КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ АС МО ОТ 21.03.2016 ПО ДЕЛУ N А40-82604/15

В Постановлении АС МО от 21.03.2016 N А40-82604/15 в очередной раз арбитры встали на сторону организации, которая была реорганизована в форме преобразования. Вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов учла все выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.
Что такое реорганизация в форме преобразования? Это преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, например ОАО в ООО (и наоборот), ГУП в ОАО и т.д. Согласно ч. 5 ст. 58 ГК РФ права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. В соответствии с ч. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При этом трудовые отношения с работниками продолжаются (ст. 75 ТК РФ).
Из-за чего возник спор? Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 данного Закона. При этом база для начисления страховых взносов определяется в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей предельной величины базы для расчета страховых взносов, нарастающим итогом с начала расчетного периода (ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов устанавливается ежегодно Правительством РФ (ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
———————————
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Как только база по страховым взносам достигнет предельной величины, взносы в ПФР начисляют по пониженному тарифу (10%), а взносы в ФСС не уплачивают (ч. 4 и 5.1 ст. 8, ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ). За исключением плательщиков страховых взносов, для которых ст. ст. 58, 58.1, 58.4 — 58.6 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов.

К сведению. С 01.01.2016 Постановлением Правительства РФ N 1265 определены:
— предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, она составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 718 000 руб. нарастающим итогом;
— предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, она составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 796 000 руб. нарастающим итогом.
———————————
Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.».

Отметим, что, несмотря на сложившуюся не в пользу сотрудников контролирующих органов арбитражную практику, они продолжают настаивать на своем: при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации. У вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания организации, то есть со дня ее государственной регистрации. Об этой позиции свидетельствуют не только письма Минтруда.
На чем основывается позиция контролирующего органа? Сотрудники контролирующего органа свою позицию аргументируют следующим:
— при реорганизации в форме преобразования создается новая организация (ч. 4 ст. 57 ГК РФ);
— положениями Закона N 212-ФЗ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации страхователя;
— если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Каких-либо исключений из этой нормы для случаев реорганизации юридических лиц не установлено (ч. 3 ст. 10 Закона N 212-ФЗ);
— несмотря на то, что ст. 75 ТК РФ определено, что реорганизация организации в форме преобразования не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, выплаты, начисленные правопредшественником, не включаются в базу по страховым взносам.
Из представленных положений законодательства следует, что расчетным периодом для вновь возникшей при реорганизации в форме преобразования организации признается период со дня ее создания (государственной регистрации) до конца календарного года. Это значит, что вновь возникшая при реорганизации организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации. У вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников начиная со дня ее создания, то есть со дня ее государственной регистрации. Кроме того, контролирующие органы уверены, что никаких противоречий между нормами Трудового кодекса и Закона N 212-ФЗ не возникает, так как Закон N 212-ФЗ регулирует порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, а Трудовой кодекс устанавливает способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.
Такие разъяснения представлены в Письмах Минтруда России от 19.05.2015 N 17-3/В-249, от 05.09.2014 N 17-3/10/В-5634, и, соответственно, эти же аргументы сотрудники контролирующего органа используют в суде, чтобы доказать свою точку зрения.
Как аргументируют свою позицию арбитры? Суды придерживаются противоположной точки зрения и те же положения законодательства трактуют иначе, чем сотрудники контролирующего органа, а именно:
— в силу ст. 75 ТК РФ при реорганизации в форме преобразования трудовые договоры сохраняют действие при согласии на это работников, следовательно, расчетный период определяется с учетом работы в реорганизованной организации. Это значит, что выплаты на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы;
— ч. 3 ст. 10 Закона N 212-ФЗ применяется только в отношении вновь созданных организаций, следовательно, расчетный период, установленный данной нормой, не может быть применим к организациям, возникшим в форме преобразования;
— реорганизация не влияет на порядок исчисления и уплаты страховых взносов, поскольку обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в ее процессе, и после ее завершения.
Таким образом, арбитры считают, что организации, которая была реорганизована в форме преобразования, и вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов могут учитывать все выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.
Подобные выводы сделаны в комментируемом Постановлении, а также в Постановлениях АС МО от 29.08.2014 N Ф05-9421/2014, ФАС ВВО от 25.06.2013 N А43-22087/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 16.10.2013 N ВАС-14361/13), ФАС ДВО от 17.07.2014 N Ф03-2388/2014, от 03.02.2014 N Ф03-6286/2013 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 11.06.2014 N ВАС-6739/14) и др.

О.Е.Глущенко

«Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера», 2016, N 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code