Проектная динамика целевых индикаторов и показателей при реализации программных мероприятий в 2013 — 2018 годах

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Количественные показатели и индикаторы определяются по результатам научно-исследовательских работ в 2013 и 2016 годах.

Целевые индикаторы и показатели Годы реализации программных мероприятий
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Индикатор: снижение уровня радиационного загрязнения территорий, подвергшихся воздействию урановых производств
Показатели (%):
снижение мощности дозы гамма-излучения 100 100 100 100 40 0
сокращение площади территорий с уровнями мощности дозы гамма-излучения, превышающими природный радиационный фон данной местности Отношение площади территории с мощностью дозы, превышающей установленные критерии рекультивации (или естественный гамма-фон), к площади территории до начала проведения рекультивационных работ, принимаемой за 100%.

Ежегодно определяется площадь территории вокруг уранового производства, на которой превышены критерии по мощности дозы, и определяется отношение:

снижение удельной активности природных и техногенных радионуклидов в почве 100 100 100 100 20 1
сокращение площади территории с превышением уровней удельной активности природных техногенных радионуклидов в поверхностном слое почвы Процент проб почвы, превышающий радиционно-гигиенический критерий, к общему числу отобранных проб
снижение объемной активности природных и техногенных радионуклидов в питьевой воде 100 100 100 100 30 5
Количество источников питьевой воды в районе расположения уранового производства, не удовлетворяющих установленным критериям по объемной активности содержащихся в них радионуклидов. Количество таких источников до начала проведения рекультивации принимается за 100%
Индикатор: стабилизация показателей здоровья населения, проживающего в зонах (вблизи зон) территорий, подвергшихся деятельности урановых производств Определяется как число заболеваний, зарегистрированных у больных с диагнозом, установленным впервые, на 1 000 человек взрослого населения
Показатели: X X
снижение заболеваемости злокачественными образованиями (количество человек) Показатель рассчитывается при завершении первого этапа программы как отношение числа вновь выявленных больных раком легкого, умноженного на 100 000 и деленного на число населения, включенного в исследование в каждом обследуемом регионе. Значения показателя будут рассчитываться в ходе реализации первого этапа Программы
Охват целевыми осмотрами на выявление рака легкого (%) 30 40 50 70 90 100
Число лиц, прошедших медицинский целевой осмотр на выявление рака легкого, умноженного на 100 и деленного на число населения, включенного в исследование
Индикатор: предотвращение экономического ущерба от возникновения и развития чрезвычайных ситуаций с радиоэкологическими последствиями
Показатель (%):
снижение уровня радиоэкологического риска для территорий, расположенных в зоне влияния территорий, подвергшихся деятельности урановых производств 100 100 100 50 40 20
Индикатор: снижение бюджетных расходов на проведение работ по поддержанию в безопасном состоянии хвостохранилищ
Показатель (%):
процент снижения затрат на проведение рекультивационных работ на выбранных радиационно опасных объектах (предполагаемое снижение затрат позволит увеличить расходы на социальные нужды населения, проживающего в зонах (вблизи зон) территорий, подвергшихся деятельности урановых производств) 0 0 20 40 50 60
Индикатор: повышение уровня занятости населения, проживающего вблизи территорий, подвергшихся деятельности урановых производств (%) 5 5 5 20 30 50
На время проведения рекультивационных работ в период 2014 — 2017 годов предусматривается привлечение местного населения в количестве от 30 до 50 % численности занятых на данных работах
Показатель:

количество рекультивированных объектов

3
Показатель (%):

количество гармонизированных законодательных и нормативных актов в области радиационной безопасности, принятых в результате реализации Программы

40 60 100

В течение 2013 — 2016 годов будут выполнены работы по оценке рисков, которые могут привести к возникновению и развитию чрезвычайных ситуаций с радиоэкологическими последствиями, и гармонизации законодательных и иных нормативных актов участников Программы. Проведение рекультивационных работ планируется на период 2017 — 2018 годов.

 

  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Ожидаемая экономическая эффективность от реализации Программы выражается:

в предотвращении экономического ущерба от возникновения и развития чрезвычайных ситуаций с радиоэкологическими последствиями на территориях, подвергшихся воздействию урановых производств;

экономии расходов будущих периодов государств — участников Программы за счет своевременного решения накопившихся проблем, связанных с радиоэкологическими угрозами на территориях, подвергшихся деятельности урановых производств;

возможности исключения будущих бюджетных расходов на безопасное содержание территорий, рекультивация которых предусмотрена Программой;

снижении затрат на проведение рекультивационных работ (за счет повышения их эффективности) на территориях государств — участников Программы;

вовлечении рекультивированных территорий в хозяйственный оборот;

оказании платных услуг другим странам по рекультивации радиоактивно загрязненных территорий;

повышении инвестиционной привлекательности районов (регионов) расположения бывших уранодобывающих и перерабатывающих предприятий государств — участников Программы.

