Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ

  1. В критериях оценки заявок не должны дублироваться предквалификационные требования.

 

ОАО «Р» (далее — заказчик) размещен открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений, прилегающих территорий и комплексному техническому обслуживанию объектов недвижимости региональных филиалов (далее — запрос предложений).

В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении закупки.

Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 14 информационной карты документации о запросе предложений установлен порядок оценки и сопоставления заявок, критерии оценки и сопоставления заявок, величины значимости этих критериев.

Значимость критерия «Опыт и соответствие участника установленным требованиям» составляет 30%.

Показатели критерия «Опыт и соответствие участника установленным требованиям», в том числе:

» — Численность штатного персонала по состоянию на 1 апреля 2015 года, занятого при оказании услуг по видам деятельности «уборка/клининг», «ТО зданий и сооружений» (чел.);

— Наличие системы управления сервисом…»

Вместе с тем, согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, критерий «Опыт и соответствие участника установленным требованиям» является критерием оценки, а также дополнительным требованием, на основании которого закупочная комиссия заказчика имеет право не допустить участника к участию в запросе предложений.

Учитывая изложенное, указанные действия заказчика нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(Постановление ФАС России от 03.11.2015 по делу N 223ФЗ-100/15/АК699-15)

 

  1. В случае проведения конкурса заказчик должен установить в документации о закупке порядок оценки заявок.

 

Заказчиком размещен открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений, прилегающих территорий и комплексному техническому обслуживанию объектов недвижимости региональных филиалов.

В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении закупки.

Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам.

Пунктом 13 информационной карты документации установлены дополнительные требования к участникам, в том числе:

— п. 6. Наличие персонала в штате претендента, непосредственно задействованного в оказании услуг по виду деятельности «уборка/клининг», «ТО зданий и сооружений» в регионах присутствия МРФ ЮГ (субъекты Федерации, входящие в состав МРФ ЮГ) в количестве более 1000 чел.;

— п. 7. Наличие диспетчерской службы в регионе действия договора…»

Согласно пункту 30 информационной карты документации по результатам рассмотрения заявок закупочная комиссия имеет право не допустить претендента к участию в запросе предложений, в том числе в случае несоответствия претендента требованиям, установленным пунктом 13 информационной карты документации.

Таким образом, предъявление требований к участникам, указанных в пунктах 6, 7 информационной карты документации, ограничивает равный допуск к участию в запросе предложений.

Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(Постановление ФАС России от 03.11.2015 по делу N 223ФЗ-100/15/АК801-15)

 

  1. Применение комиссией заказчика порядка оценки заявок, отличного от установленного заказчиком в документации о закупке, является нарушением закона.

 

Заказчиком размещен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на прокладку кабельной продукции (далее — конкурс).

В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении закупки.

Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1.6.2 положения о закупке закупочная деятельность заказчика осуществляется путем применения обязательных процедур, которые предполагают в том числе отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участнику закупки.

В соответствии с пунктом 2.3.2.2 документации в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса, необходимо представить в том числе «оригинал справки об опыте выполнения аналогичных договоров за последние 3 года по установленной в настоящей конкурсной документации форме (раздел 4, форма 8)».

Инструкцией по заполнению формы 8 в приложении N 7 к письму о подаче оферты установлено, что «в этой форме участник конкурса указывает перечень и годовые объемы выполнения договора, сопоставимые с предметом конкурса».

При этом из документации не представляется возможным определить, какой опыт признается заказчиком аналогичным предмету конкурса и необходимым для соответствия требованиям пункта 2.3.2.2 документации.

Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.6.2 положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из протокола N 3/27979 следует, что основанием для отклонения заявки заявителя, а также заявки ООО «К» послужило отсутствие опыта выполнения аналогичных работ по прокладке подводного кабеля 220 кВ.

Вместе с тем представитель заказчика на заседании Комиссии ФАС России подтвердил, что в составе заявок заявителя, ООО «К» представлены документы, свидетельствующие о наличии у данных юридических лиц, а также лиц, привлекаемых участниками конкурса в качестве субподрядных организаций, опыта выполнения строительно-монтажных работ.

Учитывая, что в документации отсутствуют характеристики, позволяющие определить аналогичность опыта участников конкурса предмету конкурса, действия заказчика в части отклонения заявок заявителя, ООО «К» по указанному основанию нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 8 статьи 7.32.3 КоАП за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценку и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(Постановление ФАС России от 03.11.2015 по делу N 223ФЗ-119/15/АК773-15)

 

  1. Установление в проекте договора неконкретного размера аванса является нарушением закона.

 

Заказчиком размещен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на прокладку кабельной продукции (далее — конкурс).

В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении закупки.

Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 5.2.1 положения о закупке в случае отсутствия прямо предусмотренных положением о закупке оснований закупка любой продукции должна производиться путем проведения открытого одноэтапного конкурса без применения специальных процедур либо открытого аукциона, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «в» пункта 8.1.2.1 положения о закупке извещение о проведении конкурса должно быть официально опубликовано и (или) размещено на официальном сайте одновременно с конкурсной документацией при закупке продукции стоимостью 500 млн. руб. с НДС и более — не менее чем за 45 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с извещением, документацией дата окончания подачи заявок на участие в конкурсе: 14.05.2015.

Начальная (максимальная) цена договора: 5789764310 руб.

Учитывая, что извещение, документация размещены на официальном сайте 23.04.2015, период между размещением извещения, документации и окончанием срока подачи заявок на участие в конкурсе составил 21 день.

Таким образом, указанные действия заказчика противоречат подпункту «в» пункта 8.1.2.1 положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из протокола N 3/27979 следует, что основанием для отклонения заявки заявителя, а также заявки ООО «К» послужило отсутствие опыта выполнения аналогичных работ по прокладке подводного кабеля 220 кВ.

Вместе с тем представитель заказчика на заседании Комиссии ФАС России подтвердил, что в составе заявок заявителя, ООО «К» представлены документы, свидетельствующие о наличии у данных юридических лиц, а также лиц, привлекаемых участниками конкурса в качестве субподрядных организаций, опыта выполнения строительно-монтажных работ.

Учитывая, что в документации отсутствуют характеристики, позволяющие определить аналогичность опыта участников конкурса предмету конкурса, действия заказчика в части отклонения заявок заявителя, ООО «К» по указанному основанию нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 2.3.1.1 документации участвовать в конкурсе может любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Пунктом 2.3.1.3 документации установлено, что участник конкурса должен, например, иметь соответствующие разрешающие документы, подтверждающие наличие допусков, выданных СРО, в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в действующей редакции к Приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624; лицензии МЧС на монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; материально-технические ресурсы для выполнения работ; соответствовать отборочным критериям по финансовой устойчивости.

Согласно пункту 2.3.4.1 в конкурсе могут участвовать не только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица самостоятельно, но и их объединения (группы лиц), способные на законных основаниях выполнить требуемые поставки, работы, услуги.

Каждое юридическое лицо, входящее в состав коллективного участника, или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), входящее в группу лиц, должно отвечать требованиям пункта 2.3.1.3 документации (пункт 2.3.4.3 документации).

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее — группа лиц).

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Учитывая изложенное, действия заказчика в части установления требования, указанного в пункте 2.3.4.3 документации, к коллективному участнику конкурса являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.

При этом представитель заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что проектная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом конкурса, на официальном сайте в составе документации не размещена.

Учитывая изложенное, отсутствие в документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом конкурса, требований к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ приводит к невозможности формирования участниками конкурса заявки на участие в конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 2.3.1.3 документации «Предлагаемые к поставке оборудование и материалы должны соответствовать всем требованиям заказчика, в том числе по проверке качества согласно п. 5.2 Положения о технической политике на момент подачи заявки, а также должны соответствовать всем требованиям настоящей конкурсной документации».

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования заказчика, на которые имеется указание в подпункте «м» пункта 2.3.1.3 документации, в составе документации на официальном сайте не размещены, что является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отклонение заявок на участие в конкурсе на основании несоответствия требованию подпункта «м» пункта 2.3.1.3 документации не осуществлялось.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 2.9.3.1 документации оценка заявок на участие в конкурсе производится в баллах, при этом для каждого критерия в зависимости от его значимости устанавливается весовой коэффициент для учета при расчете общей предпочтительности заявки.

Кроме того, производится расчет рейтинга заявки по критерию стоимости. После окончания оценочной стадии производится расчет интегральной оценки общей предпочтительности заявок, в соответствии с которым конкурсная комиссия определяет итоговый ранжир конкурсных заявок и победителя конкурса (пункт 2.9.3.3 документации).

В соответствии с пунктом 2.9.3.4 документации по неценовым критериям («Квалификация и надежность участника», «Техническое предложение») оценивается превышение над уровнем минимального соответствия, по мнению эксперта.

По критериям «Квалификация и надежность участника» (включая подкритерии) и «Техническое предложение» оценка производится членами конкурсной комиссии на основании документов заявки участника конкурса, свидетельствующих о наличии опыта выполнения аналогичных работ, качества выполнения работ на основании отзывов заказчиков по ранее выполненным договорам, сведений о квалификации планируемого к привлечению для выполнения работ (услуг) персонала и количества планируемого к привлечению свободного персонала, иных сведений, полученных из открытых источников относительно деятельности и качества работы участника конкурса. Оценка производится по шкале оценок в баллах от 0 до 5, отражающих мнение члена комиссии (либо привлеченного комиссией эксперта) по оцениваемому критерию, с указанием обоснования каждой такой оценки.

