Бизнес-план на 2017 — 2018 годы

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Год Наименование мероприятий Затраты,

тыс. рублей

2017 1. Реализация Программы:
1.1. Проведение строительно-монтажных работ:
1.1.1. пгт Мин-Куш (Кыргызская Республика). 154 577,8
1.1.2. пгт Каджи-Сай (Кыргызская Республика). 29 071,51
1.1.3. г. Табошар (Республика Таджикистан). 189 528,3
1.1.4. Создание базы медико-демографических данных населения, проживающего в районах рекультивируемых территорий, на основе государственной статистики. 5 815
1.1.5. Подготовка национальных кадров для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по управлению проектами и программами реабилитации бывших урановых производственных объектов. 8 606,2
2. Управление Программой 11 630
ИТОГО за 2017 год 399 228,8
2018 1. Реализация Программы:
1.1. Проведение строительно-монтажных работ:
1.1.1. пгт Мин-Куш (Кыргызская Республика). 149 569,9
1.1.2. пгт Каджи-Сай (Кыргызская Республика). 29 071,51
1.1.3. г. Табошар (Республика Таджикистан). 199 530,1
1.1.4. Создание транснациональных институтов ведения рекультивационных работ на радиоактивно загрязненных территориях. 4 884,6
2. Управление Программой 13 490,8
ИТОГО за 2018 год 396 546,9
ИТОГО за 2013 — 2018 годы 1 155 971

———————————

<*> Расчеты по объектам имеют оценочный характер и выполнены в ценах 2011 года. В дальнейшем они будут уточнены в ходе разработки сводного сметного расчета по итогам НИР. Проект строительно-монтажных работ подлежит дополнительному одобрению на Совете глав правительств СНГ.

 

Приложение 7

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УРАНОДОБЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ПРИЛЕГАЮЩИХ К НИМ ТЕРРИТОРИЯХ, И ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОГО РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАДИАЦИОННО-ИНДУЦИРОВАННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

 

Согласно Программе оценка влияния уранодобывающих производств на здоровье населения, проживающего на прилегающих к ним территориях, и оценка возможного риска возникновения радиационно-индуцированных заболеваний будут проводиться по следующим этапам:

  1. Сбор показателей государственной медицинской статистической отчетности по районам, в которых расположены места размещения отходов производств по добыче и переработке природного урана, подлежащих рекультивации.

В начале выполнения Программы для сравнительного анализа здоровья населения радиационно загрязненных территорий необходимо выделить районы, подверженные влиянию деятельности урановых производств, а также контрольные районы с максимально близким качеством медико-социального обслуживания.

Особое внимание необходимо обратить на заболеваемость населения злокачественными новообразованиями, и в частности раком трахеи, бронхов, легких.

Эти данные собираются в виде числа зарегистрированных больных по полу и возрастным группам, находящихся в отчете государственной медицинской статистики «Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями за период с 1990 по 2014 год».

Показатели заболеваемости взрослых и детей (число зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни) необходимо выкопировать из отчетной формы «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения», обратив особое внимание на часто регистрируемые психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и др.).

В районных комитетах статистики изучаемых и контрольных территорий выкопировывают демографические данные о числе лиц (по полу и возрастным группам), проживающих на этих территориях.

Органы статистики государств — участников Программы организуют сбор необходимых копий государственных статистических отчетов и демографической информации за период с 1990 по 2014 год с последующей передачей данных в ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России для ее обработки.

  1. ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России организует ввод информации в базу данных, верификацию данных, расчет относительных показателей и оценку возможного риска возникновения радиационно-индуцированных заболеваний.
  2. ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России осуществляет сравнительный анализ здоровья населения изучаемых и контрольных территорий, оценку возможного риска возникновения радиационно-индуцированных заболеваний и готовит отчет выполнения Программы по своему разделу с рекомендациями по совершенствованию медицинского обслуживания этого населения.

 

Приложение 8

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИЯХ РАСПОЛОЖЕНИЯ РЕКУЛЬТИВИРУЕМЫХ РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

  1. Цели и задачи экологического и социально-гигиенического мониторинга

 

Целью проведения экологического и социально-гигиенического мониторинга является получение данных, достаточных для достоверной оценки радиационного воздействия ионизирующего излучения на человека и окружающую среду и динамики ее изменения.

