Пункт 1.5. Разработка перспективных направлений развития энергетической инфраструктуры

1   2   3   4

Пункт 1.5. Разработка перспективных направлений развития энергетической инфраструктуры государств — участников СНГ, в том числе межгосударственных транспортных энергетических сетей

Исполнители: Государства — участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества топливно-энергетического комплекса, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 — 2013 годы

Выполнено. В настоящее время перед всеми государствами — участниками СНГ стоит задача модернизации генерирующих мощностей и сетевого хозяйства, увеличения темпов ввода новых мощностей и эффективности их использования. Это необходимо прежде всего потому, что износ ряда основных фондов в сфере электроэнергетики достиг 50 — 60%. Для некоторых государств — участников СНГ задача наращивания генерирующего потенциала включена в планы развития электроэнергетики на период до 2020 года и более отдаленную перспективу.

Казахстанскими и российскими специалистами ведутся расширение и реконструкция Экибастузской ГРЭС-2 с установкой энергоблока N 3. Заключены контракты на поставку основного оборудования. Ввод в эксплуатацию энергоблока N 3 Экибастузской ГРЭС-2 мощностью 636 МВт планируется осуществить к концу 2015 года. Его строительство ведется в плановом режиме.

Также в соответствии с подписанным 20 сентября 2012 года Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 реализуется проект строительства Камбаратинской ГЭС-1.

В соответствии с подписанным 20 августа 2012 года Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики реализуется проект строительства Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций.

Каскад будет состоять из четырех последовательных ступеней: Акбулунская ГЭС, Нарынская ГЭС-1, Нарынская ГЭС-2 и Нарынская ГЭС-3 установленной мощностью 237,7 МВт при среднегодовой выработке электроэнергии около 1 млрд кВт.ч. Срок строительства каскада определен 6 лет. Пуск первой станции каскада Нарынской ГЭС-1 запланирован на 2016 год.

В Республике Молдова планируется реализовать Национальный план действий в области энергетической эффективности на 2013 — 2015 годы Выполнение предусмотренных планом мер позволит республике к 2016 году добиться экономии энергии на 9%, а к 2020 году — на 20%.

Развитие энергетической инфраструктуры Российской Федерации обеспечивается за счет модернизации электросетевого комплекса страны. Модернизация электрических сетей и развитие технологий интеллектуальных сетей способствуют повышению энергетической эффективности и увеличению надежности энергоснабжения, при этом обеспечивая возможность более эффективной интеграции ВИЭ.

Перспективное планирование развития электроэнергетики осуществляется в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики», в соответствии с которыми в настоящее время строительство крупных межгосударственных линий электропередачи в рамках Содружества не предусмотрено.

Примером эффективного и плодотворного сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан являются строительство и ввод в эксплуатацию Сангтудинской ГЭС-1. Реализация данного проекта осуществляется на основании Соглашения между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о порядке и условиях долевого участия Российской Федерации в строительстве Сангтудинской ГЭС-1 от 16 октября 2004 года, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве по эксплуатации Сангтудинской ГЭС-1 установленной мощностью 670 МВт (4 x 167,5) от 30 июля 2009 года.

Актом Государственной приемочной комиссии от 3 июля 2014 года выполнена приемка в эксплуатацию всех сооружений, входящих в единый комплекс Сангтудинской ГЭС-1.

За прошедший период со дня пуска 1-го гидроагрегата в 2008 году по 2014 год ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» произвела 12,3 млрд кВт.ч электроэнергии.

Республикой Таджикистан совместно с Кыргызской Республикой в рамках инвестиционного Проекта «CASA-1000» осуществляется подготовка совместного строительства межгосударственной линии электропередачи Кыргызстан — Таджикистан — Афганистан — Пакистан. Данная линия электропередачи позволит осуществить устойчивую связь энергосистем Республики Таджикистан и Кыргызской Республики и обеспечить экспорт электроэнергии в третьи страны.

