Глава 1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА

1. Предмет и понятие уголовного права

Этимологически слово “уголовный” связано со словом “голова”, которое в древнерусском языке имело значение “убить”. В латинском языке ему соответствует “penal”, что значит “головной” и “уголовный”*(1). По другим объяснениям слово “уголовный” происходит от глагола “уголовить”, т.е. “обидеть”, либо от слов “уголовь” и “уголовье”, за что виновный подлежал смертной казни или тяжкой торговой каре*(2). В Псковской судной грамоте “головщина” по ст. 36, 96-98 означала “убийство”*(3).

Понятие уголовного права употребляется в двух значениях: отрасли законодательства и отрасли права. В системе юридических наук обязательной подсистемой является наука уголовного права. Одноименна и обязательная профилирующая учебная дисциплина в юридических вузах.

Уголовное законодательство представляет собой систему норм, принимаемых высшим органом федеральной власти – Государственной Думой Федерального Собрания, определяющих принципы и основания уголовной ответственности, круг деяний, объявляемых преступными, виды и размеры наказаний за них, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Российское уголовное законодательство согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ 1996 г. состоит из Уголовного кодекса РФ. Новые уголовно-правовые нормы подлежат включению в Кодекс. Полная кодификация уголовного законодательства составляет обязательное требование принципа законности и отвечает традициям советского и постсоветского уголовного законодательства. Этим оно выгодно отличается от многих зарубежных систем уголовного права. Последнее, как правило, подразделяется на узко кодифицированное законодательство и широкое – включающее помимо УК также множество некодифицированных уголовно-правовых норм. Они находятся в различных актах других отраслей права, например, экологического, земельного, атомного, о молодежи и проч., и в УК не включаются.

Так, в Германии уголовное право охватывает две подсистемы: УК (Strafgesetzbuch) и дополнительное уголовное право (Nebenstrafrecht). Последнее превышает тысячу норм, и точный объем их неизвестен. Ряд законов, например, о несовершеннолетних или о хозяйственном, уголовном и административном праве, в текст кодекса не входят, а даны в приложении к нему. Во Франции помимо УК 1992 г. действуют нормы об уголовных правонарушениях, которые принимает также исполнительная власть в лице правительства (ордонансы).

Аналогичное раздвоение единой системы уголовного законодательства предлагалось в проекте УК РСФСР 1994 г. Статья 1 гласила: “Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, а также отдельных законов, предусматривающих уголовную ответственность, до их включения в настоящий Кодекс”.

Новация подверглась резкой критике практиков и ученых. Статья при дальнейшей разработке проектов УК РФ была исключена.

Уголовное право как отрасль, подсистема системы права – понятие более широкое, нежели уголовное законодательство. Уголовное право как отрасль права охватывает уголовное законодательство и уголовно-правовые отношения, связанные с законотворчеством и правоприменением. Уголовно-правовые отношения возникают с момента официального вступления закона в силу, когда он уже начинает оказывать социально-психологическое влияние на тех неустойчивых граждан, которые воздерживаются от совершения преступления исключительно из-за угрозы наказанием. Статья 2 УК РФ признает задачей Кодекса охрану социальных интересов путем криминализации деяний, т.е. объявления их преступлениями, и пенализации преступлений, т.е. установления вида и размера наказания за них. Тем самым Кодекс считает законотворчество началом уголовно-правового регулирования и регламентации.

Вопрос о содержании и начале возникновения уголовно-правовых отношений принадлежит к числу теоретически-дискуссионных. Одни авторы полагают, что они возникают с момента издания нормы, другие – с момента совершения преступления, третьи – с момента вступления приговора в силу*(4).

В.А.Номоконов подразделяет уголовно-правовые отношения на общерегулятивные, охранительные и конкретно-регулятивные. Общерегулятивные правоотношения возникают с момента вступления в силу уголовно-правовых норм. Они распространяются на государство и всех граждан, могущих быть субъектами преступления. Охранительные, собственно уголовно-правовые отношения возникают вследствие “разрыва” общерегулятивных отношений фактом совершения преступления*(5).

Уголовное законодательство закрепляет основания и принципы уголовной ответственности, определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, устанавливает наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступление. Отсюда вытекает, что законодательная деятельность прямо входит в предмет уголовного права, и, следовательно, уголовно-правовые отношения возникают с момента вступления закона в силу. С этого времени начинает действовать общая превенция закона, т.е. предупреждение совершения новых преступлений. Тогда же уголовный закон начинает выполнять свою воспитательную задачу применительно ко всем гражданам.

