Рекомендации о порядке эксплуатации САИПС на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии

РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ САИПС НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ, ЛАТВИИ, ЛИТВЫ, ЭСТОНИИ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ САИПС НА ОГРАНИЧЕННОМ ПОЛИГОНЕ)

 

  1. Условия проведения эксплуатации САИПС

 

Организация эксплуатации САИПС осуществляется на программно-технических средствах Ограниченного полигона, созданного в соответствии с «Комплексным техническим заданием по созданию Ограниченного полигона системы автоматической идентификации подвижного состава в международном сообщении».

 

  1. Обеспечение технического содержания оборудования САИПС

 

Обеспечение технической эксплуатации системы автоматической идентификации должно выполняться в соответствии с Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств и принятыми железнодорожными администрациями нормативными документами, для чего могут быть использованы следующие документы Российских железных дорог.

2.1. Инструктивно-методические указания по проектированию и эксплуатации напольного оборудования пункта считывания САИ «Пальма» (без использования рельсовых цепей СЦБ для контроля вступления подвижной единицы на пункт считывания».

2.2. Пункт считывания системы автоматической идентификации «Пальма» руководство по эксплуатации, КНГМ 466452.001-01 Р.

2.3. Пункт кодирования датчиков ПКД-02. Руководство по эксплуатации. Э-ОЦВ 032002Р.

2.4. Концентратор информации системы автоматической идентификации подвижного состава железных дорог. Паспорт. КНГМ.465235.001-ПС.

2.5. Контроллер подсчета осей пункта считывания системы автоматической идентификации подвижного состава. Паспорт. КНГМ.60810.001ПС.

2.6. Пункт кодирования датчиков ПКД-02 системы автоматической идентификации подвижного состава. Паспорт. КНГМ.466429.001ПС-ЛУ.

2.7. Пункт считывания системы автоматической идентификации подвижного состава. Паспорт. КНГМ 466452.001-02 ПС-ЛУ.

2.8. Концентратор системы автоматической идентификации информации от пунктов считывания, линейный уровень (КСАИ-Л). Руководство по эксплуатации.

2.9. Отраслевые нормы времени на техническое обслуживание пунктов считывания системы автоматической идентификации подвижного состава (САИ «Пальма»). Москва 2004 г.

 

  1. Обеспечение технологического и информационного взаимодействия в процессе эксплуатации

 

Технологическое и информационное взаимодействие в процессе эксплуатации САИПС осуществляется по одному из представленных ниже вариантов в зависимости от структуры и места расположения подразделений, участвующих в процессе передачи поездов с территории одного государства на другое. Предусматриваются следующие варианты информационного взаимодействия АСУ железнодорожных администраций при эксплуатации САИПС:

Вариант 1 — Информационное взаимодействие при наличии на каждой стороне АСУ СПВ. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге сдачи.

Вариант 2 — Информационное взаимодействие при наличии на каждой стороне АСУ СПВ. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге приема.

Вариант 3 — Информационное взаимодействие при наличии единой АСУ СПВ на дороге сдачи. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге сдачи.

Вариант 4 — Информационное взаимодействие при наличии единой АСУ СПВ на дороге сдачи. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге приема.

Вариант 5 — Информационное взаимодействие при наличии единой АСУ СПВ на дороге приема. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге сдачи.

Вариант 6 — Информационное взаимодействие при наличии единой АСУ СПВ на дороге приема. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге приема.

Обмен между подразделениями, участвующими в процессе передачи поездов по межгосударственным стыкам, осуществляется сообщениями:

— о составе поезда, контейнерах, отправках и перевозочных приспособлениях, передаваемых с территории одного государства на другое — с.4770 (1) (исходная передаточная поездная ведомость);

— о корректировке состава поезда, контейнеров, отправок и перевозочных приспособлений, передаваемых с территории одного государства на другое — с.4770 (2) (корректировка исходной передаточной поездной ведомости по результатам согласования);

— о составе поезда, контейнерах, отправках и перевозочных приспособлениях, передаваемых с территории одного государства на другое — с.4770 (6) (согласованная передаточная поездная ведомость), содержит сведения как по принятым вагонам, так и по непринятым вагонам, используется в случае отсутствия исходной ППВ — с.4770 (1);

— о сдаче поезда на соседнюю дорогу — с.220 (1);

— о приеме поезда с соседней дороги — с.220 (2);

— об отправлении поезда в направлении стыка — с.220 (3);

— о прибытии поезда на станцию — с.201;

— об отправлении поезда со станции — с.200;

— о проследовании поезда по станции — с.202;

— сведения о поезде в целом и его составе по данным САИ «Пальма» — с.266;

— телеграмма-натурный лист поезда (ТГНЛ) — с.02:

— корректировка данных ТГНЛ — с.09;

— об отмене переданного сообщения, включая и с.4770 (1) — с.333.

