Рекультивация территорий государств — членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств

РЕШЕНИЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ «РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ УРАНОДОБЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ»

(Бурабай, 29 мая 2015 года)

 

В связи с Решением Совета глав правительств СНГ от 21 ноября 2014 года о реализации программы рекультивации территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств, Совет глав правительств СНГ

решил:

  1. Внести изменения в Межгосударственную целевую программу «Рекультивация территорий государств — членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств», изложив ее в новой редакции (прилагается).
  2. Правительствам государств — участников Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» продолжить реализацию указанной программы и поручить заказчикам программы обеспечить ежегодное, до 1 апреля, предоставление заказчику — координатору программы информации о ее реализации для обобщения и информирования Совета глав правительств СНГ в установленном порядке.

(Подписи)

 

Приложение к Решению Совета глав правительств СНГ о внесении изменений в Межгосударственную целевую программу «Рекультивация территорий государств — членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» от 29 мая 2015 года

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ УРАНОДОБЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ»

(в редакции Решения Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2015 года)

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

 

Обеспечение радиационной безопасности на территориях, подверженных воздействию производств по добыче и переработке природного урана, в государствах — участниках Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» (далее — Программа), является важной задачей с точки зрения охраны окружающей среды и здоровья населения. Интенсивная разработка урановых месторождений на территории четырех республик бывшего СССР (Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан) была начата в конце 40-х — начале 50-х годов XX века. За время деятельности предприятий урановой промышленности на территориях этих государств накопилось значительное количество отходов, содержащих повышенные концентрации естественных радионуклидов уран-ториевого ряда, обращение с которыми, включая вопросы безопасного длительного хранения или захоронения, а также рекультивации мест размещения отходов, является сложной и ресурсоемкой задачей.

Обеспечение радиационной безопасности на территориях государств — участников Программы, подверженных воздействию производств по добыче и переработке природного урана, рекультивация загрязненных территорий требуют создания дорогостоящих технологий и систем радиационного мониторинга. Объединение усилий и создание общих систем обеспечения радиационной безопасности государств — участников Программы позволят повысить их экономическую эффективность и создать условия для развития сотрудничества между государствами — участниками Программы в области использования атомной энергии.

Мировой опыт показывает, что одним из основных условий, способствующих положительному восприятию планируемой деятельности по развитию атомной энергетики, является выполнение мероприятий по ликвидации негативных последствий, возникших в период формирования уранодобывающей и перерабатывающей отраслей.

С точки зрения потенциальной опасности для населения и окружающей среды наиболее критическими объектами являются хвостохранилища и места приповерхностного захоронения отходов уранодобывающей отрасли.

Площадь радиационно загрязненных земель под объектами урановых производств составляет около 80 кв. км, ориентировочная площадь воздействия за счет выноса радионуклидов в окружающую среду более 200 кв. км.

По государствам — участникам Программы площадь нарушенных земель составляет (в кв. км): Республика Казахстан — 51,7, Кыргызская Республика — 6,5, Российская Федерация — 16, Республика Таджикистан — 3.

Наибольшую опасность для окружающей среды представляют хвостохранилища и горные отвалы Кыргызской Республики, которые грозят загрязнением бассейнов и русел рек Нарын, Сырдарья, ирригационно-оросительных сетей, а также представляют опасность для сопредельных с ними государств.

Серьезного внимания заслуживает также ситуация в Республике Таджикистан, где по сравнению с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией работы по рекультивации нарушенных территорий выполнены в наименьшем объеме, а объекты урановых производств представляют транснациональную угрозу.

В государствах — участниках Программы решение этой проблемы находится на разных уровнях. Анализ действующих национальных систем обеспечения радиационной безопасности показывает следующее.

В Республике Казахстан реализуется отраслевая государственная программа и накоплен практический опыт по рекультивации территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих и перерабатывающих предприятий, включающая использование современных рекультивационных технологий. Участие Республики Казахстан в Программе позволит ей отработать технологические элементы системы обеспечения радиационной безопасности в горных и сейсмических зонах на базе объектов Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, с учетом опыта государств — участников Программы внедрить в национальную систему экологический мониторинг рекультивированных объектов, а также повысить эффективность выполнения организационных и медико-санитарных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения.

В Кыргызской Республике практически отсутствует национальная система рекультивации территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих и перерабатывающих предприятий. Международное сообщество по линии ООН, МАГАТЭ и других международных организаций проводит в республике работы в основном по мониторингу окружающей среды и состоянию здоровья населения отдельных объектов без обязательств по проведению рекультивационных работ.