В главе IV учебника поддерживается широко принятая в теории уголовного права точка зрения о том, что уголовно-правовые отношения существуют между государством и преступником. Они возникают с момента совершения преступления и заканчиваются погашением судимости. Представляется возможным соединить обе позиции по поводу уголовно-правовых отношений, рассматривая их в широком и узком смысле слова. Первые – это уголовно-правовые отношения, которые возникают со вступлением уголовного закона в силу. Тогда начинают действовать превентивные функции уголовного закона, оказывающие воздействие на неустойчивых лиц, удерживая их от совершения преступления под угрозой наказания. Для преступников они заканчиваются погашением судимости либо освобождением от уголовной ответственности и наказания. Уголовно-правовые отношения в узком смысле – это отношения между государством и преступником, возникающие с момента совершения преступления и оканчивающиеся погашением (снятием) судимости либо освобождением виновного от уголовной ответственности и наказания.

Признание уголовно-правовых отношений в широком смысле позволяет изучать эффективность уголовного закона с момента его вступления в силу, измерять механизм его воздействия на население, что важно для совершенствования уголовного законодательства.

Предмет уголовного права включает в себя помимо содержания уголовно-правовых институтов (подсистем родственных норм) и конкретных норм также и соотношение уголовного права со смежными отраслями права.

Содержанием уголовного законодательства являются четыре института: “уголовный закон”, “преступление”, “наказание”, “освобождение от уголовной ответственности и наказания”. Они, в свою очередь, систематизированы в Общей и Особенной частях УК и делятся на более дробные институты и входящие в них нормы.

Общая часть Кодекса регламентирует названные институты исходя из единых для всех преступлений и наказаний черт. Их специфику отражает применительно к соответствующим уголовно-правовым нормам Особенная часть УК. Между обеими частями Кодекса существует диалектическое единство общего и особенного в уголовно-правовых категориях.

Так, нормы раздела I “Уголовный закон” – распространяются на все составы преступлений, нормы и санкции, входящие в Особенную часть Кодекса. Нормы раздела II “Преступление” (понятие преступления, их категоризация, множественность, вина и проч.) – конкретизируются в системе и составах конкретных преступлений. Раздел III – “Наказание” определяет систему и виды наказаний, которые конкретизируются в санкциях статей Особенной части. Раздел IV – “Освобождение от уголовной ответственности и наказания” помимо того, что применим ко всем указанным в нем преступлениям, составы которых описывает Особенная часть, реализуется в примечаниях к статьям УК, предусматривающим освобождение от уголовной ответственности вследствие деятельного раскаяния.

Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних, наказания и освобождения от нее закреплена в разделе V – “Уголовная ответственность несовершеннолетних”. Она распространяет свое действие на все преступления, совершенные лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Наконец, последний раздел VI Общей части регулирует применение принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, к лицам, совершившим преступления в состоянии ограниченной вменяемости, а также к алкоголикам и наркоманам.

С раздела VII начинается Особенная часть УК. В ней находятся разделы, главы и статьи о конкретных преступлениях и о соответствующих санкциях за них. Всего в УК 12 разделов, 34 главы и более 360 статей.

Таким образом, в предмет Общей части уголовного законодательства входят четыре основных института: уголовный закон, преступление, наказание, освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Предмет науки уголовного права включает: а) комментирование, иначе – доктринальное толкование уголовного закона; б) разработку рекомендаций для законодательства и правоприменительной практики; в) изучение истории уголовного права; г) сравнительный анализ отечественного и зарубежного права; д) разработку социологии уголовного права, т.е. изучение реальной жизни уголовного закона посредством измерения уровня, структуры и динамики преступности, изучения эффективности закона, механизма уголовно-правового регулирования, обоснованности и обусловленности уголовного закона, криминализации (декриминализации) деяний; е) исследование международного уголовного права.

Советская и постсоветская наука уголовного права сыграла большую роль в разработке Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и УК 1996 г. Еще в конце 70-х гг. была разработана и опубликована для широкого обсуждения теоретическая модель УК (Общая часть). Результаты обсуждения, комментирование научного проекта Общей части УК опубликованы в двух книгах*(6).

В теоретической модели УК изменениям и дополнениям подверглись 5/6 норм Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. В своем большинстве научные новеллы были восприняты Основами 1991 г. и УК РФ 1996 г.

