Европейский Союз против Российской Федерации — Сбор за утилизацию автомобилей

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЗОР ПО ДЕЛУ DS462

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — СБОР ЗА УТИЛИЗАЦИЮ АВТОМОБИЛЕЙ

(9 июля 2013 года)

———————————

<*> Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.

Урегулирование спора: спор DS462

Российская Федерация — Утилизационный сбор на автомобили

Ключевые факты

Краткое название Россия — колесные транспортные средства
Истец: Европейский союз
Ответчик: Российская Федерация
Третьи стороны: Бразилия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Норвегия, Турция, Украина, США.
Соглашения, положения которых предположительно нарушены

(упоминаются в запросе на проведение консультаций)

ГАТТ 1994: ст. I:1, II:1 (a), II:1 (b), III:2, III:4;

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС): ст. 2.1, 2.2

Получение запроса на проведение консультаций: 9 июля 2013 г.

Обзор спора по состоянию на указанную дату <1>

———————————

<1> Обзор обновлен 03 декабря 2015 г.

 

Консультации

Жалоба со стороны Европейского союза (см. также дело DS463)

9 июля 2013 г. со стороны Европейского союза поступил запрос на проведение консультаций с Российской Федерацией в отношении введения Россией так называемого «утилизационного сбора», которым облагаются колесные транспортные средства.

Правовые акты, на которые ссылается Европейский союз, включают в себя:

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ);

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств».

В соответствии с доводами Европейского союза Российская Федерация облагает утилизационным сбором только импортируемые колесные транспортные средства. При соблюдении определенных условий отечественные транспортные средства, а также транспортные средства из Белоруссии и Казахстана не облагаются указанным сбором. Однако никаких исключений для транспортных средств из Европейского союза не предусмотрено.

Европейский союз также настаивает, что структура утилизационного сбора оказывает негативное влияние на импортируемые транспортные средства по сравнению с аналогичными отечественными транспортными средствами, поскольку утилизационный сбор имеет прогрессивную шкалу и производит различие между «новыми транспортными средствами» и «автомобилями, с момента выпуска которых прошло более 3 лет».

Европейский союз заявляет, что данные меры противоречат:

Статьям I:1, II:1(a), II:1(b), III:2 и III:4 ГАТТ 1994, а также

Статьям 2.1 и 2.2 Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС).

18 июля 2013 г. запрос на участие в данных консультациях поступил от США. 19 июля 2013 г. запрос на участие в консультациях поступил от Китая и Японии. 22 июля 2013 г. запрос на участие в консультациях поступил от Турции и Украины. Позднее Российская Федерация проинформировала Орган по разрешению споров о принятии запросов от Китая, Японии, Турции, Украины и США на участие в консультациях.

11 октября 2013 г. Европейский союз подал запрос на учреждение третейской группы. На заседании 22 октября 2013 г. Орган по разрешению споров (далее — ОРС) отложил учреждение третейской группы.

 

Процедуры в рамках третейской группы и Апелляционного органа.

На заседании 25 ноября 2013 г. ОРС учредил третейскую группу. Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Норвегия, Турция, Украина и США были привлечены в качестве третьих сторон. Позднее в качестве третьей стороны была привлечена Бразилия.

 

Запрос со стороны Европейского Союза на проведение консультаций

 

Приведенное ниже обращение, датированное 9 июля 2013 г., делегации Европейского союза к делегации Российской Федерации и председателю Органа по урегулированию споров было направлено в соответствии со ст. 4.4 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

Мое правительство поручило мне направить данный запрос на проведение консультаций с Правительством Российской Федерации (далее — Россия) в порядке статей 1 и 4 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее — Договоренности о разрешении споров), ст. XXII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее — ГАТТ 1994) и ст. 8 Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (далее — ТРИМС) в отношении введенного Россией так называемого «утилизационного сбора», которым облагаются транспортные средства. Эти меры оказывают негативное влияние на экспорт транспортных средств из Европейского союза в Россию.

