ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АО

А.В. Зубарев

В последние годы вопросы правового регулирования контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, в частности акционерных обществ, приобрели особую актуальность. Усложнение структуры акционерных обществ одновременно сопровождается увеличением расходов, а следовательно, необходимостью усовершенствования методов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью обществ. В рамках данной работы автор проводит системный анализ законодательства в названной сфере. Автором подробно проанализировано современное состояние и определены перспективы развития гражданского законодательства в области контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.

Ключевые слова: корпоративное управление, акционерное общество (АО), право корпораций, аудит, ревизионная комиссия.

 

В Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «Об акционерных обществах» [3] в главе XII «Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества» в ст. 85 «Ревизионная комиссия (ревизор) общества» прописано: «Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества»; «проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию га акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества». Таким образом, ревизионная комиссия (ревизор) общества представляет собой орган контроля за
финансово-хозяйственной деятельностью общества, который избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества с учетом положений ФЗ «Об акционерных обществах». Избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества, равно как и досрочное прекращение их полномочий, входит в компетенцию общего собрания акционеров в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах». В п. 1 ст. 47 ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества должен решаться на годовом общем собрании акционеров. В п. 2 ст. 54 ФЗ «Об акционерных обществах» также предусмотрено, что вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества должен быть обязательно включен в повестку дня годового общего собрания акционеров.

При этом согласно п. 2 ст. 50 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества, в форме заочного голосования проводиться не может.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах» избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества не относится к вопросам, решение по которым принимается общим собранием акционеров исключительно по предложению совета директоров или наблюдательного совета общества. В соответствии с п. 3 ст. 52 ФЗ «Об акционерных обществах» сведения о кандидате в ревизионную комиссию общества относятся к информации, подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества лицам, имеющим право на участие в этом собрании. В п. 1 ст. 53 ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено, что акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 % голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в ревизионную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав этого органа. Как следует из письма ФКЦБ России от 28 февраля 2000 г. № ИК-07/883 «О сроках полномочий ревизионной комиссии» [2], ревизионная комиссия должна ежегодно переизбираться на годовом общем собрании акционеров. Таким образом, срок полномочий ревизионной комиссии истекает в день проведения следующего годового общего собрания акционеров общества.
В отношении сроков полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества в п. 3 письма ФКЦБ России от 28 февраля 2000 г. № ИК-07/883 даны следующие разъяснения:
— если по каким-либо причинам ревизионная комиссия не была переизбрана на годовом общем собрании акционеров, то срок ее полномочий считается истекшим и обществом должно быть созвано внеочередное собрание для избрания нового легитимного органа.

В случае, если положения устава или внутренних документов акционерного общества относительно сроков полномочий ревизионной комиссии (ревизора) противоречат нормам Закона, то по общим правилам должны применяться соответствующие нормы Закона;
— необходимо учитывать, что подп. 9 п. 1 ст. 48 Закона устанавливает, что полномочия членов ревизионной комиссии (ревизора) могут быть прекращены досрочно решением общего собрания акционеров;
— вопросы досрочного прекращения полномочий членов ревизионной комиссии (всего состава или отдельных членов комиссии) и, соответственно, вопрос избрания нового состава ревизионной комиссии общества могут решаться также и на внеочередном общем собрании акционеров, если этого требуют интересы акционеров, обладающих количеством акций, позволяющим им требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров общества.

В части 2 п. 1 ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено, что членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения, а также компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии общества согласно данной норме устанавливаются решением общего собрания акционеров. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 65 комментируемого Закона дача рекомендаций общему собранию акционеров по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии общества вознаграждений и компенсаций входит в компетенцию совета директоров или наблюдательного совета общества.
Согласно ст. 86 «аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора». Согласно п. 5 ст. 103 ч. 1 ГК РФ аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет 10 или более процентов.

В соответствии с п. 5 ст. 103 ГК РФ порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества. На основании приведенной нормы в п. 1 ст. 86 ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что аудитор общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами РФ на основании заключаемого с ним договора.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России определяет Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N° 307-Ф3 (в ред. от 21.11.2011) «Об аудиторской деятельности» [4], о чем указывается в ч. 1 ст. 1 указанного нормативно-правового акта.
И тем не менее достоверность финансовой информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами, контролируется подчас одновременно несколькими службами.

