ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ

Н.М.Денисова

Представлен порядок взыскания налоговой задолженности и возможные проблемы при исполнении принудительных мер.

Ключевые слова: взыскание налогов, налоговая задолженность, Налоговый кодекс РФ.

 

Взыскание налога — длительный процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, направление требования об уплате налога является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. В извещении, помимо суммы недоимки и других обязательных реквизитов, указывается установленный налоговым органом срок, который налогоплательщик обязан уплатить. Требование об уплате налога необходимо исполнить в течение восьми рабочих дней.
Если налогоплательщик всё же не перечислит требуемые суммы в бюджетную систему Российской Федерации, то налоговый орган принимает решение о взыскании неуплаченных налогоплательщиком сумм в принудительном порядке. Данное решение должно быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, в противном случае оно будет недействительным.

Взыскание неуплаченных налогоплательщиком сумм производится путём направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Банки обязаны исполнить поручение налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днём получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублёвых счетов.

Налоговые органы применяют меры принудительного взыскания (кроме случаев обжалования) после уведомления о результатах налоговой проверки. До начала применения мер принудительного взыскания налогоплательщику направляется уведомление о погашении налоговой задолженности.

Принудительное взыскание налоговой задолженности производится:
1) за счёт средств, находящихся на банковских счетах;
2) со счетов дебиторов;
3) за счёт реализации ограниченного в распоряжении имущества.

При неуплате налогоплательщиком сумм административных штрафов применяются меры принудительного взыскания без уведомления, на основании постановления суда о принудительном взыскании сумм административных штрафов.

В случаях отсутствия у структурного подразделения юридического лица банковских счетов, либо отсутствия или недостаточности у структурного подразделения юридического лица денег на его банковских счетах и в кассе для погашения налоговой задолженности и (или) административных штрафов налоговый орган взыскивает сумму налоговой задолженности и (или) административных штрафов путём применения мер принудительного взыскания к налогоплательщику — юридическому лицу, создавшему данное структурное подразделение. Для этих целей счета государственных учреждений, открытые в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, приравниваются к банковским счетам, а центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета приравнивается к организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения (получения) уведомления о погашении налоговой задолженности налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика суммы налоговой задолженности без его согласия.

Взыскание суммы налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика производится на основании инкассового поручения налогового органа за исключением суммы денег, являющихся обеспечением по займам, выданным банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в размере непогашенного основного долга указанного займа.

Инкассовое поручение формируется налоговым органом на основе имеющихся на лицевом счёте налогоплательщика данных о сумме налоговой задолженности на дату его формирования.

При исполнении банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, инкассового поручения налогового органа о взыскании налоговой задолженности с одного банковского счёта налогоплательщика инкассовые поручения, выставленные налоговым органом на другие банковские счета налогоплательщика, открытые им в указанном банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, возвращаются банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в налоговый орган без исполнения, если такие инкассовые поручения выставлены налоговым органом той же датой, на ту же сумму, по тому же виду задолженности.

В случае отсутствия денег на банковском счёте в рублях налогоплательщика взыскание налоговой задолженности производится с банковских счетов в иностранной валюте налогоплательщика на основании инкассовых поручений, выставленных налоговыми органами в рублях.

При достаточности денег клиента в банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, для удовлетворения всех требований, предъявленных к клиенту, инкассовое поручение на взыскание суммы налоговой задолженности исполняется банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в первоочередном порядке и не позднее одного операционного дня, следующего за днём получения указанного поручения, в пределах сумм, имеющихся на банковском счёте.

В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика при предъявлении к клиенту нескольких требований банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, производит изъятие денег клиента в счёт погашения налоговой задолженности по мере поступления денег на такие счета в порядке установленной очерёдности.

В случае отсутствия денег на банковском счёте налогоплательщика, на который налоговым органом выставлено инкассовое поручение о взыскании налоговой задолженности, банк или организация, осуществляющие отдельные виды банковских операций, принявшие инкассовое поручение для исполнения, при закрытии банковского счёта налогоплательщика в соответствии с законодательством возвращают указанное инкассовое поручение в соответствующий налоговый орган вместе с уведомлением о закрытии банковского счета налогоплательщика.

