ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США

А.Н.Кириллов

Статья посвящена государственному долгу США, его структуре и проблемам его обслуживания.

Ключевые слова: государственный долг, Федеральная резервная система, облигации казначейства, количественное смягчение.

 

Бюджетный кризис в октябре 2013 г. в очередной раз привлёк внимание к проблеме растущей задолженности США. Под государственным долгом, который называют ещё национальным долгом США, понимается долг федерального правительства. Долги штатов, даже если они гарантируются федеральным правительством, в этот долг не включаются. В настоящее время размер долга превысил 17 трлн долларов. В последние два десятилетия государственный долг США демонстрирует впечатляющие темпы роста. В 1990 г. он составлял 3,2 трлн долл. (55,9 % ВВП США), в 2000 г. — 5,6 трлн долл. (58,0 %), в 2007 г. — 8,9 трлн долл. (65,6 %), 2013 г. — 17 трлн дол. (106 %). За время после начала финансового кризиса государственный долг США почти удвоился и темпы его роста остаются высокими.

Государственный долг США подразделяется на рыночные и нерыночные долги.
Нерыночные долги — это заимствования внутри государственного сектора. Держателями этих долгов являются различные бюджетные организации и внебюджетные социальные фонды, и в отличие от казначейских бумаг нерыночные долги не обращаются на рынке.

Например, среди внебюджетных организаций — кредиторов американского правительства — можно назвать Old-Age and Survivors Insurance Trust Fund — пенсионный фонд, отвечающий за государственные выплаты пенсионерам по возрасту, — и Disability Insurance Trust Fund — фонд, отвечающий за выплаты инвалидам и членам их семей.
Рыночный долг оформлен в виде долговых бумаг казначейства США, размещаемых на финансовом рынке. К середине 2013 г. долг, оформленный в ценных бумагах казначейства США, составлял 11,71 трлн долл. или около 70 % всего государственного долга.

Долговые бумаги казначейства это краткосрочные казначейские векселя, среднесрочные казначейские облигации, долгосрочные казначейские облигации и казначейские облигации, защищённые от инфляции.

Краткосрочные казначейские векселя (treasure bills, T-bills) — это краткосрочные ценные бумаги со сроком погашения от 3-х месяцев до 1-го года. Эти ценные бумаги являются балансовыми, т.е. существуют не в физической форме, а как записи на счетах. T-bills относятся к дисконтным ценным бумагам, т.е. выпускаются и торгуются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости.

Среднесрочные казначейские облигации (Treasury notes, T-notes) имеют срок погашения от 2-х до 10-ти лет, долгосрочные казначейские облигации (Treasury bonds, T-bonds) — более 10-ти лет. T-notes, и T-bonds выпускаются в виде записей на счетах, являются процентными ценными бумагами, имеющими фиксированную (купонную) процентную ставку, и проценты по этим ценным бумагам выплачиваются раз в полгода.

T-bills, T-notes и T-bonds продаются на аукционах. Аукционы по 3- и 6- месячным T-bills проводятся каждую неделю, по годовым — раз в четыре недели. Аукционы по T-notes и T-bonds проходят раз в квартал.

Казначейские облигации, защищённые от инфляции (TIPS) — это ценные бумаги, которые индексируются на уровень инфляции, т.е. их номинальная стоимость повышается в соответствии с индексом потребительских цен, а процентная ставка остаётся фиксированной.

Крупнейшими держателями рыночного долга США являются нерезиденты. К середине 2013 г. на них приходилось 47,9 %. Доля иностранных держателей бумаг казначейства США имеет тенденцию к снижению. В 2008 г. она составляла 52,9 %. Среди нерезидентов основная часть долга — 71,6 % (к середине 2013 г.) — приходится на центральные банки и министерства финансов иностранных государств. Главными кредиторами правительства США среди зарубежных стран являются следующие (данные в млрд долл. на конец июля 2013 г.): Китай — 1 277,3; Япония — 1 135,4; страны Карибского бассейна (Багамские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, Голландские Антильские острова, Панама, Британские Виргинские острова) — 287,7; страны-экспортёры нефти (Алжир, Венесуэла, Индонезия, Бахрейн, Иран, Ирак, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Габон, Ливия, Нигерия, Эквадор) — 257,7; Бразилия — 256,4; Тайвань — 185,8; Швейцария — 178,2; Бельгия — 167,7; Великобритания — 156,9; Люксембург — 146,8; Россия — 131,6; Гонконг — 120,0.

За последние два года из крупнейших держателей казначейских обязательств, только Россия сократила свои инвестиции (на 13,2 %) и опустилась с шестого места на одиннадцатое. Япония увеличила свои вложения в 1,3 раза, Швейцария — в 1,5 раза; Бельгия — в 1,9 раза.

Вторым по значению кредитором американского правительства является финансовый сектор США. Его доля составляет 38,2%. Доля нефинансового сектора США — 13,9 %. В последние годы произошло значительное увеличение доли Федеральной резервной системы США. В 2008 г. она составляла 7,8 %, а к середине 2013 г. — 16,6 %.

