РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О.П.Казаченок, Н.В.Мирина

Аннотация. Статья посвящена вопросам правовой регламентации проведения реорганизации юридического лица в условиях происходящего глобального реформирования отечественного гражданского законодательства. Авторами анализируются сложившиеся в доктрине права, а также в экспертной среде предложения по внесению изменений в непринятую в настоящее время часть вторую нового Гражданского кодекса, а также приводятся собственные научно обоснованные предложения по усовершенствованию как самих процессов реорганизации юридического лица, так и по улучшению правового положения лиц, которых реорганизация и ликвидация юридического лица непосредственно затрагивает.

Ключевые слова: реорганизация, юридическое лицо, акционерное общество, Гражданский кодекс, проект Гражданского кодекса, законопроект, кредитор, Российский союз промышленников и предпринимателей.

Как известно, решение о начале глобального реформирования отечественного гражданского законодательства было принято еще в 2008 г., когда Президентом РФ был издан Указ № 1108 от 18 июля 2008 г. «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» [8]. Целью данной реформы явилось коренное совершенствование основных аспектов гражданско-правового регулирования, которые с течением времени стали весьма остро нуждаться в усовершенствовании. Началом реформирования стало принятие в 2012 г. проекта Федерального закона № 475386 «О внесении изменений в часть первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также отдельные законодательные акты РФ» [6]. Однако единовременно у законодателя не получилось провести реформирование всех четырех частей Гражданского кодекса ввиду внесения в него значительного числа поправок и предложений по совершенствованию основных положений кодекса, в связи с чем законодателем было принято решение о поэтапном реформировании Гражданского кодекса с обсуждением каждой части в качестве самостоятельных законопроектов [6].

Следует отметить, что поэтапный подход к реформированию гражданского законодательства справедливо признан обоснованным, поскольку дает возможность на законодательном и доктринальном уровнях, а также с позиции правоприменителя исследовать и оценивать с различных позиций вносимые и принимаемые изменения в Гражданский кодекс [2].

Текущий 2013 г. ознаменован принятием изменений в подразделы 3, 4, 5 раздела I, главы 1, 2, 3 и 4 ч. 1 и ч. 3 ГК РФ. Однако законодателю предстоит еще глобальное реформирование вопросов, связанных с правовым положением юридического лица в целом, и вопросов, связанных с реорганизацией и ликвидацией юридических лиц различной правовой формы.

Основные положения по совершенствованию этой части Гражданского кодекса содержатся в Проекте Федерального закона № 47538-6/2 [8]. Безусловным нововведением данного законопроекта является то, что в нем вносятся предложения по проведению реорганизации юридических лиц с одновременным сочетанием их различных форм. Данное нововведение является, безусловно, актуальным и своевременным, поскольку позволит упростить проведение процедуры реорганизации. Следует отметить, что в доктрине права еще несколько лет назад исследователями предлагалось введение данного изменения в законодательство об акционерных обществах, а также в ГК РФ [4; 5].

Так, согласно положениям Проекта Федерального закона при проведении процедуры реорганизации ООО в форме разделения становится возможным создание два АО, а процедура преобразования и разделения будет происходить одновременно. Также предлагаемые ко внесению изменения ст. 57 ГК РФ определяют, что процесс реорганизации станет возможным между несколькими юридическими лицами различной организационно-правовой формы. Однако, на наш взгляд, вполне оправданным и целесообразным представляется запрет на реорганизацию хозяйствующего субъекта, созданного на коммерческой основе, в некоммерческий, и наоборот. Следует отметить, что такой запрет был отражен в Концепции развития гражданского законодательства РФ, из положений которой следует, что «запрет искажения юридической природы и законодательного деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, который в конечном счете также способствует максимальной защите имущественных интересов их кредиторов и всех участников гражданского оборота» [3]. В доктрине права, однако, существуют мнения, опровергающие целесообразность данного положения Концепции. Так, Т.А. Нуж- дин утверждает, что для некоммерческих организаций корпоративного типа данный запрет не должен устанавливаться. В этом случае такие организации теряют возможность ей- ствовать в соответствии с «изменяющейся динамикой и необходимостью корректировки характера деятельности организации», и запрет на реорганизацию в этом смысле выльется в существенные экономические потери для таких организаций [5].

