О ходе выполнения Плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в сфере энергетики

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

РЕШЕНИЕ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

(Москва, 10 декабря 2015 года)

Экономический совет Содружества Независимых Государств

решил:

  1. Одобрить работу по выполнению Плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в сфере энергетики, изложенную в Информации (прилагается).
  2. Просить правительства государств — участников СНГ поручить соответствующим министерствам и ведомствам продолжить взаимодействие в рамках реализации мероприятий Плана, обратив особое внимание на работы по совместному строительству энергетических объектов и созданию благоприятных инвестиционных условий для использования передовых энергетических технологий.

(Подписи)

ИНФОРМАЦИЯ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

 

ВВЕДЕНИЕ

В целях выполнения Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в сфере энергетики от 20 ноября 2009 года Решением Совета глав правительств СНГ от 21 мая 2010 года утвержден План первоочередных мероприятий по ее реализации (далее — План).

План предусматривает формирование общего электроэнергетического рынка государств — участников СНГ, совместное строительство линий электропередач, развитие и использование возобновляемых энергетических ресурсов, разработку гармонизированных технических регламентов, создание необходимых условий для привлечения инвестиций в энергетику и другие важные мероприятия.

Решение Совета глав правительств СНГ от 21 мая 2010 года подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова (с оговоркой), Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина (с оговоркой).

Исполнительному комитету СНГ поручено ежегодно представлять на рассмотрение Экономического совета СНГ Информацию о ходе выполнения Плана. Информация за 2010 год рассмотрена на заседании Экономического совета СНГ 23 сентября 2011 года, за 2011 год — на заседании 14 сентября 2012 года, за 2012 год — на заседании 20 сентября 2013 года, за 2013 год — на заседании 26 сентября 2014 года.

Ниже приведены основные итоги выполнения мероприятий Плана за 2014 год и первое полугодие 2015 года по данным, представленным государствами — участниками СНГ.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ в СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

 

Раздел 1

Топливно-энергетический комплекс

 

Пункт 1.1. Формирование прогнозов производства — потребления энергоресурсов государств — участников СНГ на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу

Исполнители: Государства — участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества топливно-энергетического комплекса, Институт энергетических исследований РАН, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 год и последующие годы

Выполняется. Прогноз производства и потребления энергоресурсов государств — участников СНГ на период до 2020 года (далее — Прогноз) одобрен Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года. Указанным Решением было также поручено Исполнительному комитету СНГ организовать уточнение Прогноза не реже одного раза в три года и о результатах информировать Совет глав правительств СНГ.

Очередная редакция Прогноза, подготовленная Институтом энергетических исследований РАН при участии Исполнительного комитета СНГ, одобрена Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2013 года. В соответствии с указанным Решением работа по актуализации Прогноза будет проводиться в 2016 году (не реже одного раза в три года).

Уточненный Прогноз позволяет актуализировать энергетические программы государств — участников СНГ на 2015 — 2020 годы и обеспечить более эффективное взаимодействие государств — участников СНГ в энергетической сфере.

Республика Армения. Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Армения были подготовлены и направлены в Исполнительный комитет Электроэнергетического Совета СНГ (далее — ЭЭС СНГ) прогнозные данные о балансах электрической энергии и мощности с 2013 по 2017 год (письмо N 01/22.1/3385-12 от 03.09.12).

Республика Беларусь. Прогнозный баланс электрической энергии и мощности Республики Беларусь на 2015 — 2019 годы направлен письмом N 16-02/426 от 21.07.14 в Исполнительный комитет ЭЭС СНГ.

На основании предложений заинтересованных государственных органов сформирован и направлен письмом N от 14.10.14 в Исполнительный комитет СНГ Прогноз производства, потребления и вывоза важнейших видов продукции государств — участников СНГ на 2014 — 2015 годы. В части топливно-энергетических ресурсов данный Прогноз сформирован по каменному углю, нефти, бензину автомобильному, газойлю (топливу дизельному), мазуту, природному газу и электроэнергии.