С принятием УК РФ перед наукой и преподаванием уголовного права встали такие неотложные задачи, как, во-первых, теоретическое комментирование нового законодательства; во-вторых, обобщение практики применения закона органами следствия, прокуратуры, суда и дача научных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательной и правоприменительной деятельности; в-третьих, углубленное изучение исторических вех в развитии российского уголовного законодательства с целью правдивой его оценки; в-четвертых, исследование действенности профилактической функции уголовного закона; в-пятых, изучение законодательного опыта зарубежных государств.

Нужно отдать должное ученым, практическим работникам, преподавателям юридических вузов в весьма оперативном комментировании нового УК РФ. За полтора года после его вступления в законную силу издано около трех десятков комментариев и учебников по Общей и Особенной частям уголовного права.

Рекордное за всю историю уголовного права текущего столетия количество учебников, к сожалению, не стало адекватным их качеству. Сказались спешка и недостаточный профессионализм авторов, которые иногда свои публикации начинали с учебников. Это констатировала уголовно-правовая секция Совета по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации на своем заседании в сентябре 1998 г. (г. Красноярск).

Уголовное право граничит с целым рядом отраслей права и наук: криминологией, уголовно-исполнительным правом, уголовно-процессуальным правом, уголовной статистикой, административным, гражданским, финансовым, налоговым, международным правом и др.
Криминология изучает преступность, ее причины, личность преступника и предупреждение преступлений. Криминологическая информация о латентной преступности, таких показателях структуры преступности, как уровень преступности несовершеннолетних и рецидивной преступности, групповой, насильственной, связанной с незаконным оборотом оружия и наркотиков и др., позволяет из мерить эффективность уголовного закона, его регулятивный механизм. Данные о личности преступника: социально-демографические, социально-ролевые и социально-психологические – позволяют на полнить статистически достоверным содержанием категорию уголовного права “личность преступника” как одного из оснований индивидуализации ответственности и наказания.

Правовая статистика предоставляет уголовному праву данные как о преступности и личности преступников, так и о процессуальных особенностях правоприменительной практики, например, о количестве отмененных приговоров, нераскрытых преступлений, что важно для оценки фактического состояния применения уголовного закона, определения истоков несоблюдения принципа неотвратимости уголовной ответственности за каждое совершенное преступление.
Уголовно-исполнительное право, которое регламентирует порядок исполнения наказания по приговорам судов, взаимодействует с уголовным правом в таких вопросах, как наказание, криминальный рецидивизм, освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Вступивший в законную силу 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительный кодекс РФ базируется на принципах справедливости, гуманизма, индивидуализации наказания. В целом он стал соответствовать международным стандартам обращения с осужденными.

Уголовно-процессуальное право относится к уголовному праву так же, как форма относится к содержанию. Эти отрасли права называются иногда “материальное и процессуальное уголовное право”. Уголовно-процессуальное право определяет содержательную, предметную деятельность правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений, а также судопроизводство по уголовным делам. Особенно тесно соприкасаются интересы материального и процессуального уголовного права в таких институтах, как основания уголовной ответственности и освобождения от нее и от наказания, давность, амнистия, погашение судимости, предмет доказывания, особенности ответственности несовершеннолетних.

Административное право, регулирующее ответственность за административные правонарушения, соприкасается с уголовным правом в проблематике разграничения преступлений и административных проступков, соотношения административных и уголовно-правовых санкций, декриминализации преступлений при переводе их в разряд административных проступков или, наоборот, криминализации административных проступков.

В условиях развития рыночных отношений в России все более тесным и одновременно непростым становится взаимосвязь уголовного и гражданского законодательства. Особенно это касается области разграничения имущественных преступлений и гражданских деликтов, имеющих, как правило, также имущественный характер. Исследование сравнительной эффективности уголовно-правовых имущественных санкций типа штрафа, конфискации имущества позволяет правильно обосновать границы уголовной и гражданской ответственности.

Взаимодействие уголовного и предпринимательского права теснее всего происходит в регулировании ответственности за экономическую преступность: хищения, незаконные банковскую и предпринимательскую деятельность, незаконную торговлю и должностные преступления.

Новый УК РФ 1996 г. выделил в самостоятельную главу нормы об экологических преступлениях. Именно она более всего “стыкуется” с экологическим правом. Ее нормы, как правило, носят бланкетный характер, т.е. отсылают к другим отраслям права, которые предусматривают конкретные виды нарушений экологического правопорядка и производства промыслов.

