ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

О.В.Жиронкина, Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

Посвящена изучению иностранного языка в неязыковом вузе. Рассматривается вопрос формирования критического мышления будущих специалистов в области экономики в процессе его изучения. Описывается метод анализа конкретной (проблемной) ситуации, выступающий одним из методов формирования умения мыслить критически.

Ключевые слова: подготовка экономистов, критическое мышление, иностранный язык, анализ конкретных ситуаций

 

Одной из ведущих целей изучения дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» в Кемеровском институте (филиале) Российского государственного торгово-экономического университета является формирование навыка практического использования в будущей профессиональной деятельности.

В основу традиционного обучения положены принципы и методы, опирающиеся на общепринятую концепцию образования, которая характеризуется активизацией мыслительной деятельности учащихся настолько, насколько это необходимо для усвоения данной порции материала при его пассивном восприятии.

Для того чтобы обучение иностранному языку соответствовало уровню требований, предъявляемых к современному учебно-воспитательному процессу, и способствовало подготовке высокопрофессиональных кадров, преподаватели всё чаще обращают своё внимание на новые, нетрадиционные (однако постепенно утрачивающие этот эпитет и становящиеся привычными для современных преподавателей) подходы к процессу обучения.

Одним из таких подходов является формирование критического мышления студентов. Как отмечает Полат Е.С. в своей статье «Проблемы образования в канун XXI века», «…задачи интеллектуального и нравственного развития личности … приобрели особую актуальность. Не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышление. — вот проблема, реализация которой требует принципиального иного взгляда, как на технологию обучения, так и на теорию» [4]. Причины пристального внимания к формированию критического мышления в начале XXI в. во многом связаны с такими характеристиками современного общества, как расширение информационного пространства, увеличение объёма и скорости потока информации, которую приходится осваивать студенту.

Как показывает анализ современных публикаций и интернет-ресурсов, европейские и американские высшие учебные заведения активно используют в своём образовательном процессе технологии, направленные на формирование и развитие критического мышления студентов. Этот процесс происходит через включение специальных форм и методов (таких как, психологические и иные тренинги, анализ конкретных ситуаций, «мозговой штурм» и т.д.) не только в профессиональные, но и общеобразовательные дисциплины. Некоторые зарубежные исследователи указывают на то, что необходимость формирования умения критически мыслить стоит на одном уровне с такими ценностями, как умение писать и читать [5].

Среди многообразия подходов к определению и анализу критического мышления трудно выделить одно определение, которое бы в полной мере раскрывало  его суть, так как каждый исследователь этого феномена, проводя свой собственный анализ, открывает нечто новое (особенно на практическом уровне) и дополняет исследования своих коллег. Все подходы к понятию «критическое мышление» не противоречат друг другу, являясь логическим дополнением друг друга и раскрывая отдельные стороны этого сложного понятия. Мы будем понимать под критическим мышлением такую систему суждений, которая помогает анализировать (события, проблемы, факты и т.д.), формулировать независимые выводы, давать обоснованные оценки и в дальнейшем использовать полученную информацию в профессиональной деятельности. По мнению Ивуниной Е.Е., критическое мышление состоит из двух структурных элементов. Во-первых, это установка на поиск несоответствий (критическая установка). Во-вторых, это аргументация, направленная на обоснование этих несоответствий (критическая аргументация) [3, с. 174]. В связи с этим считаем целесообразным при изучении как профильных, так и общеобразовательных дисциплин создание таких условий, которые бы способствовали реализации этих двух аспектов.

Для студентов направления подготовки «Экономика» (профиль «Мировая экономика») знание иностранного языка является одной из основных компетенций, поскольку специфика будущей профессиональной деятельности предполагает установление и поддержание контактов с зарубежными фирмами, предприятиями и частными лицами в письменной и устной форме. Такие дисциплины, как «Иностранный язык (основной)», «Иностранный язык (профессиональный)» содержат в себе богатые возможности для формирования способности критически мыслить и оценивать ситуацию, проблему или задачу.

