ОБЛИГАЦИЯ В ИНСТРУМЕНТАРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Часть вторая
А.ИГончаров

Аннотация. Автор исследует правовое регулирование облигации, которая представляет собой инвестиционную ценную бумагу, удостоверяющую право владельца на получение в указанный бумагой срок ее номинальной стоимости, а также процента за кредит по ставке, установленной этой же бумагой. Содержание облигационного отношения предполагает активные действия коллектива кредиторов, инвестирующих деньги на срок под проценты с целью приращения капитала крупному заемщику — юридическому лицу. Широкое распространение указанных заемных отношений с простым и востребованным финансово-экономическим содержанием повлекло их оформление в ценные бумаги — облигации, которые весьма интенсивно используются в хозяйственном обороте и в настоящее время.

Ключевые слова: бездокументарные ценные бумаги, займ, заемщик, ликвидность долга, коллектив инвесторов, платежи, купон, процент.

В предыдущих статьях нашего цикла мы обратили внимание на долевые ценные бумаги, инвестиционные вложения в которые влекут за собой формирование вещно-правовой связи инвестора с организацией, получающей такие вложения [1; 2; 3; 4]. Далее мы сосредоточимся на так называемых долговых ценных бумагах, они вполне оборотоспособны и представляют предпринимательский интерес как для коллективного, так и для индивидуального инвестора [5].

Муниципальные облигации могут выпускаться отдельными партиями (траншами). В
рамках выпуска могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске муниципальных ценных бумаг  может быть установлено деление выпуска на транши. Эмиссия возможна, только если будут утверждены решением о бюджете муниципального образования следующие финансовые параметры:
1) предельный размер муниципального долга;
2) предельный объем заемных средств, направляемых муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета или программ развития муниципального образования.

Предельный объем заемных средств, направляемых муниципальным образованием в течение года на указанные цели, не должен превышать 15 % объема доходов местного бюджета на текущий финансовый год. Причем за вычетом сумм финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств;
3) расходы на обслуживание (кроме расходов на погашение) муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание долга муниципального образования в текущем финансовом году не должен превышать 15 % объема расходов.

В настоящее время наиболее распространенной ценной бумагой, размещаемой муниципальными образованиями среди инвесторов, являются облигации муниципальных займов. Номинальная стоимость облигаций устанавливается самими муниципальными образованиями и обозначается на ценной бумаге, фиксируя денежную сумму, которая выплачивается владельцу облигации в период ее погашения и на которую начисляются проценты (как правило, номинал — 1 000 рублей). Процентный доход, установленный от номинальной цены облигации, составляет номинальную доходность для инвестора.

За период с 2003 по 2010 г. 47 облигационных муниципальных займов были погашены своевременно и в полном объеме. Муниципальные образования заимствовали и вернули в срок 23 945 млн рублей. Кроме того, заемщики производили по 2 или по 4 купонные выплаты в течение срока займа. Самый короткий срок займа составил 360 дней (Нижний Новгород), самый длинный — 1 464 дня (Новосибирск). Минимальная сумма займа составила 30 млн руб. (Волгоград), максимальная — 3 000 млн руб. (Казань). Также можно отметить, что далеко не все города- миллионники используют облигационные займы в качестве источника покрытия дефицита местного бюджета. Например, в 2003-2010 гг. не было в ряду эмитентов таких крупнейших городов, как Омск, Челябинск, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург1

В 2014 г. муниципальное образование город-герой Волгоград разместил 1 млн облигаций (Государственный регистрационный номер выпуска муниципальных ценных бумаг Волгограда RU34007VGG-019/00640 от 2 июля 2014 г.) на сумму 1 млрд рублей.

Размещение муниципальных облигаций Волгограда 2014 г. осуществлено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Условиями эмиссии и обращения муниципальных облигаций Волгограда с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга, утвержденными постановлением Администрации Волгограда «Об утверждении Условий эмиссии и обращения муниципальных облигаций Волгограда с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга» от 26 мая 2014 г. № 593, а также Решением об эмиссии муниципальных облигаций Волгограда 2014 г. с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга, утвержденным постановлением Администрации Волгограда «Об утверждении Решения об эмиссии муниципальных облигаций Волгограда 2014 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга» от 8 октября 2014 г. № 1300 [6].

