ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА ВО ВЬЕТНАМЕ

Ву Куанг Хуан

В статье рассматриваются принципы законотворчества. Автор дает характеристику основным принципам, на которых базируется законотворческая деятельность во Вьетнаме, делит их на принципы технико-юридического плана, свойственные всем современным демократическим государствам, и принципы, типичные исключительно для социалистических стран.

Ключевые слова: законотворчество, законотворческая деятельность, принцип законотворчества, принцип правотворчества, принцип вьетнамского законотворчества.

 

Приципы законотворчества представляют собой основные идеи, взгляды, которые руководят процессом законотворчества и должны быть усвоены и соблюдены во всех действиях, на всех стадиях законотворчества.

Законотворчество — вид правотворчества, поэтому принципы законотворчества можно установить на основе принципов правотворчества, по поводу которых во вьетнамской научной литературе нет единства мнений [3, с. 416-417; 4, с. 484-485; 5; 6, с. 481-483 и др.]. На основе ст. 3 закона Национального собрания Вьетнама 2008 г. «О создании нормативно-правовых актов» (далее — закона Вьетнама) [1] можно сказать, что принципы вьетнамского законотворчества бывают следующие: 1) обеспечение конституционности, законности и согласованности закона в правовой системе; 2) соблюдение компетенции, формы, порядка, процедуры подготовки, принятия закона; 3) обеспечение гласности в процессе законотворчества, кроме случаев, когда проект закона содержит государственную тайну. Обеспечение доступности в правилах закона; 4) обеспечение осуществимости закона; 5) отсутствие препятствий для реализации международных договоров, членом которых является Вьетнам. Эти принципы только подчеркивают технический характер законотворчества, а не обращают внимание на другие стороны этой деятельности. Установление принципов законотворчества должно исходить из объективной действительности, направлений политики страны, сущности и роли закона для обеспечения полного отражения воли и интересов государства, народа в положениях закона. По мнению автора, вьетнамское законотворчество фактически основывается на следующих принципах.

Принцип обеспечения руководства Коммунистической партии является специфическим принципом права социалистических стран (в том числе Вьетнама). Этот принцип исходит из руководящей роли Коммунистической партии Вьетнама (далее — партия) перед государством и обществом. Он требует от компетентных органов (организаций) в общем и Национального собрания Вьетнама в частности своевременно институционализировать генеральную линию и политику партии правом, в том числе законом. Через государство партия руководит обществом посредством права. Документы партии являются основой законотворческой деятельности. Партия определяет стратегию развития правовой системы в долгосрочной перспективе, устанавливает основные направления и приоритетные планы законотворческой деятельности [2], которые государство институционализирует нормами закона для осуществления в реальной жизни. Ежегодно, а также на весь срок созыва Национальное собрание принимает план законотворческой деятельности на основе документов партии.

Принцип объективности требует от законотворчества соответствия объективным закономерностям и отражения объективных требований о необходимости правового регулирования определенных общественных отношений. Для обеспечения принципа объективности субъектам законотворчества необходимо внимательно следить за стратегией социально-экономического развития и правовой практикой, оценивать состояние действующих нормативно-правовых актов, связанных с проектом закона, исследовать практику госуправления, состояние общественных отношений, характеристики населения, этнические и расовые вопросы, реакцию общественного мнения, психическое отношение к содержанию проекта различных классов и слоев общества. Объективность законотворчества требует не отдавать предпочтение интересам отдельной местности или отрасли, а учитывать законные интересы всего общества, создавать закон в соответствии с уровнем правового сознания народа, определением соразмерности потребностей совершенствования правовой системы внутренним закономерностям и потребностям правового регулирования общественной жизни.

Принцип научности относится не только к содержанию положений закона, но и к форме их отражения. Законотворчество должно основываться на выводах науки, а не на желании законодателя, только тогда оно становится условием для обеспечения действенности и реальной эффективности закона. Принцип научности позволяет исключить противоречия закона, обеспечивает согласованность его положений в правовой системе. Он требует познания объективных закономерностей общества, умения использовать достижения науки, особенно юридической, правильно анализировать, предсказывать экономические, технические и другие данные. Каждая норма должна быть построена в логическом порядке, соответствующем систематическому характеру акта в целом. Компетентные органы разрабатывают планы законотворческой деятельности, соответствующие возможностям и потребностям правового регулирования, позволяющие обеспечивать качество и своевременность законотворчества, а также научно организовать работу над текстом каждого закона, четко устанавливают сферу, уровень, способ регулирования, неблагоприятные последствия нарушения закона. Научность отражается в различных формах сбора и обработки информации, с учетом мнения общества, в способах принятия и опубликования закона.

Принцип демократизма исходит из потребностей участия народа и обеспечения интересов различных слоев общества, участвующих в законотворчестве, чтобы закон мог отразить их волю. Он позволяет развивать способности различных слоев общества в области законотворчества и тем самым приводит к повышению уровня правового сознания народа. Участие народа является условием обеспечения строгого и эффективного исполнения закона. Оно осуществляется в различных формах: выбор представителей; обсуждение проекта закона через общественные организации; направление мнений по проекту закона субъектам законодательной инициативы (устное и/или письменное мнение, выступление в конференциях, написание статей для прессы; отправление электронных писем). Для обеспечения принципа демократизма необходимо соблюдение следующих требований: открытость порядка и процедуры законотворчества; при законотворчестве компетентные органы, организации и лица должны поставить себя на место представителей народа, отразить в первую очередь его интересы в проектируемых актах, способствовать широкому участию специалистов, ученых, предпринимателей, общественных и других организаций в подготовке проектов законов. Закон Вьетнама закрепляет положения об участии органов, организаций и отдельных лиц в законотворчестве и об ответственности за учет их мнения компетентными органами и организациями [1, ст. 4].

