Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ

  1. Заказчик не вправе устанавливать требование того, что участник закупки должен быть авторизованным партнером производителей товара.

 

В Московское УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для расширения существующей системы видеоконференцсвязи.

При рассмотрении жалобы комиссия Московского УФАС России установила следующие обстоятельства.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 27.05.2015 N 31 заявка заявителя признана не соответствующей (на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 18 положения о закупках) требованиям, указанным в аукционной документации, а именно: в нарушение пункта 6 раздела 2 аукционной документации участником не представлена копия уполномочивающего письма производителя Manufacturer’s Authorization, подтверждающая право участника на поставку товара.

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отклонил его от участия в Аукционе, так как в составе заявки ООО «Д» присутствует заверенная участником копия Уполномочивающего письма производителя, подтверждающая, что ООО «Д» является авторизованным партнером производителя товара.

С вышеизложенным доводом жалобы заявителя заказчик не согласился, представив письменные возражения.

Комиссия, изучив материалы дела, установила следующее.

В соответствии с пунктом 6 раздела 2 аукционной документации участник закупки должен быть авторизованным партнером производителей товаров, предлагаемых к поставке, на территории Российской Федерации на дату подачи заявки, что должно быть подтверждено представлением заверенной участником копии уполномочивающего письма производителя (Manufacturer’s Authorization). Поставщик письменно подтверждает, что предлагаемые им в данном предложении продукты будут закуплены им у производителя или через уполномоченный авторизованный канал поставки производителя в Российской Федерации, в соответствии с применимым законодательством и применимыми правилами производителя, действующими на момент покупки, а также что имя заказчика будет сообщено производителю в качестве конечного пользователя проданных продуктов, если данное требование установлено производителем.

Представители заказчика пояснили, что заявителем не было подтверждено соответствие участника требованиям пункта 6 раздела 2 аукционной документации, в связи с чем заявка данного участника была отклонена от участия в аукционе.

Вместе с тем Комиссия установила, что в аукционной документации отсутствуют основания отстранения заявок участников аукциона.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Согласно подпункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В целях соблюдения принципов равноправия, справедливости, а также принципа информационной открытости закупки представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному утверждению в аукционной документации подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения заявок на участие в закупке, в том числе основания отстранения участников закупки от участия в закупке, поскольку невнесение данной информации в аукционную документацию напрямую затрагивает права и законные интересы участников.

Таким образом, утверждение заказчиком в положении о закупке оснований отстранения участника закупки от участия в закупке не освобождает заказчика от обязанности утверждать основания отстранения участников в закупочной документации применительно к каждой конкретной закупке.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в аукционной документации оснований отстранения участников закупки от участия в закупке не свидетельствует о том, что такие основания не должны утверждаться в закупочной документации.

Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу о неправомерности отстранения заявки заявителя от участия в аукционе ввиду отсутствия основании отстранения в аукционной документации.

В связи с чем Комиссия признает довод заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в аукционе обоснованным.

Заказчик, не согласившись с решением Московского УФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу: «Вместе с тем, как следует из материалов дела, все затребованные аукционной документацией документы и сведения обществом «Дисплей Балтика» были представлены, в связи с чем и ввиду отсутствия конкретных требований к оформлению подтверждающего письма от производителя товара каких-либо оснований для отклонения названной заявки по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения заявок от 27.05.2015, у предприятия не имелось.

Объективным доказательством наличия в закупочной документации подобного рода разночтений является факт отклонения заявителем по указанному основанию двух заявок из трех поданных, что может свидетельствовать о заблаговременной осведомленности победителя закупки о составе и порядке оформления такого письма-подтверждения. На основании изложенного и учитывая факт отсутствия в аукционной документации детальных требований к составу и оформлению заявок на участие в закупочной процедуре антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении заявителем требований п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках».

(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2015 по делу N А40-128097/2015)

 

  1. Предоставление недостоверной информации оператором электронной площадки участникам закупки является нарушением Закона о закупках.

 

Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению доступа к сети Интернет.

В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика, оператора электронной торговой площадки (далее — оператор).

Комиссия ФАС России в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) рассмотрела жалобу заявителя и установила следующие обстоятельства.

30.11.2014 в 14:23 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении аукциона (далее — извещение, документация).

Из жалобы следует, что 22.12.2014 в 17:12 (время московское) в адрес заявителя оператором направлено электронное извещение, в котором указано, что заявка ЗАО «К» допущена до участия в аукционе, который состоится 25.12.2014 в 10:00 (+4:00).

