ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

О.А.Исупова, Н.А.Костенко

Инвестиционная деятельность является одной из важнейших в процессе функционирования многопрофильных корпоративных объединений, поскольку их цели часто связаны с обеспечением инвестиционно-инновационного прорыва. Однако при этом в инвестиционной деятельности определился ряд проблем, связанных с неверным выбором методов управления инвестиционными программами, в том числе недостаточное внимание экономическим методам. Их применение позволяет реализовать преимущества инвестиционной деятельности в рамках многопрофильных компаний.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, интегрированные многопрофильные компании, экономические методы, синергический эффект, инвестиционные программы и проекты, интегрированность, рациональность, инвестиционный синергизм, адаптивность, эффективность.

 

Обобщение зарубежного опыта показало, что интегрированные корпоративные структуры стали своеобразным каркасом экономики ведущих индустриальных стран. Современный этап развития институциональной структуры мировой и национальных экономических систем характеризуется усилением интеграционных тенденций.

Основными факторами, определяющими масштабы и темпы интеграционных процессов в экономически развитых странах, является сокращение совокупных издержек и формирование благоприятной рыночной среды, позволяющие наращивать объёмы продажи целевых продуктов и прибыли их участников. Крупные интегрированные корпоративные структуры прежде всего обеспечивают технологический прогресс, экономический рост и социальную защищённость граждан в развитых странах. Особенно сильны позиции интегрированных структур в наукоёмких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики.

Необходимость создания интегрированных корпоративных объединений в развитых странах связывают, во-первых, с получением синергетического эффекта взаимодействия; во-вторых, со снижением трансакционных издержек. Систематизация различных определений понятий: «интегрированная корпоративная структура», «интегрированная компания», «интегрированная многопрофильная компания», — показала, что в них эти два фактора не получили своего отражения. Поэтому термину «интегрированная многопрофильная корпоративная структура» автором дано следующее уточнённое определение: интегрированная корпоративная структура — это объединение юридически или хозяйственно самостоятельных субъектов производственного, инвестиционного, финансового и иных направлений посредством консолидации активов на договорной основе или на базе акционерного соучредительства для обеспечения синергетического эффекта и снижения трансак- ционных издержек с учётом достижения общих экономических целей.

Под многопрофильными компаниями (МПК) понимается объединение разнородных и юридически самостоятельных предприятий, объединённых общностью собственников, создавших впоследствии управляющую компанию для координации бизнеса, совместно действующих в рамках общей цели собственника.

Типологические особенности и тенденции дальнейшего развития таких интегрированных корпоративных структур следующие:
— создание объединений промышленных предприятий — многопрофильных интегрированных промышленных структур или интегрированных промышленных групп;
— заметная активность экономически успешных бизнес-структур к объединению на уровне стратегических интеграционных процессов, особенно в наиболее важных видах экономической деятельности. Для современной российской экономики актуальное значение имеет создание МПК на основе стратегического партнёрства.

Распространённой формой такого партнёрства становятся корпоративные объединения холдингового типа;
— активизация формирования стратегических альянсов, которые представляют собой соглашение о кооперации двух или более независимых организаций для достижения согласованных целей и получения синергии от объединения взаимодополняющих ресурсов;
— формирование кластерных принципов организации производственного взаимодействия на региональном уровне [3].

Наиболее важной сферой управления МПК является управление инвестиционной деятельностью, которая позволит преодолеть негативное состояние основных фондов и обновить основной капитал на базе современных технологических инноваций. Роль МПК заключается в объединении промышленного потенциала и финансового капитала, в концентрации тем самым инвестиционных ресурсов в едином координирующем центре для обновления физических активов с целью повышения качества и конкурентоспособности продукции российской промышленности. Такой подход должен быть заложен в стратегии инновационно-инвестиционного прорыва [1, 2].

В сфере инвестиционной деятельности можно выявить три группы проблем управления.

Первая группа проблем связана с инициацией инвестиционных предложений и их технико-экономическим обоснованием, из которых определяющими являются:
— преобладание административных, а не экономических методов в инициации инвестиционных предложений;
— отсутствие стратегического подхода к инвестиционной деятельности МПК в целом и отдельных бизнес-структур, входящих в интеграционное объединение;
— формальный характер анализа (аудита) состояния инвестиционной деятельности и проведения маркетинговых исследований как исходной информации для разработки стратегического плана;
— оценка экономической эффективности инвестиций с помощью количественных, а не качественных (нефинансовых) показателей, применение устаревших методик оценки экономической эффективности и выбора инновационных проектов.