3.1. Информационное взаимодействие при наличии на каждой стороне АСУ СПВ. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге сдачи.

Последовательность обмена информационными сообщениями определяется следующими операциями:

— На станции учета перехода вагонов дороги сдачи на основе данных предварительно полученного из АСОУП 02 сообщения на прибывающий поезд и натурного осмотра его состава причастными службами в АСУ СПВ оформляется исходная передаточная поездная ведомость — с.4770 (1), которая транслируется через АСОУП дорог сдачи и приема в АСУ СПВ принимающей стороны.

— После выполнения процедур оформления исходной передаточной поездной ведомости из АСУ СПВ в АСОУП своей дороги передается сообщение 200 — об отправлении поезда. По сообщению 200 в АСОУП дороги сдачи формируется и передается в АСОУП дороги приема сообщение 220 (3).

— При проследовании сдаваемым поездом стыковой пограничной станции (СПС) с нее передается сообщением 200 или 202 об отправлении или проследовании.

По этим сообщениям в АСОУП дороги сдачи формируется с.220 (1) о сдаче поезда на соседнюю дорогу, которое доставляется в АСУ СПВ дороги приема. Одновременно в выходной горловине этой станции производится считывание средствами САИПС состава сдаваемого поезда, что позволяет зафиксировать возможные отцепки отдельных вагонов по техническим причинам на участке от станции учета перехода вагонов до стыковой пограничной станции.

На основе полученного с СПС сообщения 266 в АСУ СПВ дороги сдачи выполняются следующие действия:

— по номеру ведущего локомотива идентифицируется поезд (определяется его индекс и номер);

— устанавливается соответствие состава поезда (список вагонов) по данным САИПС с данными сообщения 4770(1) на этот поезд. При наличии расхождений формируется сообщение 09, предусматривающее исключение отдельных вагонов из состава поезда в соответствии с сообщением 266.

В АСОУП производится корректировка данных о составе поезда сообщением 09.

Откорректированная в соответствии с ним ТГНЛ (с.02) доставляется в АСУ СПВ дорог сдачи и приема. В результате этой операции фиксируется фактический состав поезда при пересечении границы между смежными государствами.

АСУ СПВ дороги приема до прибытия поезда со смежного государства получает: исходную передаточную поездную ведомость (с.4770 (1)), сведения о передаче поезда с соседней дороги (с.220 (1)) и состав поезда при отправлении со стыковой пограничной станции (с.02).

— Во входной горловине СПВ дороги приема средствами САИПС считывается состав прибывающего поезда. На основании 266 сообщения в АСУ СПВ дороги приема формируется 09 сообщение, фиксирующее возможные отцепки от поезда отдельных вагонов по техническим причинам на участке от стыковой пограничной станции до станции учета перехода вагонов дороги приема. Откорректированная в соответствии с ним ТГНЛ (с.02) доставляется в АСУ СПВ дороги приема и АСОУП дороги сдачи.

— После фактического прибытия поезда на СПВ в АСОУП дороги приема передается с.201, а на основании 4770 (1) с СПВ дорога сдачи и 02 со стыковой пограничной станции в СПВ дороги приема после проверки состава прибывшего поезда оформляется и передается на дорогу сдачи сообщение 4770 (2). На этом передача поезда по межгосударственному стыковому пункту завершается.

3.2. Информационное взаимодействие при наличии на каждой стороне АСУ СПВ. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге приема.

Технология обмена информацией в этом варианте до момента проследования поездом стыковой пограничной станции соответствует первому варианту.

Обработка информации о результатах считывания состава поезда при приеме на СПС производится в АСУ СПВ дороги приема. При этом список номеров вагонов в сообщении 266 сравнивается с перечнем вагонов в блоке Ю1 сообщения 4770 (1). При наличии расхождений (в случае отцепки отдельных вагонов между СПВ дороги сдачи и СПС) формируется сообщение 09, по результатам обработки которого в АСОУП корректируется 02 сообщение на принимаемый поезд.