Таким образом, заявитель и требует признать нарушение в действиях оператора в части ограничения возможности Заявителя принять участие в аукционе.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пункту 1.4 информационной карты, являющейся неотъемлемой частью документации (далее — информационная карта), начальная (максимальная) цена договора: 342512 (триста сорок две тысячи пятьсот двенадцать) рублей 00 копеек, в том числе НДС.

Согласно пунктам 5, 7.1 информационной карты:

дата и время начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 01.12.2014 в 08:00 (время московское) — 19.12.2014 в 17:00 (время московское);

дата и время проведения аукциона: 25.12.2014 в 09:00 (время московское).

Согласно протоколу от 22.12.2014 N 1 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе подано 2 заявки.

Из протокола от 26.12.2014 N 2-31401753601 подведения итогов аукциона следует, что победителем признан ЗАО «Э».

По результатам аукциона между заказчиком и ЗАО «Э» заключен договор от 30.12.2014 N 2014.3641.

Согласно письму оператора от 15.01.2015 N 47 оператор признает вину в том, что заявителю было направлено уведомление, содержащее недостоверные сведения о времени проведения аукциона, а именно был указан часовой пояс в формате (+4:00).

Таким образом, заявитель был введен в заблуждение о времени начала аукциона.

Оператор не согласился с решением ФАС России и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, пришел к следующим выводам: «Таким образом, АО «Квантум» было введено в заблуждение о времени начала аукциона.

Учитывая вышеизложенное, суд установил, что оспариваемое решение ФАС России от 16.01.2015 N 223ФЗ-05/15 является законным, обоснованным, принято в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания судом указанного ненормативного правового акта недействительным.»

(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2015 по делу N А40-100960/15)

 

  1. В случае предоставления бюджетных инвестиций заказчик при проведении закупки должен руководствоваться также положениями Закона о контрактной системе.

 

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с техническим заданием документации, приложением N 1 «Технические и функциональные характеристики оборудования» к техническому заданию заказчиком установлены требования соответствия стандартам, в том числе: ГОСТ Р 51322.1-99; ГОСТ 2121-83; ГОСТ 5761-74. Согласно письменным возражениям заказчика стандарты, утратившие силу, установлены исходя из проектной документации, утвержденной в установленном законом порядке и получившей положительные заключения Государственной экспертизы (от 26.02.2015 N 0113-15/КГЭ-0291/03, от 26.02.2015 N 0115-15/КГЭ-0291/05).

Таким образом, указанные заказчиком в техническом задании документации, приложении N 1 «Технические и функциональные характеристики оборудования» требования установлены в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация в полном объеме на официальном сайте не размещена.

Таким образом, действия заказчика, не разместившего на официальном сайте проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее — Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению Правительства N 99.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Комиссией установлено, что заказчиком в извещении о проведении аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.13.110, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10000000 рублей и составляет 2081627050 рублей, в связи с чем проведение аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99. В соответствии с пунктом 1.6.4 информационной карты документации (далее — информационная карта) установлены дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты: «Выполнение работ подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта «Строительство кузнечно-штамповочного цеха», подачи заявки на участие в настоящем аукционе, установленное в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится электронный аукцион.

Заказчиком в документации об аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.

Указанные действия заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

  1. Согласно пункту 3.1 информационной карты первая часть заявки на участие в аукционе в электронном форме должна содержать информацию, в том числе указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

На заседании комиссии установлено, что документация об аукционе не содержит предусмотренных частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также их максимальные и (или) минимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следовательно, действия заказчика, выразившиеся в неустановлении в документации об аукционе показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также их максимальных и (или) минимальных значений, значений показателей, которые не могут изменяться, не соответствуют части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

  1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Действия заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

  1. При осуществлении строительства объекта «под ключ» заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства. Согласно общим требованиям к выполнению работ раздела 4 «Техническое задание» в рамках производства работ по предмету электронного аукциона необходимо выполнить работы подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта «Строительство кузнечно-штамповочного цеха» в полном объеме «под ключ» в соответствии с проектной документацией Комиссия пришла к выводу, что инструкция, установленная в документации об аукционе в соответствии со сметной документацией, требованиями заказчика, техническим заданием, в том числе:

— подготовка территории к выполнению строительно-монтажных работ;

— строительно-монтажные работы;

— доставка и пусконаладка инженерного и технологического оборудования;

— проведение технологических испытаний оборудования с непосредственным выпуском продукта с соответствии с ТУ;

— проведение инструктажей при работе на оборудовании;

— подготовка и оформление исполнительной технической документации;

— разработка рабочей документации, авторский надзор, строительный контроль и т.п.;

— ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Требования к основным материалам, оборудованию, изделиям, используемым при выполнении работ содержат в том числе:

— станок ленточнопильный автоматический;

— станок широкоуниверсальный обдирочно-шлифовальный;

— виброгалтовочный станок.

