Решение Совета глав правительств СНГ «О состоянии архивного дела в государствах — участниках СНГ»

РЕШЕНИЕ О СОСТОЯНИИ АРХИВНОГО ДЕЛА В ГОСУДАРСТВАХ — УЧАСТНИКАХ СНГ

(Бурабай, 29 мая 2015 года)

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств

решил:

  1. Принять к сведению Информацию о состоянии архивного дела в государствах — участниках СНГ (прилагается).
  2. Признать актуальным совершенствование правовых норм, обеспечивающих государственный контроль за состоянием архивного хранения документов и делопроизводства в организациях.
  3. Консультативному совету руководителей государственных архивных служб государств — участников СНГ продолжить содействие широкому обмену архивной информацией между государствами — участниками СНГ в соответствии с их национальным законодательством.
  4. Рекомендовать правительствам государств — участников СНГ рассмотреть возможность увеличения объема финансирования национальным архивным службам на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников государственных архивов по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления, в том числе и в базовой организации по переподготовке и повышению квалификации кадров государств — участников СНГ в области архивного дела.

(Подписи)

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВНЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ

ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ АРХИВНОГО ДЕЛА В ГОСУДАРСТВАХ — УЧАСТНИКАХ СНГ

Введение

Информация подготовлена по материалам, предоставленным государственными архивными службами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Украины.

При подготовке Информации использовались статистические данные по состоянию на 1 января 2014 года. Для выявления тенденций в развитии архивного дела в государствах — участниках СНГ использовались данные за период с 2003 по 2013 год, в ряде случаев для анализа происходящих изменений использовались сведения за более ранний период.

Архивное дело в государствах — участниках СНГ развивается в рамках правового поля и направлено на решение задач по сохранению документального историко-культурного наследия государств-участников и созданию оптимальных условий для его использования в экономических, социальных, научных и иных целях.

При решении поставленных задач архивные службы государств — участников СНГ осуществляют тесное взаимодействие по различным направлениям своей деятельности. Взаимодействие государств — участников СНГ в сфере архивного дела осуществляется в соответствии с международными договорами и решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Среди них:

Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 года;

Соглашение о принципах и формах взаимодействия государств — участников СНГ в области использования архивной информации от 4 июня 1999 года;

Решение Совета глав правительств СНГ от 18 сентября 2003 года о придании Всероссийскому научно-исследовательскому институту документоведения и архивного дела статуса базовой организации по подготовке и повышению квалификации кадров по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления государств — участников СНГ.

Взаимодействие и сотрудничество архивных служб государств — участников СНГ осуществляется в рамках ежегодно проводимых заседаний Консультативного совета руководителей государственных архивных служб государств — участников СНГ (далее — Консультативный совет), созданного Решением Экономического совета СНГ от имени Совета глав правительств СНГ от 3 декабря 2004 года.

 

  1. Нормативно-правовое обеспечение архивного дела

 

Нормативно-правовую базу в сфере архивного дела государств — участников СНГ составляют нормативные правовые акты, регулирующие отношения в двух юридических плоскостях: 1) национальные законодательные и иные нормативные правовые акты, образующие основы правового режима архивного дела; 2) международные договоры, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества с международными организациями и отдельными зарубежными странами.

Законы в сфере архивного дела разработаны и приняты во всех государствах — участниках СНГ. Законодательные акты регламентируют все основные направления архивного дела: комплектование архивов документами, обеспечение сохранности документов в организациях и государственных архивах, организация государственного учета архивных документов, создание и развитие научно-справочного аппарата к документам архивов, научное использование архивных документов и информации.

Основу законодательной базы архивного дела составляют:

в Азербайджанской Республике — Закон «О Национальном архивном фонде Азербайджанской Республики» (1999 год);

Республике Армения — Закон «Об архивном деле» (2004 год);

Республике Беларусь — Закон «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» (2011 год);

Республике Казахстан — Закон «О Национальном архивном фонде и архивах» (1998 год);

Кыргызской Республике — Закон «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики» (редакция 1999 года);

Российской Федерации — Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004 год);

Украине — Закон «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» (редакция 2001 года).

Архивные законы, принятые в государствах — участниках СНГ, постоянно совершенствуются, в них вносятся изменения, отражающие происходящую в обществе трансформацию социально-экономических отношений. В последние 10 лет новые архивные законы приняты в Республике Армения, Республике Беларусь, Российской Федерации. С 2001 года в новой редакции действует архивный закон в Украине.

Отдельные вопросы, входящие в компетенцию государственных архивных служб, кроме законодательных актов, регламентируются также актами правительств, министерств, ведомств и других государственных органов государств — участников СНГ, в ведении которых находятся вопросы архивного дела.