 

Пункт 1.6. Совместное строительство энергетических объектов с использованием различных форм финансирования, в том числе создание дополнительных генерирующих мощностей и расширение транспортной энергетической инфраструктуры СНГ для увеличения экспорта энергоносителей в третьи страны через территории государств — участников СНГ

Исполнители: Государства — участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества топливно-энергетического комплекса, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 год и последующие годы

Выполняется. В настоящее время государствами — участниками СНГ реализуются ряд важных совместных инвестиционных проектов в сфере энергетики, включая строительство электросетевых и генерирующих объектов.

Республика Армения. С целью осуществления Проекта продления срока эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС между Правительствами Республики Армения Российской Федерации подписаны следующие Соглашения:

Соглашение о сотрудничестве в продлении срока эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС от 20 декабря 2014 года;

Соглашение о предоставлении Правительству Республики Армения государственного экспортного кредита для финансирования работ по продлению срока эксплуатации атомной электростанции на территории Республики Армения от 5 февраля 2015 года.

Оба Соглашения вступили в силу 12 мая 2015 года. Работы по первому этапу программы продления срока эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС уже начались.

1 июня 2015 года уполномоченные организации (АО «Русатом Сервис» и Армянская АЭС) подписали Рамочный контракт N 309/688-д на выполнение работ, поставок и услуг для продления срока эксплуатации энергоблока N 2 Армянской АЭС.

Общий объем финансирования работ и поставок составляет 300 млн долларов США. Из них 270 млн долларов США — за счет государственного экспортного кредита для финансирования работ по продлению срока эксплуатации Армянской АЭС. 30 млн долларов США (10%) будут покрыты за счет грантовой составляющей с российской стороны. Соответствующее Распоряжение от 3 апреля 2015 года N 590-р утверждено Правительством РФ.

АО «Русатом Сервис» определено уполномоченной организацией российской стороны по Соглашению о продлении срока эксплуатации Армянской АЭС и уже приступила к работам.

В Республике Беларусь совместно с российскими компаниями осуществляются:

строительство Полоцкой ГЭС на р. Западной Двине (генеральный подрядчик — ОАО «ВО «Технопромэкспорт»; планируемый ввод объекта — 2016 год);

реконструкция котельного цеха N 3 (РК-3) Жодинской ТЭЦ в г. Борисове со строительством парогазовой установки (генеральный подрядчик ОАО «Группа Е4»). В декабре 2014 года подписан акт приемки в эксплуатацию объекта. В настоящее время белорусская и российская стороны определяют сроки и условия проведения режимно-наладочных работ и испытаний на подтверждение гарантийных показателей;

реконструкция турбин станционных N 3 и N 4 с применением современных парогазовых технологий Могилевской теплоэлектроцентрали N 1 по адресу: ул. Челюскинцев, 105А, 1-я очередь строительства. На основании результатов международных конкурсных торгов между РУП «Могилевэнерго» (заказчик) и ООО «ТехноСерв АС» (генеральный подрядчик, Российская Федерация) в августе 2014 года заключен контракт на комплексное строительство. Ввод в эксплуатацию — 2016 год.

В соответствии с межправительственным Соглашением о сотрудничестве в строительстве атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 15 марта 2011 года в Республике Беларусь на условиях полной ответственности генерального подрядчика «под ключ» будет построена двухблочная АЭС общей мощностью до 2 400 МВт с реакторной установкой В-491. Укладка «первого» бетона в основной конструктив «фундаментной плиты» здания реактора энергоблока N 1 Белорусской АЭС осуществлена 17 ноября 2013 года. В соответствии с указанным Соглашением 1-й энергоблок должен быть введен в эксплуатацию в 2018 году, второй — в 2020 году.

На 1-м блоке работы идут в соответствии с утвержденным графиком. Корпус «ловушки расплава» установлен в проектное положение. На 2-м блоке работы идут с опережением графика. Текущие производственные вопросы решаются на заседаниях штаба строительства Белорусской АЭС, очередное, 27-е заседание которого состоялось 27 февраля 2015 года.

В Республике Казахстан для обеспечения растущей потребности в электроэнергии южных регионов в 2017 году планируется ввод в эксплуатацию первого блока Балхашской ТЭС мощностью 2 x 660 МВт. В целях покрытия дефицита пиковых мощностей в Южном Казахстане на р. Чарыне построена и введена в эксплуатацию Мойнакская ГЭС мощностью 300 МВт.

