Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения предусматривает уплату налога, который обозначается как налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения (п. 1 ст. 61.1 БК РФ) и является прямым (подоходным) налогом (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он установлен с 1 января 2013 г. в гл. 26.5 НК РФ. Предшественник данного налога был урегулирован в рамках УСН в ст. 346.25.1 НК РФ «Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента» (утратила силу).

Нормативное регулирование патентной системы налогообложения имеет значительное сходство с регулированием ЕНВД (планируемого к отмене с 2018 г.). Указанные обстоятельства позволяют субсидиарно использовать значительный объем судебной практики и разъяснений, выработанных за длительный период применения ЕНВД. Основные отличия патентной системы налогообложения от ЕНВД состоят в том, что ее могут применять только индивидуальные предприниматели, а также то, что она предусматривает авансовую выплату налога.

Право на введение патентной системы налогообложения на территории соответствующего субъекта Федерации принадлежит региональным законодательным органам власти — п. п. 1, 7 ст. 346.43 НК РФ. Соответственно, данный налог имеет сходство с региональными налогами. К полномочиям указанных органов относятся (п. п. 7, 8 ст. 346.43 НК РФ) определение конкретного перечня облагаемых видов деятельности в рамках федерального перечня, а также установление по ним размера потенциально возможного к получению годового дохода в пределах, установленных в НК РФ (в ряде случаев — дифференцировать территорию субъекта Российской Федерации по территориям действия патентов по муниципальным образованиям). Кроме того, в п. п. 2, 3 ст. 346.50 НК РФ предусмотрены права органов власти субъектов РФ дифференцировать ставку налога, особо широкие — права органов власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

К примеру, принят Закон Нижегородской области от 21 ноября 2012 года N 148-З «О патентной системе налогообложения на территории Нижегородской области».

Как следует из обобщенных данных отчета 1-ПАТЕНТ <1216>, по состоянию на 1 января 2015 г. в России выдано более 122 тыс. патентов, в т.ч. в г. Москве — 17698, в Нижегородской области — 1087.

———————————

<1216> URL: http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.

 

Налогоплательщиками в рамках патентной системы налогообложения (п. 1 ст. 346.44 НК РФ) признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном гл. 26.5 НК РФ.

Некоторые категории индивидуальных предпринимателей не могут применять патентную систему налогообложения (п. п. 5, 6 ст. 346.43 НК РФ), в том числе индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 15 человек; при осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества.

В силу п. 1 ст. 346.45 НК РФ документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия. Индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов.

Форма патента утверждена Приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/599@.

В п. 2 ст. 346.43 НК РФ предусмотрены виды предпринимательской деятельности, которые потенциально могут облагаться по патентной системе налогообложения на территории соответствующего субъекта Федерации. В этот перечень в том числе входят: парикмахерские и косметические услуги; оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли; услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.

Соответственно, облагаемые виды деятельности имеют сходство с теми видами деятельности, которые могут облагаться ЕНВД.

Пункт 3 ст. 346.43 НК РФ предусматривает нормативные определения, используемые для целей патентной системы налогообложения. В качестве примеров можно привести следующие:

— розничная торговля — предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи;

— магазин — специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже;

— павильон — строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Таким образом, и дефиниции, данные в НК РФ для целей патентной системы налогообложения, зачастую аналогичны определениям, данным в НК РФ для целей ЕНВД.

Особенности патентной системы налогообложения как специального налогового режима следуют из п. п. 10 — 12 ст. 346.43 НК РФ. Применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в общем случае предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ и налога на имущество физических лиц (за исключением «коммерческой» недвижимости), указанные лица не признаются налогоплательщиками НДС.

Для налогоплательщика переход на патентную систему налогообложения в случае ее введения на территории соответствующего субъекта Федерации является добровольным (п. 2 ст. 346.44 НК РФ). В силу п. п. 2, 3 ст. 346.45 НК РФ индивидуальный предприниматель за 10 рабочих дней до начала планируемого применения патентной системы налогообложения должен подать в налоговый орган по месту жительства или по месту планируемого осуществления облагаемой деятельности заявление. Налоговый орган, в свою очередь, обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Соответственно, переход на патентную систему налогообложения фактически является разрешительным.

Форма заявления на получение патента утверждена Приказом ФНС России от 18 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/589@.

Здесь, по итогам рассмотрения различных специальных налоговых режимов, представляется уместным упомянуть известную классификацию, приведенную в т.ч. Д.Н. Бахрахом: в зависимости от степени связанности гражданина при реализации прав различают 6 степеней (ступеней) свободы:

1) полную свободу;

2) свободу, связанную с обязанностью уведомления субъектов власти (явочный порядок реализации прав);

3) свободу, связанную с обязанностью регистрировать действия, материальные ценности;

4) свободу, ограниченную обязанностью получать разрешение, относительным запретом;

5) свободу, ограниченную дискреционными полномочиями власти при выдаче разрешений на осуществление прав;

6) полную несвободу, абсолютный запрет <1217>.