Размещение муниципальных облигаций Волгограда 2014 г. осуществлено посредством заключения сделок купли продажи Облигаций между Волгоградом (Эмитентом) в лице Генерального агента, действующего по поручению и за счет Эмитента, и первыми владельцами муниципальных облигаций у Организатора торговли на рынке ценных бумаг, функции которого выполняет закрытое акционерное общество «Фондовая Биржа ММВБ». Размещение осуществлено путем сбора адресных заявок со стороны покупателей на приобретение муниципальных облигаций по цене размещения, равной их номинальной стоимости, и ставке купонного дохода по первому купону, заранее определенной Эмитентом в порядке, указанном в Условиях и Решении (15 % годовых). Генеральным агентом является общество с ограниченной ответственностью «Брокерская компания «РЕГИОН» [6]. Это уже 19-я эмиссия облигаций города Волгограда.

Погашение номинальной стоимости муниципальных облигаций Волгограда 2014 г. осуществляется частями (амортизация долга) в даты выплаты шестого, восьмого, двенадцатого, шестнадцатого и двадцатого купонных доходов по ним: 24 апреля 2016 г. — 20 % номинальной стоимости облигаций, 23 октября 2016 г. — 20 %, 22 октября 2017 г. — 20 %, 21 октября 2018 г. — 20 %.

Дата погашения муниципальных облигаций Волгограда 2014 г. — 10 октября 2019 года. В дату погашения облигаций выплачивается пятая непогашенная часть номинальной стоимости облигаций (20 %).

Положительным фактом явился пробный выпуск муниципальных облигаций городского округа — город Волжский Волгоградской области за 2014 год. В 2014 г. город Волжский Волгоградской области разместил 10 (десять) облигаций (Государственный регистрационный номер выпуска муниципальных ценных бумаг Волжского RU34001VLK-001/00645 от 2 ноября 2014 г.) на сумму 10 000 (десять тысяч) рублей [7].

Муниципальные облигации городского округа — город Волжский Волгоградской области 2014 г. с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга по своим инвестиционным качествам совершенно такие же, как муниципальные облигации Волгограда 2014 г., включая купонный доход по ним. Размещение облигаций Волжского проводилось по открытой подписке путем сбора адресных заявок со стороны потенциальных покупателей на приобретение облигаций по цене размещения, равной номинальной стоимости облигаций, и процентной ставке по первому купону, заранее определенной эмитентом в порядке, установленном в Решении об эмиссии.

Сбор адресных заявок со стороны потенциальных покупателей на приобретение облигаций предусматривал адресованное неопределенному кругу лиц приглашение делать предложения о приобретении облигаций и заключение сделок купли-продажи облигаций с использованием системы торгов закрытого акционерного общества «Фондовая биржа ММВБ» (Организатор торговли) [7].

Оферты о приобретении облигаций направлялись в адрес Генерального агента — общества с ограниченной ответственностью «Брокерская компания «РЕГИОН»», который раскрыл информацию о сроках направления оферт на своем сайте в сети Интернет.

Обязательным условием оферты являлось указание минимально приемлемой для потенциального покупателя процентной ставки по первому купону, количества облигаций, а также максимальной суммы денежных средств, которую такой потенциальный покупатель готов инвестировать в размещаемые облигации.
После окончания срока для направления оферт Генеральный агент сформировал и передал эмитенту сводный реестр оферт. На основании анализа реестра оферт и указанных в них ставок купонного дохода эмитент принял решение о величине процентной ставки первого купона в размере 15 (пятнадцать) процентов годовых и об акцепте соответствующих оферт.

В дату начала размещения облигаций — 25 декабря 2014 г. — участник торгов Организатора торговли в течение периода подачи адресных заявок, установленного по согласованию с Организатором торговли, выставил адресную заявку на покупку Облигаций с использованием системы торгов Организатора торговли. Организатор торговли составил сводный реестр адресных заявок, полученных в течение периода подачи адресных заявок, и передал его Генеральному агенту. Генеральный агент передал сводный реестр эмитенту. На основании анализа сводного реестра адресных заявок эмитент принял решение об удовлетворении адресной заявки, руководствуясь наличием акцепта оферты, и передал Генеральному агенту информацию об этой адресной заявке, после чего эмитент в лице Генерального агента заключил сделку купли-продажи облигаций с покупателем путем выставления встречной адресной заявки [7].