С трудовым правом уголовное право соприкасается в области охраны трудовых прав граждан и их личной безопасности в процессе использования производственной техники и при особых условиях труда.

Базируясь на криминологической информации о неблагоприятном состоянии транспортной преступности, УК РФ сконструировал отдельную главу 27 “Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта”. Здесь он тесно взаимодействует с транспортным законодательством, регулирующим конкретные правила безопасности эксплуатации и движения воздушного, железнодорожного, водного, автомобильного транспорта.

Взаимодействие уголовного и международного права более всего происходит по проблемам уголовного закона, особенно его территориального действия, ответственности иностранных граждан, выдачи лиц, совершивших преступления, приведения уголовного закона в соответствие с международными договорами, кодификации преступлений и преступлений международного характера (так называемые конвенционные нормы уголовного права).

—————————————————

*(1) Этимологический словарь. Т. IV. М., 1987. С. 146.

*(2) См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М., 1882. С. 467.

*(3) Законодательство Древней Руси. Т. I. М., 1984.

*(4) См. подробнее: Прохоров В.С., Крапачев Н.М., Тарбагаев А.Н. Механизм уголовно-правового регулирования: норма, правоотношение, ответственность. Красноярск, 1989.

*(5) Номоконов В.А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность. Владивосток, 1989. С. 122-123.

*(6) Проблемы совершенствования уголовного закона. М., 1984; Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. М., 1987.

 

 Система уголовного права

Система уголовного права состоит в том, что оно разделено на две части – Общую и Особенную.

Общая часть включает в себя уголовно-правовые институты, устанавливающие и закрепляющие основания и принципы уголовной ответственности, основные уголовно-правовые институты и категории, связанные с понятиями преступления и наказания.

Особенная часть определяет, какие общественно опасные деяния признаются преступными и какие наказания подлежат применению в случае их совершения.

Общая и Особенная части взаимно связаны между собой, представляют собой единое уголовное право, его систему. Одна часть без другой не применяется. При решении вопроса о том, совершено ли преступление или иное правонарушение, необходимо обращение к обеим частям – Общей и Особенной. Нормы Общей части имеют реальное применение только посредством норм части Особенной, совместно с ними. Одновременно нормы Особенной части основываются на положениях Общей части, логически подчинены им. Лишь в их совместном применении уголовное право является действенным инструментом в выполнении задач, сформулированных уголовным законом.

Место уголовного права в системе российского права предопределяется его специфическими задачами, предметом и методом регулирования.

 

2. Задачи, функции, предмет и метод уголовного права

Задачи уголовного права связаны в первую очередь с историческим происхождением этой отрасли права, возникшей как реакция общества и государства на преступление. Уголовное право возникло, чтобы защитить своими специфическими средствами (в основном угрозой наказания и его применением) личность, общество и государство от преступных посягательств. Поэтому охранительная задача уголовного права является по существу его исторической задачей, независимой от политического строя государства и особенностей его экономического развития.

Задачами уголовного права, как следует из положений ст. 2 УК РФ, являются:

– охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств;

– обеспечение мира и безопасности человечества;

– предупреждение преступлений.

Целесообразно отметить, что в ранее действовавшем УК РСФСР 1960 г. на первое место была поставлена задача охраны государственных интересов, затем общественных и только потом – личных интересов граждан. Изменение приоритетов уголовно-правовой охраны обусловлено изменением политической системы государства, определением новых целей и направлений его развития и, соответственно, ревизией основных ценностей. Недаром в Конституции РФ 1993 г. (ст. 2) человек, его права и свободы определены в качестве высшей ценности. Этот же объект является первым среди объектов уголовно-правовой охраны. Охрана других объектов призвана обеспечить нормальное функционирование общества и государства. Но в то же время их защита создает условия и для развития человека, его нормальной жизнедеятельности.

Законодательное определение задач Уголовного кодекса РФ позволяет сказать, что основной задачей уголовного права является охрана наиболее значимых для общества и государства объектов – охранительная задача. К этой же задаче относится обеспечение (создание условий возможности, выполнимости, реальности) мира и безопасности человечества, поскольку осуществляется также путем охраны этих объектов. Задача охраны объектов решается путем угрозы применения наказания или его действительного применения за совершенное преступление.

Задача охраны наиболее значимых объектов присуща праву любого государства на любой стадии его развития. Сущность этой задачи не меняется. Исторически изменяются лишь охраняемые объекты или приоритеты среди них.

