ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Размер административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета установлен ст. 15.11 КоАП РФ. Понятие «грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета» также разъяснено в данной статье. Федеральным законом от 30.03.2016 N 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон N 77-ФЗ) положения ст. 15.11 КоАП РФ изложены в новой редакции. В этом материале рассмотрим, как изменился размер административной ответственности и основания, по которым должностные лица учреждения к ней привлекаются.

 

Начиная с 10 апреля 2016 г. (дата вступления в силу Федерального закона N 77-ФЗ) грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

— занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

— искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;

— регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

— ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

— отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ, в следующих случаях:

— представления уточненной налоговой декларации (расчета) и уплаты на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплаты соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

— исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, продлен срок давности за привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете (ст. 4.5 КоАП РФ в редакции Федерального закона N 77-ФЗ). Действие нормы КоАП РФ о продлении срока давности распространяется на нарушения, которые будут совершены учреждением после 10 апреля, и на длящиеся нарушения, которые начиная с этой даты будут обнаружены. Таким образом, по новым правилам постановление по делу об административном правонарушении законодательства РФ о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение правил бухучета учреждение можно привлечь к ответственности по КоАП РФ только в течение двух лет). Ранее несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета в судебной практике приравнивалось к нарушению законодательства о налогах и сборах, поэтому сроком давности считался один год.

Т.Обухова

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code