В то же время в целях решения проблем, связанных с урановыми хвостохранилищами в г. Майлуу-Суу, реализуется проект Всемирного банка «Предупреждение чрезвычайных ситуаций» стоимостью 10,95 млн долларов США (257,4 млн российских рублей <*>), в котором предусмотрены мероприятия по определению и предотвращению наиболее значительных рисков от радиоактивных хвостохранилищ в г. Майлуу-Суу на сумму 7,4 млн долларов США (173,9 млн российских рублей).

———————————

<*> Здесь и далее (за исключением расчетов, выполненных в ценах 2011 года, специально отмеченных) пересчет произведен по курсу Банка России на 1 апреля 2008 года.

 

Проводится работа по обеспечению временного безопасного состояния хвостохранилищ в пос. Мин-Куш. В целях обеспечения геотехнической устойчивости хвостохранилищ и восстановления нагорных канав, дорог и рекультивации защитного покрытия в 2007 году выполнены аварийно-восстановительные работы на хвостохранилищах на сумму 215,2 тыс. сомов (0,14 млн российских рублей) за счет средств национального бюджета.

В 2005 году успешно реализован проект Международного научно-технического центра «Демонстрация уранового хвостохранилища в пос. Каджи-Сай» на сумму 400 тыс. долларов США (9,4 млн российских рублей). Выполнены работы начальной стадии рекультивации хвостохранилища.

Ориентировочная стоимость рекультивационных работ второй очереди (полной рекультивации) составляет 3,4 млн долларов США (79,9 млн российских рублей).

В 2007 году на хвостохранилище в пос. Каджи-Сай выполнены аварийно-восстановительные работы на сумму 630,8 тыс. сомов (0,41 млн российских рублей) за счет средств национального бюджета.

В целях обеспечения экологической безопасности в Центрально-Азиатском регионе от радиоактивного загрязнения по поручению Правительства Кыргызской Республики Министерством чрезвычайных ситуаций разработана Комплексная программа первоочередных действий с указанием приоритетности выполнения рекультивационных работ на хвостохранилищах производств по добыче и переработке урановых руд и руд редкоземельных элементов. Ориентировочная стоимость первоочередных рекультивационных работ только на хвостохранилищах, предусмотренных Программой, составляет более 38,1 млн долларов США (895,5 млн российских рублей) (в нее включены 8 объектов):

1) Майлуу-Суу (хвостохранилища, оползни) — 16,8 млн долларов США (394,8 млн российских рублей);

2) Сумсар (хвостохранилища) — 5 млн долларов США (117,5 млн российских рублей);

3) Шекафтар (горные отвалы) — 1,5 млн долларов США (35,3 млн российских рублей);

4) Советский (хвостохранилища) — 2 млн долларов США (47 млн российских рублей);

5) Мин-Куш (4 хвостохранилища и стабилизация) — 4,6 млн долларов США (108,1 млн российских рублей);

6) Ак-Тюз (хвостохранилища) — 1,6 млн долларов США (37,6 млн российских рублей);

7) Каджи-Сай (хвостохранилище) — 3,4 млн долларов США (79,9 млн российских рублей);

8) Орловка (хвостохранилище) — 3 млн долларов США (70,5 млн российских рублей).

В целях решения проблем, связанных с радиоактивными и токсичными хвостохранилищами, продолжается поиск инвестиций и международной донорской помощи.

Участие Кыргызской Республики в Программе позволит ей создать национальную систему обеспечения радиационной безопасности, включая организационные и медико-санитарные мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения, отработать ее элементы на практике и осуществить рекультивацию двух объектов.

В Российской Федерации накоплен большой опыт по обеспечению радиационной безопасности, существует национальная система рекультивации территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих и перерабатывающих предприятий. Участие России в данной Программе даст ей уникальную возможность отработки технологических элементов системы обеспечения радиационной безопасности в горных и сейсмических зонах на базе объектов Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, а также с учетом опыта государств — участников Программы позволит повысить эффективность экологического и социально-гигиенического мониторинга рекультивированных объектов, организационных и медико-санитарных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения.

В Республике Таджикистан практически отсутствуют национальные системы рекультивации территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих и перерабатывающих предприятий.