Вторая задача уголовного права – это предупреждение преступлений (предупредительная задача). Предупреждение преступлений представляет собой комплексную деятельность государства и общества по недопущению совершения преступлений путем создания определенных условий. Меры, направленные на предупреждение преступлений, могут быть самого разнообразного характера: экономического, политического, организационного, морального, правового и т.д. Применение таких мер обусловлено тем, что преступность – это явление социальное, исторически изменчивое. При различных условиях жизнедеятельности общества и государства изменяются и динамика, и структура преступности. В предупреждении преступлений уголовное право играет важную, но не главенствующую роль. Основным средством здесь выступает угроза применения наказания за совершение преступления. Однако хорошо известно, что страх перед наказанием далеко не всегда удерживает от преступных действий, поскольку надежда избежать наказания достаточно велика. Поэтому угроза наказанием должна сопровождаться его неотвратимостью. Эти позиции являются основой уголовно-правового предупреждения преступлений. Вместе с тем уголовному праву известны и другие средства. К ним можно отнести наличие в уголовном законе дозволительных или управомочивающих норм (необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск и др.), также содействующих предупреждению преступлений. На предупреждение преступлений направлены и поощрительные нормы, которые соотносят освобождение от уголовной ответственности в связи с позитивным поведением: добровольный отказ от преступления, добровольная сдача оружия, добровольное освобождение похищенного и т.д. К числу поощрительных норм можно отнести также и нормы, регулирующие вопросы освобождения от наказания, в том числе и досрочного. Таким образом, средства, направленные на предупреждение преступлений, которыми располагает уголовный закон, достаточно широки.

Говоря о задаче предупреждения преступлений, следует выделить два ее аспекта. Первый – это общее предупреждение, или общая превенция, состоящая в предупреждении совершения любых преступлений гражданами под влиянием установленного уголовно-правового запрета. Второй аспект задачи предупреждения преступлений состоит в предупреждении совершения новых преступлений лицами, которые преступление уже совершили (частное предупреждение, или частная превенция). Решение задачи частной превенции достигается путем применения к лицам, совершившим преступление, уголовного наказания, принудительных мер медицинского характера, принудительных мер воспитательного воздействия, усиленного социального контроля за осужденными или лицами, освобожденными от наказания.

Уголовному праву присущи четыре функции, т.е. назначения, обязанности. Первые две соответствуют задачам уголовного права – это охранительная функция и предупредительная. Охранительная функция состоит в том, что одним из назначений уголовного права является охрана наиболее значимых общественных отношений от преступных посягательств. Предупредительная функция заключается в назначении присущими уголовному праву средствами предупреждать любые преступления. Регулятивная функция уголовного права заключается в том, чтобы регулировать уголовные правоотношения, возникающие в связи с совершением преступления между их субъектами, обладающими определенным кругом специфических прав и обязанностей. И наконец, уголовное право выполняет также воспитательную функцию, формируя у граждан мировоззрение правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку и обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

Уголовное право является одной из важнейших отраслей права и носит самостоятельный характер. О самостоятельности отрасли права говорят такие факторы, как собственный предмет и метод правового регулирования, специфические задачи. Любое право, в том числе и уголовное, призвано воздействовать на поведение человека и урегулировать определенные общественные отношения. Совокупность этих общественных отношений и является предметом правового регулирования.

В общей теории права и уголовно-правовой литературе достаточно широкое распространение получила точка зрения, согласно которой особенностью уголовного права является отсутствие у его норм собственного предмета регулирования. При этом имеется в виду, что регулируют общественные отношения другие отрасли права, а уголовное право является своеобразным средством их обеспечения и лишь охраняет эти отношения (А.А. Пионтковский, В.Г. Смирнов). Преобладающей же в теории уголовного права является позиция, согласно которой уголовное право как самостоятельная отрасль права имеет и специфический предмет правового регулирования. Именно последняя позиция представляется верной, поскольку в сферу действия уголовного права входят такие общественные отношения, которые не регулируются ни одной другой отраслью права. Так, предметом уголовного права являются исключительно те отношения, которые возникают в связи с совершением преступления. Ни одной иной отраслью права эти отношения не регулируются. Только уголовное право решает вопросы преступности и наказуемости деяния, основания уголовной ответственности, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Только уголовное право устанавливает запрет на совершение определенных законом деяний под страхом уголовного наказания и таким образом регулирует социально значимое поведение людей. И наконец, только уголовным правом определяется возможность правомерного причинения вреда охраняемым законом объектам.

