Глава 14. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Информационно-справочный материал
Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // БВС РФ. 2009. N 2.

Литература

Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003; Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. М., 2003; Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997.

 

§ 1. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением) признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно-правовыми нормами вредные последствия.

Видовым объектом транспортных преступлений является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта, метрополитена, а также магистрального трубопровода.

С объективной стороны рассматриваемые преступления могут совершаться путем как действия, так и бездействия (ст. ст. 263, 264 266, 269 УК и др.). Некоторые из них предусматривают лишь одну форму деяния, например неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).

Все нормы о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации имеют бланкетные диспозиции.

Составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в абсолютном большинстве сконструированы по типу материальных. В качестве преступных последствий в законе указаны тяжкий вред здоровью человека (ст. ст. 263, 263.1, 264, 266, 267, 268, 269 УК) или крупный ущерб (ст. ст. 263, 263.1, 267 УК). Под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб. Преступление, предусмотренное ст. 271.1 УК, предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека.

Преступления, предусмотренные ст. ст. 270 и 271 УК, имеют формальные составы, считаются оконченными с момента выполнения указанного в законе деяния.

Квалифицированные составы преступлений связываются законодателем с причинением смерти человеку, а особо квалифицированные — с гибелью двух или более лиц (ст. ст. 263, 264, 266, 267 УК и др.). Кроме того, в качестве указанных обстоятельств в ст. 264 УК выделено состояние опьянения лица, управлявшего транспортным средством (ч. ч. 2, 4 и 6).

С субъективной стороны преступления против безопасности движения и эксплуатации являются неосторожными. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) могут совершаться только умышленно.

Субъект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, как правило, специальный. За приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), ответственность несет общий субъект, достигший в первом случае 14-летнего, во втором — 16-летнего возраста.

Все рассматриваемые преступления можно условно классифицировать на две группы: а) деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 263.1, 264, 266 — 269 УК); б) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 270, 271 и 271.1 УК).

 

§ 2. Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта

Данная группа преступлений посягает на безопасность движения или эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, метрополитена, автомобильного и магистрального трубопровода).

Статья 263 УК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена») предусматривает два хотя и близких, но самостоятельных состава преступления. Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; второй — отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.

Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта.

Под нарушением правила, о котором говорится в ст. 263 УК, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

В силу прямого указания закона не подпадает под признаки преступления нарушение правил использования воздушного пространства РФ (ст. 271.1 УК).

Согласно ст. 413 ТК РФ на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В качестве квалифицирующего признака в ст. 263 УК указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека (ч. 2), а особо квалифицирующего признака (ч. 3) — смерти двух и более лиц.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК) означает отказ от реализации или ненадлежащую реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспорта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Указанное бездействие нарушает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

Причинение смерти одному или нескольким лицам охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 263.1 УК.

Предметом преступления при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК) является автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к ст. 264 УК. Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см в куб. и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются ст. 264 УК. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека — ч. 3 комментируемой статьи, двух и более лиц — ч. 5) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6).

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК) означают такой ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

Выпуск в эксплуатацию предполагает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной.

Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух и более лиц — по ч. 3 ст. 266 УК.

Предметом преступления при приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

Объективная сторона преступления характеризуется разрушением, повреждением или приведением в негодность иным способом указанных в законе предметов преступления.

Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена. При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но «выпадает» из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 УК.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), выражается в игнорировании правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.

Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством.

Субъективная сторона предусматривает неосторожную форму вины.

Субъектом преступления — пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16 лет.

В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по ст. 268 УК субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 264 УК.

В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам — по ч. 3 ст. 268 УК.

Предметом преступления при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК) является магистральный трубопровод — комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.

Объективная сторона складывается из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов, причинения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда.

Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующими признаками являются наступление смерти человека (ч. 2), смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 269 УК).

 

§ 3. Иные преступления в сфере функционирования транспорта

Данные преступления не имеют единого объекта. Они необоснованно включены в группу транспортных преступлений, хотя и совершаются в сфере его функционирования. Их объектом являются соответственно безопасность жизни и здоровья потерпевших (ст. 270 УК); урегулированный нормами права режим воздушного пространства, неприкосновенность государственных границ РФ (ст. 271 УК) и порядок использования воздушного пространства РФ (ст. 271.1 УК). Факультативным объектом нарушения правил международных полетов может выступать безопасность движения воздушного транспорта.

Уголовная ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) возможна, если установлено, что: на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие; данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом); капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь; оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров; несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.

Состав рассматриваемого преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является капитан судна.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов.

Закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.

Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 271.1 УК) выражается в использовании воздушного пространства России без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ. Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ 11.03.2010 N 138, установлен разрешительный и уведомительный порядок его использования.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности.

Субъект преступления специальный — лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Причинение смерти двум и более лицам в результате нарушения правил использования воздушного пространства охватывается ч. 2 ст. 271.1 УК.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под транспортными преступлениями?

2. Как классифицируются указанные преступления?

3. Какова особенность предмета транспортных преступлений?

4. Какие типичные последствия транспортных правонарушений отражены в уголовно-правовых нормах в качестве криминообразующих?

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code