Наибольший интерес представляет не столько абсолютная величина государственного долга США, сколько возможности по его обслуживанию. По состоянию на конец финансового года (30 сентября 2013 г.) процентные расходы составили 220 млрд долл. или 6,2 % расходов федерального бюджета. Доля процентных расходов далека от исторического максимума. В 1929-1930 финансовом году она достигала 21,2 %. Даже в 2010-2011 финансовом году она равнялась 12,6 % расходов бюджета или 454 млрд. долларов. Таким образом, при росте государственного долга на несколько триллионов расходы по его обслуживанию сократились в два раза. Причиной этого является значительное снижение ставок заимствования. В 2007 г. средневзвешенная годовая процентная ставка по долгу федерального правительства составляла 4,7%, а в настоящее время она равняется примерно 2 %. Поэтому, хотя за 5 лет долг, оформленный в облигациях казначейства, вырос вдвое, расходы по его обслуживанию остаются на вполне приемлемом уровне — менее 10 % от доходов федерального бюджета.

Столь низкая доходность по казначейским обязательствам объясняется проводимой Федеральной резервной системой политикой (ФРС) «количественного смягчения» (Quantitative easing, QE). Количественное смягчение предполагает выкуп ФРС у банков финансовых активов, включая облигации американского казначейства. Выкуп облигаций ведёт к увеличению спроса на них и падению доходности.

Первая программа количественного смягчения (QE1) началась в ноябре 2008 года. Программа заключалась в том, что федеральные резервные банки выкупали у коммерческих и инвестиционных банков ипотечные бумаги государственных ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac. В результате рынок получал дополнительную ликвидность, а балансы банков очищались от «токсичных активов». Впоследствии наряду с выкупом ипотечных бумаг была запущена программа выкупа казначейских облигаций. Общие масштабы QE1 оцениваются в 1,7 трлн долларов.

В ноябре 2010 г. ФРС вынуждена была приступить ко второму этапу количественного смягчения. В ходе программы, продолжавшейся до лета 2011 г., было выкуплено казначейских и ипотечных ценных бумаг на сумму 600 млрд долларов.

Поскольку ситуация в экономике США продолжала оставаться напряжённой в сентябре 2011 г. была запущена программа Twist. В соответствии с этой программой ФРС покупала долгосрочные казначейские облигации на сумму 400 млрд. долл., одновременно продавая такой же объём бумаг с коротким сроком погашения. Летом 2012 г. ФРС увеличила программу ещё на 267 млрд долларов. Целью программы являлось понижение долгосрочных процентных ставок. В отличие от QE1 и QE2 она не приводила к увеличению баланса ФРС, т.е. созданию новых денег.

В настоящее ФРС осуществляет третий этап количественного смягчения — QE3, — предусматривающий ежемесячную покупку ипотечных бумаг и казначейских облигаций на сумму 85 млрд долларов. Программа QE3 является бессрочной, точнее, она будет продолжаться до тех пор, пока безработица не опустится до приемлемого уровня.

Политика количественного смягчения позволила существенно понизить процентные ставки по казначейским облигациям и значительно облегчить бремя процентных расходов федерального бюджета. Однако возникает вопрос, что произойдёт, если программу количественного смягчения придётся свернуть?

Например, с начала 2013 г. доходность 10-летних казначейских облигаций держалась на уроне около 2 %, опустившись в мае до 1,6 %. Однако состоявшееся 22 мая выступление перед конгрессом США председателя ФРС Бена Бернанке было интерпретировано многими наблюдателями как предупреждение о возможном сворачивании QE3. В результате, процентная ставка в июле подскочила до 2,6 %. Таким образом, существует потенциальная опасность резкого увеличения процентных расходов американского бюджета в случае сворачивания программы количественного смягчения, например, при существенном увеличении темпов инфляции. Пока же, судя по выступлениям представителей властей США, сверхмягкая денежная политика будет продолжаться, что позволит эффективно контролировать процентные расходы американского бюджета. Кроме того, нужно помнить, что крупнейшим держателем рыночного долга является ФРС США (2 159,5 млрд долл.). Прибыль же ФРС за вычетом административных расходов и фиксированных дивидендов по акциям ФРС перечисляется в американский бюджет.

Таким образом, хотя государственный долг США составляет астрономическую сумму, превышающую 17 трлн долл., американская администрация не испытывает особых проблем с его обслуживанием. Примерно 30 % долга — это долг одних государственных учреждений другим. Процентные платежи, перечисляемые крупнейшему кредитору — ФРС, возвращаются в бюджет. Процентные ставки по казначейским обязательствам фактически устанавливаются «денежными» властями США. Однако ситуация может быстро и драматически измениться, если экономике США не удастся выйти на траекторию устойчивого экономического роста, и ФРС будет вынуждена отказаться от проводимой в настоящее время денежной политики.

Список литературы

1. Катасонов В.Ю. Кому должны США? — URL: http://www.fondsk.ru/news/2013/10/26/komu-dolzhny-usa-i-23633.html.
2. Flow of Funds, Balance Sheets and Integrated Macroeconomic Accounts. — URL: http://www.federalreserve.gov/releases/Z1/Current/z1.pdf.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code