СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ: РЕТРОСПЕКТИВА И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

З.А.Курбанова

Аннотация. В статье автор обращает внимание на особенности развития семейно-брачных отношений и специфику их регулирования на примере Республики Дагестан. Проведенный ретроспективный анализ показывает, что взаимоотношения в семье зависели от своеобразия механизма действия обычаев и традиций горских общин. Данный вопрос является малоизученным и требует дальнейшего изучения.

Ключевые слова: брак, полигиния, свадебные обычаи, семья, советское семейное законодательство, традиции, формы брака.

 

В истории развития человечества существовали разные формы общественного регулирования отношений между полами. Некоторые формы были характерны для отдельных племенных союзов и общин, другие имели более широкое распространение.
Семья представляет собой одну из таких форм социальной сплоченности людей, брак же — регулируемая обществом, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также при наличии у пары детей — и к детям [3].

Посредством брака и семьи передаются от поколения к поколению культурные традиции, нравственные ценности и социальный опыт. Чтобы более подробно проследить изменения по отношению к семье в дагестанском обществе, автор предлагает разделить развитие последнего на три периода: традиционный, советский и современный.

Первый период — начало XIX в. — начало XX века. Характеризуется традиционным и религиозным взглядом на формирование семьи и семейно-брачных отношений. При заключении брака для горцев важно было провести обряд согласно всем обычаям и традициям, чтобы общество не могло упрекнуть хозяев мероприятия в несоответствии с местным адатом. Чаще всего выбор за детей делали их родители, сватовство начиналось со сговора отцов. Брачный возраст составлял от 13-17 лет для девушек, 17-21 год для парней [10, с. 9]. Для заключения брачного союза существовало множество ограничений как социального, так и религиозного характера, поэтому брак был гомогамным: заключался, как правило, между людьми одной национальности, одного сельского общества, одного вероисповедания, и супруги в социальном плане принадлежали к одному и тому же кругу [2, с. 10]. При заключении брака на первом месте стояли экономические мотивы, идеальной невестой считалась девушка здоровая, физически крепкая, трудолюбивая и одного с женихом сословия. Сторона жениха и сторона невесты придавали большое значение многочисленности и социальной значимости тухума противоположной стороны [4, с.124]. Эти обычаи прежде всего были направлены на расширение и укрепление семьи и общины в целом. На жизнь и быт жителей оказывали влияние религия и сложившиеся на протяжении долгих веков традиции, обычаи народов, поэтому брак считался заключенным только при одном произношении соответствующей молитвы перед муллой, вместе с представителями со стороны невесты (либо отец, либо лицо мужского пола из числа ее ближайших родственников) и представителями со стороны жениха и самого жениха [1, с. 138].

На тот период времени наиболее распространенными способами создания семьи были: сватовство по сговору родителей (союз, заключаемый по обоюдному согласию со стороны родителей); следующей по своей распространенности формой являлось похищение невесты (с согласия самой невесты или ее родителей); третья форма заключалась в побеге парня и девушки по обоюдному сговору (к таким действиям молодые прибегали в случае несогласия родителей на заключение брака между влюбленными); побег женщины к возлюбленному был очень распространен для того времени, согласно традициям некоторых дагестанских народов это являлось нормой; в некоторых общинах встречалась еще такая форма заключения брачного союза, как брак по-гидатлински. Суть заключалась в том, что молодые люди не догадывались о том, что родители тайно сговорились их поженить. По достижении определенного возраста родители отправляли девушку в дом жениха якобы с какой-то целью, после чего она оставалась в этой семье уже в качестве жены [14, с. 55]. Многие вышеприведенные формы заключения брачного союза со временем подверглись критике видных общественных деятелей Дагестана и прекратили свое существование. Описывая эпоху развития дагестанского общества со времени принятия ислама (начало XIX в.) и присоединения к России, необходимо подчеркнуть, что семейно-брачные традиции и обычаи дагестанцев подверглись взаимодействию и взаимовлиянию и с той, и с другой стороны [11]. В связи с чем сохранились две исторические формы заключения брака: полигиния и моногамия [12, с. 143]. Полигиния для многих современных людей является неприемлемой формой создания семьи. Ислам оправдывает многоженство (право мужчины иметь 4 жены) условием справедливого отношения к женам [9]. Особенно много подобных браков было заключено на Северном Кавказе после Второй мировой войны [6, с. 244]. Но к концу 1980-х гг. это явление стало изживать себя, в первую очередь потому, что законодательство запрещало многоженство и четко регламентировало заключение брачного союза между мужчиной и женщиной, но самой главной причиной этому послужил прирост мужского населения в республике.

Второй период — это период существования СССР, с 1921 по 1991 г., когда в составе СССР была образована Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (с 20 января 1921 г.) [8, с. 244]. Для заключения брака в данную эпоху недостаточно было выполнения только религиозных предписаний и произношения одной молитвы, так как закон не признавал законность заключаемого брака без наличия официального документа. Взаимоотношения супругов, детей и родителей регулировались нормами семейного права, зафиксированными в Семейном кодексе страны. В нем установлены правила вступления в брак, его расторжения, указаны права и обязанности членов семьи, которые носят личный и имущественный характер. Нормы семейного права, установленные советским государством, распространялись на всех жителей страны, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, благополучия и иных показателей [11].

