Торговый сбор

Торговый сбор является местным прямым (на предполагаемый доход) налогом (несмотря на название), урегулированным гл. 33 НК РФ, которая действует с 1 января 2015 г.

В соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ (п. 2 ст. 410 НК РФ). Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля (п. 6 ст. 416 НК РФ). Кроме того, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется уполномоченный орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором (п. п. 1, 2 ст. 418 НК РФ).

Также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 410 НК РФ).

Иные элементы данного сбора (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Как указано в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ, торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Такого федерального закона, который разрешал бы ввести торговый сбор на иных территориях, в настоящее время не принято, вследствие чего торговый сбор потенциально может быть введен только в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На сегодняшний день сбор фактически введен только в г. Москве с 1 июля 2015 г. Законом города Москвы от 17 декабря 2014 г. N 62 «О торговом сборе».

Плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).

То, что торговый сбор в действительности представляет собой налог, дополнительно подтверждается в п. 2 ст. 411 НК РФ: от уплаты торгового сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие ЕСХН, в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества. Таким образом, если от уплаты сбора освобождаются лица, осуществляющие некоторую деятельность, облагаемую налогом на предполагаемый доход, то в действительности имеется в виду не сбор, а именно налог. Кроме того, в ст. 415 НК РФ, регламентирующей предельные ставки торгового сбора, их ограничение производится через расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения. Достаточно странно было бы ограничивать размер сбора размером налога. Примечательно и то, что в силу п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ в случае установления на соответствующей территории торгового сбора ЕНВД по соответствующим видам деятельности не применяется. Это дополнительно обосновывает то, что торговый сбор — аналог ЕНВД.

В п. 1 ст. 416 НК РФ предусмотрена постановка на учет плательщиков торгового сбора. В соответствии с указанной нормой постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.

Указанный орган, например, определен в ст. 4 Закона города Москвы «О торговом сборе»: полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Как разъяснено в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. N ГД-4-3/11229@ «О торговом сборе», постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:

а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества — в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества.

б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях (в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети).

В п. 2 ст. 416 НК РФ предусмотрено, что осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (т.е. по п. 2 ст. 116 НК РФ).

Приказом ФНС России от 22 июня 2015 г. N ММВ-7-14/249@ утверждены формы и форматы уведомлений о постановке на учет, снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, а также Порядок заполнения этих форм. Кроме того, Приказом ФНС России от 13 июля 2015 г. N ММВ-7-14/276@ утверждена форма свидетельства о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе.

Объектом обложения торговым сбором согласно п. 1 ст. 412 НК РФ признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее — объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В ст. 413 НК РФ предусмотрено, что сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли. К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

К торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

Таким образом, объект обложения торговым сбором, как объект налога, можно охарактеризовать как осуществление определенных видов предпринимательской деятельности. Сходным образом объект налога установлен в ЕНВД, патентной системе налогообложения и в налоге на игорный бизнес — налогами данной группы облагается предполагаемый от соответствующей деятельности доход плательщика, исчисляемый исходя из ее внешних характеристик. Отличия только состоят в том, что в ЕНВД и в патентной системе налогообложения вводятся соответствующие понятия предполагаемого дохода (вмененный доход и потенциально возможный к получению годовой доход соответственно), после чего производится расчет налога; а в налоге на игорный бизнес и в торговом сборе сразу вменяется сумма налога. Кроме того, ЕНВД и патентная система налогообложения, как специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ), предполагают освобождение от ряда налогов. Сходным образом урегулирован и налог на игорный бизнес (хотя он и не обозначен в НК РФ как специальный налоговый режим) — соответствующий доход не облагается НДС и налогом на прибыль организаций. Что же касается торгового сбора, то его плательщики от уплаты каких-либо налогов не освобождаются.

Каких-либо федеральных налоговых льгот по торговому сбору в НК РФ не предусмотрено.

Налоговая база для торгового сбора в НК РФ прямо не регламентируется, что, по всей видимости, является одним из элементов «маскировки» налога под сбор. Указанное обстоятельство, однако, не означает, что налоговой базы (в ее нормативном понимании, следующем из ст. 53 НК РФ) в торговом сборе не имеется. В частности, при исчислении торгового сбора исходя из площади объекта стационарной торговой сети (розничного рынка, торгового зала — п. п. 3 — 5 ст. 415 НК РФ) налоговой базой конкретного объекта будет являться указанная площадь в квадратных метрах. Если же, например, облагается осуществление деятельности в объекте стационарной торговой сети, не имеющем торгового зала, то налоговая база — количество единиц таких объектов.

Предельные налоговые ставки регламентированы в ст. 415 НК РФ. Первое общее ограничение следует из п. 1 ст. 415 НК РФ: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

В п. п. 3, 4 ст. 415 НК РФ введены конкретные ограничения на предельные ставки торгового сбора: ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50. Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Примечательно то, что в Приказе Минэкономразвития РФ от 29 октября 2014 г. N 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год» нет коэффициента-дефлятора на данный год для торгового сбора. Однако указанный коэффициент-дефлятор напрямую не оказывает влияния на сумму торгового сбора, т.к. он применяется только для расчета предельного ограничения его ставки, которую не вправе превышать местный (региональный) орган власти.

Конкретные налоговые ставки предусмотрены в 2015 году только Законом города Москвы «О торговом сборе» (в расчете за квартал на объект осуществления торговли).

Так, в ст. 2 указанного нормативного акта предусмотрено, что для такого вида торговой деятельности, как торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли), в зависимости от места расположения объекта, составляет от 28350 руб. до 81000 руб.

При развозной и разносной розничной торговле ставка составляет 40500 руб.

Если осуществляется торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами до 50 кв. м (включительно), то ставка сбора, в зависимости от места расположения объекта, составляет от 21000 руб. до 60000 руб.

Если же осуществляется торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами свыше 50 кв. м, то ставка сбора исчисляется исходя из площади торгового зала (опять же в зависимости от места расположения объекта), например: 1200 руб. за каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 руб. за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м.

Кроме того, для организации розничных рынков ставка сбора установлена как 50 руб. за 1 кв. м площади розничного рынка.

Соответственно, рассчитывается торговый сбор приблизительно по тем же правилам, что и, например, ЕНВД.

Исчисляется торговый сбор только самим плательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 417 НК РФ).

Налоговым периодом по торговому сбору является квартал (ст. 414 НК РФ), обозначен в НК РФ как «период обложения».

Срок уплаты торгового сбора по итогам налогового периода — не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ).

Налоговая декларация по торговому сбору (как, впрочем, и расчет сбора) не предусмотрена в силу очевидного отсутствия необходимости в ней. Вся важная для налогового органа информация есть в уведомлении плательщика о постановке на учет либо в информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган — п. 1 ст. 416 НК РФ, т.е. по существу имеет место «однократная» налоговая декларация.

Впрочем, поскольку характеристики осуществляемой предпринимательской деятельности могут измениться (например, площадь торгового зала — увеличиться), установлены определенные обязанности плательщиков по инициативному представлению информации в налоговый орган (хотя и не в виде налоговой декларации). В соответствии с п. 2 ст. 416 НК РФ плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

К примеру, в ст. 3 Закона города Москвы «О торговом сборе» предусмотрены региональные налоговые льготы. В частности, освобождаются от уплаты торгового сбора организации федеральной почтовой связи (подп. 1 п. 2).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code