Россия облагает импортируемые транспортные средства «утилизационным сбором». Однако отечественные транспортные средства при соблюдении определенных условий указанным сбором не облагаются. Исключение сделано также для транспортных средств, импортируемых из некоторых стран, таких как Белоруссия и Казахстан. При этом такие исключения не распространяются на транспортные средства, импортируемые из Европейского союза. В результате транспортные средства, ввозимые в Россию из Европейского союза, встречают менее благоприятные условия по сравнению с ответственными транспортными средствами или транспортными средствами, ввозимыми из Белоруссии и Казахстана.

Кроме того, структура «утилизационного сбора» также предоставляет защиту отечественной продукции. «Утилизационный сбор» имеет прогрессивную шкалу в отношении различных категорий транспортных средств. При этом проводится различие между «новыми» транспортными средствами и транспортными средствами, «с момента выпуска которых прошло более 3 лет», для которых предусмотрено резкое увеличение уровня сбора. Такая структура пошлины имеет негативное влияние на импортируемые транспортные средства по сравнению с отечественными транспортными средствами.

Россия ввела данные меры со ссылкой в том числе на нижеперечисленные нормативные документы, а также иные поправки, исключения, вводящие меры или действия, с ними связанные, включая акты Российского Парламента или исполнительных органов Российской Федерации, которые подтверждают, расширяют, изменяют или иным образом влияют на упоминаемые меры:

— Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ «О внесении поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации»), опубликованный в «Российской газете», N 5845 от 30 июля 2012 г.;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» и Правила <2>, являющиеся приложением к указанному постановлению, опубликованные в «Российской газете», N 5873 от 31 августа 2012 г.

———————————

<2> Очевидно, имеются в виду «Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора» (примеч. переводчика).

 

Меры, введенные Россией, вступают в противоречие с обязательствами, принятыми Россией в соответствии с соглашениями, в частности:

— ст. I:1 ГАТТ 1994;

— ст. II:1 (a) и (b) ГАТТ 1994;

— ст. III:2 ГАТТ 1994;

— ст. III:4 ГАТТ 1994;

— ст. 2.1. и 2.2. ТРИМС вместе с параграфами 1 (a) и/или 2 (a) Иллюстративного перечня, являющегося приложением к ТРИМС.

Европейский союз оставляет за собой право принять дополнительные меры и действия в соответствии с положениями вышеперечисленных соглашений в ходе консультаций.

Европейский союз ожидает ответа на данный запрос от Российской стороны. Европейский союз выражает готовность обсудить с Россией взаимоприемлемые даты для проведения консультаций в Женеве.

 

Запрос от Европейского Союза на учреждение третейской группы

 

Нижеприведенное обращение от 10 октября 2013 г. от делегации Европейского союза к председателю Органа по разрешению споров направлено в соответствии со статьей 6.2. Договоренностей о разрешении споров.

9 июля 2013 г. Европейским союзом был направлен запрос на проведение консультаций с Правительством Российской Федерации (далее — Россия) в соответствии статьями 1 и 4 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее — Договоренности о разрешении споров), статья XXII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее — ГАТТ 1994) и статья 8 Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (далее — ТРИМС) о мерах, введенных Россией в отношении так называемого «утилизационного сбора», которым облагаются транспортные средства.

Европейский союз провел консультации с Россией 29 и 30 июля 2013 г. К сожалению, данные консультации не провели к разрешению спора.

В результате Европейский союз просит об учреждении третейской группы для рассмотрения данного вопроса в соответствии со статьей 6 Договоренности о разрешении споров, статьей XXIII ГАТТ 1994 и статьей 8 ТРИМС.

Россия облагает «утилизационным сбором» импортируемые транспортные средства. При этом отечественные транспортные средства освобождены от его уплаты при соблюдении определенных условий. Исключение сделано также для транспортных средств, импортируемых из Белоруссии и Казахстана.

