ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКИХ ТНК В МИРОВУЮ ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ


О.П.Казаченок

Аннотация. В статье освещаются объективные предпосылки и необходимость унификации правового регулирования деятельности транснациональных банков российской национальности в условиях трансформации мировой банковской системы под влиянием процесса экономико-правовой глобализации. Поднимается актуальная проблема стратегического развития российских кредитных организаций, направленного на повышение уровня конкурентоспособности отечественных банков и укрепление российского финансового рынка. Особое внимание уделяется вопросам повышения конкурентоспособности российских банков, недостаточности уровня их капитализации и кредитоспособности их заемщиков. В перечне актуальных проблем, препятствующих выходу российских банков на иностранные рынки, наряду с недостаточной капитализацией отечественных банков находятся и существующие в странах законодательные ограничения на открытие филиалов или дочерних банков.
Определяются первостепенные стратегические задачи развития национальной банковской системы, предлагаются оптимальные варианты экспансии российских банков, выявляются меры правового характера, в том числе ожидаемые от государства, реализация которых будет способствовать обеспечению повышения уровня конкурентоспособности отечественных банков на международном рынке банковских услуг.

Ключевые слова: экономико-правовая глобализация, унификация права, мировая банковская система, международный рынок банковских услуг, международные юридические лица, транснациональные банки, финансово-банковские холдинги.

Набирающий обороты процесс экономико-правовой глобализации сопровождается непрерывным возрастанием роли международных юридических лиц, занятых в финансовой сфере [3, с. 87-114]. Среди них выделяются прежде всего транснациональные банки, представляющие собой крупные многопрофильные финансово-банковские холдинги, располагающие широкой сетью зарубежных дочерних подразделений и филиалов, осуществляющих трансграничное хозяйствование непосредственно или через  свои подразделения.

Правовые механизмы выхода транснациональных банков на иностранные рынки определяются стоящими перед организацией целями и выбранной для их достижения организационно-правовой формой. Организационно-правовая форма банка является индикатором намерений и устойчивости позиций юридического лица на рынке и обеспечивает возможность прогнозирования его действий в среднесрочной перспективе.

Развитие за рубежом крупного универсального, в том числе розничного, банковского бизнеса, как правило, предполагает создание либо покупку дочернего банка, который, пользуясь статусом национального института в стране регистрации, имеет возможность заниматься всеми предусмотренными ее законодательством видами операций, развивать собственную сеть филиалов и отделений, а также участвовать в системе страхования вкладов населения. Если же предполагаемый объем операций иностранного подразделения невелик, то формат филиала, открытие и содержание которого обычно требует меньших затрат по сравнению с дочерним банком, в большинстве случаев оказывается более оптимальным.

География присутствия российских банков свидетельствует о том, что около половины дочерних банков базируются в странах СНГ, где использование формы филиала ограничено. Проникновение на рынки за пределами СНГ зачастую связано с приобретением обособленного юридического лица, которое трансформируется в дочерний банк.

Анализ современных тенденций функционирования российских банков в контексте трансформации мировой банковской системы позволил обосновать важнейшие направления совершенствования методов и инструментов государственного регулирования международной банковской деятельности [4].

В стратегическом плане перед банковской системой России стоят три главные задачи: 1) более глубокое взаимодействие и проникновение в мировое финансово-банковское пространство развитых стран; 2) создание международного финансового центра; 3) одновременное сохранение экономической самостоятельности и стабильности ведущих российских банков. Полагаем, чрезвычайно важным в процессе достижения обозначенных задач является расширение объема трансграничных операций российских банков с точки зрения укрепления международной конкурентоспособности банковской системы России. Становится очевидной и необходимость более глубокого вовлечения российских банков в международный финансовый оборот. В частности, речь идет об увеличении числа дочерних банков за рубежом, объемов трансграничных активов и пассивов, выпуска международных ценных бумаг. Актуальность предлагаемых мер подтверждается и фактом присоединения России к Всемирной торговой организации, а также желаемым членством в Организации экономического сотрудничества и развития.
Главный вопрос, поставленный в данной работе, заключается в том, чтобы определить правовые способы и механизмы воздействия транснациональных банковских структур на мировую банковскую систему, которое может осуществляться как в форме трансграничного предоставления ими услуг, так и посредством деятельности их подразделений, в том числе и подразделений иностранных банков, действующих на территории РФ.

Отметим, что ранее практиковался императивный способ законодательного регулирования, исключающий трансграничное оказание банковских услуг большинству российских потребителей. К осуществлению данного вида услуг допускались банки с генеральной и валютной лицензиями, которым было позволено напрямую получать банковские услуги от иностранных банков, во всех остальных случаях обязательно требовалось разрешение Центрального банка РФ.

