СИНДИЦИРОВАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

Синдицированное кредитование позволяет заемщику единовременно привлечь больший объем финансирования за счет участия в сделке группы (синдиката) банков-кредиторов, деятельность которых в отношениях с заемщиком координирует банк-агент. За организацию финансирования заемщик выплачивает дополнительную комиссию; она взимается банком-агентом за самостоятельную услугу — привлечение большего объема кредитных ресурсов, который невозможно получить в рамках обычного кредитования.

 

Основным признаком синдицированного кредита является совместное предоставление кредита несколькими банками под единый проект. Потребность в данном финансовом инструменте вызвана тем, что при современном развитии экономики компании, нуждающиеся в привлечении кредитных средств в значительном объеме, зачастую не могут рассчитывать на их предоставление одним банком. Отдельные финансовые организации не всегда готовы предоставить запрашиваемые средства целиком, а главное — принять на себя риски в отношении одного конкретного заемщика, даже если им является крупная компания.

Механизм синдицированного кредитования позволяет синдикату кредиторов оптимизировать свои операционные издержки, касающиеся взаимодействия с заемщиком, которое за них осуществляет банк-агент, а также распределить риски между всеми участниками синдиката. Заемщику данный банковский продукт интересен возможностью привлечения большего объема финансирования с наименьшими затратами за счет взаимодействия только с одним банком-агентом и предоставления ему разумной процентной ставки за пользование кредитными ресурсами.

Организация синдицированного кредита начинается с заключения между банком-агентом и клиентом-заемщиком агентского договора, в котором стороны предусматривают следующие обязательства: поиск потенциальных кредиторов, которых может заинтересовать данная сделка; подготовка документов, содержащих всю необходимую информацию по кредиту; подготовка самого договора синдицированного кредитования; порядок и срок оплаты агентского вознаграждения банку за его услуги по привлечению финансирования; иные условия по усмотрению сторон.

В дальнейшем синдикат банков заключает с заемщиком один смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ) с элементами агентского договора в части организации выдачи синдицированного кредита и взаимодействия между банками и заемщиком через банк-агент, кредитного договора и соглашения между банками по поводу их участия в финансировании заемщика (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2015 по делу N А40-85130/14). Каждое из указанных соглашений является самостоятельным, не охватывается предметом другого и может быть вынесено в отдельное соглашение, поэтому может рассматриваться в качестве элемента смешанного договора.

Последний элемент смешанного договора о предоставлении синдицированного кредита — соглашение между кредиторами по поводу их участия в финансировании заемщика — заключается по правилам, предусмотренным в ст. 309.1 ГК РФ. В силу данной нормы банки могут договориться о порядке распределения между ними поступающих от заемщика денег, в том числе об очередности и пропорциональности (непропорциональности) распределения полученных сумм. Заемщик обязан производить исполнение своих денежных обязательств именно в пользу банка-агента. Нарушение установленного договором порядка распределения сумм дает право пострадавшему кредитору потребовать уплаты причитающихся ему сумм от нарушителя.

В рассматриваемом смешанном договоре стороны оговаривают порядок взаимодействия между банком-агентом и заемщиком и между банком-агентом и синдикатом банков, в частности, путем включения следующих положений:

— общий объем привлекаемого финансирования, порядок (единовременно или траншами) и срок его предоставления, процентная ставка и порядок уплаты процентов за пользование кредитными ресурсами, в том числе плата за пользование лимитом кредитной линии, внесение иных платежей, ответственность за нарушение сроков погашения кредита;

— консолидация агентом на своем счете поступающих от синдиката кредиторов денежных потоков и предоставление их заемщику одним или несколькими траншами;

— получение от заемщика денежных средств в процессе обслуживания синдицированного кредита с их последующим распределением между другими кредиторами;

— очередность распределения поступивших от заемщика средств и сроки их перечисления кредиторам, в том числе непропорциональное распределение денег;

— установление долей каждого из кредиторов в синдицированном кредите, распределение рисков и порядок совместного принятия решений (например, проведение собраний, заочное голосование с направлением документов банку-агенту);

— возможность продажи кредитного портфеля каждым из банков, порядок принятия такого решения, в том числе наличие у участников синдиката преимущественного права покупки;

— выполнение агентом комплекса мероприятий по обеспечению возвратности синдицированного кредита (заключение и исполнение в интересах синдиката кредиторов обеспечительных сделок залога, поручительства, страхования с указанием всех участников синдиката в качестве бенефициаров и др.);

— обмен документами и информацией, необходимыми в процессе исполнения договора, подготовка отчетности агентом и др.

Требования участников синдиката к заемщику не являются солидарными, поскольку каждый из них имеет самостоятельное требование к заемщику, при этом последний исполняет обязательства в пользу банка-агента и не вправе сам выбрать любого кредитора, кому исполнить обязательство.

