ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОТДЕЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрыты проблемы формирования эффективной работы системы коммунального хозяйства на примере отдельно взятого муниципального образования, выявлены факторы и причины финансовой неустойчивости, дефицита собственных средств организаций. Показана необходимость формирования прозрачной информации о деятельности организаций системы ЖКХ, осуществления действенного контроля.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), водоснабжение, теплоэнергетика, текущее содержание, затраты, анализ, проблема учёта, контроль, жилой фонд, качество предоставляемых услуг, тарифы.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из значительной составляющей в общей совокупности отраслей экономики России ввиду того, что на её долю приходится почти 50 % потребления тепловой энергии, свыше 20 % электроэнергии. ЖКХ уровня муниципального образования выполняет следующие функции:
— текущее содержание, обслуживание, капитальный ремонт жилого фонда;
— монтаж, ремонт и техническое обслуживание, теплосодержание внутридо- мовых водопроводных и канализационных сетей;
— санитарная очистка и уборка территорий,
— текущий ремонт и содержание дорог;
— организация работ по благоустройству и озеленению;
— вывоз бытовых и производственных отходов от организаций, предприятий любой форм собственности, а также частных лиц;
— строительство и ремонт городских и районных дорог;
— канализование и отведение стоков в населённых пунктах;
— эксплуатация и содержание городского отвала.

За последние 10-15 лет коммунальное хозяйство в России накопило ряд проблем, в связи с чем значительную часть муниципальных хозяйств можно отнести к группе неэффективно работающих и часто не выполняющих свои функции перед потребителями услуг. Поэтому важно рассмотреть причины, отрицательно влияющие на результаты деятельности предприятий системы ЖКХ муниципального уровня. Все причины можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Если рассматривать внешние причины, то это, прежде всего, постоянный рост тарифов на энергоносители, кроме того, финансовые кризисы и высокая инфляция, общий уровень жизни в стране (стоимость ЖКУ в среднем по стране составляет 10-15 % от бюджета семьи). К внутренним причинам можно отнести уровень организации и управления коммунальным хозяйством муниципального образования, его техническую оснащённость. Вместе с тем можно отметить тесную взаимосвязь между названными причинами. Как внешние, так и внутренние причины влияют на формирование тарифов на коммунальные услуги.

Как известно, значительное место в общем балансе коммунального хозяйства составляет теплоэнергетика и водоснабжение, которые являются наиболее затратной частью в хозяйствах. Как показал анализ, материальные затраты в себестоимости услуг ЖКХ составляют около 55 % и в динамике они увеличиваются. Данная ситуация в основном объясняется динамичным ростом тарифов на услуги и продукцию естественных монополий, по причине чего за последние 5 лет затраты на природный газ выросли более чем на 70 %, уголь — в три раза, воду питьевую — на 60 %, электроэнергию — на 50 %, водоотведение — на 33 %. Аналитическая информация свидетельствует о том, что на многих предприятиях системы ЖКХ муниципального уровня в составе затрат до 25 % и выше занимают прочие затраты, в которых значительную долю, как правило, составляет плата за кредиты, а также затраты, связанные с ремонтными работами, вызванными износом основных фондов почти до 60 %. Это приводит к росту материальных затрат, вызванных увеличением потерь в тепло- и водосетях. Исследования показывают, что потери воды в водосе- тях доходят до 20-30 %.

Значительные потери наблюдаются и в теплосетях из-за плохого физического состояния тепловых сетей и их разрывов. Кроме того, в некоторых муниципальных образованиях в системе ЖКХ отмечается большое количество мелких котельных и кочегарок, работающих на оборудовании, отработавшем свой срок, использующих неэффективные технологии, вследствие чего неэффективно расходуются большие объёмы топлива.