В целом экологический и социально-гигиенический мониторинг должен обеспечивать:

1) возможность обнаружения изменений в структурах и системах сооружений, которые могли бы затронуть герметичность сооружения и выхода радиоактивных веществ в окружающую среду;

2) возможность обнаружения радиоактивных веществ, поступающих в окружающую среду;

3) возможность выявления изменения радиоактивных, физико-химических характеристик радиоактивных веществ, которые могут мигрировать из радиационно опасных объектов;

4) обнаружение любого существенного перемещения радиоактивных веществ к подземным водам;

5) обнаружение любого существенного перемещения радиоактивных веществ в атмосферу;

6) обнаружение миграции радиоактивных веществ в поверхностные воды около объектов;

7) контроль уровней радиации;

8) контроль загрязнения биоты и поверхностных вод;

9) контроль радиационного загрязнения пищевых продуктов местного производства и питьевой воды.

 

  1. Радиационно опасные объекты на территории уранодобывающих предприятий

 

На всех этапах добычи и переработки урановых руд образуются отходы, которые можно подразделить на две группы. Первую группу составляют твердые радиоактивные отходы рудников, накапливаемые в отвалах. Ко второй группе относятся радиоактивные и химические (твердые, жидкие и газообразные) отходы гидрометаллургических заводов, накапливаемые в хвостохранилищах.

Отвалы, содержащие отходы сепарации руды и пустые горные породы от проходческих и подготовительных работ, по химическому составу отличаются от исходной руды пониженным содержанием урана. В таких рудных отвалах урана содержится сотые доли процента, а радия от — 5.10-11 до 1.10-10 г/г. В первые годы развития технологии добычи урановых руд из-за несовершенства методов и оборудования сепарации в отвалы попадали также порции и куски руды с высоким содержанием урана.

Основными отходами гидрометаллургических заводов, специализирующихся на переработке рудных концентратов, являются так называемые «хвосты», состоящие из песковой и шламовой фракций. Химический состав твердой части «хвостов» близок исходной руде, из которой выщелачивается основное количество (90%) урана.

Размещенные на поверхности земли отвалы и хвостохранилища являются основными источниками непрерывного и долговременного радиоактивного и химического загрязнения основных компонентов окружающей среды:

поверхностных и подземных вод — вследствие вымывания из отвалов атмосферными осадками и поверхностными водотоками токсичных и радиоактивных элементов;

атмосферы — за счет выделения (эманации) радона, который путем диффузии и конвекции переносится на большие расстояния (более 4 — 5 км), и радиоактивной пыли, образующейся в результате физико-химического выветривания и ветровой эрозии приповерхностного слоя.

Деградация и разрушение защитных, дренажных сооружений хвостохранилищ и отвалов могут привести к выносу радионуклидов в окружающую среду и загрязнению территорий и поверхностных источников.

К другим источникам радиационной опасности следует отнести:

хранилища радиоактивных отходов (в поисках средств к существованию наиболее бедные слои населения вскрывают хранилища радиоактивных отходов для извлечения из них черных и цветных металлов, кабелей и других радиационно загрязненных материалов);

радиационно загрязненные территории промплощадок, а также локальные участки вдоль автодорог из-за просыпи рудной массы;

неликвидированные (незаконсервированные) горные выработки (стволы шахт, карьеры, провалы поверхности и т.д.);

радиационно загрязненные участки на территории населенных пунктов, образовавшиеся в результате несанкционированного использования материалов отвалов для строительства и хозяйственных нужд;

шахтные воды из штолен отработанных рудников, образующиеся из атмосферных осадков и паводковых вод.

 

  1. Основные пути радиационного воздействия на человека и окружающую среду

 

Пути радиационного воздействия на человека и окружающую среду показаны на схеме.