Откорректированная по результатам считывания состава поезда на входе стыковой пограничной станции ТГНЛ передается в АСУ СПВ дороги приема и в АСОУП дороги сдачи.

На основании переданного с этой же станции сообщения 201 или 202 в АСОУП дороги приема формируется с.220 (2) о приеме поезда с соседней дороги, которое пересылается в АСУ СПВ дороги сдачи.

Порядок обмена информационными сообщениями при выполнении всех остальных операций на СПВ дороги приема полностью соответствует 1 варианту.

3.3. Информационное взаимодействие при наличии единой АСУ СПВ на дороге сдачи. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге сдачи.

В отличие от вариантов с наличием АСУ СПВ на передающей и принимающей стороне в данном случае на станции учета перехода вагонов проверка поезда производится представителями смежных государств. В результате в АСУ СПВ формируется вместо исходной передаточной ведомости согласованная передаточная поездная ведомость — сообщение 4770 (6), которая содержит сведения как по принятым, так и непринятым вагонам. Сообщение 4770 (6) передается в АСОУП обеих смежных дорог. Таким образом, обмен сообщениями 4770 (1) и 4770 (2) между дорогами не производится. Состав и время передачи поезда соседнему государству фиксируется поступлением со стыковой пограничной станции в АСОУП дороги сдачи сообщений 266 и 200 (202). Состав сдаваемого поезда по данным САИПС сравнивается с данными с.4770 (6). При наличии расхождений (в результате отцепки вагонов по техническим причинам на участке от СПВ до СПС) в АСУ СПВ формируется сообщение 09, по которому корректируется и передается в АСУ СПВ и АСОУП дороги приема сообщение 02, переданное ранее сообщение 4770 (6) отменяется с.333 и после соответствующей корректировки передается в АСОУП смежных дорог повторно. В остальном обмен сообщениями между станциями (СПВ, СПС), АСУ СПВ и АСОУП дороги сдачи полностью соответствует 1 варианту информационного взаимодействия.

Из АСОУП дороги сдачи в АСОУП дороги приема передаются сообщения: 4770 (6), 220 (3), 220 (1) и 02.

В данном варианте передавать в АСОУП дороги сдачи какие-либо сообщения из АСОУП дороги приема не требуется.

3.4. Информационное взаимодействие при наличии единой АСУ СПВ на дороге сдачи. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге приема.

При принадлежности СПС дороге приема в отличие от предыдущего 3 варианта из АСОУП дороги сдачи не передаются сообщения 220 (1) и 02. Состав и время передачи поезда соседнему государству фиксируется поступлением со стыковой пограничной станции в АСОУП дороги приема сообщений 266 и 201 (202). Сообщение 266 транслируется через АСОУП дороги сдачи в АСУ СПВ, где состав принятого поезда по данным САИ сравнивается с данными с.4770 (6). При наличии расхождений, как и в предыдущем варианте, формируется сообщение 09. Откорректированная ТГНЛ из АСОУП дороги сдачи передается в АСУ СПВ и в АСОУП дороги приема. При этом сообщение 4770 (6) отменяется и передается повторно только в том случае, если отцепка вагонов произошла не на стыковой пограничной станции.

На основе сообщения 201 (202) в АСУ СПВ из АСОУП дороги приема передается с.220 (2) о приеме поезда.

3.5. Информационное взаимодействие при наличии единой АСУ СПВ на дороге приема. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге сдачи.

Состав поезда и время его передачи соседнему государству фиксируется на стыковой пограничной станции, принадлежащей дороге сдачи, путем передачи в АСОУП своей дороги сообщений 200 (202) и 266. На основе сообщений 200 (202) формируется и передается в АСОУП дороги приема и АСУ СПВ сообщение 220(1) о сдаче поезда. Сообщение 266 транслируется в АСУ СПВ, где производится его обработка с формированием с.09 в случае расхождения состава передаваемого поезда с предварительно полученной с дороги сдачи ТГНЛ. Откорректированное сообщение 02 передается в АСУ СПВ и АСОУП дороги сдачи.