Принцип социалистического правопорядка включает соблюдение компетенции, формы, порядка и процедуры законотворчества и обеспечение конституционности, законности и согласованности закона в правовой системе. Государственные органы, организации и отдельные люди принимают участие в законотворчестве в соответствии со своей компетенцией, в установленном правовом порядке и процедуре. Обеспечение верховного характера Конституции является общим принципом для всех правовых государств мира [7]. В правовой системе Вьетнама законы конкретизируют Конституцию Вьетнама, институционализируют генеральную линию и политику партии и государства, волю народа в форме общеобязательных правил поведения высшей юридической силы, регулирующих основные общественные отношения в области социально-экономического развития, обороны, безопасности, финансов, прав и обязанностей граждан [1, ст. 11]. Законность проекта есть его соответствие компетенции, содержанию, форме и способу регулирования, установленным правом для конкретных субъектов. Законность порядка и процедуры законотворчества есть его соответствие установленным правом требованиям по порядку и процедуре. Уполномоченные органы, организации при разработке проекта закона должны правильно, полностью и своевременно соблюдать установленные правом требования законотворческой техники; обеспечивать режим контроля за разработкой проекта со стороны компетентных органов, организаций, отдельных лиц. Кроме того, принцип социалистического правопорядка требует, чтобы положения закона были согласованы друг с другом, не противоречили и не дублировали друг друга.

Принцип обеспечения соразмерности интересов социальных сил. Закон зависит от государственной воли и исходит из интересов народа. При создании закона требуется учитывать интересы всех субъектов, подлежащих воздействию со стороны этого закона. При этом не допускается, чтобы данные интересы противоречили либо отрицали друг друга, иначе общественная справедливость не будет обеспечена. Учет различных интересов в законотворчестве позволяет избегать столкновения интересов различных социальных сил, обеспечивает стабильность и развитие общества.

Принцип обеспечения осуществимости закона требует соответствия закона социально-экономическим, организационным, техническим и другим условиям и потребностям госуправления, обеспечивающего исполнение закона и дающего толчок социально-экономическому развитию. Если принимаемый закон не соответствует или не полностью отражает действительность (динамику общественной жизни), то он исполняется с трудом либо с низкой эффективностью и будет тормозить социально-экономическое развитие.
Следовательно, при законотворчестве необходимо обращать внимание на то, как сделать положения закона пригодными к осуществлению на практике.

Принцип гласности и доступности требует от законодателя и заинтересованных субъектов при создании закона учитывать необходимость обеспечения отдельных лиц, особенно субъектов, подлежащих непосредственному регулированию закона, возможностью ознакомления и формулирования мнения по проекту закона. Гласность и доступность законотворчества являются одними из условий обеспечения осуществимости закона и его жизнеспособности. Закон Вьетнама отражает принцип гласности и доступности процесса законотворчества, обеспечивает право общественности на информацию (закреплены положения, касающиеся формулирования мнений различных субъектов, времени размещения текста проекта закона в Интернете на официальных сайтах компетентного органа (организации) для сбора общественного мнения, а также опубликования закона в официальном бюллетене. Гласность в процессе законотворчества необходима всегда, кроме случаев, когда проект закона содержит государственную тайну.

Принцип отсутствия препятствий для реализации международных договоров, членом которых является Вьетнам. В среде активного международного обмена и острой конкуренции законотворчество Вьетнама должно исходить из самих потребностей международной интеграции, соразмерности между законодательством Вьетнама и зарубежных стран по аналогичным вопросам. Следовательно, при законотворчестве необходимо учитывать международные договоры, членом которых является Вьетнам.

Приведенный перечень принципов законотворчества позволяет сделать вывод о том, что значительная их часть типична для большинства современных государств, декларирующих приверженность демократии (принципы демократизма, объективности, гласности, доступности и научности, обеспечения осуществимости закона, соразмерности интересов социальных сил и отсутствия препятствий для реализации международных договоров, членом которых является Вьетнам). Специфика законотворческой деятельности Вьетнама обусловлена совмещением современных демократических принципов с принципами, характерными для социалистических государств (принципы обеспечения руководства Коммунистической партии и социалистического правопорядка).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Luat сйа Quoc hoi Viet Nam ngay 03/6/2008 ve ban hanh van ban quy pham phap luat.
2. Nghi quyet so 48 ngay 24/5/2005 сйа Bo Chmh tri ve Chien luoc xay dung va hoan thien he thong phap luat Viet Nam den nam 2010, dinh huong den nam 2020.
3. Le Minh Tam (chй bien). Giao trinh Ly luan nha nuoc va phap luat / Dai hoc Luat Ha Noi. NXB Tu phap. — Ha Noi, 2006. — 576 tr.
4. Le Minh Tam, Nguyen Minh Doan (dong chй bien). Giao trinh ly luan nha nuoc va phap luat / Dai hoc Luat Ha Noi. NXB CAND. — Ha Noi, 2010. — 528 tr.
5. Nam Nguyen. Cac nguyen tac khi xay dung van ban quy pham phap luat. — Electronic text data. — Mode of access: http://moj.gov.vn/ct/tintuc/Pages/ nghien-cuu-trao-doi.aspx?ItemId=4514. — Title from screen.
6. Hoang Thi Kim Que (c№ bien). Giao trinh Ly luan chung ve nha nuoc va phap luat (in lan thi hai) / NXB Dai hoc Quoc gia. — Ha Noi, 2007. — 624 tr.
7. Thai Vinh Thang. «Mo hinh cac co quan bao hien raa cac nuoc tren the gioi» / Tap cM Luat hoc. — so 5/2004. — Tr. 69-76.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2013. № 1 (18)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code