Япония против Российской Федерации — Сбор за утилизацию автомобилей

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЗОР ПО ДЕЛУ DS463

ЯПОНИЯ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — СБОР ЗА УТИЛИЗАЦИЮ АВТОМОБИЛЕЙ

(24 июля 2013 года)

——————————-

<*> Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.

Урегулирование спора: спор DS463 Российская Федерация — Утилизационный сбор на транспортные средства

Ключевые факты

Краткое название  
Заявитель: Япония
Ответчик: Российская Федерация
Третьи стороны:  
Соглашения, положения которых предположительно нарушены

(упоминаются в запросе на проведение консультаций)

ГАТТ 1994: ст. I:1, II:1 (a), II:1 (b), III:2, III:4;

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС): ст. 2.1, 2.2

Соглашение по техническим барьерам в торговле: ст. 2.1, 2.2.

Получение запроса на проведение консультаций: 24 июля 2013 г.

Обзор спора <1>

———————————

<1> Обзор по состоянию на 3 декабря 2015 г.

Консультации

Жалоба со стороны Японии (см. также дело DS462)

24 июля 2013 г. со стороны Японии поступил запрос на проведение консультаций с Российской Федерацией в отношении введенного Российской Федерацией так называемого «утилизационного сбора», которым облагаются колесные транспортные средства.

Правовые акты, на которые ссылается Япония, включают в себя

Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ «Об отходах производства и потребления» <2> и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

———————————

<2> Так в тексте, видимо имеется в виду Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ «О внесении поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (примеч. переводчика).

 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» <3>

———————————

<3> Возможно, имеется в виду постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» (примеч. переводчика).

 

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 и Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192 от 23 июня 2005 г. «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» в редакции приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации N 828, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 1227 и Федеральной таможенной службы Российской Федерации N 1744 от 30 августа 2012 г., а также

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 520 о, в том числе, утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств.

По мнению японской стороны, Российская Федерация облагает утилизационным сбором отечественные и импортируемые транспортные средства. Однако Российская Федерация делает исключение для транспортных средств, произведенных компаниями, которые: (a) зарегистрированы в России; (b) взяли на себя обязательство производить транспортные средства с использованием особых производственных процессов на территории России, Белоруссии или Казахстана.

Японская сторона также оспаривает тот факт, что ставка утилизационного сбора в отношении импортируемых в Россию транспортных средств выше по сравнению с отечественными автомобилями, поскольку проводится различие между «новыми транспортными средствами» и «транспортными средствами, с момента выпуска которых прошло более 3 лет».

Японская сторона утверждает, что данные меры не соответствуют следующим нормативным документам:

Статьи I:1, II:1(a), II:1(b), III:2 and III:4 ГАТТ 1994;

Статьи 2.1 и 2.2 Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);

Статьи ст. 2.1 и 2.2 Соглашения по техническим барьерам в торговле.

26 июля 2013 г. запрос на присоединение к консультациям подали Турция и США. 29 июля 2013 г. запрос на присоединение к консультациям подали Европейский союз и Украина. 31 июля 2013 г. запрос на присоединение к консультациям подал Китай. Соответственно Российская Федерация проинформировала Орган по разрешению споров о принятии запросов от Китая, Европейского союза, Турции, Украины и США на участие в консультациях.

 

Запрос со стороны Японии на проведение консультаций

 

Приведенное ниже обращение, датированное 24 июля 2013 г., от делегации Японии к делегации Российской Федерации и председателю Органа по урегулированию споров было направлено в соответствии со ст. 4.4 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

Мое правительство поручило мне направить данный запрос на проведение консультаций с Правительством Российской Федерации (далее — Россия) в порядке статей 1 и 4 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее — Договоренности о разрешении споров), ст. XXII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее — ГАТТ 1994), статьи 8 Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (далее — ТРИМС) и статьи 14 Соглашения по техническим барьерам в торговле в отношении введенного Россией так называемого «утилизационного сбора», которым облагаются транспортные средства.

Применяя указанные меры, Россия облагает утилизационным сбором каждое транспортное средство, ввозимое в Россию или произведенное/собранное на территории России. Россия освобождает от уплаты утилизационного сбора транспортные средства, собранные или произведенные компаниями, которые взяли на себя обязательство по обеспечению последующей безопасной переработки отходов. Однако данное исключение доступно только для транспортных средств, произведенных компаниями, которые зарегистрировали юридическое лицо в России и которые приняли на себя ответственность производить транспортные средства в России с использованием особых производственных процессов на территории России, Белоруссии или Казахстана. В связи с этим указанные меры, предпринимаемые вместе или по отдельности, являются дискриминационными в отношении импортируемых транспортных средств по сравнению с отечественными транспортными средствами. Кроме того, они создают более благоприятные условия для покупки запасных частей/компонентов, произведенных в России, Белоруссии или Казахстане, по сравнению с запасными частями/компонентами, произведенными и ввезенными из стран-членов ВТО, включая Японию.

Более того, указанные меры имеют инвестиционные цели и признаки, поскольку поощряют развитие местного производства путем создания более благоприятных условий для компаний, освобожденных от уплаты утилизационного сбора по требованиям местного производства и происхождения производителя.

Путем введения указанных мер Россия также делает исключение от уплаты утилизационного сбора для транспортных средств, ввезенных из Белоруссии и Казахстана, при соблюдении определенных условий. Это исключение предоставляется транспортным средствам, ввезенным из Белоруссии и Казахстана, и не распространяется автоматически и, безусловно, на транспортные средства, ввозимые из других стран, включая Японию.

Кроме того, ставка утилизационного сбора, которым облагаются транспортные средства, существенно различается в зависимости от того, «новое» это транспортное средство или «с момента его производства прошло более 3 лет», тем самым создавая более менее условия для импортируемых транспортных средств по сравнению с отечественными.

Россия вводит данные меры inter alia нормативными актами, перечисленными ниже, а также поправками и изменениями к ним:

— Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ «О внесении поправок в Федеральный закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (Российская газета, N 5845 от 30 июля 2012 г.);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» («Российская газета», N 5873 от 31 августа 2012 г.);

— Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 и Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192 от 23 июня 2005 г. «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» в редакции приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации N 828, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 1227 и Федеральной таможенной службы Российской Федерации N 1744 от 30 августа 2012 г. «О внесении изменений в приказ МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134» (Российская газета, N 203 от 5 сентября 2012 г.);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 520 о, в том числе, утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26 от 1 июля 2013 г., с. 3342).

Вводимые Российской Федерацией меры противоречат обязательствам, взятым на себя Россией в соответствии с соглашениями, и, в частности:

— ст. I:1 ГАТТ 1994;

— ст. II:1(a) и (b) ГАТТ 1994;

— ст. III:2 ГАТТ 1994;

— ст. III:4 ГАТТ 1994;

— ст. 2.1 и 2.2 ТРИМС, а также параграфа 1 (а) Иллюстративного перечня, являющегося приложением к ТРИМС;

— ст. 2.1 и 2.2 Соглашения по техническим барьерам в торговле.

Меры, введенные Российской Федерацией, предположительно противоречат обязательствам, которые взяла на себя Россия в соответствии с вышеперечисленными документами, и в частности:

Япония оставляет за собой право подать иные претензии, основанные на фактах и практике в ходе консультаций.

Японская сторона надеется на то, что получит от Российской Федерации ответ на данный запрос и согласится назначить взаимоприемлемую дату консультаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code