Кроме того, исключения доступны также для отечественных производителей при определенных условиях, включая в том числе требование о содержании местных компонентов, что способствует продажам и/или использованию частей и компонентов, произведенных в России, Белоруссии и Казахстане в отличие от частей и компонентов, произведенных и импортируемых из иных стран-членов ВТО, включая государства Европейского союза.

Помимо этого, «утилизационный сбор» значительно увеличивается для определенных категорий транспортных средств и для транспортных средств, «с момента выпуска которых прошло более 3 лет». Структура «утилизационного сбора» является дискриминационной по отношению к импортируемым транспортным средствам.

Европейский союз признает, что указанные меры отражены в следующих документах:

— Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ «О внесении поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации»), опубликованный в «Российской газете», N 5845 от 30 июля 2012 г.;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» и Правила, являющиеся приложением к указанному Постановлению, опубликованные в «Российской газете», N 5873 от 31 августа 2012 г.

В дополнение к указанным документам данный запрос также касается любых поправок, исключений, вводящих меры или иные действия, с ними связанные, включая акты Российского Парламента или органов исполнительной власти Российской Федерации, которые подтверждают, расширяют, изменяют или иным образом влияют на упоминаемые меры.

Европейский союз полагает, что указанные меры противоречат взятыми на себя Россией обязательствами в соответствии со следующими положениями ВТО:

— ст. I:1 ГАТТ 1994, поскольку Россия не выполнила требования о том, что любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любому государству, должны немедленно и, безусловно, предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других стран-членов ВТО, в частности Европейскому союзу;

— ст. II:1 (a) и (b) ГАТТ 1994, поскольку Россия нарушила требование о предоставлении торговле иных стран-членов ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который предусматривается в соответствующей части соответствующего Перечня уступок, приложенного к ГАТТ 1994; поскольку Россия нарушила требование о том, что товары, произведенные на территории иных стран-членов ВТО, должны при импорте на территорию России освобождаться от обычных таможенных пошлин, превышающих пошлины, которые установлены и предусмотрены в российском Списке; а также поскольку Россия нарушила требование о том, что такие товары должны освобождаться от всех других пошлин или сборов всякого рода, установленных на ввоз или в связи с ввозом, превышающих те пошлины или сборы, которые были установлены на дату заключения настоящего Соглашения, или те, которые прямо или обязательно должны налагаться после этой даты в силу законодательства, которое будет действовать на территории страны импорта на дату ввоза;

— ст. III:2 ГАТТ 1994, поскольку Россия обложила товары, ввозимые с территории иных стран-членов ВТО на территорию России, прямо или косвенно, внутренними налогами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения. Россия также применила внутренние налоги или другие внутренние сборы к импортированным или отечественным товарам так, что это вступило в противоречие с принципами, изложенными в параграфе 1 ст. III ГАТТ 1994;

— ст. III:4 ГАТТ 1994, поскольку принятые меры предоставляют менее благоприятный режим импортируемым товарам по сравнению с режимом, предоставленным аналогичным товарам национального происхождения в отношении всех законов, правил и требований, относящихся к их внутренней продаже, предложениям на продажу, покупке, перевозке, распределению или использованию;

— ст. 2.1. и 2.2. ТРИМС вместе с параграфами 1 (а) и/или 2 (а) Иллюстративного перечня, являющегося приложением к ТРИМС, поскольку принятые меры являются инвестиционными мерами, связанными с торговлей, соответствие которым обязательно содержит преимущество для национальных предприятий, которые требуют продажу или использование предприятиями товаров национального происхождения или произведенных с использованием национальных материалов и/или которые ограничивают импорт в зависимости от производителя, использующего национальную продукцию или связанного с национальной продукцией.

Таким образом, Европейский союз обращается с просьбой учредить Третейскую группу в соответствии со ст. 7 Договоренности о разрешении споров.

Европейский союз просит, чтобы данный запрос был включен в повестку дня заседания Органа по разрешению споров 22 октября 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code