ТЕХНИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭМИССИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ

Т.В. Дементьева

Принцип гласности является одним из важнейших специальных принципов правового регулирования эмиссии ценных бумаг, реализация которого необходима для осуществления правомочий и защиты интересов их владельцев. Данная статья посвящена вопросам реализации данного принципа посредством принятия специализированных нормативно-правовых актов. Автором последовательно анализируются действующее законодательство и основные тенденции его развития в данной сфере.

Ключевые слова: принципы права, принцип гласности, акционерное общество, ценные бумаги, эмиссионные ценные бумаги, акция, эмиссия, информация о выпуске ценных бумаг, публичность деятельности акционерного общества, государственная регистрация ценных бумаг.

 

Совершенствование российского законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с осуществлением процедуры эмиссии ценных бумаг, а также раскрытием информации об акционерных обществах, в данном контексте является одним из первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года [7].

Принципы правового регулирования деятельности по эмиссии и размещению ценных бумаг как руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе, в этой связи являются важнейшим инструментом, призванным упорядочить общественные отношения в рассматриваемой сфере. Следует отметить, что правовые принципы эмиссии ценных бумаг законодательно не определены. Между тем согласно положениям науки предпринимательского права систему принципов правового регулирования эмиссии и размещения акций составляют общеправовые и специальные основополагающие начала, лежащие в основе деятельности эмитента и профессиональных участников рынка ценных бумаг [6].

Одним из важнейших специальных принципов гражданско-правового регулирования эмиссии и размещения акций является принцип гласности (доступности и прозрачности информации, необходимой для реализации правомочий и защиты интересов владельцев акций и иных эмиссионных ценных бумаг). Данный принцип также охватывает продвижение эмиссионных ценных бумаг при помощи средств массовой информации и рекламных кампаний с целью привлечения новых инвесторов и формирования благоприятного общественного мнения по поводу новой ценной бумаги.

Отечественный рынок не отличается прозрачностью информации об эмитентах. Лишь ограниченное количество российских эмитентов предоставляет полную информацию о себе и отвечает международным стандартам доступности и прозрачности информации. Особенностью российского рынка ценных бумаг является также недоверие населения как к государству, так и к частным эмитентам. Принцип гласности предполагает обеспечение системы, гарантирующей доступность и прозрачность информации о новой ценной бумаге и сделкам с ней [1].

Для достижения этой цели российское корпоративное законодательство содержит многочисленные требования по публичному раскрытию информации об акционерных обществах и важных событиях, происходящих в их жизни.

Статья 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» [4] закрепляет обязанность открытого акционерного общества раскрывать необходимую информацию посредством предоставления годового отчета общества, годовой бухгалтерской отчетности, проспекта эмиссии акций общества, сообщения о проведении общего собрания акционеров и иных сведений, определяемых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Требования о раскрытии обязательной информации содержатся и в ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» [3].

Нарушение указанных предписаний законодательства о своевременном и полном раскрытии информации, а также предоставление недостоверной и (или) вводящей в заблуждение информации могут привести к существенным административным санкциям. Штраф в отношении акционерного общества может составить от 700 тыс. до 1 млн рублей. На должностных лиц акционерного общества может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей.

1 декабря 2011 г. Минюстом РФ был зарегистрирован Приказ ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11 -46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» [5]. Документ вступил в законную силу.

Нововведением Положения о раскрытии информации является обязательное раскрытие акционерными обществами решения о выпуске ценных бумаг. В соответствии с п. 8.6.1 акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании каждого зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг, которые не являются погашенными, а находятся в процессе размещения или в обращении.

Решение о выпуске ценных бумаг раскрывается путем опубликования текста решения на странице в сети Интернет в срок не более двух дней с момента опубликования информации о государственной регистрации выпуска на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения акционерным обществом письменного уведомления регистрирующего органа. При опубликовании текста решения о выпуске ценных бумаг на странице в сети Интернет должны быть указаны государственный регистрационный номер выпуска, дата его государственной регистрации и наименование регистрирующего органа.

