Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц является местным прямым (поимущественным) налогом, урегулированным гл. 32 НК РФ, которая действует с 1 января 2015 г. Ранее налог на имущество физических лиц уплачивался на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (утратил силу).

Особенностью современного регулирования налога на имущество физических лиц является то, что им облагается недвижимое имущество, но он, в зависимости от нормативного регулирования на уровне конкретного субъекта РФ, может исчисляться либо исходя из инвентаризационной стоимости имущества (как это было до 1 января 2015 г. по Закону РФ «О налогах на имущество физических лиц»), либо исходя из кадастровой стоимости имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Например, принят Закон Нижегородской области от 5 ноября 2014 г. N 140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»

В Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов констатируется, что целью введения нового налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества.

«Справедливое налогообложение», указанное в данном акте, по существу сводится к истребованию налога в большей сумме, в т.ч. и потому, что инвентаризационная стоимость имущества, как правило, значительно ниже кадастровой (рыночной).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с указанной главой НК РФ (п. 2 ст. 399 НК РФ).

Кроме того, местные органы власти (органы власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в том числе вправе: увеличивать размеры федеральных налоговых вычетов (п. 7 ст. 403 НК РФ); установить местные налоговые льготы (п. 2 ст. 399 НК РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ). Если же уполномоченные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не регламентируют налог на имущество физических лиц на подведомственной территории, то налог тем не менее считается введенным и подлежит уплате по федеральным ставкам (п. 6 ст. 406 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст. 409 НК РФ).

К примеру, на территории Н. Новгорода действует решение городской Думы города Н. Новгорода от 19 ноября 2014 г. N 169 «О налоге на имущество физических лиц», в соответствии с которым налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости облагаемых объектов.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели, владеющие облагаемым имуществом, уплачивают рассматриваемый налог на равных с иными физическими лицами; сам по себе статус предпринимателя в общем случае принципиального значения не имеет. Данное обстоятельство подтверждено в Определении КС РФ от 25 февраля 2010 г. N 310-О-О. Тот же подход имеет место и в иных поимущественных налогах с физических лиц (земельный, транспортный).

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 401 НК РФ признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Соответственно, с научной точки зрения объект налогообложения по указанному налогу можно рассмотреть как факт владения на праве собственности отдельными видами недвижимого имущества.

При этом такой объект имущества, как единый недвижимый комплекс, предусмотрен в ст. 133.1 ГК РФ, однако, как это справедливо отмечено Ю.А. Крохиной, единый недвижимый комплекс как самостоятельный объект имущественных прав является новым объектом не только налогового, но и гражданско-правового регулирования. Практики его включения в гражданский оборот, по сути, нет, тем более с точки зрения налогообложения <1209>.

———————————

<1209> Крохина Ю.А. Направления совершенствования налога на имущество физических лиц // Налоговед. 2015. N 4. С. 50, 51.

 

Федеральные налоговые льготы предусмотрены в ст. 407 НК РФ. В частности, в соответствии с подп. 7 п. 1 право на налоговую льготу имеют военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более. В силу п. п. 3, 4 ст. 407 НК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Налоговая льгота предоставляется в отношении отдельных видов объектов налогообложения, в т.ч. квартира или комната; жилой дом.

Кроме того, в п. п. 3 — 6 ст. 403 НК РФ предусмотрены федеральные налоговые вычеты. В частности, в силу п. 3 указанной статьи, налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади этой квартиры.

Налоговая база, как следует из п. 1 ст. 403 НК РФ, определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.

Предельные налоговые ставки в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в силу п. 2 ст. 406 НК РФ устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1% в отношении:

— жилых домов, жилых помещений;

— объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

— единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

— гаражей и машино-мест;

— хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2% в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ (т.е. «коммерческой» недвижимости, облагаемой налогом на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости), а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб.;

3) 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения.

Особенности исчисления налога с «коммерческой» недвижимости, сходные с ее обложением налогом на имущество организаций, введены в гл. 32 НК РФ, очевидно, для целей исключения случаев целенаправленного перевода таких объектов с организаций на подконтрольных физических лиц, преследующих уменьшение поимущественного налогообложения.