Вместе с тем установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно иных сведений, полученных из открытых источников, производится оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, при каких квалификационных характеристиках участника конкурса и характеристиках технического предложения участника конкурса присваивается максимальный балл по указанным критериям, не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами.

Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком в документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

При проведении конкурса заказчиком проведены оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, выбран победитель конкурса.

Учитывая вышеизложенное, данные действия заказчика нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Согласно пункту 5.1.3.2 проекта договора предполагается выплачивать аванс в размере не более 20% (двадцати процентов) от стоимости оборудования и запасных частей к нему.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что в пункте 5.1.3.2 проекта договора в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты закупаемых работ.

Во исполнение пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации необходимо указывать место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Из технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации, следует, что работы, являющиеся предметом конкурса, будут выполняться на Восточном п-ове, Западном п-ове.

Учитывая вышеизложенное, данные действия заказчика нарушают требования пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки…

В соответствии с пунктом 1.6.2 Положения о закупке закупочная деятельность заказчика осуществляется путем применения обязательных процедур, которые предполагают равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, повышенный внутренний контроль.

Подпунктом «л» пункта 2.3.1.2 документации установлено, что участник конкурса должен иметь «лицензию МЧС на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с приложением к лицензии, включающим следующие виды работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ».

Предметом конкурса является право заключения договора на прокладку кабельной продукции.

Согласно пункту 2.3.3.1 документации участники конкурса могут привлекать подрядчиков при условии соблюдения требований, установленных документацией.

Таким образом, требование о наличии соответствующей лицензии МЧС у участника конкурса является избыточным, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.6.2 положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(Постановление ФАС России от 03.11.2015 по делу N 223ФЗ-119/15/АК771-15)

 

  1. Конкретный вид допуска СРО, представляемый в составе заявки участником закупки, должен быть установлен заказчиком в положениях документации.

 

Заказчиком размещен запрос предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по строительству объектов энергетического хозяйства, наружных сетей канализации, сооружений водо-, тепло-, газоснабжения, благоустройству и озеленению территорий технологических площадок N 1 и N 2.

В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении закупки.

Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 4 информационной карты документации о запросе предложений предметом заключаемого договора по итогам запроса предложений является выполнение комплекса работ по строительству объектов энергетического хозяйства, наружных сетей канализации, сооружений водо-, тепло-, газоснабжения, благоустройству и озеленению территорий технологических площадок N 1 и N 2, согласно техническому заданию для нужд ФГУП «Г».

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 4 информационной карты документации о запросе предложений субподрядчику (победителю запроса предложений) необходимо в том числе выполнить в полном объеме комплекс работ по строительству объектов энергетического хозяйства, наружных сетей канализации, сооружений водо-, тепло-, газоснабжения, благоустройству и озеленению территорий технологических площадок N 1 и N 2 в соответствии с рабочей документацией, разработанной на основании проектной документации и выданной генподрядчиком «в производство работ».

Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, заказчиком проектная документация, рабочая документация, на основании которых должны выполняться работы, являющиеся предметом запроса предложений, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее — официальный сайт) в составе документации о запросе предложений не размещены.

Учитывая изложенное, отсутствие в документации о запросе предложений в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом запроса предложений, о требованиях к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ приводит к невозможности формирования участниками запроса предложений заявки на участие в запросе предложений, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Из пункта 19 документации о запросе предложений следует, что заявка участника закупки будет отклонена в случаях непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено в документации о запросе предложений, несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным в документации о запросе предложений.

В соответствии с пунктом 1.1 документации о запросе предложений показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.

Согласно пункту 22 перечня прилагаемых к заявке документов, являющегося неотъемлемой частью документации о запросе предложений, в составе заявки на участие в запросе предложений необходимо представить свидетельство СРО на выполнение работ.

При этом из документации о запросе предложений не представляется возможным определить, на основании каких показателей финансово-хозяйственной деятельности заказчик определяет платежеспособность и финансовую устойчивость участника запроса предложений, какие значения данных показателей являются достаточными для соответствия требованиям заказчика, какие свидетельства СРО необходимо представить в составе заявки на участие в запросе предложений, что противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Согласно пункту 12 информационной карты документации: «Предусмотрена выплата аванса в размере до 30% (тридцать процентов) от суммы договора субподряда».

Таким образом, в пункте 5.1.3.2 проекта договора в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты закупаемых работ.

Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(Постановление ФАС России от 30.10.2015 по делу N 223ФЗ-126/15/АК701-15)

А.Ю.Лобов

Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code