Кыргызская Республика

Таблица 1

Прогноз баланса выработки электроэнергии по ОАО «Электрические станции» на 2015 — 2020 годы

(млн кВт. ч)

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Выработка электроэнергии, всего, 13 172,67 13 587,66 13 724,19 15 707 15 876,75 16 030,73
в том числе ТЭС 1 485,04 1 345 1 345 3 050,25 3 295 3 295
ГЭС 11 687,63 12 242,66 12 379,19 12 656,75 12 581,75 12 735,73
Экспорт электроэнергии 0 0 0 1 250 1 250 1 500
Обеспеченное собственное потребление выработкой ОАО «Электрические станции» 13 172,67 13 587,66 13 724,19 14 457,00 14 626,75 14 530,73
Собственное потребление с учетом роста 2% (прогноз). 14 753,5 15 048,57 15 349,54 15 656,53 15 969,66 16 289,06
Дефицит электроэнергии 1 580,83 1 460,91 1 625,35 1 199,53 1 342,91 1 758,33

Примечание: расчет выполнен при условии пуска двух новых агрегатов ТЭЦ г. Бишкека по 150 МВт с выработкой 1 950 млн кВт.ч, при условии пуска в 2017 году второго агрегата Камбаратинской ГЭС-2 и с учетом средней приточности р. Нарын и эксплуатации Токтогульского водохранилища в пределах 9 — 19 млрд куб. м.

 

Российская Федерация. Приказом Минэнерго России от 6 июня 2011 года N 213 утверждена Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года, которая определяет цели и задачи долгосрочного развития газовой отрасли России в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, а также перечень приоритетных проектов и вводов производственных мощностей, работающих на достижение намеченных целей.

Приказом Минэнерго России от 6 июня 2011 года N 212 утверждена Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года, конкретизирующая цели и задачи долгосрочного развития нефтяной отрасли России, в рамках которой подготовлен прогноз развития отрасли по внутреннему и внешнему рынкам нефти и нефтепродуктов; ресурсной базе и добыче нефти, газового конденсата и попутного газа; переработке нефти, газового конденсата и попутного газа; инфраструктуре транспортировки нефти и нефтепродуктов.

 

Пункт 1.2. Разработка принципов взаимодействия государств — участников СНГ в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах топливно-энергетического комплекса

Исполнители: Государства — участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества топливно-энергетического комплекса, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2011 — 2013 годы

Выполнено. Взаимодействие при возникновении аварийных ситуаций на электроэнергетических объектах государства — участники СНГ осуществляют на основе принципов, заложенных в Соглашении о взаимопомощи в случаях аварий и других чрезвычайных ситуаций на электроэнергетических объектах государств — участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2002 года и в Соглашении о создании резервов ресурсов и их эффективном использовании для обеспечения устойчивой параллельной работы электроэнергетических систем государств — участников Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 года.

Решением 40-го заседания ЭЭС СНГ от 21 октября 2011 года создана Рабочая группа по разработке системы взаимодействия электроэнергетических компаний государств — участников СНГ при ликвидации крупных технологических нарушений и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По результатам деятельности Рабочей группы:

на 43-м заседании ЭЭС СНГ 24 мая 2013 года утверждены Перечень документов, необходимых для организации взаимодействия в случаях аварий и других чрезвычайных ситуаций на электроэнергетических объектах государств — участников СНГ, и План мероприятий по реализации Дорожной карты Рабочей группы по разработке системы взаимодействия в случаях аварий и других чрезвычайных ситуаций на электроэнергетических объектах государств — участников СНГ на 2013 — 2015 годы;

на 44-м заседании ЭЭС СНГ 1 ноября 2013 года одобрен проект Соглашения об обмене информацией в случаях аварий и других чрезвычайных ситуаций на электроэнергетических объектах государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — проект Соглашения). Проект документа внесен в Исполнительный комитет СНГ, рассмотрен на заседании рабочей группы 18 марта 2014 года. На заседании экспертной группы государств — участников СНГ по согласованию указанного проекта Соглашения 8 октября 2015 года, подготовленного ЭЭС СНГ и одобренного его решением от 26 мая 2015 года, представители государств — участников СНГ обсудили проект документа и с учетом замечаний и предложений его одобрили. Продолжается работа по внесению проекта Соглашения в установленном порядке на рассмотрение высших органов СНГ.

В рамках Комиссии государств — участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях (далее — Комиссия) действуют две рабочие группы: «Формирование комплексной системы поддержания безопасности исследовательских ядерных установок. Вопросы создания Коалиции исследовательских реакторов стран СНГ» и «Разработка Концепции ядерной безопасности государств — участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях». В ходе своей работы они также решают задачи по реализации принципов взаимодействия государств — участников СНГ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах топливно-энергетического комплекса. В начале 2014 года Комиссией подготовлен и направлен в Исполнительный комитет СНГ проект Концепции ядерной и радиационной безопасности государств — участников СНГ. Указанный документ утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 21 ноября 2014 года.

