Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд

  1. Порядок оценки заявок должен позволять отобрать победителя по наилучшему предложению.

Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реализации тематики плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика, конкурсной комиссии при проведении заказчиком, конкурсной комиссией конкурса.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки комиссия установила следующее.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее — Правила), оценка — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В конкурсной документации установлен в том числе критерий оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок».

По данному критерию заказчиком установлен в том числе показатель «Качество работ», в соответствии с которым оценивается полнота описания участником конкурса выполняемых работ с указанием качественных характеристик в соответствии с требованиями технического задания на выполнение работ (приложение N 3.1 — 3.16 к конкурсной документации в отношении каждого лота соответственно), детализация и проработка организационно-технических предложений, методология и технология выполнения работ.

Наибольший балл по данному критерию оценки присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ и содержащей наиболее подробное и полное описание последовательности и порядка выполнения научно-исследовательских работ, их количественных и качественных характеристик.

Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю «Качество работ», определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по данному показателю».

Исходя из указанного порядок оценки по показателю «Качество работ» не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.

Таким образом, действия заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам: «Таким образом, установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что действия заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Оспариваемое решение антимонопольного органа, вопреки доводам заявителя, принято законно и соответствует требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам».

(Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.11.2015 по делу N А40-1300/15)

 

  1. Протоколы обязательного общественного обсуждения должны размещаться заказчиками на официальном сайте.

 

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата Глатирамера ацетат, раствор для подкожного введения 20 мг/мл, 1 мл.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении заказчиком, оператором электронной площадки аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей. Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок, предусмотренного настоящим пунктом, заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с настоящим пунктом, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

В соответствии с пунктом 1.8 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 10 октября 2013 г. N 578 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей» (далее — Порядок) обязательное общественное обсуждение начинается с даты размещения на официальном сайте в соответствии с частью 2 статьи 112 Закона о контрактной системе плана-графика размещения заказов (далее — план-график) и завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.

В соответствии с часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения закупки размещен на официальном сайте 05.05.2015.

Таким образом, заказчиком на официальном сайте размещен протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения закупки не позднее срока, установленного Порядком.

Следовательно, довод заявителя о том, что заказчиком на официальном сайте размещен протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения закупки с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не нашел своего подтверждения.

  1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования. В случае если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

На заседании Комиссии установлено, что установленный в техническом задании документации об аукционе объем поставляемого товара не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Заявитель не согласился с решением Комиссии ФАС России и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам: «Второй этап обязательного общественного обсуждения был проведен с 24.04.2015 по 30.04.2015. На втором этапе обсуждения также замечаний, возражений или комментариев не поступило и по результатам проведения второго этапа общественного обсуждения заказчиком принято решение о продолжении проведения закупки, о чем составлен протокол от 05.05.2015.

Таким образом, в соответствии с установленным Порядком обязательного общественного обсуждения при проведении этапов общественного обсуждения комментариев, предложений и замечаний заказчиком не получено.

Кроме того, заказчиком 22.05.2015 отменена процедура определения поставщика по рассматриваемому аукциону на основании части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе».

С учетом изложенного заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2015 по делу N А40-123175/15)

 

  1. При оценке опыта выполнения работ заказчик вправе запрашивать ранее исполненные государственные контракты.

 

Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчик при проведении конкурса.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно доводу жалобы заявителя, при проведении процедуры оценки заявок на участие в конкурсе не учтены и не внесены в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе N 2 N 2-1 от 12.05.2015 документы, подтверждающие опыт заявителя по оказанию образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию, поскольку в конкурсной документации установлены ограничения перечня сведений и документов, подтверждающий опыт участника закупки.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, оценка — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: «Цена контракта» (значимость критерия: 45%), «Квалификация участника закупки» (значимость критерия: 55%). По критерию «Квалификация участника закупки» установлен в том числе показатель «Опыт участника закупки по оказанию услуг по обучению по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) за 4 предыдущих года» (далее — показатель 1).

