Пункт 3.9. Проведение международных противоаварийных тренировок диспетчерского персонала энергосистем государств — участников СНГ и стран Балтии

1   2   3   4

Исполнители: Национальные диспетчерские центры

Сроки выполнения — ежегодно

Выполняется.

Международные противоаварийные тренировки проводятся в целях отработки взаимодействия диспетчерского персонала диспетчерских центров энергосистем государств — участников СНГ и стран Балтии по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима национальных энергосистем, затрагивающих технологические режимы работы объектов электроэнергетики в операционных зонах нескольких государств.

Основными задачами тренировок являются:

обмен передовым опытом организации и выполнения работ по оперативно-диспетчерскому управлению режимами работы энергосистем;

определение необходимых организационных и технических мероприятий, направленных на совершенствование работы диспетчерского персонала диспетчерских центров энергосистем государств — участников СНГ и Балтии для обеспечения надежной синхронной работы национальных энергосистем.

Международные противоаварийные тренировки проводятся ежегодно согласно планам работы КОТК.

25 сентября 2014 года проведена международная противоаварийная тренировка с участием диспетчерского персонала энергосистем стран БРЭЛЛ на базе Центра тренажерной подготовки филиала ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Северо-Запада (г. Санкт-Петербург).

В 2013 — 2014 годах международные противоаварийные тренировки диспетчерского персонала энергосистем государств — участников СНГ и стран Балтии в операционной зоне Национального диспетчерского центра Системного оператора ЕЭС Казахстана (АО «KEGOC») не запланированы Планом работы КОТК.

В связи с изолированным режимом работы с Объединенной энергосистемой Центральной Азии в энергосистеме Республики Таджикистан противоаварийные тренировки диспетчерского персонала проводятся на регулярной основе на национальном уровне.

 

Пункт 3.10. Подготовка предложений по актуализации Договора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств — участников СНГ от 25 ноября 1998 года, в том числе: по обязательности выполнения условий параллельной работы для энергосистем сторон, подписавших Договор; обязательствам государств по организации участия в параллельной работе, в том числе по назначению уполномоченных организаций, ответственных за технологическое и коммерческое обеспечение параллельной работы

Исполнители: Государства — участники СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, Координационный совет по выполнению Стратегии взаимодействия и сотрудничества государств — участников СНГ в области энергетики, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 — 2011 годы

Выполнено. Протокол о внесении изменений в Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств — участников СНГ от 25 ноября 1998 года (далее — Протокол) подписан 30 мая 2012 года.

Целью Протокола является актуализация нормативных правовых и нормативных технических документов по вопросам обеспечения параллельной работы электроэнергетических систем государств — участников СНГ.

Обновленные положения Договора, включенные в Протокол, содержат уточнения и расширения применяемой терминологии; конкретизацию основных принципов параллельной работы в связи с реформированием отрасли и ее адаптацией к условиям функционирования рыночной экономики; механизмы, в основном организационно-правового характера, реализации новых подходов при обеспечении параллельной работы энергосистем государств — участников СНГ.

Реализация Протокола способствует выполнению необходимых условий для продуктивного функционирования общего электроэнергетического рынка СНГ, расширению торговли электрической энергией, улучшению координации параллельной работы электроэнергетических систем, повышению надежности электроснабжения потребителей государств — участников СНГ, обеспечению эффективной реализации механизмов технологического регулирования параллельной работы энергосистем, повышению энергетической безопасности Содружества в целом.

 

Пункт 3.11. Мониторинг, анализ и подготовка предложений по координации долгосрочных планов развития электроэнергетики государств — участников СНГ по следующим основным направления: методика расчета и прогнозирования балансов электрической энергии и мощности; реализация стратегий развития электроэнергетической отрасли государств; состояние электростанций и национальных электрических сетей, имеющих межгосударственное значение

Исполнители: Государства — участники СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ

Сроки выполнения — 2010 год и последующие годы

Выполняется. На 37-м заседании ЭЭС СНГ 28 мая 2010 года утвержден Порядок формирования прогнозных данных о балансах электрической энергии и мощности в энергосистемах государств — участников СНГ, в соответствии с которым такие данные ежегодно составляются и предоставляются членам ЭЭС СНГ для сведения.