Республика Беларусь. В 2011 году подписано Соглашение о взаимодействии ОАО «ФСК ЕЭС» и ГПО «Белэнерго» при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на межгосударственных линиях электропередачи напряжением 35 — 750 кВ.

В рамках сотрудничества энергосистемы Беларуси с энергосистемами соседних государств — участников СНГ (Россия и Украина) между уполномоченными энергетическими структурами Республики Беларусь и Российской Федерации, а также Республики Беларусь и Украины заключены договоры на оказание аварийной взаимопомощи.

Российская Федерация. Разработка принципов взаимодействия государств — участников СНГ или каких-либо иных дополнительных документов по обмену информацией в случае возникновения аварийной ситуации на объектах электроэнергетики не требуется, поскольку все вопросы обмена срочной информацией в случаях аварий на электроэнергетических объектах уже регламентированы.

Обмен срочной информацией в случаях возникновения аварий на объектах электроэнергетики организован и осуществляется в рамках исполнения действующих двух- и многосторонних договоров (технических соглашений), положений по организации оперативно-диспетчерского управления параллельной работы, инструкций по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима работы электрической части энергосистем.

Незамедлительное информирование компетентных органов, в том числе государственных органов управления энергетикой, энергонадзора и чрезвычайных ситуаций (по принадлежности) о серьезных технологических нарушениях, произошедших в энергосистемах или на энергообъектах соответствующих стран, осуществляется национальными диспетчерскими центрами и/или дежурным персоналом энергообъектов в соответствии с национальными нормативными и нормативно-техническими документами.

В Российской Федерации данный вопрос решается на основе Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в соответствии с Энергетической стратегией на период до 2020 года. Детально данные вопросы регламентируются Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 года N 846, и Порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утвержденным приказом Минэнерго России от 2 марта 2010 года N 91.

 

Пункт 1.3. Разработка основных направлений сотрудничества государств — участников СНГ в области энергоэффективности и энергосбережения с учетом мировой практики

Исполнители: Государства — участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества топливно-энергетического комплекса, Институт энергетических исследований РАН, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2011 — 2013 годы

Выполнено. Сотрудничество государств — участников СНГ в указанной сфере осуществляется на базе Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года, и Основных направлений и принципов взаимодействия государств — участников СНГ в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения, утвержденных Решением Экономического совета СНГ от 11 марта 2005 года.

В государствах — участниках СНГ осуществляются мероприятия по подготовке законов об энергосбережении, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности, по развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

В Республике Армения создана законодательная и нормативная база по ускоренному развитию энергоэффективности и ВИЭ, а также осуществляются проекты по обеспечению энергоэффективности жилых и общественных зданий и наружного освещения.

Республика Беларусь предлагает на перспективу в качестве основных направлений сотрудничества государств — участников СНГ в области энергоэффективности и энергосбережения определить следующие:

совершенствование механизма взаимодействия государств — участников СНГ в области энергоэффективности и энергосбережения;

проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализация пилотных проектов;

совместная разработка энергосберегающих технологий, организация производства энергосберегающего оборудования, в том числе на базе создания совместных предприятий;

разработка и реализация совместных проектов в области энергоэффективности и энергосбережения;

организация информационного обмена между заинтересованными ведомствами государств — участников СНГ.

В Республике Казахстан в рамках перехода к энергоэффективной экономике созданы все предпосылки по внедрению международного опыта энергосбережения: принят Закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», обеспечен государственный контроль, утверждена Программа «Энергосбережение 2020» и сформирован государственный энергетический реестр.

Для подготовки необходимых кадров и развития науки в этом направлении открыты при вузах страны 5 научных и 18 учебных центров энергосбережения.

Создан Институт развития электроэнергетики и энергосбережения как системный орган, разрабатывающий и координирующий все процессы энергосбережения в стране.

Также по аналогии с европейскими стандартами введены требования по энергоэффективности для технологий, стройматериалов, зданий и их проектным документациям.

В целом результатом работы стало достижение поставленных задач по снижению энергоемкости ВВП. В настоящее время энергоемкость ВВП снижена на 18,6% по сравнению с базовым 2008 годом.

