, это в прошлом добросовестный практикант (см. выше, п. 1), который по зову сердца, а не ради простого любопытства, доходов, престижа и т.п. желает быть для начала общественным помощником, поскольку в будущем собирается претендовать на должность следователя. Ясно, что такой молодой человек или девушка хорошо мотивированны, поскольку правомерно надеются, что работа общественного помощника, во-первых, позволит им ближе познать практику уголовного судопроизводства, во-вторых, даст серьезные конкурентные преимущества при трудоустройстве <6>. Трудится такой человек добровольно и безвозмездно, не считается с личным временем, отличается творческим мышлением, высокой работоспособностью, вежливостью и предупредительностью по отношению к руководителю и коллективу органа.

———————————

<6> Как можно судить, например, исходя из п. 2 названного Положения.

 

Рекомендуется поручать задачи любого уровня сложности, например, изложенные в главах 10 — 15. Разумеется, советуем присмотреться к нему как к будущему коллеге, сослуживцу. Быть может, в дальнейшем стоит ходатайствовать перед руководством о принятии его на должность следователя.

3. Недобросовестный практикант — студент-практикант, имеющий любой образовательный уровень, но проходящий практику исключительно по необходимости, для галочки, например, для того, чтобы только подписать дневник и другие отчетные документы. Опаздывает, плохо выполняет поручения, часто отпрашивается, спит на ходу.

Недобросовестным практикантам рекомендуем не поручать ничего. Практика такого лица по вашему усмотрению может быть прекращена досрочно с направлением письма руководству факультета, вуза, на основании которого оно может быть отчислено как не прошедшее практику. Проект письма и другие материалы к книге размещены на сайте labatr.bsu.ru, в электронных приложениях к настоящему пособию, папке «Методические материалы».

В основу «Руководства…» положены результаты изучения материалов свыше 3000 уголовных дел различных категорий и свыше 1000 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Авторами было опрошено и анкетировано более 200 респондентов (следователи, прокуроры, их заместители и помощники из 36 субъектов РФ со стажем работы от трех лет и более), имеющих следственный опыт, опыт поддержания государственного обвинения. Кроме того, респондентам задавались следующие вопросы:

— по каким конкретно задачам привлечение общественных помощников и практикантов было бы наиболее рациональным, эффективным и при этом законным?

— какие советы наиболее полезны для практических работников и их помощников — практикантов?

— каким языком, каким стилем излагать те или иные рекомендации?

— какого придерживаться объема изложения по отдельным вопросам, с тем чтобы книга не пылилась на полке, а оказывала бы реальную помощь?

Именно на результаты этого опроса прежде всего ориентировался авторский коллектив настоящего издания.

 

*****

Авторы выражают глубокую признательность руководству и коллективам следственных управлений Следственного комитета РФ, следственных управлений Следственного комитета при МВД России, а также прокуратур следующих субъектов РФ: Республик Бурятия и Кабардино-Балкария, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей за апробирование рекомендаций, активную помощь в сборе и обобщении данных практики.

 

1.2. Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования

Уважаемые следователи и прокуроры! Искренне полагаем, что большинство общественных помощников и практикантов — это честные и порядочные молодые люди. Однако, как и все прочие граждане, они бывают разными. К сожалению, ни вуз, ни родители не могут гарантировать, что вы не столкнетесь с отдельными проявлениями нечестности, недобросовестности, непорядочности или заинтересованности в исходе конкретного дела.

Следует иметь в виду, что некоторые ограничения устанавливает Положение об общественном помощнике следователя. В частности, таковым может стать только лицо:

— в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

— которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

— годное не только по состоянию здоровья, но и по моральным, деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя, имеющее склонность к следственной работе (п. 4 Положения).

Кроме того, общественный помощник следователя обязан оперативно информировать следователя и руководителя следственного органа о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, в том числе о привлечении к уголовной или административной ответственности либо иных обстоятельствах, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (п. 19 Положения).

Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу либо правам и законным интересам граждан и организаций (п. 20 Положения).

Общественный помощник следователя не может быть допущен к работе с документами, содержащими государственную тайну и служебную информацию ограниченного пользования, ему запрещается разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу (п. 23 Положения).

Общественному помощнику следователя запрещаемся лично или через других лиц получать от физических и юридических лиц какое-либо вознаграждение (денежные средства, подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и прочее) в связи с исполнением обязанностей общественного помощника следователя, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях (п. 24 Положения).

Полагаем, что все эти требования можно и нужно распространять и на практикантов. Следует внимательно относиться к выбору поручаемых задач. Тщательно проверяйте все результаты работы, которую поручаете общественному помощнику или практиканту. Например, то же самое Положение (п. 21) требует от общественного помощника следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовить письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного органа, в котором осуществляется деятельность общественного помощника следователя.

В соответствии с п. 8 Положения кадровое подразделение следственного управления проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники следователя, а при необходимости о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

Вместе с этим с учетом ситуации по конкретным делам и материалам рекомендуем в пределах ваших служебных полномочий проверить, чем, помимо учебы и поручаемой работы (практики), занимается молодой человек; каков круг его знакомств; возможно ли оказание на него нежелательного воздействия представителями стороны защиты, например, исключено ли совершение им действий, направленных на уничтожение либо фальсификацию доказательств, и т.д. Хоть и очень редко, но, к сожалению, негативные примеры в следственной практике имеются.

Как правильно отмечено в п. 23 Положения, далеко не всегда необходимо давать практиканту всю информацию по конкретному делу, находящемуся в производстве. Следует строго и тщательно разъяснить помощнику (практиканту) недопустимость разглашения сведений, ставших ему известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу, напомнить ему об уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ).

Убедившись в порядочности, добросовестности общественного помощника (практиканта), установив оптимальный уровень контроля за его деятельностью, можно приступить к конкретным поручениям, изложенным ниже.

 

1.3. Обращение к общественным помощникам и практикантам

Уважаемые общественные помощники и практиканты! Вы порой просто не представляете себе, как бывает загружен работой следователь, дознаватель и другие наши коллеги-правоприменители!

В существующем режиме работы, порой почти нечеловеческом по своему напряжению, даже высококлассному специалисту очень трудно избежать отдельных упущений: допустить ошибку при составлении сложного процессуального документа (см. гл. 9, 14), забыть приобщить к делу важный материал (см. гл. 15), не взять на место происшествия нужный бланк или предмет (см. гл. 3) и т.п.

Согласитесь, все это по-человечески понятно и не означает, что специалист некомпетентен. Как известно, не ошибается тот, кто не работает. При этом в уголовном судопроизводстве существует масса задач и процедур, несложных по своему содержанию, но затратных по времени выполнения. Например, любому следователю необходимо регулярно систематизировать и подшивать все дела и материалы, находящиеся у него в производстве (см. гл. 2). Но времени не хватает, да и жалко. И тут на помощь можете прийти вы — наши добросовестные и умелые молодые коллеги!

А теперь представьте, насколько приятно будет практическому работнику, если вы вдумчиво, со знанием дела и корректно поможете старшему товарищу. Вы точно заслужите, быть может, не очень явную, но весьма глубокую благодарность профессионала, с удовольствием обнаружившего, что рядом с ним не просто «статист», «разносчик повесток», а подающий большие надежды молодой специалист, внимательный, знающий, работоспособный и доброжелательный, — в общем, как раз тот, кого он хотел бы видеть рядом как коллегу, соседа по кабинету. И кто знает, быть может, именно его вовремя замолвленное словечко или мотивированный рапорт будут решающими при вашем трудоустройстве. Хотите научиться оказывать квалифицированную помощь практическому работнику — читайте это пособие!

 

Внимание!