Следовательно, заказчиком в одном предмете закупки объединены строительные работы с поставкой оборудования, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам: «Таким образом, судом установлено, что заказчиком в конкурсной документации самостоятельно установлены требования к участникам аукциона о том, что работы должны выполняться ими именно в соответствии с проектной документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что проектная документация не размещена на официальном сайте в составе документации. Заявителем не отрицается факт отсутствия проектной документации на официальном сайте.

Вместе с тем ни в каком ином разделе документации о закупке не содержатся сведения к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Заказчик не разместил на официальном сайте в составе документации проектную документацию, содержащую требования к работам, в отношении которых участник должен подтвердить свое соответствие.

Следовательно, при таких обстоятельствах правомерен вывод о том, что проектная документация является неотъемлемой частью документации о закупке и подлежит размещению в ее составе на соответствующем сайте.

Учитывая изложенное, требования к качеству, техническим характеристикам, результатам работ, которые подлежат выполнению в рамках закупки, иные требования, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, в полном объеме содержатся исключительно в проектной документации.

Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте проектной документации в полном объеме в составе документации о закупке, нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках (решения Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2015 N А40-165557/14, оставленное в силе Постановлением 9 ААС от 23.04.2015 N 09АП-10630/2015, от 06.02.2015 N А40-165549/14, оставленное в силе 9 ААС N 09АП-12083/15, от 12.05.2015 N 40-30036/15, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.07.2014 по делу N А82-9066/2013)».

(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2015 по делу N А40-133598/15)

 

  1. Заказчик не вправе устанавливать в документации ограничения на количество участников закупки.

 

В Московское УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на оказание услуг по страхованию имущества заказчика.

При рассмотрении жалобы комиссия Московского УФАС России установила следующие обстоятельства.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 4.4.1.1. закупочной документации участник должен подготовить предложение, включающее:

  1. a) письмо об участии в предварительном квалификационном отборе по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации по предварительному квалификационному отбору (подраздел 6.1);
  2. b) техническое предложение на участие в предварительном квалификационном отборе по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации по предварительному квалификационному отбору (подраздел 6.2);
  3. c) документы, подтверждающие соответствие участника требованиям настоящей документации по предварительному квалификационному отбору (подраздел 4.5.2).

Согласно подпункту «j» пункта 4.5.2.1 закупочной документации участник должен включить в состав предложения следующие документы, подтверждающие его соответствие требованиям пункта 4.5.1.2, а именно оригинал или заверенную участником копию выписки из реестра акционеров на текущую дату (список акционеров, справка о составе акционеров и т.д.), подготовленные уполномоченным лицом по состоянию на текущую дату (для АО), список участников на текущую дату (для ООО), оформленные в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с подпунктом «t» пункта 4.5.2.1 закупочной документации участник должен включить в состав предложения справку о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с подразделом 6.6 с подтверждением соответствующими документами, заверенными нотариально. Данные документы должны быть предоставлены вместе с предложением участника в бумажном виде, в отдельном запечатанном конверте с надписью «Документы участника о цепочке собственников». Согласно пункту 4.8.5 закупочной документации по результатам рассмотрения Комиссия по предварительному квалификационному отбору имеет право отклонить предложения, которые:

  1. a) не отвечают требованиям к оформлению документации по предварительному квалификационному отбору;
  2. b) поданы участниками, которые не отвечают требованиям настоящей документации по предварительному квалификационному отбору;
  3. c) содержат предложения, по существу не отвечающие техническим, или договорным требованиям настоящей документации по предварительному квалификационному отбору;
  4. d) содержат очевидные арифметические или грамматические ошибки.

Комиссия, изучив заявку заявителя, установила, что участником в составе предложения на участие в закупке представлен конверт, содержащий сведения о цепочке собственников (включая бенефициаров), согласие на обработку персональных данных, нотариально заверенную копию списка аффилированных лиц на 31.30.2015, заверенные отчет об акционерах (форма-13), информационное письмо об отсутствии ежеквартального отчета. Таким образом, в составе заявки СОАО «В» представлен документ, содержащий сведения о составе акционеров общества. При этом данное обстоятельство заказчиком не оспаривается. В связи с чем довод заказчика о непредставлении заявителем копии выписки из реестра акционеров на текущую дату (список акционеров, справка о составе акционеров и т.д.) подлежит отклонению. Подпункты «j» и «t» пункта 4.5.2.1 закупочной документации содержат дублирующее требование о представлении в составе предложения участника списка владельцев ценных бумаг. При этом документы, указанные в пункте подпунктом «t» пункта 4.5.2.1 закупочной документации, в частности конверт со сведениями о цепочке собственников, входят в состав предложения участника. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок. Таким образом, отклонение заявки заявителя ввиду отсутствия в составе предложения выписки из реестра акционеров неправомерно.