на3

 

Наиболее значимыми путями облучения человека являются:

внешнее гамма-облучение от радионуклидов, содержащихся в почве;

внутреннее облучение от ингаляционного поступления радона и его дочерних продуктов;

внутреннее облучение от ингаляционного поступления радионуклидов с пылью, содержащейся в воздухе;

внутреннее облучение от перорального поступления радионуклидов с питьевой водой;

внутреннее облучение от перорального поступления пищевых продуктов, выращенных на приусадебных участках, поливаемых водой из поверхностных водоемов.

 

  1. Наблюдаемые объекты и контролируемые параметры при экологическом и социально-гигиеническом мониторинге

 

К наблюдаемым объектам при проведении экологического и социально-гигиенического мониторинга относятся:

атмосферный воздух;

почва;

подземные воды;

источники водоснабжения в близлежащих населенных пунктах;

вода поверхностных водоемов;

шахтные воды;

сельскохозяйственная продукция и продукция животноводства;

строительные материалы.

В число контролируемых параметров должны входить:

удельная активность естественных радионуклидов в почве;

объемная активность естественных радионуклидов в атмосферном воздухе;

эквивалентная равновесная объемная активность (ЭРОА) радона-222 и торона в воздухе;

мощность дозы гамма-излучения;

объемная активность естественных радионуклидов в источниках питьевого водоснабжения;

объемная активность естественных радионуклидов в поверхностных водоемах;

объемная активность естественных радионуклидов в сточных водах;

удельная активность естественных радионуклидов в пищевых продуктах местного производства.

 

  1. Объем экологического и социально-гигиенического мониторинга

 

Экологический и социально-гигиенический мониторинг должен проводиться на территориях радиационных объектов и в ближайших населенных пунктах и их ареалах.

Разработка программ экологического и социально-гигиенического мониторинга на территориях конкретных объектов проводится с учетом реальных условий местности и условий жизнедеятельности населения.

 

5.1. Измерения мощности дозы гамма-излучения

Мониторинг мощности дозы гамма-излучения должен проводиться до начала работ по рекультивации территории и после каждого этапа рекультивации.

Измерения проводятся на территориях:

промышленных площадок и вдоль автодорог с целью оконтуривания территорий с повышенными значениями мощности дозы;

населенных пунктов (на открытой местности, в жилых помещениях и на территориях, используемых для производства сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства).

Целесообразно на территории вокруг радиационных объектов и на территории населенных пунктов разместить интегральные дозиметры с временем экспозиции до одного года, а среди критической группы местного населения проводить выборочный индивидуальный дозовый контроль.

 

5.2. Измерения объемной активности радионуклидов в воздухе

На открытом воздухе на территориях промплощадок и населенных пунктов проводятся измерения содержания естественных радионуклидов и продуктов распада радона и торона.

Внутри жилых и производственных помещений проводятся измерения ЭРОА радона-222 и торона в воздухе.

В целях определения наиболее критических направлений распространения радиоактивных веществ с пылью целесообразно провести исследования радиоактивных выпадений седиментационным методом. Сборники выпадений (кюветы) следует располагать на различных направлениях вокруг хвостохранилищ и отвалов, а также на территориях населенных пунктов.

 

5.3. Измерения удельной активности естественных радионуклидов в почве

Отбор проб почвы должен проводиться на территориях хвостохранилищ и отвалов горных пород, населенных пунктов (на огородах личных подсобных хозяйств), пастбищ.

На территориях пастбищ целесообразно проводить также отбор проб травы в период максимальной вегетации.

 

5.4. Измерения объемной активности радионуклидов в подземных водах

Пробы подземных вод отбираются из наблюдательных скважин вокруг хвостохранилищ и отвалов горных пород и на территориях между ними и открытыми водоемами.

Сеть наблюдательных скважин проектируется с учетом геологического строения и гидрогеологических условий территории.

 

5.5. Измерения объемной активности радионуклидов в сточных водах и поверхностных водоемах

Отбор сточных вод осуществляется в месте выпуска сточных вод.

Отбор проб воды из поверхностных водоемов должен проводиться:

в пунктах ниже выпуска сточных вод;

местах водозабора для хозяйственных и бытовых нужд;

местах массового лова рыбы.

 

5.6. Измерения объемной активности радионуклидов в питьевой воде

Отбор и измерение содержания радионуклидов в питьевой воде должен проводиться из всех типов источников водоснабжения, используемых в населенном пункте.