Методика технико-экономического обоснования планируемых рекультивационных работ приведена в приложении 6 к настоящей Программе.

Ожидаемая социальная эффективность от реализации Программы выражается:

в снижении социально-психологической напряженности населения на территориях, подвергшихся деятельности урановых производств;

стабилизации здоровья населения, проживающего на территориях, подверженных влиянию радиоактивно загрязненных территорий;

повышении уровня занятости населения путем создания новых рабочих мест при ведении работ на рекультивированных территориях;

повышении культурно-образовательного уровня населения за счет вовлечения его в сферы высокотехнологичной деятельности.

Методика оценки влияния предприятий уранодобывающих производств на здоровье населения, проживающего на прилегающих к ним территориях, и оценка возможного риска возникновения радиационно-индуцированных заболеваний приведена в приложении 7 к настоящей Программе.

Ожидаемая экологическая эффективность от реализации мероприятий Программы выражается:

в рекультивации радиационно загрязненных территорий;

снижении поступления радиоактивных веществ в окружающую среду в результате модернизации защитных инженерных барьеров и переводе радиационно загрязненных хвостохранилищ в экологически безопасное состояние.

Методика проведения радиационно-экологического мониторинга на территориях расположения рекультивируемых радиационно опасных объектов приведена в приложении 8 к настоящей Программе.

Результаты данной Программы будут использоваться:

Республикой Казахстан и Российской Федерацией — для совершенствования и повышения эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности уранодобывающих предприятий, выведенных из эксплуатации, проводимых в рамках национальных программ, а также для разработки и внедрения системы экологического и социально-гигиенического мониторинга рекультивированных территорий; обеспечения экологической безопасности действующих уранодобывающих производств, а также в других зонах радиационного загрязнения;

Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан — для создания национальных систем обеспечения радиационной безопасности рекультивации других объектов уранодобывающих и перерабатывающих производств, не вошедших в Программу.

Объединение усилий, накопленных знаний и опыта государств — участников Программы по решению весьма сложных накопленных проблем по рекультивации радиационно опасных объектов, расположенных на территориях уранодобывающих и перерабатывающих производств, позволит разработать общую методологию и принципы рекультивации, создать скоординированные системы механизмов реализации этих работ, сократить сроки их выполнения и в значительной степени повысить эффективность при минимизации затрат.

 

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Механизм реализации Программы включает финансовое и ресурсное обеспечение, а также организацию управления Программой и контроль за ходом ее выполнения.

Выполнение рекультивационных работ требует решения комплекса сложных научно-технических задач.

Первоочередным этапом в разработке Программы являлась концепция Программы, которая учитывала состояние бывших уранодобывающих объектов государств — участников Программы по состоянию на 2009 год.

Проанализировав международный опыт выполнения таких масштабных задач, предлагается следующая схема в решении концептуальных проблем для принятых к реализации объектов.

на2

В качестве первоочередных на 2013 — 2016 годы ставятся работы, связанные с разработкой нормативных правовых и методических документов, на основе которых должно вестись проектирование и выполнение рекультивационных мероприятий, включая ликвидацию объектов, дезактивацию, долговременную изоляцию и захоронение радиоактивно загрязненных материалов, радиоактивных отходов.

Последовательность практической реализации (механизм) Программы предлагается организовать в два этапа.

Первый этап:

  1. Анализ существующих материалов по выделенным объектам.
  2. Оценка существующего состояния хвостохранилищ и прилегающих к ним территорий:

проведение экологического и социально-гигиенического мониторинга рекультивируемых территорий и оценка фактического состояния радиационно-экологической обстановки и пределов необходимой защиты на местах добычи и переработки руд;

анализ фактических материалов влажностного режима хвостовых отложений за период наблюдений;

разработка программ радиационно-экологических и инженерно-геологических изысканий.

  1. Разработка структуры и основных элементов системы обеспечения радиационной безопасности территорий государств — участников Программы, подвергшихся воздействию уранодобывающих предприятий, отвечающей международным требованиям:

разработка системы критериев определения опасности и ранжирования радиационных объектов;

отработка элементов подготовки и проведения процессов рекультивации радиационно опасных объектов;

отработка элементов межгосударственной системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на рекультивированных объектах.

  1. Разработка и согласование нормативных документов по радиационной безопасности. Гармонизация законодательства и нормативно-правовой базы в области радиационной безопасности рекультивируемых объектов.
  2. Разработка информационной системы по радиационно опасным объектам государств — участников Программы:

уточнение сведений об урановых объектах и территориях государств — участников Программы, требующих рекультивации, создание атласа радиоэкологических и физико-механических характеристик хвостовых отложений;

создание банка данных инженерно-технических решений по проведению рекультивационных работ уранодобывающих и перерабатывающих предприятий, находящихся на территориях государств — участников Программы.