Информация о состоянии электростанций и электрических сетей, в том числе межгосударственных, публикуется в ежегодных сборниках Исполнительного комитета ЭЭС СНГ «Электроэнергетика Содружества Независимых Государств».

Прогноз производства и потребления энергоресурсов государств — участников СНГ на период до 2020 года (в редакции 2013 года), одобренный Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2013 года, содержит данные о балансе электроэнергии государств — участников СНГ в 2012 году, о прогнозных оценках на 2015 и 2020 годы производства и потребления электроэнергии в государствах — участниках СНГ.

В соответствии с вышеуказанным Порядком Республикой Беларусь представляется информация о состоянии электростанций и национальных электрических сетей, имеющих межгосударственное значение.

В целях повышения эффективности и надежности функционирования Белорусской энергетической системы разработана и утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2012 года N 194 Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года.

До 2016 года будут введены новые мощности объемом 1 871 МВт с выводом из эксплуатации физически изношенного и морально устаревшего генерирующего оборудования электростанций мощностью 906 МВт.

В Республике Казахстан постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года N 724 утверждена Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года, которая увязывает в единое целое развитие нефтегазовой, угольной, атомной и электроэнергетической отраслей с учетом передового мирового опыта и последних тенденций развития мировой энергетики.

Одними из основных направлений указанной Концепции в электроэнергетической отрасли являются: модернизация и строительство приоритетных объектов энергетики, повышение инвестиционной привлекательности отрасли и эффективное вовлечение альтернативных и возобновляемых источников энергии в энергобаланс.

Для обеспечения развития экономики страны на период до 2030 года с учетом старения и выбытия мощностей необходимо выполнить модернизацию и реконструкцию существующих мощностей в объеме 7 ГВт и ввод новых генерирующих мощностей в объеме 14 ГВт.

АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» разработан Мастер-план развития электроэнергетической отрасли Республики Казахстан до 2030 года, который получил положительное заключение Государственной комиссии по модернизации экономики. Данный документ предусматривает создание казахстанской интеллектуальной энергосистемы, комплексное развитие генерации, оптимизацию топливного баланса и использование конкурентных страновых преимуществ.

Следующим этапом развития энергетики Казахстана является разработка проекта Стратегии устойчивой энергетики будущего Казахстана до 2050 года в рамках научно-технической программы «Разработка чистых источников энергии в Республике Казахстан (на 2013 — 2017 годы)».

Кыргызской Республикой ведется разработка Методики расчета и прогнозирования балансов электрической энергии и мощности.

Эксплуатируемое на Токтогульской ГЭС оборудование из-за физического износа не позволяет в полной мере выполнять общесистемные режимные и регулирующие функции. В республике реализуется комплекс мер, направленный на продление ресурса действующего оборудования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р принята Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

В Минэнерго России идет обсуждение проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года. Стратегия определит перспективы развития топливно-энергетического комплекса на ближайшие 20 лет.

Установленная мощность электростанций ЕЭС России на 1 января 2015 года составила 232 452 МВт, располагаемая мощность — 213 356 МВт.

Увеличение установленной мощности электростанций ЕЭС России за счет вводов нового, а также модернизации действующего генерирующего оборудования электростанций составило 7 695 МВт. Выведено из эксплуатации генерирующее оборудование электростанций ЕЭС России суммарной мощностью 1 763 МВт.

В течение 2014 года введены в работу 69 линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше (включая заходы), в том числе: ЛЭП 500 кВ — 12, ЛЭП 330 кВ — 6, ЛЭП 220 кВ — 51.

Стратегия развития электроэнергетической отрасли Республики Таджикистан реализуется на национальном уровне.