На основании изложенного Комиссия приняла решение о признании довода заявителя обоснованным.

Заявителем также обжалуется требование к пункту 4.9.2 закупочной документации, ограничивающее количество участников закупки.

Согласно пункту 4.9.1 закупочной документации закупочная комиссия на своем заседании проводит ранжирование предложений по степени предпочтительности для заказчика. В соответствии с пунктом 4.9.2 закупочной документации закупочная комиссия определит участников, прошедших предварительный квалификационный отбор, как участников, предложения которых заняли места с 1 (первого) по 5 (пятое) в ранжировке предложений по степени выгодности квалификации, опыта, репутации участника и качества исполнения договора, заключаемого с заказчиком, но не менее 3 (трех) предложений.

Таким образом, только пять участников закупки могут быть признаны прошедшими предварительный квалификационный отбор. Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, документация о закупке должна содержать требования к участникам закупки. При этом лица, соответствующие установленным документацией требованиям, подлежат признанию в качестве участников соответствующей закупки.

Включение в состав документации о закупке требования пункта 4.9.2, устанавливающего предельное количество возможных участников закупки, ведет к необоснованному ограничению круга участников закупки и не имеет под собой объективную документальную подтвержденность.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлен запрет на необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупок. Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложении запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Предоставленное заказчику право самостоятельно формировать требования документации о закупке, не освобождают его от обязанности при формировании документации соблюдать иные требования действующего законодательства. Учитывая изложенные ранее обстоятельства, Комиссия приняла решение о признании довода заявителя обоснованным.

Заказчик, не согласившись с решением Московского УФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, оставил решение Московского УФАС России в силе.

(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2015 по делу N А40-121383/2015)

 

  1. В случае если заявка не соответствует требованиям документации о закупке и при этом такие требования нарушают положения Закона о закупках, комиссия заказчика не должна отказывать в допуске к участию в закупке такой организации.

 

В Московское УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку бумажной продукции.

При рассмотрении жалобы комиссия Московского УФАС России установила следующие обстоятельства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно пункту 6.7.3 аукционной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае:

— непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;

— несоответствия участника аукциона предусмотренным аукционной документацией требованиям;

— невнесения обеспечения аукционной заявки (если аукционной документацией установлено такое требование);

— несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе:

— аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации;

— документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации);

— отказа участника от продления срока действия заявки и обеспечения аукционной заявки.

В соответствии с пунктом 7.1.8.7 аукционной документации в аукционной заявке должны быть представлены в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения аукционной заявки (если в извещении и аукционной документации содержится данное требование): оригинал банковской гарантии (если обеспечение заявки установлено в форме представления банковской гарантии) или оригинал или копия, заверенная банком, платежного поручения о перечислении денежных средств; при представлении заявки в электронной форме платежное поручение может быть сканировано с оригинала или копии, заверенной банком (если обеспечение заявки установлено в форме предоставления денежных средств).

  1. Согласно пункту 1.6 аукционной документации обеспечение аукционной заявки должно быть оформлено в виде банковской гарантии. Размер обеспечения аукционной заявки составляет 150000,00 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
  2. В соответствии с пунктом 7.6.10 аукционной документации обеспечение аукционной заявки в виде банковской гарантии оформляется согласно приложению N 3 к аукционной документации. Банковская гарантия должна быть выдана одним из банков, указанных в приложении N 4 аукционной документации. Срок действия банковской гарантии должен составлять 120 (сто двадцать) дней со дня вскрытия заявок, установленного в пункте 1.8 аукционной документации. Оригинал банковской гарантии должен быть представлен в составе аукционной заявки.

Приложением N 3 к аукционной документации утверждена форма банковской гарантии, согласно которой предусмотрена обязанность банка по выплате денежной суммы в случае уклонения принципалом от заключения договора по итогам аукциона в течение 30 дней.

Приложением N 4 к аукционной документации утвержден список банков, чьи гарантии заказчик принимает для обеспечения заявки в аукционах. В указанный список входит 51 банк.