 

5.7. Измерения удельной активности в продукции животноводства и сельскохозяйственной продукции

Пробы должны отбираться из индивидуальных и общественных хозяйств.

Для анализа отбираются те виды производимой продукции, которые составляют основу рациона местного населения.

Пробы молока отбираются не реже двух раз в год (в пастбищный сезон и стойловый период), а остальных продуктов — в период уборки урожая или забоя скота.

При наличии открытых водоемов отбираются пробы рыбы.

 

Приложение 9

ПОЛОЖЕНИЕ О ДИРЕКЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ УРАНОДОБЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ»

 

  1. Общие положения

 

1.1. Дирекция Межгосударственной целевой программы (далее — Дирекция) создается для управления реализацией Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» (далее — Программа).

1.2. Нормативной основой деятельности Дирекции являются:

решения высших органов СНГ;

Порядок разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденный Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года;

решения Комиссии государств — участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях;

приказы и распоряжения заказчика — координатора Программы Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

настоящее Положение.

1.3. Дирекция является коллегиальным органом управления реализацией Программы и формируется заказчиком — координатором Программы Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

1.4. Дирекция образуется и упраздняется приказом заказчика — координатора Программы.

1.5. Решения Дирекции, принимаемые во исполнение ее основных функций, обязательны для всех участников реализации Программы.

1.6. Финансирование расходов, связанных с деятельностью Дирекции, включая расходы на содержание ее аппарата, осуществляется за счет средств, выделяемых на реализацию Программы.

1.7. Местонахождение Дирекции определяется по решению заказчика — координатора Программы.

 

  1. Основные функции Дирекции

 

2.1. Основной задачей Дирекции является реализация Программы, состоящая:

из оперативного и стратегического управления;

ежегодного и перспективного планирования работ;

контроля за ходом реализации программных мероприятий исполняющими их организациями (подрядчиками).

2.2. Основные функции Дирекции:

подготовка предложений совместно с заказчиками Программы по первоочередным проектам (мероприятиям) для финансирования в очередном финансовом году;

участие в осуществлении контроля над использованием финансовых и материально-технических средств, выделяемых на реализацию Программы;

обеспечение оперативного контроля за ходом реализации программных мероприятий, своевременным представлением всеми заказчиками Программы отчетной информации о выполнении мероприятий, а также представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы;

содействие заказчику — координатору (заказчикам) Программы в проведении конкурсов по отбору исполнителей (организаций) для выполнения мероприятий Программы;

анализ и обобщение информации о ходе выполнения работ;

ежегодное составление совместно со всеми заказчиками Программы аналитической информации о ее реализации, подготовка сводных научно-аналитических, тематико-финансовых, плановых, отчетных, регистрационных, информационных и статистических материалов и их представление заказчику — координатору Программы;

ведение базы данных документов Дирекции и распорядительной документации заказчика-координатора;

обеспечение оперативной межведомственной и межгосударственной координации мероприятий по реализации Программы.

 

  1. Формирование и порядок работы Дирекции

 

3.1. Дирекция формируется и утверждается приказом заказчика — координатора Программы Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

3.2. Дирекция возглавляется Директором — ответственным представителем государства — участника Программы по представлению Комиссии государств — участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, назначаемым и освобождаемым от должности приказом заказчика-координатора из представителей государства — участника Программы, вносящего максимальный финансовый вклад в ее реализацию.

3.3. В состав Дирекции входят эксперты или представители от государств — участников Программы, состоящие в штате Дирекции, условия финансирования которых определяются соответствующими решениями уполномоченных органов государств — участников Программы и утверждаются решением Комиссии государств — участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях. В работе Дирекции принимает участие представитель Исполнительного комитета СНГ.

3.4. Для эффективной реализации Программы Дирекция может формировать научно-консультационные и экспертные советы.