В число приоритетных инвестиционных проектов Кыргызской Республики входит строительство каскада Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2 суммарной установленной мощностью 2 260 МВт. В 2012 году подписано Соглашение с российской компанией «Интер РАО» о совместной реализации проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1. Разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) ГЭС, которое находится на согласовании с российской стороной. Общая сметная стоимость составляет 3 млрд долларов США с равным долевым участием. Пуск первого агрегата на Камбаратинской ГЭС-2 состоялся 30 августа 2010 года, мощность станции составляет 120 МВт, выход станции на полную проектную мощность запланирован в 2015 году.

В соответствии с Соглашением между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада ГЭС от 20 сентября 2012 года к настоящему времени разработано ТЭО, построены объекты подготовительного периода, постоянные и временные поселки, производственные базы и соответствующая инфраструктура. Ведутся работы по строительству основных сооружений гидроузлов: Нарынской ГЭС-1, Ак-Булунской ГЭС. Общая сметная стоимость — 723,7 млн долларов США с равным долевым участием.

В Российской Федерации совместно с компаниями партнерами осуществляются:

реализация проекта «Расширение и реконструкция Экибастузской ГРЭС-2 с установкой энергоблока N 3» в соответствии с подписанным между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан соответствующим соглашением;

реализация проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций в соответствии с подписанными между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики соответствующими соглашениями от 20 сентября 2012 года. В настоящее время ведется работа по привлечению финансирования и определению источников и объемов средств на реализацию проектов.

В рамках реализации проекта строительства Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций создано совместное российско-кыргызское предприятие ЗАО «ВНГЭС», утверждено ТЭО проекта;

поэтапная модернизация и восстановление работоспособности оборудования и сооружений Севано-Разданского каскада ГЭС в Армении ПАО «РусГидро» через ЗАО «Международная энергетическая корпорация» Армении;

22 января 2015 года между ПАО «Россети» и ГПО «Белэнерго» заключено соглашение о стратегическом сотрудничестве. В развитие соглашения предусматривается совместная деятельность в части аттестации оборудования и проектирования электросетевых объектов, а также в области проектно-изыскательских работ.

Примером эффективного и плодотворного сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан является строительство и ввод в эксплуатацию Сангтудинской ГЭС-1. Реализация данного проекта осуществляется на основании Соглашения между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о порядке и условиях долевого участия Российской Федерации в строительстве Сангтудинской ГЭС-1 от 16 октября 2004 года, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве по эксплуатации Сангтудинской ГЭС-1 от 30 июля 2009 года.

Основные показатели Сангтудинской ГЭС-1:

установленная мощность — 670 МВт (4 x 167,5 МВт);

среднегодовая выработка электроэнергии — 2,733 млрд кВт.ч;

полный объем водохранилища — 258 млн куб. м.

Актом Государственной приемочной комиссии от 3 июля 2014 года выполнена приемка в эксплуатацию всех сооружений, входящих в единый комплекс Сангтудинской ГЭС-1.

За прошедший период со дня пуска 1-го гидроагрегата в 2008 году по 2014 год ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» произвела 12,3 млрд кВт.ч электроэнергии.

Совместно с Кыргызской Республикой в рамках инвестиционного проекта «CASA-1000» осуществляется подготовка совместного строительства межгосударственной линии электропередачи Кыргызстан — Таджикистан — Афганистан — Пакистан. Данная линия электропередачи позволит осуществить устойчивую связь энергосистем Кыргызской Республики и Республики Таджикистан и обеспечить экспорт электроэнергии в третьи страны.

В Туркменистане реализуются ряд проектов, предусматривающих строительство новых электростанций и линий электропередачи. Осуществляется модернизация семи блоков Марыйской ГЭС общей мощностью 1 685 МВт. Планируется модернизация двух энергоблоков Туркменбашинской ТЭЦ мощностью 540 МВт, которая обеспечит электростанцию новейшей автоматизированной системой управления, что позволит сократить расход топлива.

Правительством Республики Узбекистан принята программа, предусматривающая реализацию 38 инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики. Некоторые проекты уже выполняются, в том числе: по строительству парогазовой установки мощностью 478 МВт на Навоийской ТЭС и двух парогазовых установок мощностью по 450 МВт на Талимарджанской ТЭС.