Затем, в условиях возрастающих потребностей страны к интеграции с учетом изменяющейся экономической ситуации в мире, правила, действующие на территории России, были смягчены. Так, были отменены ограничения в зависимости от видов лицензий, а также запреты на отдельные виды трансграничных услуг, например: на открытие счетов частным лицам, инвестирование за границу частным лицам, получение кредитов российскими предприятиями из-за границы и другие операции. Полагаем, данные изменения имели место быть в связи с потребностью в финансовых средствах экономики страны для выполнения стратегии развития промышленности и успешной интеграции России в мировое сообщество.

Развитие национальной банковской системы страны носит поступательный характер, что влечет за собой значительные временные издержки ее роста. В процессе такого развития трансграничные услуги оказываются действенным инструментарием по насыщению финансовыми средствами экономики страны, но при этом создают потенциальные угрозы утраты национальной банковской системы, что является важным вопросом макроэкономической природы.

Интересы экономики и сохранения экономической безопасности требуют обеспечения национального суверенитета в банковской отрасли при достижении необходимой интеграции в глобальную финансовую систему, что требует акцентирования внимания на вопросе усовершенствования методов контроля и выработки унифицированных решений по организации трансграничных финансовых операций и формирования регламентирующих документов, которые должны снизить риски, возникающие в банковской системе в условиях возрастающей финансовой глобализации.
Проблема дальнейшего стратегического развития российских кредитных организаций является одной из самых актуальных в плане повышения уровня конкурентоспособности отечественных банков и укрепления российского финансового рынка. Так, на протяжении последних лет особое экспертное внимание уделяется вопросам повышения конкурентоспособности российских банков, недостаточности уровня их капитализации и кредитоспособности их заемщиков.

Итак, наиболее актуальными проблемами выхода российских банков на иностранные рынки выступает недостаточная капитализация отечественных банков и существующие в странах законодательные ограничения на открытие филиалов или дочерних банков. Следовательно, существует взаимосвязь между выходом отечественных банков на иностранные рынки и планами крупных российских корпораций по приобретению активов за рубежом.

Очевидно, что далеко не все российские банки в состоянии на практике активно развивать международный бизнес, так как большинство отечественных банковских организаций, особенно региональных, сконцентрировано на решении насущных проблем и тактических задач отраслевого, прежде всего регионального, характера. Было бы экономически и логически неверным требовать от всех без исключения российских банков стремления непосредственной интеграции в международное финансово-банковское пространство.

Рассуждая о возможности прямой и последовательной экспансии российских банков, приходим к выводу о том, что наиболее приемлемым вариантом может стать последовательная экспансия, которая предполагает стратегический альянс или кооперацию с банком-резидентом страны, в которой было решено укрепить свое присутствие.

Применение данной стратегии может открыть для российских банков возможность выхода на зарубежные рынки для реализации главной цели наличия оперативной банковской единицы на иностранном рынке, которая заключается в обслуживании крупных корпоративных клиентов. Это в свою очередь предполагает создание стратегического альянса, причем в качестве партнера следует выбирать такой зарубежный банк, клиентами которого являются контрагенты по внешнеэкономической деятельности российской транснациональной корпорации и который заинтересован в продвижении своих услуг на российский банковский рынок.

Важным фактором в выборе стратегического партнера является его позиция на национальном рынке банковских услуг, оцениваемая по финансовым показателям, и его соответствие качественным экономико-правовым критериям российских транснациональных корпораций.

Углубление международного сотрудничества крупнейших российских банков должно соответствовать потребностям современной российской экономики и ее перспективному развитию, ориентированному на национальные стратегические интересы, реализуемые посредством укрепления сотрудничества с наиболее важными для России международными банками, а также ведущими банками государств Евросоюза, США, Китая, Юго- Восточной Азии и Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана.
Поскольку антироссийские санкции лишили российские банки доступа к долгосрочным займам, США, Европа и ряд других стран ограничили возможности привлечения субординированных кредитов. Санкции, установленные США и ЕС в отношении российского банковского сектора, затрагивают довольно значительную его часть — более 50 % суммарных активов. В соответствии с введенными ограничениями, ЕС, например, запрещает проводить операции с ценными бумагами и инструментами денежного рынка сроком более 30 дней крупнейшим государственным банкам — Сбербанку России, ВТБ, Банку Москвы, Газпромбанку, Россельхозбанку и Внешэкономбанку, а также их дочерним структурам с долей более 50 % в капитале. При этом Банк России не осуществил политику, направленную на замену внешних источников кредита внутренними.