Уголовно-правовые отношения возникают исключительно в связи с совершением преступления, субъектами этих правоотношений являются лицо, совершившее преступление, и государство в лице правоохранительных и судебных органов, наделенных специфическими правами и обязанностями. Так, лицо, совершившее преступление, обязано претерпеть связанные с этим негативные последствия, но имеет право на применение к нему справедливого наказания. Суд вправе назначить наказание или освободить от него, но обязан решить эти вопросы только в пределах, установленных законом, и т.д. Таким образом, уголовное право, без сомнения, обладает собственным предметом правового регулирования – уголовно-правовыми отношениями, возникающими в связи с совершением преступления.

Уголовно-правовые отношения – это отношения между лицом, совершившим преступление, и государством в лице его правоохранительных органов, а также иными субъектами по поводу совершения преступления. Указанные отношения бывают трех видов:

1) охранительные;

2) предупредительные;

3) регулятивные.

О самостоятельности уголовного права свидетельствует и собственный метод правового регулирования, т.е. совокупность средств урегулирования общественных отношений, присущих данной отрасли права.

В теории права, как правило, выделяется три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и дозволение. Каждой отрасли права присущи все три метода регулирования общественных отношений. Однако в зависимости от их характера преимущество отдается какому-либо одному из методов.

В уголовном праве таким методом является метод запрета, т.е. возложение обязанности воздержаться от определенного действия (бездействия). Уголовное право определяет понятие преступления, устанавливает круг деяний, являющихся преступлениями, и устанавливает запрет на совершение таких деяний под угрозой применения уголовного наказания.

Вместе с тем в уголовном праве применяются и другие из числа трех основных методов правового регулирования. Так, метод предписания, сущность которого состоит в возложении обязанности совершать определенные действия, также применяется в уголовном праве – например, в ст. 58 УК РФ установлено предписание назначать определенные виды исправительных учреждений для осужденных к лишению свободы в зависимости от категории осужденных.

Применяется в уголовном праве и метод дозволения, т.е. установления возможности совершения определенных действий, предоставления права на их совершение. Примером применения этого метода может служить предоставление права на причинение вреда в условиях необходимой обороны.

Основные методы правового регулирования могут дополняться и иными методами, присущими той или иной отрасли права. Так, в уголовном праве применяется метод поощрения, стимулирования правопослушного поведения. К примеру, отмена условного осуждения и снятие с осужденного судимости до истечения испытательного срока могут иметь место в случае, если осужденный своим поведением доказал свое исправление (ч. 1 ст. 74 УК РФ). Основные методы уголовного права дополняются также и такими методами, как освобождение от уголовной ответственности и наказания, применение принудительных мер, применение санкций уголовно-правовых норм.

Совокупность применяемых методов регулирования общественных отношений, так же как и предмет, выделяет уголовное право из числа других отраслей права.

 

3. Принципы уголовного права

Принципы представляют собой основные исходные положения, идеи, представления о том, каким должно быть право. В этой связи можно сказать, что основой принципов является правосознание общества. Принципы уголовного права ранее разрабатывались лишь в рамках науки, на основе изучения уголовно-правовых норм, установления закономерностей их формирования и действия. Впервые принципы уголовного права на законодательном уровне были закреплены в действующем УК РФ 1996 г.

Традиционно в общей теории права и в уголовно-правовой науке принципы подразделялись на общие, т.е. свойственные системе права в целом, и специальные (отраслевые) – присущие определенной отрасли права и отражающие специфические особенности правового регулирования. В настоящее время в литературе высказывается позиция о нецелесообразности подобного деления в связи с тем, что общие принципы действуют через специальные, а последние являются своеобразным преломлением общих принципов и, как правило, имеют свои аналоги в других отраслях права, переставая быть специальными <1>.

——————————–

<1> См.: Кудрявцев В.Н., Келина С.Г. Принципы советского уголовного права. М., 1988. С. 61, 62; Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. М., 1996. Т. 1. Общая часть. С. 46, 47.

 

К законодательно закрепленным принципам уголовного права относятся принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип вины, принцип справедливости и принцип гуманизма.

Принцип законности сформулирован в ст. 3 УК РФ.

  1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.
  2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Содержание этого принципа говорит о том, что к уголовной ответственности лицо может быть привлечено только в тех случаях, когда им совершено деяние, непосредственно предусмотренное уголовным законом, и назначено только такое наказание, которое опять же предусмотрено исключительно уголовным законом. Иначе говоря, нет преступления и нет наказания без указания о том в законе.