 

Пункт 1.7. Совместная подготовка специалистов топливно-энергетического комплекса в образовательных учреждениях государств — участников СНГ

Исполнители: Государства — участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества топливно-энергетического комплекса, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 год и последующие годы

Выполняется. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств — участников СНГ в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов в области использования природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива от 21 мая 2010 года прорабатываются вопросы разработки и использования единых программ обучения, совершенствования обмена информацией и механизмов реализации совместных проектов, создания международного научно-учебного центра по подготовке специалистов топливно-энергетического комплекса. В реализации статьи 10 Соглашения, предусматривающей создание международного научно-учебного центра по указанной тематике на базе Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, Решением Совета глав правительств СНГ от 30 мая 2014 года федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина» придан статус базовой организации государств — участников Содружества Независимых Государств по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в нефтегазовой отрасли.

Республика Беларусь. В 2014 году в образовательных учреждениях государств — участников СНГ прошли обучение 47 работников организаций, входящих в состав Белорусской энергетической системы (42 руководящих работника и специалиста, 5 рабочих).

Кыргызская Республика. За 2014 год 11 сотрудников ОАО «Электрические станции» прошли обучение в образовательных учреждениях государств — участников СНГ (г. Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург).

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29 апреля 2009 года N 252 утверждена Программа реализации Концепции государственной кадровой политики Республики Таджикистан на 2009 — 2016 годы, где намечены вопросы укрепления международного сотрудничества по обучению, переподготовке кадров и приобретению опыта за рубежом, а также организация курсов по повышению квалификации государственных служащих в образовательных учреждениях государственной службы государств — участников СНГ на основе соглашения сторон.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации между Таджикским национальным техническим университетом, Харьковским политехническим институтом и открытой акционерной холдинговой компанией «Барки Точик» в период с 2007 до 2014 год прошел обучение 51 специалист. В настоящее время продолжается обучение 31 студента на пяти факультетах.

Решением Совета глав правительств СНГ от 21 ноября 2014 года федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ «МИФИ») придан статус базовой организации в сфере подготовки, профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров в области использования атомной энергии в мирных целях.

Придание НИЯУ «МИФИ» статуса базовой организации отрасли позволит эффективно планировать образовательные мероприятия по подготовке кадров, организовывать на регулярной основе работу по сбору, анализу и удовлетворению заявок по программам высшего и профессионального образования государств — участников СНГ.

В настоящее время в НИЯУ «МИФИ» обучаются 304 студента из государств — участников СНГ, в том числе на базовых факультетах основной площадки (г. Москва) — 180 человек, в филиалах — 124 человека.

В рамках реализуемого НИЯУ «МИФИ» проекта «Атомное содружество XXI» за отчетный период было проведено пять международных мероприятий научно-образовательного характера в виде форумов, конференций, школ, семинаров, ориентированных на практическое применение образовательных программ повышения квалификации, сформированных по заявкам организаций (предприятий, учреждений) атомной сферы государств — участников СНГ.

Общее число участников проведенных мероприятий — более 450 человек.

62 выпускника образовательных программ повышения квалификации (Республика Беларусь — 25, Республика Казахстан — 35, Украина — 2) получили удостоверения о повышении квалификации НИЯУ МИФИ государственного образца.

Подготовлены и заявлены базовые образовательные модули программ подготовки кадров от Республики Армения и Республики Таджикистан.

Сформирован портфель заявок от Республики Беларусь и Республики Казахстан на период до 2020 года по повышению квалификации кадров атомной сферы общей численностью более 800 специалистов.

Сформировано корпоративное сообщество участников международных образовательных мероприятий проекта «Атомное содружество XXI», организационно представленное двусторонними соглашениями научных и образовательных организаций и учреждений атомной сферы Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики.

 

Раздел 2

 

Углеводородные энергоресурсы и уголь

 

Пункт 2.1. Разработка перспективных направлений использования угля в качестве альтернативы газовому топливу

Исполнители: Государства — участники СНГ, Институт конъюнктуры рынка угля, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 год и последующие годы

Выполняется. Вопросы использования угля в качестве альтернативы газовому топливу рассматриваются в заинтересованных государствах — участниках СНГ.

Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 года N 1180) предусмотрено сокращение доли потребления природного газа за счет применения угля и ядерного топлива, определены возможные направления вовлечения в топливный баланс Республики Беларусь бурых углей — прямое использование углей в качестве топлива, а также термохимическая переработка для получения синтезированного газа и моторного топлива.

Республики Казахстан. Интенсивный рост объемов производства будет обеспечен за счет применения современных, экономичных, безопасных и экологически чистых технологий в сочетании с высококачественным менеджментом и передовой наукой, что позволит создать новое направление в угольной отрасли — углехимическое (получение из угля продукции нового поколения с высокой степенью передела).

Учитывая необходимость внедрения новых инновационных технологий, обеспечения внутреннего рынка Республики Казахстан нефтепродуктами, а также наличие в Казахстане запасов твердого углеводородного сырья, АО «КазМунайГаз-переработка и маркетинг» проводит работы по оценке перспектив внедрения технологии глубокой переработки углей с целью получения синтетических жидких продуктов и нефтехимической продукции и создания углехимического производства в Республике Казахстан.

В августе 2014 года по итогам совещания в Министерстве энергетики одобрена дальнейшая работа АО «КазМунайГаз-переработка и маркетинг» с ООО «Китайская энергетическая корпорация «Цинхуа» по направлениям комплексной переработки угля в Казахстане, включая проекты ТОО «Разрез Кузнецкий» и ТОО «СП Арбат». Между АО «КазМунайГаз-переработка и маркетинг» и ООО «Китайская энергетическая корпорация «Цинхуа» подписано Соглашение о конфиденциальности. Для решения технических и юридических вопросов по проекту газификации углей созданы отдельные рабочие группы.

14 декабря 2014 года в рамках визита Премьера Госсовета КНР в Республику Казахстан подписано Соглашение о реализации проекта комплексной переработки угля в Республике Казахстан между АО «КазМунайГаз-переработка и маркетинг», ТОО «СП Арбат», ТОО «Разрез «Кузнецкий» и ООО «Китайская энергетическая корпорация «Цинхуа».

Реализация проекта будет осуществлена после полномасштабной технико-экономической оценки, подтверждающей рациональность и экологическую безопасность предлагаемых китайской стороной технологий, а также повышение рентабельности производства в условиях казахстанской экономики.

В Российской Федерации разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года N 1099-р Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года, согласно которой к 2030 году добыча угля вырастет до 530 млн тонн.

За период действия Программы будет введено 505 млн тонн новых и модернизированных мощностей по добыче угля — при выбытии 372 млн тонн мощностей неперспективных и убыточных предприятий.

Программа предусматривает создание системы обеспечения угольной отрасли прогрессивными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями. Ожидается снижение не менее чем в 1,5 раза энергоемкости добычи и переработки угля, объема переработки угля для производства синтетического жидкого топлива и сопутствующих продуктов — до 10 — 15 млн тонн, доли комплексного использования отходов угольного производства — до 45%.

Мероприятия Программы предусматривают в том числе:

создание и внедрение инновационных технологий переработки и использования угля и отходов угольного производства, технологий по улавливанию и захоронению углекислого газа, подземной газификации угля, добыче и утилизации угольного и шахтного метана и др.;

создание производств с использованием технологий термической переработки низкосортного угля, селективной разработки угольных пластов, технологии и оборудования по безотходной глубокой переработке угля;

создание пилотных заводов по производству из угля до 3 млн тонн синтетического жидкого топлива, включая комплекс демонстрационных установок по процессам глубокой переработки угля с последующим промышленным освоением технологии получения синтетического жидкого топлива.

Кроме того, Программой предусмотрено развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры для диверсификации направлений поставки угольных грузов внутри страны и увеличения полноты использования экспортного потенциала угольной промышленности.

Намечено развитие международного сотрудничества по внедрению современных прогрессивных импортных технологий добычи и переработки угля; кредитованию зарубежными партнерами крупных инженерных проектов под гарантии поставки угольной продукции; реализации совместных проектов по добыче и глубокой переработке угля.