Имеющаяся в Концепции озабоченность вопросами защиты прав и законных интересов кредиторов в условиях реорганизации хозяйствующего субъекта перенесена и на страницы Проекта Федерального закона № 475386/2 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Как известно, положения п. 5 ст. 60 ГК РФ устанавливают солидарную ответственность вновь созданного юридического лица по долгам старого общества в случае невозможности определить правопреемника по обязательству юридического лица или в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов. Недовольство данным положением неоднократно высказывалось как на доктринальном, так и на экспертном уровне. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей высказывается против «расплывчатости» формулировки статьи, что порождает вслед за собой злоупотребление со стороны недобросовестных участников хозяйственной деятельности. В этой связи предлагается либо законодательно установить критерии недобросовестного распределения активов, либо исключить п. 5 из текста ст. 60 ГК РФ [1].

Пункт 5 ст. 58 готовящейся редакции ГК закрепляет, что в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования гарантии прав кредиторов, предусмотренные ст. 60, исключаются. В этом смысле Т.А. Нуж- дин замечает, что «лишение кредиторов гарантий, предусмотренных статьей 60 ГК РФ, представляет собой существенное ограничение их прав, что недопустимо» [5]. На наш взгляд, нельзя согласиться ни с положениями готовящейся редакции вышеуказанной статьи, ни с мнением Т.А. Нуждина. Представляется, что следует на законодательном уровне сбалансировать права кредиторов реорганизуемого общества, одновременно минимизировав возможность злоупотребления своими правами последними. Более целесообразным подходом к урегулированию данного вопроса, на наш взгляд, может стать зависимость защиты прав и интересов кредиторов от того, каким образом изменится положение кредитора в результате реорганизации. Реорганизуемое предприятие должно быть защищено от предъявления требований кредитора в результате реорганизации [4; 5].

Следует отметить, что проводимое реформирование положений законодательства в части реорганизации юридического лица не обошло вниманием и вопросы признания реорганизации недействительной и несостоявшейся. Из положений ст. 60.1 Проекта Федерального закона следует, что недействительность реорганизации юридического лица не влечет ликвидации юридических лиц, образовавшихся в результате реорганизации, также сделки, заключенные этими юридическими лицами, не признаются недействительными. Согласно данной норме реорганизация юридического лица может быть признана недействительной по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Реорганизация юридического лица может быть признана несостоявшейся решением суда. Полагаем, что данное положение является законодательно недоработанным и может способствовать осуществлению даже рейдерского захвата хозяйственного общества, поскольку признание реорганизации недействительной или несостоявшейся, как следует из положений ст. 60.1 Проекта Федерального закона, никоим образом не влечет за собой правовых последствий для созданных в результате признанной недействительной реорганизации хозяйствующих субъектов и, более того, для финансовых или иных операций, проводимых этими вновь созданными обществами. Таким образом, непонятной является необходимость признания недействительной или несостоявшейся реорганизации.

Проведенный в настоящей статье анализ некоторых нововведений в ч. 2 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день значительное число разработанных законодателем изменений в ГК РФ находится еще в зачаточном состоянии и требует глубокой аналитической проработанности как с доктринальной позиции, так и правоприменительной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Замечания и предложения РСПП к проекту Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http:// rspp.ru. — Загл. с экрана.
2. Иншакова, А. О. Охрана прав участников корпораций и обеспечительные меры по корпоративным спорам в свете реформирования антирей- дерского законодательства / А. О. Иншакова // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2010. — № 7 (июль). — С. 38-43.
3. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник Высшего арбитражного суда Рос. Федерации. — 2009. — № 11 (ноябрь).
4. Мирина, Н. В. Особенности правового регулирования реорганизации хозяйственных обществ в форме слияния и присоединения в российском законодательстве : дис. … канд. юрид. наук / Мирина Нина Владимировна. — Волгоград, 2010. — 183 с.
5. Мирина, Н. В. Реорганизация хозяйственных обществ в РФ. Особенности реорганизации в форме слияния и присоединения / Н. В. Мирина. — Lap Lambert Academic Publishing, Germany, 2011. — 178 с.
6. Нуждин, Т. А. Реформа законодательства о реорганизации юридических лиц: анализ предлагаемых изменений в ГК РФ / Т. А. Нуждин // Гражданин и право. — 2011. — № 12 (декабрь). — С. 70-75.
7. Постановление ГД ФС РФ от 16.11.2012 № 1150-6 ГД «О порядке рассмотрения проекта Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2012. — 26 нояб. — № 48, ст. 6596.
8. Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Проект Федерального закона № 47538-6/2 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (ред., подгот. ГД ФС РФ ко II чтению 10.12.2012). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2008. -21 июля. — № 29 (ч. 1), ст. 3482.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2013. № 3 (20)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code