К примеру, конкретные налоговые ставки предусмотрены в п. п. 2.1 — 2.3 решения городской Думы города Н. Новгорода «О налоге на имущество физических лиц»:

1) для жилых домов; жилых помещений; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства:

— 0,1% при кадастровой стоимости объекта налогообложения до 10 млн. руб. (включительно);

— 0,2% при кадастровой стоимости объекта налогообложения свыше 10 млн. руб. до 50 млн. руб. (включительно);

— 0,3% при кадастровой стоимости объекта налогообложения свыше 50 млн. руб. до 300 млн. руб. (включительно);

2) для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб., — 2%;

3) для прочих объектов налогообложения — 0,5%.

То, что налог на имущество физических лиц в Н.Новгороде в определенной части предусматривает прогрессивную шкалу налогообложения с простой прогрессией, может привести к тому, что несущественные колебания кадастровой стоимости объекта повлекут значительные изменения в сумме налога. Например, упрощенно говоря, если облагаемая кадастровая стоимость (с учетом вычетов) квартиры составит 10 млн. руб., то налог составит 10 тыс. руб. Если же облагаемая кадастровая стоимость увеличится на 1 руб., то налог составит уже 20 тыс. руб.

В действительности сумма налога исчисляется несколько сложнее (за исключением налога с «коммерческой» недвижимости), т.к. законодатель в новом варианте налогообложения стремился разрешить по меньшей мере две задачи: постараться не допустить уменьшения сумм при переходе с обложения имущества по инвентаризационной стоимости на кадастровую стоимость (не исключено, что по конкретному объекту налог по кадастровой стоимости по каким-то причинам меньше налога по инвентаризационной), а также увеличивать сумму налога постепенно, от года к году.

Конкретно в п. 8 ст. 408 НК РФ предусмотрены понижающие коэффициенты (К), применяемые с первого налогового периода, в котором на территории соответствующего субъекта РФ введено обложение по кадастровой стоимости, и возрастающие каждый последующий год (0,2 — 0,4 — 0,6 — 0,8). Для случая Нижегородской области, коэффициенты, соответственно, будут выглядеть следующим образом: 0,2 — на 2015 г.; 0,4 — на 2016 г.; 0,6 — на 2017 г.; 0,8 — на 2018 г. На 2019 г. и последующие годы принижающие коэффициенты будут отсутствовать (т.е. они будут приниматься равными 1).

После определения понижающего коэффициента налог первые четыре налоговых периода с начала применения обложения по кадастровой стоимости следует исчислять по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,

где Н — сумма налога, подлежащая уплате; Н1 — сумма налога, исчисленная по кадастровой стоимости; Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости.

В п. 9 ст. 408 НК РФ установлено, что в случае, если исчисленное в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений п. 8 ст. 408 НК РФ (т.е. просто как облагаемая кадастровая стоимость, умноженная на ставку налога, без учета понижающих коэффициентов, что и должно в итоге получиться на пятом году применения налога по кадастровой стоимости).

Соответственно, если, например, кадастровая стоимость квартиры общей площадью 50 кв. м в г. Н. Новгороде в 2015 году составит 5 млн. руб., а налог с нее, исчисленный по инвентаризационной стоимости, равен 300 руб., то итоговый расчет налога будет выглядеть следующим образом:

1) 5 млн. руб./50 кв. м = 100 тыс. руб./кв. м — кадастровая стоимость одного квадратного метра квартиры;

2) 50 кв. м — 20 кв. м (вычет по п. 3 ст. 403 НК РФ) = 30 кв. м — облагаемая площадь квартиры;

3) 30 кв. м x 100 тыс. руб./кв. м = 3 млн. руб. — облагаемая кадастровая стоимость квартиры;

4) (3 млн. руб. x 0,1% — 300 руб.) x 0,2 + 300 руб. = 840 руб. — итоговая сумма налога.

Кадастровую стоимость конкретной квартиры можно узнать на публичной кадастровой карте <1210>. Предварительный расчет налога можно выполнить с помощью сайта ФНС России <1211>.

———————————

<1210> URL: https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request.

<1211> URL: http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

 

Исчисляется налог на имущество физических лиц только налоговыми органами (п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 408 НК РФ), с заблаговременным направлением налогового уведомления плательщику (п. 2 ст. 52 НК РФ, п. 2 ст. 409 НК РФ).

Для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению объектах недвижимого имущества и об их владельцах. Соответственно, п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Срок уплаты налога на имущество физических лиц: не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).

Налоговая декларация в налоге на имущество физических лиц не предусмотрена, как и для иных налогов, исчисляемых налоговыми органами.

К примеру, п. 3 решения городской Думы города Н. Новгорода «О налоге на имущество физических лиц» предусматривает местные налоговые льготы, в том числе освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц такая категория граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Д.В.Тютин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code