Погашение номинальной стоимости муниципальных облигаций городского округа — город Волжский Волгоградской области 2014 г. осуществляется частями в даты, совпадающие с датами выплат пятого, девятого, тринадцатого, семнадцатого и двадцатого купонных доходов по Облигациям: 27 апреля 2016 г. — 10 % номинальной стоимости облигации; 26 апреля 2017 г. — 30 %; 25 апреля
2018 г. — 20 %; 24 апреля 2019 г. — 20 %; 24 декабря 2019 г. — 20 %.
Дата погашения муниципальных облигаций городского округа — город Волжский Волгоградской области 2014 г. — 24 декабря
2019 года. В дату погашения облигаций выплачивается последняя непогашенная часть номинальной стоимости облигаций и купонный доход за последний купонный период.

В 2014 г. пробную эмиссию облигаций впервые осуществил город Томск. Было размещено 5 (пять) муниципальных облигаций номиналом 1 000 руб. на сумму 5 (пять) тыс. руб. (Государственный регистрационный номер выпуска муниципальных ценных бумаг Томска RU34005T0M1). Также в 2014 г. первую эмиссию муниципальных облигаций номиналом 1 000 руб. осуществил г. Омск на сумму 400 (четыреста) млн руб. (Государственный регистрационный номер выпуска муниципальных ценных бумаг Омска RU340010MK1).

Существует комплекс факторов, который обусловливает карликовые масштабы облигационных займов отечественных муниципальных образований. В рамках этого комплекса можно выделить следующие факторы:
— слабый финансово-бюджетный потенциал городов;
— короткая кредитная история;
— недооценка управленческими элитами финансовой состоятельности местных жителей как инвесторов;
— низкая финансовая грамотность населения;
— отсутствие интереса к муниципальным облигациям у институциональных инвесторов (компаний, управляющих активами, у негосударственных пенсионных фондов, у страховых компаний);
— бюджетные законодательные ограничения.

В отличие от наших, облигационные заимствования местным территориальным образованиям за рубежом удаются более масштабно. Например, в Америке местные органы власти активно используют долговое финансирование еще с 1820-х годов. В настоящее время объем муниципальных облигаций в обращении составляет более 2 трлн долл., чистый объем новой эмиссии ежегодно составляет около 200 млрд долларов. Это в пределах 40 % от объема рынка государственных ценных бумаг США.

Из 82 000 муниципальных органов власти в США около 50 000 осуществляют выпуск ценных бумаг. Существует еще несколько тысяч специальных органов власти, образованных для обслуживания специальных проектов, под реализацию которых были выпущены муниципальные облигации. Выручка от выпуска муниципальных ценных бумаг, как правило, используется в целях финансирования инвестиционных проектов, а не для обслуживания текущих расходов, источниками для покрытия которых служат налоговые и иные доходы муниципалитетов. Основными целями выпуска муниципальных облигаций являются проекты местных органов власти в сферах образования, транспорта, жилищного строительства, медицинского обслуживания, водо- и энергоснабжения. Привлекательность муниципальных ценных бумаг обеспечивается налоговыми льготами: процентный доход по этим облигациям с 1913 г. не облагается федеральным налогом на прибыль.

Как видим, с помощью выпуска государственных и муниципальных облигаций осуществляется:
— покрытие дефицита бюджета, который возникает из-за того, что поступления доходов приходятся на определенные даты налоговых платежей, а расходы осуществляются ежедневно;
— погашение облигационных займов, выпущенных ранее;
— финансирование крупных капиталоемких проектов государственного масштаба;
— обеспечение кредитных организаций, пенсионных фондов, страховых компаний ликвидными резервами. Вложения в такие резервы путем приобретения государственных и муниципальных облигаций позволяют указанным инвесторам получать гарантированный и стабильный процентный доход.

В зависимости от срока, на который государственные и муниципальные облигации выпущены, они подразделяются на краткосрочные (сроком до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет) и бессрочные. Бессрочные не имеют установленного срока погашения, их владелец получает процентный доход, пока остается держателем облигации.