Новеллой является и дополнительная форма раскрытия информации — раскрытие сводной бухгалтерской отчетности эмитента ценных бумаг. В соответствии с п. 7.2 нового Положения раскрытие сводной бухгалтерской отчетности касается эмитентов, в отношении ценных бумаг которых был зарегистрирован проспект ценных бумаг, а также эмитентов, имеющих обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета.

Закон № 264-ФЗ [2], вступивший в силу с 7 апреля 2011 г., внес достаточно существенные изменения в ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг». Теперь она регулирует не только раскрытие информации эмитентами ценных бумаг, но и предоставление информации некоторыми категориями лиц, имеющими отношение к таким эмитентам. Этих лиц условно можно объединить в четыре группы, а именно:

1) участники (акционеры) эмитента, владеющие 5 или более процентами его голосующих акций (долей);

2) лица, получившие право по различным основаниям распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;

3) организации, подконтрольные эмитенту;

4) лица, получившие полномочия для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента.

Закон «О рынке ценных бумаг» обязывает перечисленных выше лиц предоставлять определенную его нормами информацию эмитентам, а также в ФСФР России (в частности, эмитентам она нужна для раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах).

Кроме того, значительные изменения коснулись раскрытия информации на странице в сети Интернет, вступившие в силу 1 сентября 2012 года. Эмитенты больше не смогут использовать для раскрытия информации собственные сайты в сети Интернет либо сайты иных организаций, с которыми у них был заключен соответствующий договор. В соответствии с п. 1.7 нового Положения эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг — информационным агентством, уполномоченным на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг (распространителем информации на рынке ценных бумаг). В свою очередь ответственность за обеспечение свободного доступа к информации эмитента, опубликованной на предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг странице в сети Интернет, ложится на самого распространителя информации. Распространителями информации на рынке ценных бумаг в настоящий момент являются такие информационные агентства, как ЗАО «Интерфакс», ЗАО «А&КМ», ЗАО «СКРИН», ЗАО «Прайм- ТАСС», АНО «АЗИПИ».

Отсутствие в новом Положении требования об обязанности эмитента опубликовывать информацию в периодическом печатном издании дает эмитентам право начинать размещение выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, через две недели с момента раскрытия сообщения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг на странице в сети Интернет, а не через две недели после опубликования данного сообщения в периодическом печатном издании, что существенно влияет на рационализацию временных издержек в условиях динамичного бизнеса.

В заключение хотелось бы отметить, что достаточный, своевременный и полный объем раскрываемой информации о деятельности акционерных форм хозяйствования посредством современных методов и средств — важнейшее условие создания благоприятной инфраструктуры и факторов, влияющих на формирование привлекательного финансового рынка в России, как для внутренних, так и для внешних инвесторов и эмитентов. Перспективам формирования искомого национальной экономикой привлекательного финансового рынка с развитой инфраструктурой будет служить и внесение изменений относительно возможности альтернативного выбора наиболее подходящей процедуры выпуска ценных бумаг, способа размещения ценных бумаг и соответственно объема раскрываемой информации для его участников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гудкина, И. Б. Принципы и особенности создания и использования ценных бумаг на российском рынке: на примере государственных ценных бумаг / И. Б. Гудкина. — М., 2001.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 04.10.2010 № 264-ФЗ : (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — 11 окт. (№ 41 (2 ч.)), ст. 5193.
3. О рынке ценных бумаг : федер. закон Рос. Федерации от 22.04.1996 № 39-ФЗ : (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — 22 апр. (№ 17), ст. 1918.
4. Об акционерных обществах : федер. закон Рос. Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ : (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. — 1996.- 1 янв.(№ 1), ст. 1.
5. Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг : приказ ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. — 20 февр. (№ 8).
6. Симаева, Е. П. Принципы правового регулирования эмиссии и размещения акций / Е. П. Си- маева, Т. В. Дементьева // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруденция. — 2013. — № 1 (18). — С. 58-60.
7. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р. // Собрание законодательства РФ. — 2009. — 19 янв. — № 3, ст. 423.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2013. № 2 (19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code