Одним из методов формирования умения мыслить критически выступает метод анализа конкретной (проблемной) ситуации, сущность которого заключается в систематическом вовлечении студентов в процесс поиска обоснованного решения незнакомых для них проблем. Две важнейшие функции (повышение научного уровня обучения и повышение эффективности формирования научного мировоззрения), выделяемые методистами, отражают продуктивное отличие данного подхода к обучению от традиционного и свидетельствуют о потенциале его использования в рамках процесса обучения иностранному языку в вузе. Неотъемлемой составляющей данного метода является проблемное изложение. На этапе ознакомления студентов с этим методом преподаватель, создав проблемную ситуацию, не только представляет окончательное решение проблемы, но и демонстрирует поэтапное движение к этому решению, акцентируя своё внимание на противоречиях и сомнениях, раскрывая источник их возникновения, обосновывая каждый свой шаг на пути к решению проблемы. Данное изложение формирует видение проблемы у студентов, активизирует критичность их мышления, давая им, таким образом, наглядный пример реализации критического подхода к проблеме.

В рамках обучения иностранному языку метод анализа конкретной (проблемной) ситуации предполагает опору на исследовательский рефлекс студентов, что в значительной степени повышает мотивацию изучения иностранного языка, тогда как активное использование лишь репродуктивного типа гасит у студентов интерес к предмету. Анализ конкретной задачи (чаще всего профессиональной) на уроке иностранного языка находит своё воплощение в речевой ситуации, которая возникает благодаря наличию имеющейся проблемы и разрешается путём речевой коммуникации. «Критическое мышление связано с постоянной готовностью к пересмотру установленных взглядов на предмет…» [3, с. 174] и именно это даёт возможность студенту ещё и ещё раз включиться в речевую коммуникацию, повышая его уровень владения навыком говорения на иностранном языке.

В учебных условиях обсуждаемая проблема может возникать стихийно, естественно, но более эффективным является искусственное её создание для реализации целей обучения иностранному языку и решения задач конкретного этапа работы. Речевая деятельность, направленная на разрешение проблемы, может осуществляться двумя или более студентами в форме ролевой игры, а также в форме обсуждения (анализа) проблемы. В ролевой игре, как правило, есть длительный содержательный фон, на основе которого студенты решают возникшую проблему и получают результат. В процессе реализации проблемной ситуации фоном служит внутренняя, мыслительная активность, а результаты представлены в виде выводов и новых идей, поскольку без активизации мышления иноязычное говорение превращается в формальное использование языковых правил или воспроизведение готовых текстов. Основным критерием конкретной (проблемной) ситуации является наличие количественного противоречия между имеющимися у студентов знаниями и теми, которые необходимы для решения проблемы, т.е. их может быть недостаточно либо они не адекватны требованиям задачи. Именно здесь и возникает интенсивная активизация способности мыслить критически и познавательных навыков студентов, направленных на приобретение новой информации, способной удовлетворить их интерес.

В настоящее время как никогда возросло значение качества обучения иностранным языкам выпускников вузов в целом и бакалавров профиля «Мировая экономика» в частности. Его повышению, а также формированию критического мышления, на наш взгляд, способствует метод анализа конкретной (проблемной) ситуации, активно внедряемый в процесс обучения иностранному языку студентов направления «Экономика» (профиль «Мировая экономика») в Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ. В основу данного метода может быть положена любая информация, соответствующая тематике изучаемого материала, предусмотренного рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (профессиональный)».

В качестве примера можно привести одну из ряда конкретных (проблемных) ситуаций, которые предлагаются студентам для обсуждения и нахождения решения в рамках изучения указанной ранее дисциплины по теме «Banking and finance».

Problem 1
The meeting of the Board of Directors is taking place in the bank. The vice- president who is responsible for the development of the organization is reporting. He says that the bank needs $ 100 million for the development and modernization of the bank network in the far away region. But the problem is that these branch offices are not profitable at the moment. However the increase of economic activity is expected in this region in three years. So these branch offices would be the most profitable for the bank. At the same time such unprofitable investment as $ 100 million may have negative effect on the financial stability of the bank. How to solve this problem? [2, c. 15].