Довольно активную политику облигационных заимствований реализует Министерство финансов Российской Федерации, пополняя таким образом доходы федерального бюджета страны. Например, 23 сентября 2009 г. были выпущены облигации федерального займа с постоянным доходом (далее — ОФЗ ПД) номиналом 1 тыс. руб. на сумму 40 млрд руб., которые предусматривали 21 купонную выплату из расчета 11,2 % годовых (государственный регистрационный номер 26202RMFS). Владельцы ОФЗ ПД — любые отечественные и иностранные кредиторы. Форма выпуска ОФЗ ПД — документарная с обязательным централизованным хранением. Размещение облигаций выпуска № 26202RMFS осуществлено Банком России по поручению Минфина России в форме аукциона. Доход по этим облигациям выплачивался 4 раза в год по 27 руб. 92 коп. на каждую облигацию (11,2 % годовых). Погашение займа осуществлено точно по графику — 17 декабря 2014 года.

Например, 30 марта 2010 г. государственные сберегательные облигации (далее — ГСО) были размещены сразу двумя выпусками. Облигации с государственным регистрационным номером 35006 RMFS номиналом 1 тыс. руб. в объеме 40 млрд руб., которые предусматривали всего 6 купонных выплат по 2 раза в год из расчета 6,05 % годовых, дата погашения займа — 27 марта 2013 года. И облигации с государственным регистрационным номером 35007 RMFS номиналом 1 тыс. руб. в объеме 20 млрд руб., которые предусматривали всего 10 купонных выплат по 2 раза в год из расчета 6,9 % годовых, дата погашения займа — 25 марта 2015 года.

Агентом и депозитарием по обслуживанию ГСО, как правило, выступает Сбербанк России. Владельцы ГСО: отечественные кредиторы — страховые организации, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд РФ (ПФР), иные государственные внебюджетные фонды РФ, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений в соответствии с договорами с ПФР и НПФ, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов, государственные корпорации.

На европейском финансовом рынке Минфин России размещает еврооблигации. Так, 22 апреля 2010 г. состоялось успешное размещение двух траншей суверенных еврооблигаций России. Объем размещения составил 5,5 млрд долл. США. 5-летние облигации удалось разместить на 150 базисных пунктов (150 б. п. = 1,5 % годовых) ниже номинала, 10-летние облигации на 125 б. п. (1,25 % годовых) ниже номинала. Доходность российских долгосрочных еврооблигаций составляет 3,741 % и 5,082 % годовых соответственно.

Около трети объема размещения купили управляющие компании, еще треть — банки, а остаток был распределен между центральными банками зарубежных стран, фондами и пенсионными фондами. Минфин РФ добился основной цели — расширил круг кредиторов, вкладывающих средства в российские финансы.

Платежным агентом Минфина РФ по обслуживанию государственного внешнего долга является Внешэкономбанк, который переводит необходимые суммы в Citibank на осуществление купонных выплат по еврооблигациям России. Citibank является иностранным платежным агентом по выпуску российских еврооблигаций, он осуществляет купонные выплаты зарубежным кредиторам согласно платежному графику.
Корпоративные облигации могут выпускаться хозяйствующими субъектами именными и на предъявителя. Именные облигации существуют в бездокументарной форме, при их выпуске заемщик ведет реестр владельцев облигаций, предъявительские облигации возможны только в документарной форме. В частности, для акционерных обществ облигационные заимствования ограничиваются следующими законодательными рамками:
— сумма всех облигационных займов не должна превышать размер уставного капитала акционерного общества или стоимость предоставленного заемщику обеспечения, которое гарантирует облигационный займ;
— пока акционерное общество полностью свой уставный капитал не оплатит, выпускать облигации ему не разрешается;
— акционерное общество может выпустить облигации без обеспечения только на четвертый год своей деятельности;
— если выпущены конвертируемые облигации, которые в установленный срок и при определенных условиях будут обмениваться на обыкновенные акции, их количество не должно превышать количество обыкновенных акций, запланированных согласно положениям устава акционерного общества для такого обмена (конвертации).

Новой тенденцией на рынке долга стало быстрое развитие биржевых облигаций, которые предусматривают упрощенные процедуры допуска на биржу. Впервые биржевые об
лигации заемщика ОАО «РБК Информационные Системы» были размещены на ММВБ 25 марта 2008 г., организатором их выпуска выступил «Альфа-Банк».