Стратегия развития является неотъемлемой частью реформ в сфере энергетики и Концепции развития отраслей топливно-энергетического комплекса, проводимых Правительством Республики Таджикистан, и реализуется во исполнение:

Закона Республики Таджикистан от 29 ноября 2000 года «Об энергетике»;

постановления Правительства Республики Таджикистан от 3 августа 2002 года N 318 «Концепция развития отраслей топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан на период 2003 — 2015 годов»;

Закона Республики Таджикистан от 12 мая 2007 года «Об инвестициях»;

постановления Правительства Республики Таджикистан от 29 мая 2010 года N 280 «Об утверждении мероприятий по реализации приоритетных проектов в энергетической отрасли Республики Таджикистан на 2010 — 2015 годы»;

постановления Правительства Республики Таджикистан от 2 августа 2010 года N 389 «Об утверждении Правил привлечения, использования, координации и мониторинга внешней помощи в Республике Таджикистан»;

постановления Правительства Республики Таджикистан от 2 ноября 2012 года N 608 «О Государственной программе инвестиций, грантов и капитального строительства на 2013 — 2014 годы» и других документов.

 

Пункт 3.12. Анализ инвестиционной политики государств — участников СНГ по объектам электроэнергетики, имеющим межгосударственное значение, и разработка на его основе рекомендаций по ее совершенствованию в следующих основных направлениях: совершенствование нормативно правовой базы в области инвестиций; создание благоприятных инвестиционных и правовых условий для диверсификации и освоения передовых инновационных методов и электроэнергетических технологий; разработка предложений по созданию (использованию) межгосударственных финансовых институтов государств — участников СНГ для финансирования совместных проектов в области энергетики; привлечение инвестиций в электроэнергетику

Исполнители: Государства — участники СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ

Сроки выполнения — 2010 год и последующие годы

Выполняется. Основой инвестиционной политики государств — участников СНГ является содействие привлечению в электроэнергетику инвестиций посредством формирования благоприятного инвестиционного климата, создания стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, используемого в тех сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).

В Республике Беларусь работа с организациями других государств — участников СНГ по объектам электроэнергетики осуществляется в соответствии с международными договорами и национальным законодательством, которым установлены необходимые гарантии прав инвесторов и защита их инвестиций, а в ряде случаев и государственная поддержка на осуществление инвестиционной деятельности в стране.

В 2009 году принят Инвестиционный кодекс, который систематизировал правовые рамки деятельности инвесторов и является основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси (например, гарантия для инвесторов в части полного равенства прав, свободы репатриации прибылей за пределы Беларуси, право иностранцев на владение собственностью, право апеллировать против любых действий государства, которые можно расценивать как нарушение прав инвесторов и др.).

В 2013 году принят Закон Республики Беларусь «Об инвестициях», который устанавливает правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь. Закон направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты определяет компетенцию государственных органов в этой сфере, закрепляет права и обязанности участников инвестиционных правоотношений.

Республика Казахстан. Законом от 8 января 2003 года N 373-II «Об инвестициях» регулируются отношения, связанные с инвестициями, определяются правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантируется защита прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определяются меры государственной поддержки инвестиций и порядок разрешения споров с участием инвесторов.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2013 года N 394 утверждены Правила утверждения инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии и ее корректировки.

В рамках утвержденной в 2014 году Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года предполагается привлечение инвестиций в электроэнергетическую отрасль около 7,5 трлн тенге в течение 2016 — 2030 годов.

Для реализации поставленных целей по привлечению инвестиций в электроэнергетическую отрасль предлагается:

внедрить модель оптовых рынков электроэнергии и мощности (целевая модель), создающую стимулы к повышению эффективности генерирующего оборудования, обеспечивающую возможность получения требуемой доходности инвестиций и способствующую качественному и надежному энергоснабжению (с учетом требования улучшения экологии);

кардинально преобразовать действующую систему тарифообразования энергопроизводящих организаций, что позволит на рынке купли-продажи электроэнергии и мощности заключать долгосрочные договоры, создающие стимулы для собственников энергетических предприятий к повышению эффективности и обеспечивающие возможность получения необходимой доходности инвестиций.

В Кыргызской Республике ведется работа по привлечению инвестиций по таким проектам, как реконструкция Уч-Курганской ГЭС, запуск второго агрегата Камбаратинской ГЭС-2, запуск ТЭЦ-2 г. Бишкека, строительство Казарманского каскада ГЭС, Куланакского каскада ГЭС, Суусамыр-Кокомеренского каскада ГЭС.