В части 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы. В этой связи применение уголовного закона должно соотноситься с ее положениями. Отступление от этого правила, в том числе и в аспекте определения преступности и наказуемости деяний помимо установлений, определенных УК РФ, является антиконституционным и нарушающим принцип законности. Принцип законности нашел свое отражение также и в положениях ст. ст. 45 – 54 Конституции РФ. Учитывая сказанное, принцип законности можно признать и общеправовым, и специальным.

Положение о том, что преступность и наказуемость деяния определяются только УК РФ, подлежит уточнению. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N 270-О об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганского городского суда Курганской области о проверке конституционности ч. 1 ст. 3 УК РФ и п. 13 ст. 397 УПК РФ отмечено следующее. Декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную, более мягкую ответственность.

Такое истолкование положений, содержащихся в ч. 1 ст. 3 и ст. 10 УК РФ и п. 13 ст. 397 УПК РФ, согласуется как с требованием Конституции РФ о необходимости придания обратной силы любому закону, устраняющему или смягчающему ответственность (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ), так и с провозглашаемыми ею принципами справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод конституционно значимым целям (преамбула; ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Применение уголовного закона по аналогии, т.е. восполнение пробела в праве путем распространения действия закона на случаи, непосредственно им не регулируемые, как отмечалось выше, не допускается.

Принцип равенства граждан перед законом раскрыт в ст. 4 УК РФ.

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Как и принцип законности, принцип равенства граждан перед законом является и общеправовым, и специальным. Его основой являются положения ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом. Сущность принципа равенства граждан перед законом состоит в установлении равенства условий привлечения к уголовной ответственности независимо от обстоятельств, указанных в ст. 4 УК РФ. Но данное положение вовсе не означает равной ответственности лиц, совершивших преступление, и их наказания. В этом отношении граждане не являются равными. Основаниями неравенства могут быть самые различные обстоятельства: пол, возраст, социальное положение, наличие рецидива и т.д. Так, несовершеннолетним, осуждаемым к лишению свободы, в отличие от лиц, совершивших преступление по достижении 18-летнего возраста, не может быть назначено лишение свободы сроком более 10 лет. К женщинам в отличие от мужчин не применяется смертная казнь. Совершение преступления с использованием служебного положения может повлечь более строгое наказание и др.

Исключением из правила равенства граждан перед законом в общеправовом и особенно процессуальном аспектах являются, например, положения, установленные ст. ст. 91, 98, 122 Конституции РФ, где предусматриваются неприкосновенность Президента РФ и особый порядок привлечения к ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей. Определенные изъятия в рассматриваемом плане установлены и в отношении прокуроров (ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации” в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ).

Принцип вины (ст. 5 УК РФ) определяет, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Сказанное означает, что для наступления уголовной ответственности необходима вина, т.е. психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям, выраженное в форме умысла и неосторожности. Отсутствие вины исключает уголовную ответственность. Так, уголовной ответственности не подлежат лица, признанные невменяемыми. Исключается уголовная ответственность и при невиновном причинении вреда психически здоровым лицом. Уголовным законом не допускается вменение в вину невиновного деяния вне зависимости от того, какой бы тяжкий вред ни был причинен. В этой связи можно сказать, что рассматриваемый принцип является принципом субъективного вменения.

В статье 6 УК РФ раскрывается содержание принципа справедливости.

  1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
  2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Справедливость выражается прежде всего в соответствии наказания и иных мер уголовно-правового характера совершенному преступлению. При установлении такого соответствия во внимание принимаются характер и степень общественной опасности совершенного преступления, т.е. направленность преступления на определенный объект посягательства и тяжесть вреда, который причинен или мог быть причинен этому объекту. К примеру, убийство отличается от кражи и по объекту посягательства, и по тяжести вреда.

Наказание не может быть справедливым, если при его применении не учитываются обстоятельства совершения преступления: время, место, способ, мотив, цель и др. Так, законом (п. п. “а”, “д” ч. 1 ст. 61 УК РФ) такие обстоятельства, как совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств или совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания, признаются обстоятельствами, смягчающими наказание.

Личность виновного также имеет большое значение для определения справедливого наказания. Например, думается, будет справедливо, если лицо, совершившее преступление впервые или в несовершеннолетнем возрасте, при прочих равных условиях понесет менее строгую ответственность по сравнению с лицом, неоднократно судимым, продолжающим вести антиобщественный образ жизни.