Нет специализированных национальных проектов в связи с отсутствием источников их финансирования. Международное сообщество по линии ООН, МАГАТЭ и других организаций проводит в республике работы по мониторингу окружающей среды и состоянию здоровья населения отдельных объектов без обязательств по проведению рекультивационных работ.

Участие Республики Таджикистан в Программе позволит ей усилить национальную систему обеспечения радиационной безопасности, включая организационные и медико-санитарные мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения, отработать ее элементы на практике и осуществить рекультивацию наиболее радиационно опасного объекта.

Учитывая неоднократные заявления президентов Кыргызской Республики и Республики Таджикистан о потребности этих стран в проведении рекультивационных работ, а также предложение Президента Российской Федерации на саммите ЕврАзЭС 25 января 2006 года по углублению взаимодействия в области использования атомной энергии в мирных целях, назрела насущная необходимость в разработке специализированной проблемно ориентированной программы по обеспечению экологической безопасности территорий государств — участников Программы от воздействий уранодобывающих и перерабатывающих производств, с приоритетным выполнением работ на нескольких объектах Кыргызской Республики и Республики Таджикистан.

Имеющийся опыт в Республике Казахстан и Российской Федерации по отработке рекультивационных технологий, а также организационных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, включая медико-санитарное обслуживание населения, необходимо использовать для обеспечения радиационной безопасности территорий государств — участников Программы, подвергшихся воздействию уранодобывающих и перерабатывающих предприятий. Отработку основных элементов общей транснациональной системы предлагается провести на базе наиболее опасных объектов, находящихся на территориях Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, для дальнейшего использования полученного опыта на других радиационно опасных объектах, в том числе и расположенных в Республике Казахстан и Российской Федерации.

 

  1. ЗАКАЗЧИКИ И УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

 

Заказчик — координатор данной Программы — Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Заказчики от государств — участников Программы:

от Республики Казахстан — Министерство энергетики;

Кыргызской Республики — Министерство чрезвычайных ситуаций;

Российской Федерации — Федеральное медико-биологическое агентство;

Республики Таджикистан — Министерство промышленности и новых технологий.

Участниками Программы являются уполномоченные правительствами Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан органы государственного управления, участвующие в финансировании Программы.

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ И ОБЪЕМЫ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Государства — участники СНГ Наименование программы Объемы финансирования Сроки выполнения Источник финансирования
Республика Казахстан Отраслевая программа «Программа консервации уранодобывающих предприятий и ликвидации последствий разработки урановых месторождений на 2001 — 2010 годы» 4,6 млрд тенге

(918,2 млн российских рублей)

2001 — 2010 годы Республиканский бюджет
Кыргызская Республика Ведомственная программа МЧС Кыргызской Республики «Программа действий по подготовке к чрезвычайным ситуациям и реагированию на риски стихийных бедствий и радиационно-экологической безопасности в Кыргызской Республике и трансграничных районах с государствами Центральной Азии на период 2005 — 2015 годы» 38,1 млн долларов США

(394,8 млн российских рублей)

2005 — 2015 годы
Комплексная программа первоочередных действий с указанием приоритетности выполнения рекультивационных работ на хвостохранилищах (8 объектов), в том числе: 2005 — 2015 годы
пгт. Мин-Куш (4 хвостохранилища) 4,6 млн долларов США

(108,1 млн российских рублей)

Привлечение внешних инвестиций
пгт. Каджи-Сай (хвостохранилище) 3,4 млн долларов США

(79,9 млн российских рублей)

Привлечение внешних инвестиций
пос. Актюз (хвостохранилища) 1,6 млн долларов США

(37,6 млн российских рублей)

Привлечение внешних инвестиций
Российская Федерация I. Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», в том числе: 3 233,9 млн российских рублей 2009 — 2015 годы Федеральный бюджет

Иные источники

1. Реконструкция (укрепление) хвостохранилища ОАО «Новосибирский завод химконцентратов»

(г. Новосибирск).

222,2 млн российских рублей
2. Реконструкция (укрепление) защитной дамбы и дополнительная укладка противофильтрационного экрана хранилища радиоактивных отходов «Среднее» ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение»

(г. Краснокаменск, Читинская область).

111,6 млн российских рублей
3. Реконструкция полигона по захоронению твердых радиоактивных отходов (хвостохранилище N 298) ОАО «Машиностроительный завод»

(г. Электросталь, Московская область).

