КАК ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Если вы не согласны с каким-либо решением ИФНС, вынесенным в отношении вашей организации (в т.ч. с решением по налоговой проверке), его следует сначала обжаловать в региональное управление ФНС (УФНС) и только потом — в суд (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 1 Приложения N 1 к Приказу Минфина от 17.07.2014 N 61н).

Сразу обжаловать решение ИФНС в суд, минуя УФНС, нельзя.

В какой срок обжаловать решение

Это зависит от того, о каком именно решении ИФНС идет речь.

Вариант 1. Решение по камеральной или выездной проверке.

До вступления в силу решения, т.е. в течение месяца со дня его вручения представителю организации, на решение может быть подана апелляционная жалоба (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Дата вручения решения зависит от способа, которым оно вам передано.

Способ передачи решения Когда решение считается врученным (п. 9 ст. 101 НК РФ, пп. 27, 28 п. 1, п. п. 11, 14 Порядка направления документов, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@)
Представителю организации под расписку На дату получения решения, указанную представителем организации на экземпляре решения ИФНС
По почте заказным письмом На наиболее раннюю из следующих дат:

— или день фактического получения заказного письма с решением;

— или 6-й рабочий день, считая со дня отправки заказного письма. Например, решение, направленное организации по почте 01.02.2016, считается полученным 09.02.2016

В электронной форме по ТКС На дату принятия решения, указанную в квитанции о приеме. Ее вы должны направить в ИФНС в течение шести рабочих дней со дня отправки решения по ТКС. Например, если решение направлено вам по ТКС 02.02.2016, то квитанцию о приеме нужно отправить в ИФНС не позднее 10.02.2016

Если вы подадите апелляционную жалобу, то вступление решения в силу будет отложено, а значит, ИФНС не сможет его исполнить (взыскать с вас доначисления) до принятия региональным УФНС решения по жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Если же вы не подали апелляционную жалобу в течение месяца с даты вручения решения, то по истечении этого срока оно вступит в силу. Например, решение, врученное организации 01.02.2016 и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 02.03.2016.

Обжаловать решение, вступившее в силу, можно в течение года со дня, когда оно вынесено (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Вариант 2. «Беспроверочное» решение.

Без проведения проверки ИФНС может, в частности, вынести:

— решение о привлечении организации к ответственности, например, за несвоевременное представление налоговой декларации или расчета, а также за несвоевременную подачу сообщения об открытии ОП (п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 119 НК РФ). Такие решения вступают в силу со дня их вручения представителю организации (п. 10 ст. 101.4 НК РФ, п. 48 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57). Поэтому ИФНС сможет взыскать с организации штрафы даже в случае подачи вами жалобы;

— решение, по которому не велось производство по делу о налоговом правонарушении. Например — об отказе в возврате переплаты или о приостановлении операций (блокировке) по счету в банке.

Срок для обжалования «беспроверочного» решения — год с даты его вручения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

В этот же срок обжалуются решения ИФНС о назначении, приостановлении (продлении) выездной проверки, об отказе в продлении сроков представления документов и иные решения, принимаемые ИФНС в ходе, но не по итогам проверок.

Как оформить и подать жалобу

Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и должна содержать (п. п. 2, 3 ст. 139.2 НК РФ, Информация ФНС от 09.02.2011):

— наименование, ИНН, адрес и номер телефона (адрес электронной почты) вашей организации;

— наименование ИФНС, решение которой обжалуется;

— название, номер и дату обжалуемого решения;

— основания, по которым вы считаете решение неправомерным, а ваши права — нарушенными (со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты);

— ваши требования (например, отменить обжалуемое решение ИФНС);

— перечень прилагаемых документов, подтверждающих ваши доводы.

Жалобу подписывает руководитель организации или ее представитель по доверенности (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Если жалоба подписана представителем, то к ней нужно приложить доверенность, в противном случае жалобу оставят без рассмотрения (п. 4 ст. 139.2, пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Жалобу вы адресуете региональному Управлению ФНС, но подаете ее через ИФНС, решение которой оспариваете (п. 1 ст. 139 НК РФ).

Как УФНС рассматривает жалобу

По общему правилу УФНС рассматривает жалобу без участия представителя организации (п. 2 ст. 140 НК РФ). Вас могут пригласить, только если ИФНС существенно нарушила процедуру принятия решения — например, рассмотрела акт проверки без участия представителя организации, не известив о месте и времени его рассмотрения (п. 2 ст. 101 НК РФ, п. 5 ст. 140 НК РФ).

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе УФНС должно вручить его вам (направить по почте заказным письмом).

Если решение УФНС по жалобе вас не устраивает, вы можете обжаловать решение вашей ИФНС в ФНС или в арбитражный суд. А в случае, когда по итогам рассмотрения жалобы УФНС отменило решение ИФНС и приняло новое решение, с которым вы не согласны, в ФНС или суд нужно обжаловать новое решение УФНС (п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 75 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code