ПРОБЛЕМАТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ — ЕС ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ПРИНЦИПОВ

О.М.Мещерякова

Статья посвящена рассмотрению вопросов вступления России в ВТО. Автор анализирует правовые аспекты присоединения России к ВТО. По мнению автора, для России в целях дальнейшей интеграции в международную финансовую систему снятие ограничений в данной области необходимо, однако этот процесс должен проходить постепенно и продуманно.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, финансовая политика Европейского союза, интеграционное сообщество, суверенные государства, Европейский союз, Таможенный союз.

 

После восемнадцати лет переговоров Россия наконец вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) в качестве 156-го члена. Вступление России в ВТО особенно важно для Европейского союза, поскольку ЕС является крупнейшим торговым партнером России, а Россия — третьим крупнейшим торговым партнером ЕС. Впервые обе стороны будут связаны международными правилами и обязательствами в сфере торговли.

На сегодняшний день объективно необходимо обеспечить правовое регулирование
ей таких вопросов, как условия доступа товаров одного государства на рынки другого, меры регулирования товарооборота и защиты национального рынка. Поэтому вступление России в ВТО стало объективной необходимостью.

В состав современной торговой системы входят следующие основные компоненты:
— регулятивный компонент, то есть та часть международной нормативной системы, которая обслуживает международную торговлю;
— функциональный компонент, то есть методы правового регулирования. Перечисленные компоненты представляют собой основные аспекты деятельности ВТО по устранению административных барьеров на пути движения товаров.
Следовательно, через право ВТО происходит универсализация международного торгового права, а также унификация системы внутреннего права государств-участников ВТО.

Реализация задач по унификации национального права в целях оптимизации торгового оборота возможна с помощью такого средства, как интеграция в мировое сообщество. Этим целям и призвано служить присоединение Российской Федерации к ВТО.

Таким образом, вступление России в ВТО повышает ее статус как участника международной системы отношений, связанной с рынком товаров и услуг, а также определяет направления ее деятельности в обозначенной сфере.
Однако в глобализирующемся мире большое значение имеют интеграционные объединения, представляющие собой международно-правовой инструмент региональной экономической интеграции. Для России основными партнерами экономических отношений являются Европейский союз и Таможенный союз.

С учетом того что все государства — члены региональных объединений стремятся обрести членство в ВТО, им необходимо разработать коллективную платформу обеспечения соответствия обязательств по региональному сотрудничеству с членством ВТО и добиваться ее реализации в процессе проведения переговоров о присоединении к ВТО [1, с. 7].

Таким образом, членство в интеграционных объединениях осложняет задачи, которые приходится решать государствам, присоединяющимся к ВТО. Именно с этой задачей столкнулась Российская Федерация в процессе присоединения к ВТО.

С другой стороны, присоединение к ВТО оказывает влияние на исполнение международных правил и обязательств в сфере торговли по отношению к интеграционным объединениям и их государствам-членам, в которые вступающее в ВТО государство не входит.

Указанные два международно-правовых аспекта присоединения к ВТО осложняют, во- первых, процесс присоединения к ВТО, а во- вторых, исполнение международных обязательств, принятых ранее.

По словам члена Еврокомиссии Карела де Гюхта, отвечающего за вопросы торговли, «вступление в ВТО является важным шагом для дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Это будет способствовать инвестициям и торговле, поможет ускорить модернизацию российской экономики и обеспечит множество деловых возможностей, как для российских, так и европейских компаний. Я убежден, что Россия будет соблюдать международные торговые правила и стандарты в соответствии с принятыми на себя обязательствами» [2].

Кроме того, вступление России в ВТО позволит активизировать подготовку нового соглашения о партнерстве Российской Федерацией и Европейского союза.

Действительно, вступление России в ВТО дало возможность значительно активизировать подготовку нового базового Соглашения о партнерстве России и Европейского союза, что будет способствовать развитию всего комплекса наших отношений, от энергетических поставок до контактов между людьми.

Тем не менее присоединение России к ВТО окажет положительное воздействие на условия торговли и вложения капитала, существующие между Россией и ЕС. Вследствие вступления в ВТО Россия, помимо прочего, снизит импортные пошлины, ограничит экспортные пошлины, предоставит больший доступ на рынок европейским поставщикам услуг и упростит правила и процедуры во многих областях, затрагивающих двусторонние экономические отношения.

На Россию теперь распространяются правила ВТО во всех этих сферах, включая механизмы контроля и правоприменения. Европейский союз вместе со своими международными партнерами поддерживает контакт с Россией, чтобы обеспечить соблюдение Россией этих обязательств в рамках ВТО.

Перед Россией и Европейским союзом стоит задача обеспечения взаимной недискриминации, включая вопросы антидемпинговой политики ЕС и рыночный статус экономики России.

В свою очередь российская сторона призвала Европейский союз пересмотреть статус российской экономики в связи с тем, что она уже носит рыночный характер, поскольку 70 % продукции производится частным сектором.

Следует отметить, что Европейская комиссия готова пойти на ряд уступок России:
1) начать работу с государствами-членами по разъяснению реального положения в российской экономике (окончательное решение о признании ее рыночного статуса должно быть принято большинством голосов в Совете ЕС);
2) рассмотреть возможность применения индивидуального подхода к отдельным отраслям экономики (производство стали или удобрений);
3) ввести индивидуальный режим в отношении предприятий (в настоящее время от антидемпинговых мер страдают все предприятия, и виновные, и невиновные в демпировании цен);
4) расширить практику учета естественных конкурентных преимуществ индивидуальных российских производителей (приближенность к источникам сырья и транспортной инфраструктуре, наличие высококвалифицированной рабочей силы и т. д.).

Три последние меры должны существенно повысить объективность при определении антидемпинговых мер в отношении российского импорта.

В то же время в российской практике есть вопросы, которые вызывают озабоченность Европейской комиссии. Это отсутствие стабильности в российской законодательной системе, отсутствие последовательности в применении законов и распоряжений правительства.

Российской стороне нужно обратить внимание на нечеткость принятой в России системы маркировки продуктов питания и на завышенные стандарты, в частности по автомобилям и готовым продуктам питания.

Таможенный союз призван решать те же задачи. Поэтому Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации является важным условием, облегчающим вступление России в ВТО.

Таким образом, международная экономическая интеграция в рамках ВТО — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

Международная экономическая интеграция в рамках интеграционных объединений — это формирование объединений отдельных государств и согласование их национальных политик. Основной международно-правовой формой региональной интеграции в экономической сфере является международный договор между заинтересованными государствами. Поэтому можно сделать вывод о том, что членство в интеграционных объединениях помогает государствам-членам добиваться тех результатов в урегулировании международных экономических отношений, которых отдельному государству как актору в международных экономических отношениях нелегко добиться в рамках ВТО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мельников, В. В. Международно-правовое регулирование региональной экономической интеграции в ВТО : дис. … канд. юрид. наук / В. В. Мельников. — М., 2008.
2. Информационное агентство «Росбалт». — Электрон. дан. — Режим доступа: http:// www.rosbalt.ru/main/2012/10/08/1043623.html (дата обращения: 06.02.2013). — Загл. с экрана.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2013. № 1 (18)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code