Российская Федерация обеспечивает устойчивое развитие электроэнергетики, в том числе за счет развития энергосбережения, а также привлечения инвестиций. Минэнерго контролирует все этапы реализации инвестиционных проектов, в первую очередь проектов госкомпаний; проводит анализ обоснований стоимости проектов, включая выборочную проверку локальных, объектных смет и сводных сметных расчетов; контролирует процесс закупок, исполнения планов освоения капитальных вложений и физических объемов работ; на постоянной основе с помощью видеомониторинга проводятся проверки хода строительства объектов и т.д.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» ведется работа по подготовке и утверждению региональных инвестиционных программ энергокомпаний, а также осуществляется контроль за их реализацией.

На сайте ЭЭС СНГ сформирован раздел «Инвестиционная политика государств — участников СНГ по объектам электроэнергетики, имеющим межгосударственное значение», в котором публикуются предложения органов управления электроэнергетикой государств — участников СНГ по привлечению иностранных инвестиций в развитие отрасли.

Информация по вопросам реализации инвестиционной политики в Республике Таджикистан будет представлена для размещения на информационном веб-сайте ЭЭС СНГ по вопросам реализации совместных инвестиционных проектов и привлечения финансовых и технологических ресурсов заинтересованных участников.

 

Пункт 3.13. Разработка Рамочной программы сотрудничества государств — участников СНГ в области мирного использования атомной энергии «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ — СНГ»

Исполнители: Государства — участники СНГ, Комиссия государств — участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 — 2011 годы

Выполнено. Рамочная программа сотрудничества государств — участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ — СНГ» (далее — Рамочная программа) принята Решением Совета глав правительств СНГ от 19 мая 2011 года. Решение подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина.

Комиссия государств — участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях совместно с заинтересованными ведомствами и организациями государств — участников СНГ приступили к реализации Плана первоочередных мероприятий Рамочной программы.

В отчетный период в рамках реализации Рамочной программы был разработан проект Концепции ядерной и радиационной безопасности государств — участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.

В документе предусматриваются расширение и укрепление системы организационно-правового взаимодействия, международного научно-технического и внешнеэкономического сотрудничества в области охраны окружающей среды, здоровья населения, рационального использования природных ресурсов, создания единых подходов к системам учета и контроля радиоактивных отходов и источников ионизирующего излучения, разработки и совершенствования систем непрерывного мониторинга радиационной обстановки и используется значительный международный и национальный опыт.

Концепция утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 21 ноября 2014 года, в соответствии с которым начата разработка Плана первоочередных мероприятий по ее реализации.

Разработан проект совместной программы научных исследований на специализированном казахстанском токамаке, предназначенном для исследований и испытаний перспективных материалов термоядерных реакторов.

В Республике Армения уделяется большое внимание развитию атомной энергетики. Республикой Армения ратифицировано Соглашение о сотрудничестве в формировании и обмене информационными ресурсами и в создании и развитии информационных систем государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере мирного использования атомной энергии от 14 сентября 2007 года.

Подписанное 31 мая 2013 года Соглашение о координации межгосударственных отношений государств — участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях вступило в силу с 28 июня 2014 года. Подготовлен проект решения Правительства Республики Армения о назначении ответственной организации за выполнение обязательств, вытекающих из Соглашения.

Республика Армения присоединилась к Решению Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2013 года о придании открытому акционерному обществу «Государственный научный центр — Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (Российская Федерация) статуса базовой организации государств — участников Содружества Независимых Государств по информационному обмену в области обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок государств — участников СНГ.

Министерство энергетики и природных ресурсов Республики Армения одобрило подписание Концепции ядерной и радиационной безопасности государств — участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Анализ хода выполнения Плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в сфере энергетики за 2014 год и первое полугодие 2015 года показывает, что мероприятия, предусмотренные Планом, реализуются государствами. 13 из 26 мероприятий Плана выполнены полностью, по оставшимся мероприятиям в государствах ведется системная работа по их реализации.

Государствами — участниками СНГ проводится модернизация генерирующих мощностей и сетевого хозяйства, ускоряются темпы ввода новых мощностей и повышается эффективность их использования. Реализуются проекты по совместному строительству энергетических объектов. Ведутся работы по расширению и реконструкции ряда крупных электростанций и объектов энергетической инфраструктуры.

