К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

О.Д.Шоркина, Л.А.Филиппович, Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

Посвящена проблеме повышения эффективности самостоятельной работы при подготовке студентов в условиях модернизации высшего образования на современном этапе. Рассматривается вопрос о формировании базовых компетенций студентов, обучающихся в экономическом вузе.

Ключевые слова: подготовка экономистов, компетентностный подход, активизация самостоятельной работы, иностранный язык.

 

Повышение качества подготовки специалистов является важной задачей высшего образования на этапе его модернизации. Известно, что в современном информационном обществе востребован профессионал, обладающий способностью приобретать новые знания и умения, творческой активностью в принятии решений, широкой профессиональной ориентацией. В условиях возрастающей конкуренции работодатель заинтересован в специалисте, умеющем быстро обучаться, способном адаптироваться к постоянно меняющимся условиям труда. Соответственно требование времени заключается в том, чтобы человек был готов к самообучению, саморазвитию, самообразовательной деятельности, осуществлению учения на основе собственного целеполагания. При этом нужно отметить, что основной постулат концепции непрерывного образования «обучение на протяжении всей жизни — для всех» означает, что каждый человек может надеяться на самореализацию [1]. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к образованию, суть которых определяется тем, что сами по себе знания, на передачу которых ориентировано традиционное образование, утрачивают свою центральную значимость в обучении. Более актуальным становится формирование умения построить свою жизнь на основе полученных знаний, которые в этом случае превращаются из цели в средство. Важным фактором, обеспечивающим решение этих задач, является повышение качества учебной самостоятельной работы, профессиональное саморазвитие студента.

С нашей точки зрения, компетентностный подход, являющийся методологическим основанием ФГОС ВПО, в значительной степени определяет содержание самостоятельной работы студентов в вузе и направлен на её усиление. Так, предполагается, что бакалавр по направлению подготовки 080100 «Экономика» обладает следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей её достижения (ОК-1);
— способен анализировать специально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
— умеет использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности
(ОК-5);
— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
— готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
— способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
— способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
(ОК-9);
— способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
— способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
— способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10) [2].

В рамках решения проблем овладения этими компетенциями задаются особенности перехода от знаниевого подхода к компетентностному, где компетентность рассматривается как готовность и способность чётко планировать, эффективно осуществлять, оптимально, ответственно и самостоятельно корректировать деятельность в заданных условиях. Очевидно, что организация самостоятельной познавательной деятельности студентов в вузе — это одно из направлений, позволяющих перейти от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, — от варианта «дать образование» к варианту «получить образование». При этом самостоятельная работа — это не только познавательная деятельность, связанная с усвоением профессиональных знаний. Это переживание практического опыта в контексте формируемых компетенций [3].

Активизация самостоятельной работы с позиций компетентностного подхода предполагает необходимость формулировать, прежде всего, образовательные результаты (компетенции), а затем соответствующие им содержание и деятельность. Такая иерархичность принципиально важна, так как даёт студентам (и преподавателям) понимание предельных ориентиров обучения.

Самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще — в учебной, научной деятельности. Соотношение времени, отводимого на аудиторную работу, к времени, отводимому на самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует:
— углублению и расширению знаний;
— формированию интереса к познавательной деятельности;
— овладению приёмами процесса познания;
— развитию познавательных способностей.

Можно выделить следующие условия, влияющие на успешное выполнение самостоятельной работы:
— мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);
— чёткую постановку познавательных задач;
— владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы;
— чёткое определение преподавателем объёма работы, сроков её представления;
— предоставление консультационной помощи студенту;
— чёткие критерии оценки;
— использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т.д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельность студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной учебной деятельности студентов:
— репродуктивный (тренировочный) — тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков;
— реконструктивный — в ходе реконструктивных самостоятельных работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов. На этом уровне могут выполняться рефераты;
— творческий, поисковый — творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (НИРС при выполнении разного вида работ).

Для повышения эффективности самостоятельной работы студента учебные пособия должны дополняться методическими пособиями, выполняющими только руководящую и направляющую роль. Содержание такого пособия должно указывать, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать выбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебного пособия, а также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшие затруднения и приводят к ошибкам. Организационно-контролирующая функция учебного пособия проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента, условно разделённая на две составляющие — работу, организуемую преподавателем, и самостоятельную работу, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля — даёт зримые результаты при подготовке к практическим занятиям, зачётам, экзаменам и т.п. Безусловно, важным в работе являются индивидуальные задания, учитывающие уровень подготовленности и склонности каждого студента.