  1. Проведение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ:

обоснование и выбор прогрессивных технологий по рекультивации выбранных радиационно опасных объектов, находящихся на территориях Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, на основании оценки последствий в период выполнения работ и постэксплуатационный период (риски для здоровья, техногенные и природные риски), оценки социально-экономических аспектов;

разработка проектно-сметной документации по рекультивации каждого выбранного объекта;

рассмотрение проектно-сметной документации по рекультивации в органах госнадзора Кыргызской Республики и Республики Таджикистан.

  1. Популяризация проекта, организация серий презентаций в потенциально заинтересованных организациях с целью привлечения внебюджетных средств для реализации проекта в рамках сметы на содержание Дирекции.
  2. Представление сводного сметного расчета на одобрение Совета глав правительств СНГ.

Второй этап:

  1. Проведение строительно-монтажных работ по рекультивации выбранных радиационно опасных объектов, находящихся на территориях Кыргызской Республики и Республики Таджикистан:

осуществление работ по рекультивации, отработка и создание основных элементов системы обеспечения безопасности выбранных радиационно опасных объектов, находящихся на территориях Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, для дальнейшего применения полученного опыта на территориях Республики Казахстан и Российской Федерации;

совершенствование системы экологического и социально-гигиенического мониторинга действующих и закрытых уранодобывающих и перерабатывающих предприятий государств — участников Программы;

совершенствование и создание новых элементов системы организационных и медико-санитарных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения;

создание медико-демографического регистра населения, проживающего в зонах наблюдения;

подготовка национальных кадров для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по управлению проектами и программами реабилитации бывших урановых производственных объектов;

создание транснациональных институтов ведения рекультивационных работ на радиоактивно загрязненных территориях.

  1. Передача рекультивированного объекта уполномоченному государственному органу (в соответствии с разработанными нормативными и методическими документами).

 

  1. МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Источниками финансирования реализации Программы являются: взносы государств — участников Программы и внебюджетные средства.

Программу предполагается осуществить в два этапа:

первый этап реализации Программы финансируется за счет взносов государств — участников Программы, в пропорциях, соответствующих степени их участия; второй — за счет взносов государств — участников Программы, а также за счет внебюджетных источников, в случае подтверждения таковых.

Средства перечисляются государствами — участниками Программы на отдельный счет Исполнительного комитета СНГ, открытый в Межгосударственном банке.

Поступившие взносы государств — участников Программы перечисляются Исполнительным комитетом СНГ на счет заказчика-координатора (Госкорпорация «Росатом») в соответствии с договором, заключенным между ними.

Поступившие внебюджетные средства аккумулируются на отдельном специальном счете Исполнительного комитета СНГ, открытом в Межгосударственном банке, и перечисляются Исполнительным комитетом СНГ на счет заказчика — координатора Программы Госкорпорации «Росатом» в соответствии с договором, заключенным между ними.

Распределение затрат, необходимых для реализации Программы по годам

Годы Сумма затрат, тыс. российских рублей 100%
Первый этап
2013 33 526,53 2,9
2014 33 526,53 2,9
2015 40 473,83 3,5
2016 252 668,44 21,9
Итого на первый этап 360 195,33 31,2
Второй этап
2017 <*> 399 228,8 34,5
2018 <*> 396 546,9 34,3
Итого на второй этап 795 775,7 68,8
Ориентировочная стоимость Программы 1 155 971,03 100

———————————

<*> Расчеты имеют оценочный характер и выполнены в ценах 2011 года. По итогам реализации первого этапа Программы они будут уточнены по результатам разработки сводного сметного расчета (ССР), выполненного в соответствии с применяемой в Российской Федерации сметно-нормативной базой 2001 года. Сводный сметный расчет подлежит дополнительному одобрению Советом глав правительств СНГ.

 

Долевое участие государств — участников Программы по общим оценочным затратам, которые необходимы для реализации Программы

Государства — участники СНГ Долевое участие государства, % Долевое участие государства, тыс. российских рублей <*>
Российская Федерация 75 866 978,273
Республика Казахстан 15 173 395,655
Кыргызская Республика 5 57 798,552
Республика Таджикистан 5 57 798,552
Итого 100 1 155 971,032

———————————

<*> Расчеты имеют оценочный характер и выполнены в ценах 2011 года. По итогам реализации первого этапа Программы они будут уточнены по результатам разработки сводного сметного расчета (ССР), выполненного в соответствии с применяемой в Российской Федерации сметно-нормативной базой 2001 года. Сводный сметный расчет подлежит дополнительному одобрению Советом глав правительств СНГ.

Долевое участие государств — участников Программы в финансировании реализации данной Программы определяется из процентной доли, устанавливаемой исходя из предварительного объема финансирования комплекса рекультивационных работ в соответствии со сводными сметными расчетами затрат, выполненными ОАО «ВНИПИпромтехнологии».

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code