Порядок обмена информационными сообщениями между АСУ СПВ и АСОУП на дороге приема соответствует 1 варианту за исключением того, что вместо исходной передаточной ведомости после прибытия поезда на СПВ формируется согласованная передаточная поездная ведомость — сообщение 4770 (6), которое передается из АСУ СПВ в АСОУП своей и соседней дороги. Таким образом обмен сообщениями 4770 (1) и 4770 (2) между дорогами не производится. Из АСОУП дороги приема в АСОУП дороги сдачи передаются только сообщения 02 — о составе прибывшего поезда и 4770 (6) — согласованная передаточная поездная ведомость.

3.6. Информационное взаимодействие при наличии единой АСУ СПВ на дороге приема. Стыковая пограничная станция принадлежит дороге приема.

В отличие от предыдущего 5 варианта при отправлении поезда в направлении стыковой пограничной станции из АСОУП дороги сдачи в АСОУП дороги приема передается сообщение 220 (3). При проследовании поезда СПС на основе сообщений 266 и 201 (202) АСУ СПВ формирует и передает в АСОУП дороги сдачи сообщение 220 (2) — о приеме поезда и 02 — о его составе. В остальном порядок обмена остается без изменения. Таким образом из АСОУП дороги приема в АСОУП дороги сдачи последовательно передаются сообщения:

— 220 (2) — о приеме поезда;

— 02 — о составе поезда на стыковой пограничной станции;

— 02 — о составе поезда при приеме на станцию учета перехода вагонов;

— 4770 (6) — согласованная передаточная поездная ведомость.

3.7. Изменения в технологии формирования и передачи сообщений о пробегах вагонов (с.1388 и с.4614).

В связи с внедрением САИПС вводится дополнительный контроль (считывание) состава поезда при его проследовании по стыковой пограничной станции и прибытии на станцию учета перехода вагонов дороги приема.

При выявлении отцепки отдельных вагонов на участке между СПВ смежных дорог или СПВ и СПС, на основании 266 сообщений формируются соответствующие им сообщения 09 об изменении состава поезда. При поступлении этих сообщений в АСОУП в сочетании с данными о прибытии, отправлении или проследовании поезда производится формирование сообщений 4614 в ГВЦ МПС. В АСОУП смежной дороги соседнего государства передается сообщение 1388 с данными о накопленных пробегах. По всем другим операциям с передаваемым поездом технология передачи сообщений 1388 и 4614 сохраняется без изменения.

 

  1. Организация эксплуатации САИПС

 

Техническая эксплуатация оборудования САИПС осуществляется силами железнодорожных администраций, в том числе: напольных считывающих устройств, кодовых бортовых датчиков, концентраторов информации.

Сопровождение и анализ информационного взаимодействия обеспечивает ИВЦ ЖА.

 

  1. Область применения информации, получаемой от САИПС на национальном уровне

 

Для расширения сферы применения информации, получаемой от САИПС на национальном уровне, железнодорожным администрациям рекомендуется использовать разработанные ВНИИАС, ВНИИЖТ, ЗАО ОЦВ. с участием железнодорожных администраций Ограниченного полигона технологии при решении следующих задач управления перевозками:

  1. Контроль передачи поездов по межотделенческим стыкам;
  2. Контроль передачи поездов по междорожным стыкам;
  3. Заход (выход) локомотива в локомотивное депо, ПТОЛ;
  4. Контроль прибытия поезда на станцию;
  5. Контроль отправления поезда со станции;
  6. Контроль проследования поезда по станции;
  7. Автоматизированное формирование перевозочных документов;
  8. Контроль операций по взвешиванию вагонов;
  9. Интеграция с устройствами безопасности (ПОНАБ, ДИСК и др.);
  10. Автоматизированное формирование отчетов о парке вагонов на объекте;
  11. Слежение за наличием локомотивов по объектам;
  12. Слежение за перемещением вагонов на технической станции;
  13. Подготовка натурного листа сформированного поезда, контроль составности поезда;
  14. Контроль передачи (приема) вагонов на подъездной путь;
  15. Контроль кольцевых маршрутов;
  16. Контроль за работой хозяйственных поездов и механизмов;
  17. Автоматизированный расчет эксплуатационных тонно-километров;

Перечень конкретных необходимых технологий определяет каждая железнодорожная администрация в зависимости от своих потребностей.

Вопросы приобретения технической документации, программного обеспечения, лицензий на использование и адаптацию технологий технологии при решении задач управления перевозками, решаются железнодорожными администрациями на двухсторонней основе с владельцами результатов соответствующих научно-технических разработок — железнодорожными администрациями Белоруссии. Казахстана, России и Украины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code