В случае банкротства заемщика интересы всех участников синдиката будет представлять банк-агент, который по получении денежных средств из конкурсной массы заемщика распределит их между другими банками. Поскольку в договоре о предоставлении синдицированного кредита они могут установить любую очередность распределения собранных денег, она может даже отличаться от очередности погашения требований в ходе дела о банкротстве. К примеру, если требования каждого из банков к несостоятельному заемщику удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди, то в рамках договора о выдаче синдицированного кредита собранные деньги могут распределяться не пропорционально между всеми банками, а иным образом, в частности с установлением своей очередности в зависимости от размера транша каждого банка, срока, на который он выдавался, и т.д.

Никаких запретов для этого нет, учитывая, что действующим законодательством РФ конструкция синдицированного кредита вообще не регламентирована, не считая подзаконного акта Банка России — Инструкции от 03.12.2012 N 139-И «Об обязательных нормативах банков», Приложением N 4 к которой утверждена Методика определения уровня риска по синдицированным ссудам. Однако данный нормативный правовой акт регулирует вопросы оценки риска по синдицированному кредиту в целях выполнения банком публично-правовых обязанностей перед государством и не регламентирует вопросы между участниками синдиката и заемщиком.

На случай банкротства банка-агента в смешанном договоре необходимо предусмотреть, что с определенного момента (отзыв лицензии, введение ограничений на проведение отдельных операций, введение временной администрации, признание банкротом) заемщик обязан перестать перечислять ему деньги и запросить информацию относительно дальнейшего обслуживания долга. Можно заранее согласовать порядок замены банка-агента либо подназначить из числа участников синдиката одного или несколько банков, чтобы заемщик смог перечислять деньги им и чтобы они приступили к выполнению функций банка-агента по администрированию поступающих платежей.

Относительно уже отправленных банку-агенту платежей, но так и не поступивших участникам синдиката в связи с отсутствием у банка-агента средств на корсчете, другие банки никаких требований к заемщику предъявить не могут. Однако в смешанном договоре можно предусмотреть, что заемщик все равно обязан заново провести платежи, а участники синдиката ему уступают свои права требования к банку-агенту, чтобы в процесс банкротства зашел заемщик, а не они.

Такое условие не противоречит закону и само по себе не ущемляет права заемщика, тем более что он, заинтересованный в получении доступа к кредитным ресурсам, оспаривать такое условие начнет, когда возникнет соответствующая ситуация, что даст возможность участникам синдиката сослаться на необходимость применения п. 5 ст. 166 ГК РФ об утрате заемщиком права на иск в связи с тем, что он длительное время без возражений исполнял сделку и дал им основания полагаться на ее действительность (принцип «эстоппель»).

Банк-агент взимает свою часть процентов по синдицированному кредиту пропорционально объему выделенного им заемщику финансирования, однако помимо этого он получает с него дополнительное вознаграждение за свои услуги по организации синдицированного кредита. Комиссия банка за организацию выдачи синдицированного кредита, в отличие от комиссии за выдачу обычного кредита, является законной, поскольку взимается за самостоятельную услугу, имеющую действительную коммерческую ценность для клиента (привлечение финансирования). Размер данной комиссии и порядок ее уплаты банк согласовывает в соглашении с заемщиком в соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Полезный экономический эффект от деятельности банка-агента для заемщика проявляется в следующих аспектах. Заемщик получает транш от одного банка, привлекающего финансирование, и избавлен в связи с этим от необходимости подавать заявку о выдаче кредита каждому банку в отдельности, обсуждать с ними условия кредитования. Как агент участников синдиката банк оказывает заемщику также услуги единого расчетного центра. Он перечисляет денежные средства, поступившие от участников синдиката, в пользу заемщика, делает единый расчет платежей для него, запрашивает и получает документы, принимает платежи от самого заемщика в процессе обслуживания синдицированного кредита, распределяет их между участниками синдиката, осуществляет иные необходимые действия.

Предоставление кредита, за которое взимается комиссия, является не просто зачислением суммы кредита на открытый заемщику ссудный счет, но главным образом образование (собирание) суммы кредита путем создания банком-агентом синдиката кредиторов. Организация с целью выдачи кредита синдиката кредиторов является нестандартным и выходящим за рамки обычной деловой практики действием, которое создает для заемщика имущественное благо в виде необходимой ему суммы кредита (Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.10.2013 по делу N А79-10528/2012).

Заемщик освобожден от необходимости прямо контактировать со всеми участниками синдиката, и при этом его обязательства перед ними считаются исполненными, как правило, в момент зачисления денег на счет банка-агента, а не на счета каждого из банков (Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.08.2014 по делу N А79-4690/2014). Таким образом, комиссия за организацию синдицированного кредита является допустимой платой, устанавливаемой банком за оказание им заемщику самостоятельной услуги, влекущей для него предоставление отдельного материального блага — привлечения большего по сравнению с обычным кредитом финансирования. Данный подход соответствует п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре».

Такую комиссию, кроме того, банк не включает в налоговую базу по НДС, поскольку услуги банка по привлечению финансирования не являются самостоятельными, а представляют собой составную часть банковской операции по выдаче синдицированного кредита, поэтому на данную комиссию распространяется налоговая льгота, предусмотренная пп. 3, 3.1, 4 и 5 п. 3 ст. 149 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 06.09.2013 по делу N А40-71030/12-108-57).

«Банковское обозрение. Приложение «БанкНадзор», 2015, N 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code