По нашему мнению, появление биржевых облигаций есть закономерный результат поступательного развития российского долгового рынка. Традиционно в числе российских ценных бумаг с фиксированным доходом были представлены два инструмента, а именно: облигации — бумаги, обращающиеся на бирже, как правило, не менее трех лет, и векселя — бумаги, обращающиеся неорганизованно, со сроками погашения обычно до одного года (см. таблицу).

Процедура выпуска облигаций достаточно сложная, длительная и дорогостоящая, а для векселей, напротив, — простая и низко затратная. К существенным недостаткам векселя инвесторы всегда относили риски подделки, мошенничества, вытекающие из его существования только в форме бумажного документа. Кроме того, неорганизованная инфраструктура более дорогостоящая, нежели биржевая (хотя в какой-то мере это окупалось более высокими ставками доходности по векселям).

Удобство обращения, низкие риски облигаций, короткие сроки и простая процедура выпуска векселей обусловили заинтересованность в создании новой ценной бумаги, сочетающей в себе указанные преимущества. Тем более что такой инструмент уже давно существует во многих зарубежных странах. В первую очередь в США обращаются коммерческие бумаги (commercial papers). Размещают коммерческие бумаги обычно крупные корпорации или коммерческие банки. Это краткосрочный инструмент — большая часть коммерческих бумаг обращается на финансовом рынке не более 45 дней.

Признавая пока еще очень малый период существования биржевых облигаций и неизбежность уточнения и корректировки правил их выпуска и обращения, можно отметить явные преимущества биржевых облигаций. Прежде всего это сокращение сроков регистрации их выпуска и начала вторичных торгов:
— выпуск осуществляется без государственной регистрации облигаций, проспекта и отчета об итогах выпуска;
— биржа по аналогии с государственной регистрацией выпуска присваивает облигациям идентификационный номер и допускает бумаги к размещению;
— после окончания размещения биржа подводит итоги выпуска, раскрывает информацию об итогах выпуска и уведомляет об этом Федеральную службу по финансовым рынкам;
— вторичный рынок биржевых облигаций может открыться в день окончания размещения.

Отличительные характеристики акций и облигаций
203

Весьма внушительно число заемщиков — акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые размещают среди кредиторов корпоративные облигации. Технология облигационных заимствований используется ими с целью привлечения капитала для финансирования определенных программ развития, когда собственники корпораций в качестве альтернативы банковскому кредитованию финансируют увеличение масштабов своей коммерческой деятельности. Но в то же время не применяют акционерное финансирование, чтобы ни с кем из новых партнеров не делиться долей своего бизнеса и корпоративной властью. Облигационное заемное финансирование существенно отличается от акционерного финансирования. Их сравнительная характеристика представлена в таблице.

ПРИМЕЧАНИЕ
1 Здесь и далее — по материалам Банка России. URL: www.minfin.ru.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гончаров, А. И. Акция как бездокументарная ценная бумага / А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2014. — № 2 (23). — С. 80-85.
2. Гончаров, А. И. Инвестиционный пай как удостоверение права на собственную долю имущества в фонде / А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2014. — № 3 (24). — С. 21-27.
3. Гончаров, А. И. Ипотечный сертификат участия как инструмент правового обеспечения жилищного строительства. Часть первая / А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2014. — № 4 (25). — С. 88-95.
4. Гончаров, А. И. Ипотечный сертификат участия как инструмент правового обеспечения жилищного строительства. Часть вторая / А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2015. — № 1 (26). — С. 81-88.
5. Гончаров, А. И. Облигация в инструментарии коллективного инвестирования. Часть первая / А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2015. — № 3 (28). — С. 83-91.
6. Постановление Администрации Волгограда «Об утверждении отчета об итогах эмиссии муниципальных ценных бумаг Волгограда за 2014 год» от 19 января 2015 г. № 26. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: www.minfin.ru. — Загл. с экрана.
7. Постановление Администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области «Об утверждении отчета об итогах эмиссии муниципальных облигаций городского округа — город Волжский Волгоградской области за 2014 год» от 29 января 2015 г. № 633. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.minfin.ru. — Загл. с экрана.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2015. № 4 (29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code