Следует отметить, что справедливость является очень емким понятием, включающим в себя многие факторы. Например, нельзя признать наказание справедливым, если оно незаконно, если было нарушено равенство граждан перед законом, если наказание является чрезмерно суровым и т.д. Поэтому можно сказать, что принцип справедливости как бы аккумулирует в себе содержание и всех иных принципов и направлен на достижение максимальной индивидуализации наказания и иных мер уголовно-правового характера. Для индивидуализации наказания законом предоставляются широкие возможности: наличие санкций с различными видами и пределами наказания, специальные правила назначения наказания при различных обстоятельствах, возможность назначения более мягкого наказания, применения условного осуждения и т.д. Говоря о справедливости, следует иметь в виду и то обстоятельство, что справедливость может пониматься по-разному различными людьми, их социальными группами. Поэтому единственным общим критерием справедливости может быть лишь закон и его правильное применение.

Положение ч. 2 ст. 6 УК РФ о том, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление, воспроизводит норму ч. 1 ст. 50 Конституции РФ. В этой связи можно говорить о конституционности рассматриваемого принципа уголовного права.

Принцип гуманизма, закрепленный в ст. 7 УК РФ, состоит в том, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека, а наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Гуманизм уголовного законодательства Российской Федерации проявляется в первую очередь в том, что, применяя наказание, государство не стремится отомстить преступнику за совершенное им деяние, причинить ему физические или психические страдания, унизить человеческое достоинство. Хотя, несомненно, наказание причиняет и должно причинять страдания, лишает преступника определенных благ (иначе оно не было бы наказанием), но целью наказания является исправление лица, совершившего преступление, привитие ему навыков правопослушной жизни, привлечение к общественно полезной деятельности и тем самым возвращение в общество его полноправным членом. Гуманизм уголовного закона проявляется и в том, что наказание не только служит фактором воздействия на лицо, совершившее преступление, но и служит предупреждению преступлений, удерживая от их совершения и, следовательно, избавляя лицо от кары, являющейся элементом наказания.

Уголовное законодательство, обеспечивая гуманное отношение к человеку, не содержит в себе тех видов наказаний, которые сопряжены с причинением человеку излишних страданий, унижения, позора и мучений. В ст. 21 Конституции РФ отмечено: “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию”. Отрицание жестоких видов наказания, пыток принято и мировым сообществом [Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.)].

Принцип гуманизма нашел свое отражение и в ряде уголовно-правовых институтов, позволяющих смягчить наказание, применить его условно, освободить от наказания, от отбывания наказания, освободить от уголовной ответственности. Государство, исходя из принципа гуманизма, стремится без необходимости не применять меры уголовно-правовой репрессии. Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что принцип гуманизма заключается в установлении уголовным законом минимума мер уголовно-правового принуждения и их направленности на достижение цели социализации человека, совершившего преступление.

Кроме законодательно закрепленных принципов уголовного права в литературе выделяются и некоторые другие. Среди них можно выделить принцип неотвратимости ответственности, принцип интернационализма и принцип патриотизма.

Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что каждое лицо, совершившее преступление, должно понести ответственность. Неотвратимость ответственности следует отнести к наиболее эффективным способам предупреждения преступлений. Эта позиция была удачно сформулирована в XVIII в. итальянским просветителем Ч. Беккариа: “Одно из самых действительных средств, сдерживающих преступление, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности… Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемым надеждой на безнаказанность” <1>.

——————————–

<1> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 308, 309.

 

Принцип интернационализма состоит в обеспечении равенства и уголовно-правовой защиты вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания. Он нашел свое отражение в ст. 4 УК РФ, где говорится о равенстве граждан перед законом, и ряде других статей УК РФ, устанавливающих ответственность за посягательства в связи с указанными выше обстоятельствами.

Принцип патриотизма заключается в обеспечении защиты со стороны уголовного закона интересов общества и государства. Данное положение воплощено в ст. 2 УК РФ, определяющей задачи уголовного закона, иных статьях УК РФ, устанавливающих ответственность за посягательства на интересы Российской Федерации.

В заключение еще раз следует подчеркнуть важность и значимость принципов уголовного права, следование которым обеспечивает присущий демократическому правовому государству характер уголовного закона.

________________________

Глава 2. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН
Глава 3. ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Глава 4. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 5. ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

К содержанию

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 1112

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code