Описанная выше ситуация заключается в том, что некоему банку для дальнейшего развития и модернизации сети своих филиалов требуется дополнительно 100 млн долларов. Однако проблема заключается в том, что эти филиалы не являются достаточно эффективными в данный момент. Но в ближайшие три года в регионе, где находятся эти филиалы, ожидается стремительный подъём экономической активности по причине ряда объективных факторов. В связи с этим филиалы могут принести реальную прибыль и в тоже время такая значительная сумма, как сто миллионов, может оказать негативный эффект на финансовое состояние банка. Студентам предлагается проанализировать данную ситуацию (индивидуально либо в группах) и, используя лексическую базу изучаемой темы и освоенные ранее клише и устойчивые выражения, высказать своё мнение по поводу решения этой проблемы.

Одним из приёмов, используемых в рамках описываемого метода, является «схематизированный рассказ» (scheme story). Использование приёма схематизированного рассказа ориентировано не столько на получение новой информации, сколько на тренировку коммуникативных навыков студентов и активизацию способностей критически оценивать ситуацию.

При изучении темы «Terms of delivery and payment» в рамках той же дисциплины использование приёма схематизированного рассказа зарекомендовало себя как эффективный способ повышения мотивации студентов по сравнению с традиционными, устоявшимися методиками.

Сущность приёма схематизированного рассказа заключается в следующем. Студентам предлагается краткое письменное изложение (схема) текста «Basic terms of delivery and payment» («Основные условия поставки и оплаты товара»), который представляет наиболее продуктивный способ накопления материала и дальнейшее его использование. Также учитывается и тот факт, что студенты знакомы с материалом данного вопроса из курса «Мировая экономика». Схема передаёт в минимальном размере содержание, фоновую информацию и определённый набор специфических деталей текста. Последовательность предложений произвольна, а ряд из них представлен лишь фразовыми единствами и частями, что способствует свободному домысливанию упущенных элементов. Далее следует устное воспроизведение текста преподавателем, в процессе которого деятельность студентов направляется не на запоминание информации, а на отслеживание логики повествования с целью дальнейшего её использования для составления собственного текста. После этого студентам предлагается разработать своё содержание текста, стараясь при этом не повторять услышанного ранее рассказа преподавателя. Следует отметить, что рассказы студентов отличаются большой оригинальностью не только в содержании и контексте повествования, но и грамматическом оформлении фраз и выборе лексических единиц. Далее творческая активность студентов направляется на решение ряда проблемных ситуаций по заданной теме: 1) подготовить и провести переговоры с представителями зарубежной фирмы по вопросам поставки и оплаты определённого товара; 2) обсудить условия поставки товара, предлагаемые фирме зарубежной компанией, которые являются не совсем выгодными; 3) рассмотреть условия оплаты услуг, предоставляемых компанией и обсудить их детали с представителями банка.

Следует также помнить, что процесс формирования критического мышления студентов при изучении дисциплин на иностранном языке будет не вполне эффективным, если не уделять должного внимания его мониторингу. Именно он позволяет нам «…не только выявить результаты, но и при необходимости внести соответствующие коррективы» [1, с. 7].

В рамках описанного метода анализа конкретных (проблемных) ситуаций существует множество приёмов, активизирующих познавательную деятельность студентов как на занятии, так и во внеаудиторное время, что способствует повышению качества преподавания иностранного языка и формированию критического мышления. Несомненно, что любая технология преподавания, в которой практическое овладение изучаемым языком играет решающую роль, является эффективной. Но метод анализа конкретных (проблемных) ситуаций во многом содействует реализации познавательной и творческой деятельности каждого студента. Это даёт возможность для создания условий, способствующих формированию критического мышления, реализуемого в области профессиональной деятельности, и соответственно повышает качественный уровень подготовки кадров.

Список литературы

1. Жиронкина О.В. Мониторинг процесса формирования общекультурной компетенции студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», при изучении иностранного языка // Социогуманитарный вестник. 2013. № 1(10). С. 5-9.
2. Жиронкина О.В. English for future bankers and financiers: учебно- методическое пособие. Часть I. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2009. 78 с.
3. Ивунина Е.Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой учёный. 2009. № 11. С. 170-174.
4.  Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI века [Электронный ресурс]: интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/1998/1111- 07.htm. Л.Н. Акулина,
доцент кафедры иностранных языков Кемеровского института (филиала) РГТЭУ
5.  Fisher A. Critical Thinking. An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code