«Подтверждается сведениями о ранее реализованных аналогичных государственных или муниципальных контрактах на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) за предыдущих 4 года с численностью слушателей не менее 20 человек одновременно (копиями контрактов, договоров, актов сдачи-приемки оказанных услуг), представленными участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе, а также информацией из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru.

Аналогичными государственными контрактами (договорами) являются контракты (договоры), соответствующие одному из нижеприведенных условий:

1) государственный контракт (договор) считается аналогичным в случае, если предметом государственного контракта (договора) является оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) по темам: «Земельно-имущественные отношения на современном этапе. Основные тенденции их развития», «Правовое регулирование земельно-имущественных отношений. Тенденции развития земельного и гражданского законодательства»;

2) государственный контракт (договор) считается аналогичным в случае, если предметом государственного контракта (договора) является оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) и в рамках представленного государственного контракта (договора) проводилось обучение (минимум) по 4 темам, входящим в учебную программу и/или учебный план, содержащим нижеприведенные словосочетания:

1) управление недвижимостью;

2) учет объектов недвижимости и/или учет недвижимого имущества;

3) реестр федерального имущества, и/или государственный реестр прав, и/или государственный реестр прав на недвижимое имущество;

4) государственный кадастровый учет и/или кадастровый учет недвижимости;

5) порядок эффективного использования и обеспечение сохранности федерального имущества и/или эффективное использование недвижимого имущества;

6) судебно-арбитражная практика и/или практика арбитражных судов.

Заявке, в которой представлено максимальное число исполненных аналогичных контрактов (договоров) (для государственных и муниципальных заказчиков), присваивается максимальное значение критерия, остальным заявкам присваивается балл.

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) «Опыт участника закупки по оказанию образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) за 4 предыдущих года» (НЦБопыт), определяется по формуле:

Копыт = КЗ x 100 x (Кimax),

где:

Кi — число выполненных в срок и в полном объеме аналогичных контрактов (договоров) в заявке i-го участника,

Кmax — максимальное число выполненных в срок и в полном объеме аналогичных контрактов (договоров), представленных участниками закупки,

КЗ — коэффициент значимости показателя,

КЗ = 0,9.

Представленные акты сдачи-приемки оказанных услуг в отсутствие копий контрактов (договоров) и приложений, предусмотренных к контрактам (договорам), утвержденных учебных программ и/или учебных планов, входящих в состав заявки, не будут считаться подтверждением опыта участника конкурса.

В отсутствие актов сдачи-приемки, а также копий приложений, предусмотренных к контрактам (договорам), утвержденных учебных программ и/или учебных планов, входящих в состав заявки, контракт (договор) считается не исполненным и не будет учитываться при оценке.

В отсутствие информации из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru, представленные контракты не будут учитываться при оценке».

Изучив на заседании комиссии, представленную представителем заказчика заявку заявителя на участие в конкурсе, комиссия установила, что заявка заявителя не содержит контрактов, подтверждающих опыт выполнения аналогичных государственных или муниципальных контрактов на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию.

Также Комиссия приходит к выводу о том, что установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в конкурсе в рамках показателя 1 не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Заявитель, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам: «Заявке, в которой представлено максимальное число исполненных аналогичных контрактов (для государственных и муниципальных заказчиков), присваивается максимальное значение критерия, остальным заявкам присваивается балл.

Представленные акты сдачи-приемки оказанных услуг в отсутствие копии контрактов, договоров, входящих в состав заявки, не будут считаться подтверждением опыта участника конкурса.

В отсутствие актов сдачи-приемки, а также копий приложений (в т.ч. программ и/или учебных планов), предусмотренных к контрактам (договорам), входящим в состав заявки, контракт (договор) считается не исполненным и не будет учитываться при оценке.

В случае отсутствия информации из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru, представленные контракты не будут учитываться при оценке».

То обстоятельство, что заявка заявителя не содержала копии соответствующих контрактов и акты сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что действия Комиссии ПФР при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе не противоречат действующему законодательству и положениям конкурсной документации».

С учетом изложенного заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2015 по делу N А40-154686/15)

1   2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code