Важнейшим инструментом реализации государственной политики Российской Федерации по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) является утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321 Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Реализация мероприятий программы должна позволить снизить энергоемкость ВВП на 13,5% к 2020 году (по отношению к 2007 году).

Программа направлена на реализацию потенциала энергосбережения и повышение энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и Перехода к рациональному использованию энергетических ресурсов.

Российская Федерация принимает участие в реализации проекта технического содействия Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) «Укрепление регионального сотрудничества в сфере энергетической безопасности». В рамках этого проекта создается электронная база нормативных документов в области энергосбережения и энергоэффективности в странах Северной и Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан).

 

Пункт 1.4. Разработка предложений по Программе сотрудничества государств — участников СНГ в области развития и использования возобновляемых энергетических ресурсов, созданию условий для производства соответствующего оборудования

Исполнители: Государства — участники СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, органы отраслевого сотрудничества топливно-энергетического комплекса, Институт энергетических исследований РАН, Исполком СНГ

Сроки выполнения — 2010 — 2012 годы

Выполнено. Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2013 года утверждены Концепция сотрудничества государств — участников СНГ в области использования возобновляемых источников энергии и План первоочередных мероприятий по ее реализации. Начата работа по их реализации.

Для подготовки соответствующей Информации за 2014 год Исполнительным комитетом СНГ были направлены письма в правительства государств — участников СНГ и исполнителям Плана (письма N 5-4/01212 и 5-4/01214 от 28.11.14). Ответы получены от Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова и Российской Федерации, а также от исполнителей Плана. По ряду пунктов Плана (2.2, 2.4, 3.5, 3.6, 5.4) материалы представлены не были. От Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины материалы не поступили.

Концепция и План направлены на формирование согласованного подхода государств — участников СНГ в использовании ВИЭ. Основную часть запланированных мероприятий предполагается реализовать в период до 2020 года. Планом предусмотрено выполнение 26 мероприятий по 6 направлениям сотрудничества. Анализ хода выполнения Плана за 2014 год показывает, что большинство государств — участников СНГ приступили к его реализации.

Вопрос о ходе выполнения Плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в области использования возобновляемых источников энергии был рассмотрен на заседаниях Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 25 марта 2015 года и Экономического совета СНГ 17 июня 2015 года.

В течение 2014 года — начале 2015 года были проведены ряд мероприятий, закладывающих основу работ по выполнению Плана в целом.

На 45-м заседании ЭЭС СНГ 25 апреля 2014 года было принято решение о реорганизации Секции по энергоэффективности и возобновляемой энергетике в Рабочую группу по энергоэффективности и возобновляемой энергетике (далее — Рабочая группа) и об утверждении ее руководителя. Руководителю Рабочей группы совместно с Исполнительным комитетом ЭЭС СНГ поручено подготовить проект Плана работы Рабочей группы и представить его на рассмотрение 46-го заседания ЭЭС СНГ. План работы Рабочей группы по энергоэффективности и возобновляемой энергетике на 2014 — 2016 годы был подготовлен и утвержден на 46-м заседании ЭЭС СНГ 24 октября 2014 года.

Рабочими группами ЭЭС СНГ по охране окружающей среды и по энергоэффективности и возобновляемой энергетике подготовлен Сводный отчет по мониторингу Дорожной карты по ключевым экологическим вопросам объединения электроэнергетических рынков ЕС и СНГ в государствах Содружества за 2011 — 2012 годы, утвержденный на 46-м заседании ЭЭС СНГ.

Рабочая группа ЭЭС СНГ по энергоэффективности и ВИЭ совместно с ИНЭИ РАН прорабатывают макет Дорожной карты развития ВИЭ в СНГ. В настоящее время ведутся консультации с национальными организациями.

В 2014 году создан Институт энергетики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИЭ НИУ ВШЭ), одной из задач которого стали исследования в области развития ВИЭ.

Создается сеть научных центров в области ВИЭ. В конце 2014 года — начале 2015 года по инициативе Института энергетики НАН Беларуси в рамках подготовки и решения задач Плана ИНЭИ РАН, ИЭ НИУ ВШЭ и ИЭ НАН Беларуси заключили соглашение о сотрудничестве в области исследования проблем развития ВИЭ.

3 февраля 2015 года на базе ИЭ НИУ ВШЭ была проведена Конференция по проблемам развития ВИЭ в СНГ. На Конференции ИЭ НИУ ВШЭ и ИНЭИ РАН были представлены основные методические подходы и результаты исследований по развитию ВИЭ в Российской Федерации, выполненные совместно с Российским энергетическим агентством по заданию Минэнерго России.