Согласно пояснениям заказчика при рассмотрении представленных в составе заявки заявителя документов выявлено, что в составе аукционной заявки представлена банковская гарантия от 09.06.2015 N 6, в которой указано, что гарант по банковской гарантии исполняет свои обязательства перед заказчиком в случае, если ООО «Р» будет признан победителем и он уклонится от подписания договора в срок, не превышающий 90 дней с даты опубликования информации об итогах аукциона. При этом согласно приложению N 3 к аукционной документации в банковской гарантии должна быть предусмотрена обязанность банка по выплате денежной суммы в случае уклонения принципалом (ООО «Р») от заключения договора по итогам аукциона в течение 30 дней. В этой связи заказчик пришел к выводу о несоответствии представленной банковской гарантии своим требованиям.

Между тем Комиссия считает необходимым отметить, что требование к обеспечению заявки на участие в аукционе только в форме представления банковской гарантии ничем не обосновано заказчиком. Кроме того, заказчиком не представлено обоснование невозможности предоставления обеспечения аукционной заявки, к примеру, в форме внесения денежных средств (при условии начальной (максимальной) цены договора — 3903506,25 руб., размера обеспечения заявки — 150000,00 руб.), что приводит к ограничению конкуренции и послужило основанием для отклонения заявки заявителя.

При изучении заявки заявителя на участие в аукционе Комиссия установила, что в ее составе представлена банковская гарантия от 09.06.2015 N 623БГ на сумму 150000,00 руб. (в соответствии с требованиями аукционной документации), выданная банком ПАО, входящим в список приложения N 4 к аукционной документации, по форме, установленной приложением N 3 к аукционной документации. При этом различие в сроках выплаты банком денежной суммы в случае уклонения принципала от заключения договора по итогам аукциона не свидетельствует об отсутствии обеспечительной функции банковской гарантии заявителя при подаче заявки на участие в процедуре.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять положения аукционной документации, ориентируясь на удовлетворение потребностей, не освобождает его от обязанности при формировании аукционной документации соблюдать иные требования действующего законодательства и в любом случае не должно приводить к нарушению Закона о закупках в части ограничения круга участников. Установление любых требований в закупочной документации должно иметь под собой объективную необходимость, однако в настоящем случае заказчиком не представлено доказательств наличия у него такой необходимости применительно к обеспечению заявки.

В силу части 1 статьи 369 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром. Главным предназначением банковской гарантии является ее обеспечительная функция.

Комиссия учитывает, что в рассматриваемом случае банковская гарантия должна была обеспечивать лишь участие (заявку), но не обязательства контрагента перед заказчиком в рамках заключенного и исполняемого договора.

Доказательств того, что представленная банковская гарантия не выполняет обеспечительную функцию, заказчиком представлено не было, а Комиссией не установлено.

Не установлено антимонопольным органом также правовых оснований для установления требований к форме банковской гарантии, поскольку действующее гражданское законодательство таких требований не предусматривает, что ставит участников в зависимость от действий третьих лиц, поскольку предоставление банковской гарантии банком должно быть по форме, установленной аукционной документацией заказчика. Положениям статей 368 — 379 ГК РФ представленная заявителем банковская гарантия отвечала.

Доказательств объективной необходимости установления повышенных требований к форме банковской гарантии, с учетом того, что данное требование предъявлено на стадии подачи заявок, заказчиком не представлено.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок, представленных для участия в аукционе от 01.07.2015 N 4105/ОАЭ-ГВЦ/15/2, на участие в аукционе подано три заявки, при этом допущена до участия только заявка одного участника.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках информационная открытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки отнесены к основополагающим принципам закупочной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установление заказчиком повышенных требований к банкам-гарантам, к форме банковской гарантии, а также отсутствие возможности выбрать альтернативный способ обеспечения заявки на участие в аукционе упомянутым требованиям антимонопольного законодательства не соответствовало, в связи с чем отказ в допуске заявителю на основании несоответствия требованиям аукционной документации является неправомерным.

Заказчик, не согласившись с решением Московского УФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, пришел к следующим выводам: «Установление обеспечения аукционной заявки, в том числе в виде банковской гарантии, не противоречит действующему законодательству.

Вместе с тем, в данном случае установление безальтернативного способа обеспечения аукционной заявки только в виде банковской гарантии, как правомерно указал антимонопольный орган, учитывая в совокупности размер обеспечения — 150000 руб., срок приема заявок, конкретный перечень банков, гарантии которых принимаются организатором торгов, требования о представлении оригинала гарантии в составе заявки, могут создать определенные трудности потенциальным участникам закупки в получении такого обеспечения в указанные сроки при отсутствии альтернативной возможности внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, способствовать ограничению числа потенциальных участников закупки и, таким образом, привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона».

(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2015 по делу N А40-149661/15)

А.Ю.Лобов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code