1 641 млн российских рублей
4. Консервация хранилища радиоактивных отходов «Миронова гора». Перевод хранилища в экологически безопасный объект. 65 млн российских рублей
5. Рекультивация хвостохранилища обогатительной фабрики бывшего Новотроицкого рудоуправления и территории

(пос. Новотроицк, Читинская область).

59,6 млн российских рублей
6. Рекультивация территорий, загрязненных в результате проведения геологоразведочных и опытных работ, ЗАО «Далур»

(с. Уксянское, Далматовский район, Курганская область).

50 млн российских рублей
7. Рекультивация загрязненных радионуклидами участков промплощадки ОАО «Чепецкий механический завод»

(г. Глазов, Удмуртская Республика).

97 млн российских рублей
8. Консервация отработанного хвостохранилища N 1 для безопасного хранения радиоактивных отходов ОАО «Чепецкий механический завод»

(г. Глазов, Удмуртская Республика).

592 млн российских рублей
9. Реконструкция (укрепление) действующих хвостохранилищ N 2 и N 3 для безопасного хранения радиоактивных отходов ОАО «Чепецкий механический завод»

(г. Глазов, Удмуртская Республика).

135 млн российских рублей
10. Создание системы реабилитации вод верхних горизонтов, загрязняемых радиоактивными отходами, накопленными в хвостохранилищах N 2 и N 3, ОАО «Чепецкий механический завод»

(г. Глазов, Удмуртская Республика).

63 млн российских рублей
11. Рекультивация карьера «Красный камень»

(г. Краснокаменск, Читинская область).

50 млн российских рублей
12. Рекультивация пади «Бамбакай»

(Краснокаменский район, Читинская область).

10 млн российских рублей
13. Консервация хвостохранилища (сооружение N 240) радиоактивных отходов ОАО «Машиностроительный завод»

(г. Электросталь, Московская область).

75 млн российских рублей
14. Реабилитация пруда в совхозе «Фрязево», где иловые донные отложения загрязнены ураном и радием (Московская область) 62,5 млн российских рублей
II. Программа совместной деятельности по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006 — 2010 годы 1,2 млрд российских рублей, в том числе доля России — 600 млн российских рублей 2006 — 2010 годы Бюджет Союзного государства
III. Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» 4,9 млрд российских рублей 2002 — 2010 годы Федеральный бюджет

Иные источники

Республика Таджикистан <*> Стратегия Республики Таджикистан по рекультивации радиоактивных хвостохранилищ на 2009 — 2015 годы

Национальная концепция Республики Таджикистан по рекультивации урановых хвостохранилищ на 2014 — 2024 годы

Ориентировочная стоимость 30 млн долларов США

(705 млн российских рублей)

2009 — 2015 годы Бюджет республики, средства международных организаций и инвесторов

———————————

<*> Деятельность международных организаций ограничена радиационно-экологической съемкой. Проведение рекультивационных работ не планируется.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Основными целями Программы являются снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с радиоэкологическими последствиями на территориях государств — участников Программы, подвергшихся воздействию уранодобывающих и перерабатывающих производств, отработка средств и технологий рекультивационных работ, а также обеспечение безопасных условий проживания и социальной реабилитации населения в этих регионах.

В Кыргызской Республике выбраны объекты Каджи-Сай и Мин-Куш (хвостохранилище Туюк-Су), в Республике Таджикистан — объект Табошар <*>.

———————————

<*> Город Табошар Согдийской области Республики Таджикистан в 2012 году переименован в город Истиклол.

 

По мнению экспертов государств — участников Программы, эти объекты грозят трансграничными катастрофами и требуют рекультивации в первоочередном порядке.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить выполнение следующих задач:

рекультивация наиболее радиационно опасных объектов, находящихся на территориях Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, для дальнейшего применения полученного опыта на объектах, расположенных в Республике Казахстан и Российской Федерации;

снижение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций с радиоэкологическими последствиями на радиационно опасных объектах государств — участников Программы;

гармонизация законодательства и нормативных документов государств — участников Программы в области радиационной безопасности;

снижение затрат на проведение рекультивационных работ за счет объединения инвестиционных, трудовых, интеллектуальных, финансовых, производственных ресурсов, создания общих инфраструктур, а также использования имеющейся научно-методической базы, национального и международного опыта по данному вопросу;

мониторинг здоровья населения, проживающего на территориях государств — участников Программы, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств, и оценка возможного риска возникновения радиационно-индуцированных заболеваний.

Мероприятия по реализации Программы представлены в приложении 2 к настоящей Программе.

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code