Думается, альтернативой западным рынкам капитала сегодня могут выступать рынки Китая и Индии, способные компенсировать утерянные источники финансирования.
Действительно, Китай на сегодняшний день является одним из наиболее интересных рынков для российских банков. За счет перспективного роста импорта на его территории уже находятся представительства таких российских банков, как Росбанк, ВТБ, Промсвязьбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк.

Происходит активизация и китайских банков на территории РФ. Китайские банки в России представлены крупными национальными банковскими гигантами (это Торгово-промышленный банк Китая, АКБ «Банк Китая (ЭЛОС)», «Чайна констракшн банк»), которые сначала открывали свои представительства в Москве, а потом развивались в регионах. В апреле 2014 г. в Хабаровске был открыт филиал китайского банка «Лунцзян» [1].

Следует учитывать и модели выхода на данный рынок, поскольку иностранные банки не пользуются в Китае национальным режимом регулирования и сталкиваются с разнообразными ограничениями своей деятельности. Например, для открытия каждого следующего филиала на территории страны требуется отдельное разрешение; нужно ждать три года до получения разрешения осуществлять операции с национальной валютой. В то же время в Китае создан благоприятный режим для иностранных филиалов банков.

Отметим встречный интерес иностранных банков из данных регионов. О своих планах по открытию дочерних структур в России в ближайшие годы объявили: банки Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Shinhan Bank, являющийся вторым по размеру активов в Южной Корее, Mizucho и MUFG [4].

В связи с очевидностью того обстоятельства, что не всем банкам под силу вести активное развитие международного бизнеса, предлагается проведение кластеризации российских коммерческих банков и выделение группы тех банков, которые смогли бы осуществить эффективную интеграцию в международный финансовый рынок. Причем критерии группировки российских банков на кластеры в отличие от существующей кластеризации российского банковского сектора Центральным банком России должны зависеть от целого комплекса показателей деятельности банков, к ним можно отнести: величину активов, надежность банка, размеры расчетных и кредитных операций.

Такие банковские кластеры будут отличаться в зависимости от степени участия банковских единиц, входящих в кластер, в международной конкуренции, а в отношении изменения их доли участия будут применяться государственные меры, стимулирующие повышение уровня конкурентоспособности этих банков.

Одним из возможных вариантов создания таких кластеров является развитие элементов частно-государственного партнерства, которое позволит обеспечить государственные гарантии, будет способствовать защите национальных интересов и обеспечению экономической безопасности страны.

В перечне действенных мер в контексте повышения конкурентоспособности отечественных банков, ожидаемых от государства, можно назвать следующие меры правового характера: совершенствование законодательного регулирования деятельности иностранных банков и их филиалов на территории РФ, а также приведение в соответствие с международными правовыми стандартами национального антимонопольного регулирования, способствующего стимулированию добросовестной конкуренции с помощью поддержания финансовой устойчивости банков и банковского надзора.

Для обеспечения повышения уровня конкурентоспособности отечественных банков на международном рынке банковских услуг необходима реализация следующих мероприятий: открытие иностранных дочерних организаций, филиалов и представительств; совершенствование банковского надзора и контроля; адаптация российского законодательства к текущим условиям функционирования банковских институтов с учетом процесса глобализации; внедрение продвинутых банковских технологий с возможностями применения интегрированных дистрибьюторских сетей; совершенствование институтов, инструментов и механизмов, применяемых в регламентации международной банковской деятельности. Перечисленные вопросы в связи с аргументированной выше актуальностью требуют самого пристального исследовательского внимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Активизация китайских банков // Министерство экономики Республики Бурятия. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www. economy. govrb.ru/2013/news/?ELEMENT_ID=6501 (дата обращения: 13.06.2015). — Загл. с экрана.
2. Гончаров, А. И. Регулирование нормативов банковской деятельности в ЕС / А. И. Гончаров, О. П. Казаченок // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2015. — №> 2 (27). — С. 159-163.
3. Иншакова, А. О. Международное частное право / А. О. Иншакова. — М. : РУДН, 2011. — 374 с.
4. Международная деятельность российских банков // Можно все. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://mognovse.ru/drd-mejdunarodnaya- deyatelenoste-rossijskih-bankov-v-usloviyah.html (дата обращения: 18.07.2015). — Загл. с экрана.
5. Минфин ограничит долю иностранного капитала в уставном капитале российских банков // Кредиты и вклады в Нижнем Новгороде. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: www.
banknn. ru/?id=433310 (дата обращения: 18.07.2015). — Загл. с экрана.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2015. № 4 (29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code