Компьютеризация образовательного процесса, являющаяся активизирующим фактором СРС в условиях многоуровневой структуры образования, вырабатывает умение самостоятельно выбирать источники информации, приобщает студента к этике международного общения, искусству объективной и целевой оценки собственного потенциала, деловых и личностных качеств, формирует навыки экономии времени.
Рассмотрим некоторые формы самостоятельной работы студентов, применяемые нами в процессе преподавания иностранного языка в экономическом вузе. С неизменным интересом студенты участвуют в таком виде самостоятельной работы как подготовка Power Point презентаций. Наиболее популярными темами, представляемыми в презентациях подобного рода, являются проблемы страноведческого характера, что особенно ценно в условиях ограниченного количества часов, отводимого на изучение иностранного языка в высшем учебном заведении. Презентации могут быть составлены как индивидуально, так и в группе. Положительными моментами работы с презентацией являются:
— индивидуализация процесса обучения;
— повышение уровня самостоятельности студентов, их познавательной активности и мотивации;
— возможность проявить себя творчески.

При работе над презентацией у студента снижается уровень тревожности. Особенно это касается студентов, имеющих недостаточно высокий уровень подготовки. Кроме того, факт, что текст презентации можно несколько раз перепроверить самому, а затем и попросить преподавателя исправить ошибки, придаёт уверенности в работе с тем языковым материалом, который вызывает трудности.

Представляется чрезвычайно важным метод решения ситуационных задач (кейс-метод), особенно широко и успешно используемый в области экономического образования. При обучении деловому английскому языку, направленному на формирование межкультурной компетенции студентов-экономистов, метод решения ситуационных задач применяется в работе с аутентичными текстами, содержащими проблемную (конфликтную) ситуацию, требующую неординарного и положительного решения.

Посредством данного метода будущие маркетологи, менеджеры, финансисты имеют возможность принимать решения и решать проблемы, используя подход, ориентированный на практическое применение полученных знаний. Они моделируют ситуации, которые могут иметь место в их профессиональной деятельности, а именно: как справиться со стрессом на рабочем месте? как продать товар онлайн? как создать работоспособную эффективную команду? Целью метода решения ситуационных задач является развитие способностей студентов анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант. При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная самостоятельная работа студентов с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Умения самостоятельно принимать решения формируются и развиваются поэтапно:
— чтение и понимание аутентичного текста профессионально-ориентированного характера, на основе которого происходит общение;
— знакомство с конкретным случаем, понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения;
— поиск дополнительной информации, необходимой для принятия решения;
— обсуждение альтернативных решений конфликтной ситуации;
— принятие решений, сопоставление и оценка вариантов решений;
— обсуждение (отдельные группы защищают свои решения);
— сравнение решений.

Подготовка выступлений на студенческих научных конференциях и написание статей в сборниках, публикуемых по итогам конференций, является ещё одной формой самостоятельной работы студентов. При подготовке докладов студенты учатся мыслить самостоятельно, вырабатывают умения понимать сложные тексты по специальности, извлекать и обрабатывать значимую информацию, опираясь на письменные источники. Такой вид работы формирует устойчивую потребность в непрерывном образовании и самообразовании. Подготовка рефератов и устных сообщений на занятиях по профессиональной тематике служит той же цели.

Следует отметить, что на кафедре иностранных языков стало традицией в конце семестра проводить деловые игры. Основываясь на знаниях, полученных в течение полугодия, студенты самостоятельно разрабатывают сценарий деловой игры. Подобные игры помогают формировать такие качества будущих специалистов, как толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления, коммуникативные способности и т.д. Игра способствует воспитанию системного мышления специалиста, которое включает целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; игра помогает целостному представлению о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия. Большинство учёных в сфере профессиональной педагогики считают, что игровые методы обучения обладают наибольшим потенциалом в обеспечении профессионального развития личности, позволяют создавать модели профессиональной практики, что, несомненно, пригодится студентам в их будущей профессиональной деятельности [4].
Наряду с вышеупомянутыми формами самостоятельной работы можно отметить такие, как составление глоссариев, кроссвордов и др. Кроссворд, среди прочих видов самостоятельной деятельности, является мощным дидактическим средством преподавателя, которое соединяет серьёзное интеллектуальное занятие и забаву, размышление и развлечение, что открывает новые подходы к обучению иностранным языкам.

Таким образом, проанализировав некоторые формы организации самостоятельной работы студентов, можно сделать вывод, что введение и активное использование разных форм самостоятельной работы на занятиях иностранного языка способствует превращению студента из пассивного объекта в активный субъект, и, как следствие, у студентов возрастает мотивация и заинтересованность в изучении предмета. Результатом такой самостоятельной работы выступает готовность и способность студента понимать, анализировать и оценивать возможные пути своего развития, требования и ограничения в личной, трудовой и общественной жизни, способность развивать собственные навыки.

Самостоятельная работа развивает наряду с профессиональными знаниями и умениями такие свойства, как независимость, критические способности, уверенность в себе, ответственность и чувство долга, что и позволяет характеризовать выпускника вуза как компетентного специалиста.

Список литературы

1. Минаева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента / Дис. докт. пед. наук. Оренбург, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс]. URL: Ьйр:// www.fros.vpo.ru.
3. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление: психолого-акмеологический подход. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 201 с.
4. Филиппович Л.А., Шоркина О.Д. Ориентированный подход к обучению иностранным языком // Социогуманитарный вестник. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. № 1(8). С. 12-16.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code