При невозможности взыскания задолженности путём списания со счетов налогоплательщика применяется второй способ — взыскание суммы налоговой задолженности налогоплательщика со счетов дебиторов. На основании представленного списка дебиторов или акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счёт погашения налоговой задолженности налогоплательщика в пределах сумм дебиторской задолженности.

Не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчётов, составленный совместно с налогоплательщиком на дату получения уведомления.

В случае непредставления дебиторами акта сверки взаиморасчётов в срок, налоговым органом проводится налоговая проверка указанных дебиторов. При этом налоговый орган не вправе подтверждать суммы дебиторской задолженности, оспариваемые в суде.
При наличии акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, и уведомления об обращении взыскания на деньги с банковских счетов дебиторов акт сверки взаиморасчётов ими не представляется.

В случае погашения налогоплательщиком налоговой задолженности список дебиторов или акт сверки взаиморасчётов не представляется.

Акт сверки взаиморасчётов между налогоплательщиком и его дебитором должен содержать следующие сведения:
— наименование налогоплательщика и его дебитора, их идентификационные номера;
— наименование налогового органа, где состоят на регистрационном учете налогоплательщик и его дебитор;
— реквизиты банковских счетов налогоплательщика и его дебитора;
— сумму задолженности дебитора перед налогоплательщиком;
— юридические реквизиты, печать и подписи налогоплательщика и его дебитора;
— дату составления акта сверки, которая не должна быть ранее даты получения уведомления о погашении налоговой задолженности.

На основании акта сверки взаиморасчётов или акта налоговой проверки дебитора, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган
выставляет на банковские счета дебитора инкассовые поручение о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика.

Третий способ взыскания — взыскивание за счёт средств от реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика.

Налоговый орган в случаях отсутствия или недостаточности у налогоплательщика денег на банковских счетах и на банковских счетах его дебиторов либо отсутствия у него и (или) у его дебитора банковских счетов без его согласия выносит постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика путём направления органам исполнительного производства постановления с приложением копий решения об ограничении в распоряжении имущества и акта описи в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления.

Постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика подлежит санкционированию судом (прокурором); оформляется в двух экземплярах по форме, установленной уполномоченным органом.

Реализация ограниченного в распоряжении имущества осуществляется органами исполнительного производства в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве для реализации арестованного имущества.

В случае непогашения сумм налоговой задолженности налогоплательщиком — акционерным обществом с участием государства — в уставном капитале после принятия всех мер, предусмотренных настоящими пунктами, уполномоченный орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, установленном законодательством.

Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пеней, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются с момента вступления в силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.

Применение принудительных мер взыскания недоимки всегда вызывает большое количество спорных ситуаций между налогоплательщиком и налоговым органом. Уплата законно установленных налогов является обязанностью налогоплательщика согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации. Таким образом, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также в случае несвоевременной уплаты налога ещё и пеню. Если налогоплательщик своевременно не исполняет свою обязанность, то налоговый орган производит принудительное взыскание налогов, пени, а также штрафных санкций. Взыскиваемые с налогоплательщика суммы сначала направляются на погашение недоимки по налогам, а затем пени. Штрафные санкции взыскиваются с налогоплательщиков в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления требования об уплате налога. В свою очередь под требованием об уплате налога признаётся направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В случае непогашения налогоплательщиком суммы налоговой задолженности после принятия всех мер налоговый орган вправе принять меры по его признанию банкротом согласно законодательным актам.

Органы налоговой службы публикуют в средствах массовой информации список налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность, не погашенную в течение шести месяцев со дня её возникновения.

Список литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 28.12.13 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Часть вторая: федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. О создании Федерального казначейства: Указ президента от 1 декабря 2004 г. № 703 (в ред. 02.12.2013 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Налоги и налогообложение / под. ред. В.Ф. Тарасовой, Т.В. Владыкиной и др. М.: КНО, РУС, 2009. 480 с.

6. Мандрощенко О.В. Налоги и налогообложение / О.В. Мандрощенко, М.Р. Пинская. 2-изд. М.: Дашков и К, 2008. 344 с.

7.  Налоги и налогообложение /под ред. JIA. Крамаренко, М.Е. Косова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011. 576 с.

8. Теория налогообложения /под ред. И.А. Майбуров, A.M. Соколовская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 591 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code