Моногамия (от греч. ^ovo<; — «единый» и уацод — «брак») — единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположного пола [13]. Хотелось бы подчеркнуть, что моногамия в Дагестане встречалась и до принятия ислама, до присоединения к России, но именно реализация семейной политики на государственном уровне и актуализация норм советского семейного законодательства придали семейно-брачным отношениям новый характер. В связи с этим меняются традиции и некоторые атрибуты проведения свадебных торжеств, например, количество преподносимых подарков, наряд невесты (невеста выходит замуж в белом платье, чего не было ранее); калым (предполагаемый выкуп за невесту) был категорически запрещен, и др. При сватовстве родители учитывают мнение детей [15, с. 130]. Создание семьи и иных форм брачного поведения формируется под влиянием советских установок на традиционное сознание населения. По-прежнему согласно обычаю после свадьбы молодожены живут вместе с семьей мужа в отдельной комнате (или доме). Для граждан нашей страны брачный возраст составляет 18 лет вне зависимости от религиозной и национальной принадлежности [13].

Современный период — со времени распада СССР (1991 г.) и по сей день. Происходит трансформация этнического самосознания, общественные ценности сводятся в первую очередь к таким показателям, как уровень дохода, образование; самореализация личности стоят на первом месте. Нельзя не отметить, что современные взгляды на жизнь и государственная семейная политика на новом уровне развития внесли определенную новизну в социальное развитие общества по отношению к женщине, семье, браку и вообще к роли религии в социально- государственном устройстве республики [15, с. 172]. Современная молодежь больше стремится заключить брачный союз после достижения определенного социального статуса [16, с. 72], а ее взгляды в основном формируются под влиянием европейской модели поведения людей.

В каждом из периодов развития дагестанского общества имеются свои плюсы и минусы. К примеру, тот факт, что засватанные люди не имели возможности видеться друг с другом, или то, что они видели друг друга только в день свадьбы, — это, конечно, пережиток прошлого. Проживание под одной крышей с родителями, для которых характерно несколько иное мировоззрение, рано или поздно приводит к внутрисемейному конфликту, а то и к разводу. В любом российском обществе в разные века возникали и продолжают возникать социальные, экономические, политические и иные проблемы, так или иначе оказывающие влияние на становление и развитие семьи. Решение любой семейной проблемы требует комплексного подхода с привлечением религиозных представителей, государственных служб и социальных учреждений, конкретного специалиста (к примеру, психолог, юрист, социальный работник, медицинский служащий и т. д.), окружения семьи и самой супружеской пары, которую затронула та или иная проблема.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуразаков, А. А. Заключение и расторжение брака по нормам исламского законодательства / А. А. Абдуразаков // Право и государство: теория и практика. — 2008. — № 10 (46).
2. Агларов, М. А. Сельская община как эндогамный круг в Дагестане / М. А. Агларов // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в 19 — начале 20 века. — Махачкала, 1986.
3. Брачный союз // Википедия — свободная энциклопедия. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. — Загл. с экрана.
4. Булатова, А. Г. Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев / А. Г. Булатова, Г. А. Гаджиев. — М. : Наука, 1988.
5. Керимов, Г. М. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности / Г. М. Керимов. — СПб., 2007.
6. Кравченко, А. И. Обществознание : учеб. 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. — 10-е изд. — М. : Рус. слово — РС, 2010. — 110 с.
7. Моногамия // Википедия — свободная энциклопедия. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. — Загл. с экрана.
8. Мухаметшин, Ф. М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды / Ф. М. Мухамет- шин. — М. : РАГС, 2001. — 244 с.
9. Основы Шариата. Мубах, 42. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http: // uighur.narod.ru/islam/osnowy_shariata.html. — Загл. с экрана.
10. Рагимова, Б. Р. Семейная обрядность лезгин (вторая половина 19 в. — начало 20 в.). — М., 1991. — Деп. в ИНИОН РАН.
11. Республика Дагестан. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.fatiha.ru/ regiony/daghestan/dagestan.htm. — Загл. с экрана.
12. Сайид Муцжтаба Руккни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина / Сай- ид Муджтаба Руккни Мусави Лари. — Баку, 1994. — 143 с.
13. Семейный кодекс. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа:  tp://www.zakonrf.info/sk/ 13. — Загл. с экрана.
14. Цадаса, Г. Адаты о браке и семье аварцев в 19 — начале 20 века / Г. Цадаса // Памятники обычного права Дагестана 17-19 вв. — М. : Наука, 1965.
15. Чачугиев, М. Ч. Регионы, экономика и управление / М. Ч. Чачугиев. — М. : Юнити-Дана, 2001. — 272 с.
16. Шахбанова, М. М. Отношение к межнациональным бракам в этническом самосознании дагестанцев / М. М. Шахбанова // Социологические исследования. — 2008. — N° 11.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2013. № 4 (21)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code