Перед дальнейшим изучением «Руководства…» обязательно прочитайте предыдущий параграф «Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования». Согласуйте с курирующим следователем и руководителем следственного органа все обозначенные вопросы.

Книга, которую вы держите в руках, не подменяет собой другую учебную литературу. Выходя на практику или работу в должности общественного помощника, следует прежде всего ориентироваться на учебные издания по криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву и другим предметам «криминального цикла», постоянно обращаться к ним в своей работе.

 

1.4. Где скачать и как работать с электронными приложениями

В процессе работы над данным руководством перед авторами стояла задача сделать его максимально прикладным. А для этого мало только давать советы. Нужно предоставить возможность начинающим следователям, их помощникам и практикантам здесь же применить совет на практике. А это, как правило, означает составить процессуальный или иной документ. С тех пор как в правоохранительных органах появилась компьютерная техника, это делается на основе разнообразных электронных шаблонов, которые тысячами оседают в персональных компьютерах и локальных сетях каждого следственного подразделения. Есть у таких подходов и свои минусы (см. 6.7). Но и совсем отходить от сложившейся практики тоже не выход.

Поэтому авторы решили подготовить и разместить в Интернете для открытого пользования электронные документы — образцы и примеры процессуальных и иных документов для обучения начинающих следователей, общественных помощников и практикантов. Для этого после специальной выборки материалов уголовных дел некоторые процессуальные и оперативно-розыскные документы были отсканированы, отредактированы и обезличены.

Указанные электронные документы с высокой долей условности обозначены тремя наименованиями:

образцы — документы, которые, по мнению авторов, составлены правильно, без ошибок и нарушений закона и потому могут служить в качестве ориентиров для обучаемых. Однако не следует забывать, что, во-первых, автор-составитель документа может ошибаться, во-вторых, в каждом регионе, населенном пункте имеются оригинальные подходы к содержанию тех или иных документов, отступление от которых отдельными правоприменителями признается ошибкой, нарушением закона. Поэтому даже образец документа, не говоря уже о примерах, следует согласовывать прежде всего с руководителем следственного органа, судьями региона;

примеры — документы, оставленные в авторской редакции их составителей — практических работников. Они несвободны от недостатков, ошибок и даже, вероятно, нарушений закона. Однако такова реальная правоприменительная практика, и ее необходимо знать и изучать. К тому же соответствующие уголовные дела, как правило, завершались успехом стороны обвинения. Это означает, что либо вероятные ошибки и нарушения были устранены позднее, либо сторона защиты, суд не обратили на них внимание;

антиобразцы — специально подобранные авторами документы из практики, которые содержат существенные нарушения закона. Соответствующие дела завершались поражением стороны обвинения. Антиобразцы снабжены специальными заданиями, с тем чтобы научить, как не допускать таких нарушений или устранять их вредные последствия.

Лишь один образец приведен в Приложении 2 (постановление о привлечении в качестве обвиняемого). Однако работники правоохранительных органов, общественные помощники, преподаватели и студенты вузов, кто пожелает использовать весь объем электронных приложений, могут обратиться к сайту labatr.bsu.ru, где есть ссылка «Электронные приложения к Руководству для следователя и его помощника, практиканта».

Скачав этот архив, пользователи увидят в нем следующие разделы:

1. «Приложения 1 — 16» — содержат электронные документы — реальные акты правоприменения, а иногда и задания к ним для глав пособия согласно их нумерации.

2. «Дела реальные» — содержат образцы и примеры, которые собраны в отдельные учебные уголовные дела. Они включают не все, но основные акты по исходному (реальному) делу, а потому отвечают требованиям наглядности и практичности этого специфического учебного материала.

3. «Методические материалы» — содержат различные документы по вопросам организации учебного процесса в юридических вузах и учреждениях повышения квалификации, вопросам прохождения практик и т.п.

4. «Публикации авторов» — содержат некоторые из авторских публикаций, которые авторы вправе распространять в электронном виде.