 

Пункт 2.2. Разработка предложений по повышению безопасности и безаварийности добычи угля

Исполнители: Государства — участники СНГ

Сроки выполнения — 2010 — 2012 годы

Выполнено. В государствах — участниках СНГ осуществляются мероприятия по повышению уровня охраны труда на предприятиях угольной отрасли.

Для повышения безопасности и безаварийности добычи угля на шахтах Республики Казахстан планируется к 2015 году довести объем ежегодной утилизации извлекаемого метана при ведении горных работ и дегазации шахт до 406 и 27,5 млн куб. метров в год соответственно. Реализуется комплекс мер по повышению эффективности дегазации шахтных полей, осуществляются технологическое перевооружение действующих шахт и внедрение новых безопасных технологий на открытых горных работах.

В Российской Федерации в рамках Программы развития угольной промышленности до 2030 года принята подпрограмма «Безопасность и охрана труда в угольной промышленности».

Цель подпрограммы — формирование условий для повышения уровня промышленной безопасности и безопасности ведения горных работ на шахтах, разрезах и углеобогатительных фабриках, улучшения условий труда, снижения общей и профессиональной заболеваемости, уменьшения трудовых потерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности работников угольных предприятий. При этом запланировано:

до 2015 года — принятие нормативных правовых актов, реализация которых обеспечит снижение промышленных аварий и производственного травматизма до уровня стран — членов Евросоюза;

2020 года — внедрение инновационных проектов на базе российских разработок по добыче и утилизации шахтного метана, внедрению безлюдных технологических процессов, роботизированной горнодобывающей техники;

2030 года — достижение в сфере промышленной, экологической безопасности и охраны труда в угольной промышленности России показателей на уровне лучших мировых результатов в этой области, а также промышленное использование шахтного метана, подземных вод, попутных полезных ископаемых.

 

Пункт 2.3. Разработка предложений по сотрудничеству в области повышения эффективности добычи, транспортировки и переработки угля, в том числе применения «чистых» технологий использования угольного топлива, газификации угля и утилизации метана

Исполнители: Государства — участники СНГ, Институт конъюнктуры рынка угля, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 год и последующие годы

Выполняется. Казахстан, Россия и Украина относятся к числу государств — участников СНГ, обладающих запасами угля, которыми могут обеспечить углепотребление на многие десятилетия. Современной задачей является не только сохранение, но и углубление интеграции в угольной промышленности, что повысит конкурентоспособность угля государств — участников СНГ на мировом рынке.

Республика Казахстан. Для повышения эффективности добычи, транспортировки и переработки угля постановлением Правительства Республики Казахстан утвержден Технический регламент «Требования к безопасности углей и производственных процессов их добычи, переработки, хранения и транспортировки».

Кроме того, Министерством по инвестициям и развитию разработан Технический регламент Таможенного союза «Требования к углям и продуктам их переработки».

Ведется работа по реализации Мероприятий по добыче и утилизации метана угольных месторождений Казахстана, согласно которым реализуются пилотные проекты на участках Карагандинского угольного бассейна.

Для обеспечения безопасных условий при проведении горных работ в рамках проводимых мероприятий активизирована работа в компании «АрселорМиттал Темиртау», что позволило на шахте им. Ленина реализовать пилотный проект по утилизации метана угольных пластов на базе газопоршневой электростанции мощностью 1,4 МВт. За время работы станции (с 2012 года и по настоящее время) выработано около 20 млн кВт.ч электроэнергии.

Продолжается работа по утилизации метана на котельных шахтах АО «АрселорМиттал Темиртау», за 2014 год утилизировано 14,5 млн куб. м метана.

В рамках Программы развития угольной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года N 1099-р, предусмотрено создание устойчивой инновационной системы для обеспечения угольной отрасли прогрессивными отечественными, технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями. В целом весь комплекс предусмотренных Программой мер направлен на расширение возможности сотрудничества в угольной отрасли на пространстве СНГ.

Подготовлен проект Технического регламента Таможенного союза «Требования к углям и продуктам их переработки», который прошел процедуру внутригосударственного согласования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минфин России, Минюст России, Минтранс России, ФТС России, ФАС России, Росстандарт, Ростехнадзор, Росприроднадзор), и результаты его рассмотрения направлены в Правительство Российской Федерации.