3.5. Директор Дирекции:

организует выполнение Программы и несет персональную ответственность за полноту, качество и своевременность ее реализации;

без доверенности действует от имени Дирекции, представляет ее интересы, распоряжается имуществом, осуществляет финансовую деятельность, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, несет ответственность по принятым обязательствам;

руководит деятельностью Дирекции в соответствии с настоящим Положением и условиями заключенного с ним контракта;

утверждает положения о структурных подразделениях Дирекции;

обеспечивает сохранность переданного и приобретенного имущества и оборудования, противопожарную безопасность и выполнение требований охраны труда;

распределяет обязанности между своими заместителями и руководителями структурных подразделений Дирекции;

представляет Дирекцию во всех органах и учреждениях как в государствах — участниках Программы, так и за рубежом;

обеспечивает подготовку и выполнение утвержденных заказчиком-координатором планов работы структурных подразделений Дирекции, приказов, распоряжений и поручений заказчика-координатора;

представляет заказчику-координатору отчет о финансовой деятельности Дирекции;

ежегодно информирует Комиссию государств — участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях о проделанной работе;

утверждает по согласованию с заказчиком-координатором правила внутреннего распорядка Дирекции;

назначает и освобождает по согласованию с заказчиком-координатором работников Дирекции, заключает с ними трудовые договоры;

распоряжается в пределах утвержденной сметы денежными средствами Дирекции, осуществляет оперативное управление ее имуществом;

обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины;

издает приказы и распоряжения в пределах своей компетенции, обязательные для сотрудников Дирекции, утверждает штатное расписание, ведет деловую переписку.

3.6. Дирекция для осуществления возложенных на нее функций вправе:

расходовать в пределах утвержденной заказчиком-координатором сметы денежные средства, приобретать необходимые для работы материалы и имущество;

заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами, совершать сделки, привлекать в пределах установленной сметы специалистов, экспертов, консультантов;

оказывать по согласованию с заказчиком-координатором консультационные услуги;

проводить по поручению заказчика-координатора оперативные проверки хода выполнения мероприятий Программы;

создавать с разрешения заказчика-координатора представительства и другие структуры для обеспечения своей деятельности в рамках выделенных на функционирование Дирекции средств;

запрашивать у государств — участников Программы необходимые информационные материалы;

вносить на рассмотрение Комиссии государств — участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях важнейшие вопросы в области рекультивации территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств.

3.7. Сотрудники Дирекции премируются в соответствии с Положением, утвержденным заказчиком-координатором. Социальные льготы сотрудникам Дирекции устанавливаются в соответствии с условиями трудовых договоров по соглашению с заказчиком-координатором.

3.8. Для оперативной работы по выполнению мероприятий Программы в рамках Дирекции могут создаваться рабочие группы по разделам и направлениям Программы. Состав и численность рабочих групп определяются и утверждаются Директором.

3.9. Решение Дирекции принимается путем голосования ее членов, участвующих в заседании, и считается принятым, если за него проголосовало две трети присутствующих.

3.10. Для подготовки наиболее важных вопросов, вносимых на рассмотрение Дирекции, могут создаваться временные рабочие группы из представителей заказчиков или по их предложениям.

3.11. Протоколы заседаний и решения Дирекции при необходимости доводятся до заказчиков Программы.

 

  1. Обязанности Дирекции

 

4.1. Дирекция обязана:

в полном объеме выполнять обязанности, возложенные на нее настоящим Положением;

обеспечить реализацию Программы, ее мероприятий и показателей, разработанных в развитие ее планов;

подготавливать по установленным формам и представлять заказчику-координатору статистическую и другую установленную отчетность, предоставлять информацию о результатах своей финансовой деятельности;

исполнять приказы, распоряжения и поручения заказчика-координатора, касающиеся реализации Программы, планы организационных и других мероприятий, утвержденные заказчиком-координатором;

выполнять установленный регламент переписки и представительства.

4.2. Дирекция и ее должностные лица несут материальную и административную ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством государства пребывания Дирекции.

 

  1. Прекращение деятельности Дирекции

 

5.1. Дирекция прекращает свою деятельность при исчерпывающем выполнении целей Программы или принятии Советом глав правительств СНГ решения о ее прекращении.

5.2. Ликвидация Дирекции осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой заказчиком — координатором Программы в соответствии с законодательством государства пребывания.

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code