На Конференции был сформулирован ряд инициатив по выполнению Плана. Участники Конференции поддержали предложения:

об организации регулярного международного Форума по сотрудничеству в развитии ВИЭ и его взаимодействии с Форумом REENFOR, организованного по инициативе Президента РАН;

о создании Координационно-аналитического центра по сотрудничеству государств — участников СНГ в области ВИЭ с открытой системой связей с государственными и частными научными, производственными и общественными организациями, межгосударственными региональными и международными организациями, а также профессиональными объединениями;

о создании единого информационного ресурса (интернет-портал) для всесторонней информационно-методической поддержки развития сотрудничества государств — участников СНГ в области возобновляемой энергетики, обеспечив его интеграцию с национальными геоинформационными системами (ГИС ТЭК России и т.д.) и базами данных национальных научных центров (ОИВТ РАН и т.д.);

об использовании опыта Института энергетики НАН Беларуси при создании демонстрационных зон энергоэффективности и ВИЭ на пространстве СНГ и энергоэффективных агрохолдингов в государствах — участниках СНГ;

о развитии сотрудничества с уполномоченными национальными органами законодательной и исполнительной власти, а также специализированными организациями в целях сбора и анализа законодательных и подзаконных актов, регламентирующих функционирование рынков ВИЭ государств — участников СНГ, для их дальнейшей гармонизации и формирования базы данных в области энергетического законодательства ВИЭ по государствам — участникам СНГ;

о необходимости координации сотрудничества научных и производственных организаций государств — участников СНГ с ведущими мировыми производителями энергетического оборудования на основе ВИЭ в создании высокотехнологичной энергомашиностроительной межгосударственной научно-производственной кооперации, обеспечивающей разработку технологий и производство современного высокоэффективного оборудования для развития электро- и теплоснабжения на основе ВИЭ.

Вместе с тем складывающаяся на пространстве СНГ сложная экономическая ситуация приводит к замедлению реализации ряда проектов и переосмыслению содержания работ в некоторых направлениях. В этой связи по предложению Республики Казахстан проводится работа по уточнению положений Плана. 22 апреля 2015 года состоялось заседание экспертной группы по данной тематике. В нем приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, эксперты профильных ведомств. Участники заседания решили одобрить с учетом состоявшегося обсуждения изменения в План первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в области использования возобновляемых источников энергии в части мероприятий и сроков их реализации.

В 2014 году Исполнительным комитетом ЭЭС СНГ велась работа по созданию нового интернет-портала ЭЭС СНГ, на котором будет размещен формируемый Сборник нормативных правовых документов государств — участников СНГ в области энергоэффективности и возобновляемой энергетики.

В рамках проведения 45-го заседания ЭЭС СНГ 25 апреля 2014 года состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между Электроэнергетическим Советом Содружества Независимых Государств и Европейской экономической комиссией ООН. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании Стороны договорились сотрудничать в рамках своих полномочий в области устойчивой энергетики, охраны окружающей среды и других согласованных областях.

31 мая 2013 года подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств — участников СНГ, в развитии которого Исполнительный комитет ЭЭС СНГ продолжает согласование проекта Соглашения о сотрудничестве с Межгосударственным экологическим советом государств — участников СНГ.

В Республике Армения благодаря проводимой государственной политике успешно и высокими темпами развивается малая гидроэнергетика, в основе которой лежат законы Республики Армения от 7 марта 2001 года N ЗР-148 «Об энергетике», от 9 ноября 2004 года «О возобновляемой энергетике и энергосбережении», нормативные правовые акты Комиссии по регулированию общественных услуг Республики Армения. В Армении налажено производство малых гидротурбин мощностью до 10 МВт.

На заседании Правительства Республики Армения 8 сентября 2011 года протокольным решением N 35 была принята Программа стратегического развития гидроэнергетической отрасли Республики Армения.

В 2014 году в Закон Республики Армения от 7 марта 2001 года N ЗР-148 «Об энергетике» были внесены изменения. Согласно статье 59 действующего Закона вся электроэнергия, выработанная малыми ГЭС в течение 15 — 20 лет, использующими другие ВИЭ (ветер, солнце, биомасса и геотермальные), подлежит обязательному закупу с даты предоставления лицензии на выработку электрической энергии в соответствии с рыночными правилами (по фиксированным тарифам).