Внешние аудиторы, ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, контрольно-ревизионное управление как важнейшие контрольно-ревизионные органы имеют самостоятельные цели и задачи. Степень взаимодействия этих служб и их независимость определяют надежность существующей в организации системы внутреннего контроля и возможность для совета директоров и собственников акционерного общества полагаться на их выводы для оценки эффективности менеджмента.

Как показывает российская практика, все эти контролирующие органы в значительной степени дублируют друг друга и ориентируются исключительно на подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, выполняя функции существовавшей ранее ревизии, занимаясь проверкой обеспечения сохранности активов компании, выявлением и ликвидацией задолженностей по недостачам и хищениям. К тому же деятельность этих органов в большинстве случаев носит ритуальный характер, а ее результаты не анализируются и не контролируются.

Представляется целесообразным внесение изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» посредством дополнения его ст. 86.1 следующего содержания: «Для эффективного осуществления советом директоров непосредственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества, и прежде всего за исполнением его финансово- хозяйственного плана, совету директоров общества надлежит создать специальный комитет совета директоров — комитет по аудиту».

Следует отметить, что существующий комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации, стремясь к постоянному улучшению качества аудита, постоянно совершенствует действующую систему профессиональных требований к аудиту на международном уровне. Так, в 2012 г. произошел ряд событий в данной сфере, наиболее значительным из которых является выход новой редакции Справочника по международному контролю качества, аудиту, обзорам, подтверждению достоверности и сопутствующим услугам. В 2013 г. прошли публичные обсуждения Концепции качества аудита [5].

Отечественная система нормативного регулирования аудита строилась как аналог системы международных стандартов аудита, которые при этом были взяты за основу. Выбор такого подхода был основан на стремлении к созданию системы стандартов, которая, с одной стороны, соответствовала бы требованиям к организации аудита на международном уровне, а с другой — учитывала бы особенности национальной экономики.

Российский закон об акционерных обществах не предусматривает создание аудиторского комитета, хотя в зарубежных государствах данный комитет во все большей мере рассматривается как необходимый элемент структуры корпоративного управления.

Роль комитета по аудиту в составе совета директоров в первую очередь зависит от качества системы корпоративного управления на предприятии и определяется следующими основными задачами:
— обеспечение эффективности корпоративного управления;
— защита интересов акционеров и других пользователей информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности, посредством контроля над деятельностью и результатами работы независимых и внутренних аудиторов, анализа финансовой отчетности и раскрываемой в ней информации до ее представления на утверждение совету директоров, надзора за средствами внутреннего контроля (включая управление информационными технологиями и рисками);
— регулирование профессионально-этических отношений между акционерным обществом и аудиторской организацией;
— организация специальных расследований и надзор за их проведением.

Основная цель функционирования аудиторских комитетов — контроль за качеством финансовой отчетности, полнотой и достоверностью раскрытия информации о компании, контроль за деятельностью всех участников процесса подготовки финансовой отчетности. Помимо этого комитет содействует фактическому участию членов совета директоров в осуществлении контроля и повышению их личной осведомленности о деятельности компании.

Комитет по аудиту при совете директоров является консультативно-совещательным органом и формируется предпочтительно из независимых от акционерного общества директоров, обладающих специальными познаниями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. При отсутствии такого комитета аналогичные функции может выполнять совет директоров компании в полном составе [6, c. 52].

В новом понимании структуры органов корпоративного управления, активно продвигаемой инвесторами развитых стран, совет директоров (в лице комитета по аудиту), менеджмент (включая службу внутреннего аудита) и внешний аудитор рассматриваются как гаранты эффективной работы компании и защитники интересов акционеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция качества аудита // Официальный сайт Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants). — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.ifac.org/ publications-resources/framework-audit-quality (дата обращения: 15.02.2013). — Загл. с экрана.
2. О сроках полномочий ревизионной комиссии : письмо ФКЦБ РФ от 28.02.2000 № ИК-07/883 // Вестник ФКЦБ России. — 2000. — 31 марта (№ 3).
3. Об акционерных обществах : федер. закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — 1 янв. (№ 1), ст. 1.
4. Об аудиторской деятельности : федер. закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ : (в ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 1, ст. 15.
5. Суглобов, А. Е. Совершенствование профессиональных требований к аудиту на международном уровне / А. Е. Суглобов, Д. М. Пименов // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — № 10. — С. 27-38.
6. Филипьев, Д. Ю. Роль и значение комитетов по аудиту акционерных обществ / Д. Ю. Филипьев // Сибирская финансовая школа. — 2005. — № 4. — С. 52-54.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2013. № 2 (19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code