Вторая группа проблем касается реализации инвестиционных проектов и программ, осуществляемых в МПК, а именно:
— внутренние нормативные и административные документы не имеют раздела о разработке календарного плана реализации инвестиционных проектов;
— прибыль рассматривается как основной и часто единственный источник финансирования инвестиционных проектов (программ) и редко учитывается использование других источников финансирования, особенно внешних, в том числе из частных и неформальных источников;
— отсутствует конкуренция между бизнес-единицами за распределяемые инвестиционные ресурсы.

Третья группа проблем объединяет вопросы экономического мониторинга реализации инвестиционных проектов (программ) и постаудита, а именно:
— мониторинг инвестиционных проектов (программ) осуществляется только на стадии эксплуатации;
— во внутренних нормативных и административных документах МПК (регламентах, положениях) отсутствуют механизмы приостановки или досрочной ликвидации проекта ввиду выявленной его неэффективности;
— отсутствует система мотивации, увязанная с конечными результатами, как инвестиционного проекта, так и программы в целом.

По нашему мнению, концепция развития управления инвестиционной деятельностью МПК должна включать следующее:
— направление инвестиционной деятельности МПК на достижение стратегических целей её экономического развития;
— применение экономических методов с целью повышения эффективности управления инвестиционной деятельностью;
— применение современных методов стратегического планирования развития деятельности МПК;
— формирование инвестиционной стратегии, разработка программ и проектов;
— определение эффективности реализации инвестиционной стратегии, программ и проектов на базе адекватных бизнесу методик оценки;
— создание и реализация системы мотивации персонала за результаты инвестиционной деятельности МПК.

Управление реальными инвестициями интегрированных корпоративных структур необходимо обеспечить на основе принципов, реализующих сформулированную концепцию. Наряду с известными принципами построения управления различными экономическими системами, к инвестиционной деятельности МПК применимы следующие специфические принципы организации управления [2]:

1. Интегрированность, которая предусматривает тип корпоративного объединения и особенности интеграционного взаимодействия головной (управляющей) компании и других её участников. Управление инвестициями может быть весьма различным для случаев «жёсткой» холдинговой структуры, «мягкого» стратегического альянса (ассоциации, финансово-промышленной группы — ФПГ) или «договорного» консорциума. Наиболее полно управление инвестициями может быть осуществлено в холдинговых структурах, обеспечивающих высокую степень управляемости бизнес-единицами. Наоборот, в стратегическом альянсе (ассоциации, ФПГ) довольно трудно обеспечить должную субординацию в управлении инвестициями, поскольку центральные компании в большинстве случаев не «жёстко» контролируют других участников. При этом, естественно, общекорпоративный инвестиционный план будет формироваться в виде совокупности мероприятий- поручений, полученных центральной компанией от предприятий-участников.

2. Рациональность, которая предусматривает оптимальное соотношение централизованного и децентрализованного управления инвестициями корпорации. Централизованный подход к управлению инвестициями осуществляется в том случае, когда головная компания на основе принятой общей корпоративной стратегии развития, в том числе выработки инвестиционных приоритетов и способов аккумулирования инвестиционных ресурсов, разрабатывает стратегический план инвестиционной деятельности в разрезе каждого предприятия-участника корпорации. Далее головная компания доводит этот план до участников корпорации, обеспечивает его финансирование и контроль реализации. При децентрализованном подходе к управлению инвестициями предприятиям-участникам корпорации придаётся статус стратегических бизнес-единиц, и они самостоятельно разрабатывают свои перспективные инвестиционные планы и программы. Головная компания ограничивается функциями экспертизы этих планов и программ, их утверждения и контроля выполнения. Но может быть комбинированный вариант управления инвестициями, при котором обеспечивается «жёсткая» централизация планирования и финансирования инвестиционных мероприятий по важнейшим приоритетным направлениям развития корпорации. Однако наряду с этим каждое предприятие корпорации сохраняет право на планирование и финансирование собственных инвестиционных мероприятий.