Осуществляется комплекс мер по развитию малой гидроэнергетики. Процесс сооружения малых ГЭС в Армении является приоритетным направлением. Большинство малых ГЭС в республике являются станциями деривационного типа на естественных водотоках. По состоянию на 1 октября 2014 года электроэнергию вырабатывают 162 малых ГЭС суммарной установленной мощностью около 277 МВт и годовой проектной выработкой электроэнергии около 831 млн кВт.ч. На стадии строительства находятся еще 59 малых ГЭС суммарной установленной мощностью около 120 МВт и годовой проектной выработкой электроэнергии около 415 млн кВт.ч.

Приоритетом государственной политики Республики Беларусь являются обеспечение энергетической безопасности, энергетической независимости и устойчивого развития государства за счет повышения энергоэффективности и использования ВИЭ.

Реализуется государственная политика в сфере использования ВИЭ через выполнение ряда программных документов, в том числе:

Республиканской программы энергосбережения на 2011 — 2015 годы;

Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь;

Национальной программы развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011 — 2015 годы;

Государственной программы строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010 — 2015 годах;

Программы строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010 — 2015 годы;

Государственной программы строительства в 2011 — 2015 годах гидроэлектростанций в Республике Беларусь и др.

В дополнение к указанным нормативным правовым и программным документам в Беларуси действуют ряд других законодательных актов, обеспечивающих создание благоприятных условий для реализации проектов в сфере использования ВИЭ, в том числе предусматривающих:

обеспечение гарантированного подключения установок по использованию ВИЭ к государственным энергетическим сетям, в том числе финансирование энергоснабжающими организациями соответствующей модернизации государственных энергетических сетей; обеспечение энергоснабжающими организациями приема всей предложенной электрической энергии, произведенной из ВИЭ, и ее оплаты;

формирование ценовой политики, направленной на стимулирование использования ВИЭ, а также энергии, производимой из ВИЭ, в том числе оплату всей предложенной электрической энергии, производимой из таких источников энергии, по стимулирующим тарифам;

установление налоговых и иных льгот, в том числе освобождение от земельного налога участков, занятых объектами и установками по использованию ВИЭ, а также предоставленных на период строительства (реконструкции) таких объектов и установок и ряд других мер;

стимулирование инвестиционной деятельности, в том числе создание наиболее благоприятных условий национальным и иностранным инвесторам;

содействие созданию и применению эффективных технологий в сфере использования ВИЭ, а также производству установок по использованию ВИЭ.

Российская Федерация. В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на розничных рынках электрической энергии и мощности предусмотрен механизм поддержки использования ВИЭ, который обязывает сетевые компании покупать электроэнергию квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ по регулируемым тарифам, которые устанавливает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Разработан комплекс нормативных правовых актов, направленных на упрощение процедуры квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, и сертификацию объемов вырабатываемой ими электрической энергии.

28 мая 2013 года принято постановление Правительства Российской Федерации N 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности», которое стимулирует создание производств комплектующих для станций на территории России. Первым в России проектом строительства сетевой солнечной электростанции, отобранным по результатам конкурсного отбора проектов ВИЭ в 2013 году и осуществленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 года N 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности», является Кош-Агачская СЭС (Республика Алтай) мощностью 5 МВт.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 года N 116 внесены изменения в Порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2008 года N 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 года N 117 утверждены Правила ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования ВИЭ генерирующих объектах.

На оптовом рынке электрической энергии и мощности Федеральным законом «Об электроэнергетике» предусмотрено использование механизма продажи мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, по договорам поставки мощности на оптовый рынок (ДПМ ВИЭ) по цене и в порядке, установленными Правительством Российской Федерации.

Механизм поддержки ВИЭ заключается в проведении конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, и заключении в отношении отобранных проектов ДПМ ВИЭ. Утверждены правила определения цены на мощность для таких генерирующих объектов. Цена на мощность генерирующего объекта ВИЭ определяется исходя из условия компенсации произведения доли затрат, определяемой исходя из методики определения доли затрат, в соответствии с которой предусмотрено использование коэффициента, отражающего выполнение целевого показателя степени локализации генерирующего оборудования. Целевые показатели степени локализации и объемов ввода для каждого типа генерирующего объекта ВИЭ на период до 2020 года установлены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 года N 861-р.

1   2   3   4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code