———————————

<1217> Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 1993. С. 30, 31.

 

С этой точки зрения, применение, например, ЕСХН, УСН и ЕНВД осуществляется по уведомительной модели (2), а применение патентной системы налогообложения — по разрешительной (4). В налоговом праве не исключена и регистрация (3), в т.ч. объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в силу п. 2 ст. 366 НК РФ; а также объектов осуществления торговли, в которых ведется деятельность, облагаемая торговым сбором на основании п. 1 ст. 416 НК РФ.

Осуществление налогоплательщиком сразу нескольких видов деятельности, как облагаемых, так и не облагаемых по патентной системе налогообложения, означает, что соответствующий налог может уплачиваться только в отношении облагаемых ею видов деятельности (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). Иные виды деятельности будут облагаться по общей системе налогообложения (либо, например, по решению налогоплательщика — УСН или ЕНВД, если к этому нет каких-либо правовых препятствий).

Объект налогообложения по патентной системе налогообложения предусмотрен в ст. 346.47 НК РФ, как потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Налоговая база определена в п. 1 ст. 346.48 НК РФ как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с гл. 26.5 НК РФ, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.

Соответственно, как и в ЕНВД, объект налогообложения по патентной системе с научной точки зрения можно определить как осуществление определенных видов предпринимательской деятельности, а налоговую базу — как характеристику данных видов деятельности через их внешние признаки (в патентной системе налогообложения — более упрощенно).

В п. п. 7, 8 ст. 346.43 НК РФ предусмотрено, что потенциально возможный к получению годовой доход устанавливается законами субъектов Российской Федерации (в общем случае — до 1 млн. руб., скорректированный на коэффициент-дефлятор). Поскольку на 2015 г. коэффициент-дефлятор равен 1,147 (Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685), органы законодательной власти субъектов РФ, упрощенно говоря, вправе установить потенциально возможный к получению годовой доход в пределах до 1,147 млн. руб.

К примеру, в Законе Нижегородской области «О патентной системе налогообложения на территории Нижегородской области» для парикмахерских и косметических услуг размер потенциально возможного к получению годового дохода в г. Н. Новгороде установлен, как 550000 руб. (приложение 1).

Согласно ст. 346.50 НК РФ ставка налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в общем случае составляет 6%.

Размер ставки, как и в УСН с объектом «доход», предполагает обложение валового дохода (в данном случае — презюмируемого), без учета расходов. Соответственно, патентная система налогообложения, как и ЕНВД или торговый сбор, предусматривает классический налог с презюмируемого результата деятельности, размер которого никак не связан с реальным доходом налогоплательщика.

Для примера: годовой размер налога для парикмахерских и косметических услуг в г. Н. Новгороде составит 550000 руб. x 6% = 33000 руб.

Исчисляется налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 346.51 НК РФ), фактически — в заявлении о выдаче патента.

Налоговым периодом по патентной системе налогообложения в общем случае признается календарный год (п. 1 ст. 346.49 НК РФ). При этом в силу п. 5 ст. 346.45 НК РФ патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Соответственно, на основании п. 2 ст. 346.49 НК РФ, если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.

Срок уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, установлен в п. 2 ст. 346.51 НК РФ:

1) если патент получен на срок до шести месяцев, — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:

— в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;

— в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

Соответственно, законодатель предписывает уплачивать данный налог еще до окончания налогового периода, то есть в виде авансового платежа (п. 3 ст. 58 НК РФ). Для государства такой способ уплаты выгоднее, чем в ЕНВД или в УСН, поскольку позволяет раньше получить сумму налога в бюджет.

В подп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ предусмотрена особая санкция: налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ. В Определении КС РФ от 21 мая 2015 г. N 1036-О признаков неконституционности данной нормы Судом установлено не было.

Налоговая декларация по патентной системе налогообложения не предусмотрена (ст. 346.52 НК РФ) в силу очевидного отсутствия необходимости в ней (вся важная для налогового органа информация есть в заявлении о выдаче патента и в самом патенте).

Следует признать, что особенности патентной системы налогообложения сближают предусмотренный ею налог со сбором. Складывается впечатление, что государство предоставляет право осуществлять определенную предпринимательскую деятельность в течение срока действия патента за фиксированную плату, подлежащую внесению авансом. Впрочем, с учетом судебной практики по ЕНВД (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. N 157), данный налог фактически следует уплачивать только в силу состояния на учете в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД, что также придает ЕНВД некоторые свойства сбора. В ст. 346.46 НК РФ также предусмотрена постановка на учет налогоплательщиков по патентной системе налогообложения. Возможно, в силу изложенных обстоятельств законодатель и обозначил торговый сбор (гл. 33 НК РФ) именно как сбор.

Д.В.Тютин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code