Работники правоохранительных органов, использующие данное «Руководство…» в работе, а также все желающие, прежде всего студенты, могут составлять свои проекты документов на компьютере, взяв за основу соответствующий электронный документ из электронных приложений.

Однако предупреждаем: подавляющая часть предложенных документов правоприменительной практики изложена в редакции авторов — практических работников. Составители не гарантируют отсутствия в них ошибок и нарушений закона, а иногда и намеренно их оставляют. Таким образом, ошибка, скопированная из образцов, примеров и антиобразцов, ничем не лучше собственных и любых других. Каждому из пользователей по каждому реальному документу советуем дать оценку по наличию/отсутствию в нем нарушений закона или ошибок.

Авторский коллектив постарается регулярно обновлять все названные разделы электронных приложений, улучшать качество представленных документов. Все желающие могут направлять авторскому коллективу свои примеры и образцы электронных документов по адресу: garmaeff@yandex.ru.

Убедительно просим, чтобы эти документы соответствовали следующим требованиям:

— они должны быть получены законным путем, в необходимых случаях с согласия их составителей;

— их источником должны быть уголовные дела и материалы, по которым правовые решения вступили в законную силу;

— они не должны содержать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, относиться к объектам авторского права;

— по возможности в них не должно быть ошибок и нарушений закона. Если таковые имеются, необходимо сопроводить текст соответствующими сносками или примечаниями о том, в чем заключается ошибка (нарушение закона), как ее следует исправить.

Искренне надеемся, что данное руководство и электронные приложения к нему принесут реальную пользу как практическим работникам, так и обучающимся.

Содержание

Глава 1. КОМУ И КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ РУКОВОДСТВОМ

Глава 2. КАК ПОМОЧЬ ПРАВИЛЬНО СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ПОДШИТЬ ДЕЛО

Глава 3. ПАПКА ДЛЯ БУМАГ «ВЫЕЗДНАЯ» И ПРОЧИЕ ДЕТАЛИ

Глава 4. ПРОВЕДЕНИЕ ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ

Глава 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМОЩНИКИ И ПРАКТИКАНТЫ КАК ПОНЯТЫЕ И СПЕЦИАЛИСТЫ: ЗА И ПРОТИВ

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОМОЩНИК И ПРАКТИКАНТ В ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Глава 7. РАБОТА НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Глава 8. ЕСЛИ СЛЕДОВАТЕЛЬ «НА ВЫ» С КОМПЬЮТЕРОМ: СОВЕТЫ ОПЫТНОГО ЮЗЕРА

Глава 9. СОСТАВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Глава 10. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА

Глава 11. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ

Глава 12. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ

Глава 13. ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Глава 14. КАК ПОМОЧЬ СОСТАВИТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО

Глава 15. КАК ПОМОЧЬ В ПРОВЕРКЕ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Глава 16. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТА, КУРСОВЫЕ, ДИПЛОМНАЯ РАБОТА КАК ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСПЕШНОГО ЮРИСТА (вместо послесловия)

ПРИЛОЖЕНИЯ (1, 2)

Глава 1. КОМУ И КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ РУКОВОДСТВОМ: 1 комментарий

  1. марина

    так долго искала систематизированные материалы как следователь лолжен проводить проверку и т.д.Сын умер в результате неоказания медицинской помощи в стационаре.Понимаю,что следователь водит за нос,подчиняясь распоряжению сверху-в деле высокопоставленные чиновники из Департамента Здравоохранения Москвы к которым за оказанием медпомщи пытались достучаться не только родственники,но и известные правозащитники.Предоставленный материал поможет не только добросовестному следователю,но и мне,несчастной матери поможет уличить недобросовестных работников следственного отдела в их хитросплетениях по укрытию совершенного преступления.СПАСИБО ЗА МАТЕРИАЛ.мЫ НА ПЕНСИИ,АДВОКАТА ВЗЯТЬ НЕ ПОД СИЛУ.надеюсь это пособие поможет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code