Подобного рода объекты часто используют дорогостоящее сырьё. Велики удельные затраты трудовых ресурсов на выработку единицы топлива в отдельных хозяйствах ввиду практически полного отсутствия систем и средств автоматизации котельного и другого оборудования. Всё это повышает себестоимость услуг, затраты на рубль предоставляемых услуг порой становятся значительно выше единицы. В сложившихся условиях по затратам на предоставление коммунальных услуг можно наблюдать отрицательное формирование уже валовой прибыли и, естественно, чистой прибыли. Это отрицательно сказывается на показателях платёжеспособности, финансовой устойчивости предприятий ЖКХ. Данная ситуация объясняется не только отрицательным формированием прибыли, а следовательно, дефицитом собственных средств. Анализируя состояние оборотных активов в исследуемых предприятиях системы ЖКХ муниципального образования, можно отметить значительный рост дебиторской задолженности. Данный факт объясняется, с одной стороны, низкой платёжеспособностью некоторых слоёв населения в связи с ростом тарифов, а с другой стороны — не своевременной оплатой другими потребителями услуг: бюджетными организациями, а также порой крупными предприятиями, находящимися в состоянии банкротства и не имеющими финансовых средств для оплаты потреблённых услуг. Однако если рассматривать удельное соотношение потребителей коммунальных услуг отдельного муниципального образования, то можно отметить, что доля населения в образовании дебиторской задолженности составляет около 10 %, бюджетные организации — 70-72 %, предприятия других форм собственности до 20 %, часть из которых — банкроты. Анализ показывает, что в среднем длительность оборота дебиторской задолженности по некоторым ЖКХ муниципального уровня в среднем составляет свыше 90 дней или 3- месячную задолженность. Наблюдается наличие дебиторской задолженности и свыше одного года. Всё это формирует дефицит денежных и собственных средств предприятий ЖКХ и отрицательно сказывается на их ликвидности.

По-прежнему острой проблемой остаётся проблема наличия приборов учёта. По некоторым энергоресурсам (электроэнергия, вода горячая и холодная) во многих квартирах установлены приборы учёта. Однако по теплу приборы учёта не только по квартирам, но и по отдельным домам отсутствуют. Необходимо отметить, что затраты на отопление в общей сумме оплаты за коммунальные услуги составляют до 20 % и выше. Причём независимо от температуры, складывающейся в среднем за отопительный сезон за стенами жилья, плата остаётся неизменной. В связи с тем, что в платёжках оплата за отопление остаётся высокой, представляется, что отсутствие приборов учёта выгодно как организациям, поставляющим тепло, так и предприятиям ЖКХ, так как это позволяет скрыть включение в тариф сверхнормативных потерь тепла как в теплопередающих сетях, так и внутри домовых теплосетях.

Следующей проблемой при формировании тарифов за услуги ЖКХ является составляющая по капитальному ремонту и текущему содержанию. Затраты, связанные как с капитальным ремонтом, так и с текущим содержанием жилых объектов, являются комплексными затратами. В связи с этим хотелось бы видеть их прозрачными, что обеспечило бы наглядность, объективность произведённых не только затрат, но и выполненных работ. Это позволило бы не только создать полную информированность населения о реальных затратах, связанных с текущим содержанием и капитальным ремонтом жилых объектов, но и свидетельствовало бы о качестве выполненных работ, что в свою очередь положительно сказалось бы на сроках эксплуатации этих объектов. В условиях, когда большинство граждан оплачивают стоимость ряда услуг жилищно-коммунальных хозяйств не по счетам за фактически выполненные работы и оказанные услуги, а по расчётным данным большое значение имеет соблюдение инструкций и правил составления плановых калькуляций себестоимости услуг предприятий ЖКХ, включаемых в тариф, соблюдение установленных нормативов на фонд оплаты труда и другие нормируемые затраты.

Вызывает сомнение справедливость установления затрат на капитальный ремонт и содержание лифтового хозяйства. Наряду с вышеперечисленными проблемами не второстепенной являются качество и надёжность предоставляемых услуг, призванных обеспечивать санитарные условия проживания населения в жилых домах, качественное содержание мест общего пользования. Очевидно, что низкое качество предоставляемых услуг объясняется отсутствием контроля за деятельностью предприятий ЖКХ. Думается, что сфера ЖКХ оказалась вне действенного контроля как со стороны государства, так и со стороны общества. Собственники помещений в многоквартирных домах в настоящее время несут бремя расходов на содержание общего имущества. Было бы справедливо иметь информацию о том, насколько оптимально расходуются денежные средства, которые жильцы платят за ЖКУ.

В связи с изложенным представляется необходимым со стороны муниципальных органов:
— осуществлять мониторинг за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда и деятельностью юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами;
— осуществлять контроль затрат менеджмента коммунальных предприятий;
— усилить мониторинг нормативов и тарифов на коммунальные услуги, сделать их максимально прозрачными;
— осуществлять контроль депутатского корпуса за деятельностью ЖКХ;
— усилить контроль за качеством и надёжностью предоставляемых услуг;
— сделать информативно доступным стандарт коммунальных услуг;
— повысить контроль за справедливостью тарифов на тепло, воду и электроэнергию.

В.Н.Дружкова, Л.Д.Филина
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code