3. Инвестиционный синергизм интеграционного взаимодействия предприятий-участников как на стадии разработки стратегического плана инвестиционной деятельности, так и его реализации. Стратегический план инвестиционной деятельности включает в себя совокупность инвестиционных проектов, отвечающих стратегии экономического развития как компании в целом, так и её предприятий- участников. Под синергетическим эффектом инвестиционных проектов понимаются получаемые в итоге их реализации доходы от совместного, комплексного использования в рамках компании различных видов ресурсов: финансовых, технических, технологических, информационных, интеллектуальных, коммуникационных и т.д., — превышающие сумму доходов от использования тех же самых ресурсов по отдельности. С помощью термина «синергетический эффект», как правило, хотят подчеркнуть, что компания при реализации инвестиционных проектов должна искать такие товарно-рыночные комбинации, в которых эффект от суммы — больше, чем сумма эффектов составляющих частей. Сумма синергетических эффектов инвестиционных проектов, включённых в стратегический план инвестиционной деятельности компании, формирует его совокупный синергетический эффект.

4. Адаптивность предусматривает такое управление инвестициями, которое позволяет оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения во внешней инвестиционной среде (изменения инвестиционного климата, конъюнктуры инвестиционного рынка и т.д.).

5. Эффективность в управлении инвестициями предполагает получение позитивных результатов от воздействия на управляемый объект для достижения стратегических целей его деятельности. В рыночных экономических условиях наиболее эффективными являются экономические инструменты управления инвестициями,
такие как заработная плата, премия, прибыль, ценообразование, смягчение ограничений, расширение экономической свободы и т.д. В условиях действия экономических методов управления ослабляется централизованное воздействие по вертикали (сверху вниз). Нижестоящие звенья в компании получают гораздо больше прав и возможностей вырабатывать управленческие решения самостоятельно. Таким образом, осуществляется переход от административных к экономическим методам управления, т.е. к методам воздействия на управляемый объект, имеющий в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей.

Стратегический анализ состояния инвестиционной деятельности МПК позволил сделать вывод о том, что в современных рыночных условиях необходимо дальнейшее развитие методологии управления этой деятельностью, в которой основная роль должна принадлежать экономическим методам.

В условиях МПК важной проблемой остаётся исследование теоретических подходов к проблеме экономических методов управления, изложенных в научных трудах различных авторов. Усиление роли данных методов в противовес административным методам управления является непосредственным следствием перехода к рыночным экономическим отношениям. Именно усиление экономических методов управления в условиях рыночных отношений необходимо в деятельности интегрированных корпоративных структур (ИКС). Следует отметить, что инструменты реализации методов управления в значительной мере остаются такими же, однако при административном управлении они применяются как инструменты прямого воздействия, а при экономических методах управления — чаще всего в целях косвенного воздействия. Направление управляющего воздействия смещается при этом из области постановки целей и задач в область разработки способов их достижения.

В условиях МПК появляется необходимость применения комплекса следующих экономических методов управления, позволяющих обеспечить повышение уровня эффективности управления ИКС: 1) анализ (аудит) хозяйственной деятельности; 2) маркетинг; 3) бизнес-планирование; 4) ценообразование; 5) стимулирование; 6) оценка эффективности хозяйственной деятельности; 7) контроллинг. Особенностями содержания экономических методов управления для МПК необходимо рассматривать применительно к целям скоординированной совместной деятельности группы субъектов хозяйствования, имеющих общие экономические интересы, к обеспечению баланса интересов бизнес-группы в целом и её отдельных участников, к различным по характеру своей основной деятельности финансовым и нефинансовым участникам группы.

Список литературы

1. Касатов А.Д. Планирование как инструмент реализации инвестиционных проектов и программ / А.Д. Касатов // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 9-й Междунар. науч.-практ. конф., 18-19 нояб. 2010 г. Ч. 1. — Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010. — С. 272-281.
2. Касатов А.Д. Оценка эффективности инвестиционного проекта в условиях неопределённости и риска / А.Д. Касатов // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвуз. сб. науч. тр. — Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та. — Вып. 2. — 2010. — С. 88-101.
3. Многопрофильные компании как продукт эволюционного механизма формирования региональных холдингов //Российское предпринимательство». — М.,
2011. — № 1.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code