 

Пункт 2.4. Разработка основных направлений сотрудничества государств — участников СНГ в нефтегазовой сфере в современных условиях, в том числе по совместной разведке, разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на территории государств — участников СНГ и третьих стран

Исполнители: Государства — участники СНГ, Институт энергетических исследований РАН, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 — 2012 годы

Выполнено. Сотрудничество государств — участников СНГ в нефтегазовой сфере осуществляется преимущественно в двустороннем формате.

Основными направлениями международного сотрудничества с государствами — участниками СНГ Республики Беларусь в нефтегазовой сфере являются:

согласование объемов и условий поставки углеводородного сырья на белорусские нефтеперерабатывающие заводы;

эффективное использование трубопроводных систем для транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов;

модернизация нефтеперерабатывающих, нефтехимических, газохимических и химических мощностей;

совместная эксплуатация нефтяных месторождений с применением инновационных технологий.

Основным мероприятием здесь является участие компаний государств — участников СНГ, в первую очередь российских, в приватизации и развитии предприятий нефтехимического комплекса Республики Беларусь. В Российской Федерации функционирует и расширяет деятельность в сфере нефтепромысловых сервисных работ и услуг ООО «Белоруснефть-Сибирь».

 

Пункт 2.5. Изучение вопроса и подготовка предложений в области ценообразования на природный газ в государствах — участниках СНГ при его поставках на внутренние и внешние рынки, а также при его транспортировке и хранении в подземных хранилищах

Исполнители: Государства — участники СНГ

Сроки выполнения — 2010 — 2011 годы

Выполнено. Проработка вопросов ценообразования на природный газ при его поставках на внутренние и внешние рынки, а также транспортировки и хранения осуществляется в государствах — участниках СНГ на постоянной основе. Вопросы ценообразования регулируются каждым государством на основе национального законодательства и рыночной конъюнктуры.

Соглашение между Правительством Республики Армения и Правительством Российской Федерации о порядке формирования цен при поставке природного газа в Республику Армения было подписано 2 декабря 2013 года и ратифицировано Парламентом Республики Армения 23 декабря 2013 года.

 

Пункт 2.6. Разработка перспективных направлений повышения качества нефтепродуктов до уровня современных мировых стандартов

Исполнители: Государства — участники СНГ, Межправительственный совет по нефти и газу, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 год и последующие годы

Выполняется.

Благодаря проведенной модернизации на нефтеперерабатывающих заводах Республики Беларусь весь объем моторного топлива выпускается в соответствии с перспективными требованиями экологических стандартов ЕС и Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее — Технический регламент).

Марки дизельного топлива соответствуют требованиям стандартов Евро-4 и Евро-5 (EN 590) и классам 4 и 5 Технического регламента, автомобильные бензины — Евро-3 (только по октановому числу) и Евро-5 (EN 228) классу 5 по Техническому регламенту.

В соответствии с Техническим регламентом в обращении на территории Республики Беларусь с 1 января 2015 года могут находиться дизельное топливо только класса К5, автомобильные бензины классов К4 и К5.

Дальнейшая модернизация направлена на усложнение конфигурации заводов, повышение отбора светлых высоколиквидных нефтепродуктов и улучшение качества выпускаемой продукции, которая будет соответствовать перспективным мировым и европейским стандартам.

В Республике Казахстан осуществляются реконструкция и модернизация существующих нефтеперерабатывающих заводов, что должно позволить к 2015 году обеспечить потребителей республики качественными нефтепродуктами, соответствующими требованиям Евро-3 и Евро-4.

Реализация перспективных направлений повышения качества нефтепродуктов до уровня современных мировых стандартов в Российской Федерации проводится в рамках Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года.

Российской Федерацией совместно с другими государствами — членами Таможенного союза в 2011 году был подготовлен и принят Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», учитывающий практику применения мировых стандартов качества на нефтепродукты самого высокого уровня. В настоящее время совместно с Министерством нефти и газа Республики Казахстан готовится проект изменений в данный Технический регламент в целях его актуализации.

1   2   3   4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code