Реализуется Сводный план-график формирования общего электроэнергетического рынка государств — участников СНГ, совершенствуются нормативные правовые документы по приоритетным направлениям развития электроэнергетики.

Проводятся мероприятия, направленные на обеспечение параллельной работы энергосистем государств — участников СНГ, включая разработку и утверждение соответствующих нормативных технических документов.

Большое внимание уделяется привлечению инвестиций в отрасль. Эта работа проводится в соответствии с международными договорами и национальным законодательством, которым установлены необходимые гарантии прав инвесторов и защита их инвестиций, а в ряде случаев и государственная поддержка.

Практически все государства — участники СНГ предпринимают активные действия по развитию энергоэффективности и энергосбережения на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному использованию энергетических ресурсов. Осуществляются мероприятия по подготовке законов об энергосбережении, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности.

Осуществляются мероприятия по реализации Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в области использования возобновляемых источников энергии и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2013 года.

Государствами — участниками СНГ проводится совместная подготовка и переподготовка кадров для топливно-энергетического комплекса. В этих целях Решением Совета глав правительств СНГ от 30 мая 2014 года Российскому государственному университету нефти и газа имени И.М. Губкина придан статус базовой организации государств — участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в нефтегазовой отрасли. Прорабатывается вопрос о придании Национальному исследовательскому университету «МЭИ» статуса базовой организации по подготовке специалистов в сфере электроэнергетики.

В нефтегазовой сфере ведется работа по совместному освоению месторождений государств — участников СНГ. В сфере нефтепромысловых сервисных работ и услуг функционирует и расширяет деятельность совместное белорусско-российское предприятие «Белоруснефть-Сибирь».

Работа по повышению качества нефтепродуктов до уровня современных мировых стандартов активно осуществляется во многих государствах — участниках СНГ, в том числе в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации и Туркменистане. Это достигается путем создания новых и проведения модернизации действующих нефте- и газоперерабатывающих заводов с учетом современных требований.

Отмечается необходимость внедрения новых инновационных технологий глубокой переработки углей с целью получения синтетических жидких продуктов и нефтехимической продукции. Осуществляются мероприятия по повышению уровня охраны труда на предприятиях угольной отрасли, проводятся работы по повышению эффективности дегазации шахтных полей, осуществляются технологическое перевооружение действующих шахт и внедрение новых безопасных технологий на открытых горных работах.

В атомной энергетике взаимодействие государств — участников СНГ осуществляется в соответствии с Рамочной программой сотрудничества государств — участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ — СНГ». Реализуется План первоочередных мероприятий данной программы.

Решением Совета глав правительств СНГ от 21 ноября 2014 года утверждена Концепция ядерной и радиационной безопасности государств — участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях, направленной на принятие совместных решений и проведение совместных работ в указанной сфере. Разрабатывается проект Программы совместных исследований на казахстанском материаловедческом токамаке.

Ведутся подготовка и согласование проекта Соглашения об обмене информацией в случаях аварий на электроэнергетических объектах государств — участников СНГ. Ежегодно проводятся международные противоаварийные тренировки в целях отработки взаимодействия персонала диспетчерских центров энергосистем государств — участников СНГ.

Государства — участники СНГ активно участвуют в реализации ряда крупных межгосударственных энергетических проектов, в том числе:

казахстанскими и российскими специалистами ведутся расширение и реконструкция Экибастузской ГРЭС-2 с установкой энергоблока N 3 мощностью 636 МВт, который предполагается ввести в эксплуатацию к концу 2015 года;

осуществляется реализация проекта строительства Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций в Кыргызской Республике с привлечением российских компаний. Каскад будет состоять из четырех ступеней общей мощностью 237 МВт, пуск первой станции каскада запланирован на 2016 год;

между правительствами Республики Армения и Российской Федерации 20 декабря 2014 года подписано Соглашение о сотрудничестве в продлении срока эксплуатации 2-го энергоблока Армянской АЭС;

в г. Островце (Республика Беларусь) белорусскими и российским специалистами ведется строительство белорусской АЭС мощностью 2 400 МВт, ввод 1-го энергоблока которой намечен на 2018 год.

Таким образом, налицо позитивная динамика в реализации Плана.

1   2   3   4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code