Во всех государствах в развитие национальных архивных законов приняты нормативные правовые акты (правила, положения, инструкции и др.), детально регулирующие порядок деятельности государственных архивных служб и архивов, вопросы доступа физических и юридических лиц к архивным документам, предоставления и использования архивных документов и информации. Нормативные правовые акты в сфере архивного дела дополняются государственными и отраслевыми стандартами, иными техническими нормативными правовыми актами, методическими документами.

Архивное законодательство государств — участников СНГ основано на конституционных нормах и гармонизировано с общенациональным законодательством в сфере гражданского, административного, трудового и иного права. Правовое поле работы архивов включает также законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере информации и защиты информации, государственных секретов, коммерческой тайны, персональных данных, иной охраняемой информации, электронного документа и электронной подписи.

Несмотря на то что при разработке национальных архивных законов использован Модельный закон об архивах и архивном фонде, принятый на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление от 3 апреля 1999 года N 13-9), сфера и степень регламентации правовых отношений в разных странах неодинаковы.

В Республике Беларусь архивный закон содержит норму об обязательности создания архивов во всех организациях независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, подзаконные акты достаточно детально регламентируют порядок их создания и организации работы. В законодательстве других государств за негосударственными организациями закрепляется лишь право на создание таких архивов, обязанность создавать архивы распространяется не на все организации.

В Республике Беларусь и Республике Казахстан законодательство распространяет общеобязательные нормы в сфере управления документами на все организации, в том числе негосударственного сектора. В других государствах установленные нормативные требования по управлению документами распространяются лишь на государственные органы и в ряде случаев — на государственные организации.

В административных кодексах Республики Беларусь и Кыргызской Республики содержатся статьи об ответственности за нарушение законодательства в сфере архивного дела, разработаны механизмы соответствующего контроля и привлечения нарушителей к административной ответственности.

В Российской Федерации в связи с федеративным принципом устройства государства федеральное архивное законодательство более либерально и дополняется законодательством субъектов Российской Федерации.

В развитии архивного законодательства государств — участников СНГ в последнее десятилетие можно выделить следующие основные тенденции:

регламентация правовых отношений между государством в лице государственных архивов и негосударственным сектором;

нормативное закрепление сроков хранения документов, образующихся в деятельности организаций, распространение норм, обязывающих сохранять документы в течение установленных сроков, на негосударственные организации;

разработка правовых основ организации работы с электронными документами, организации электронного документооборота, приема электронных документов на государственное архивное хранение, обеспечение их долговременной сохранности и юридической правомочности;

решение проблем сохранности документов ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников.

Международную часть нормативной базы, регламентирующей деятельность архивных служб и архивных учреждений государств — участников СНГ, составляют указанные ранее соглашения, принятые на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, а также двусторонние соглашения, протоколы, меморандумы и другие документы о сотрудничестве в сфере архивного дела.

Соглашения заключаются между уполномоченными архивными органами, иными архивными учреждениями государств: в Азербайджанской Республике заключено 6 соглашений; в Республике Армения — 10; в Республике Беларусь — 14; в Республике Казахстан — 15; в Кыргызской Республике — 8; в Российской Федерации — 50; в Украине — 30.

Государства — участники СНГ, кроме Азербайджана, Таджикистана и Туркменистана, являются полноправными членами международной организации в области архивного дела — Международного совета архивов и его евроазиатского регионального отделения ЕВРАЗИКИ.

Несмотря на значительный комплекс законодательных и иных нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и методических документов, принятых в сфере архивного дела и делопроизводства в каждом из государств, архивные службы государств — участников СНГ отмечают наличие ряда проблем, требующих дальнейшего решения.

  1. Одной из ключевых во всех государствах является проблема определения правового статуса электронного документа, разработки правовых основ организации архивного хранения и использования электронных документов. Архивные службы государств — участников СНГ отмечают несовершенство и противоречивость терминологии законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере электронного документа и электронного документооборота, определенную несогласованность правовых норм в этой сфере с требованиями архивного законодательства. В ряде случаев действующее законодательство в сфере электронного документа не позволяет качественно решать вопросы приема на архивное хранение электронных документов, обеспечения их долговременной сохранности и юридической силы в длительной перспективе, в том числе для удовлетворения законных прав и интересов граждан. Среди возможных путей решения проблемы архивистами Украины рассматривается вопрос о целесообразности установления правовых норм, обязывающих дублировать на бумажные носители электронные документы, отнесенные к Национальному архивному фонду (документы постоянного хранения), а также документы по личному составу, которые касаются прав граждан. В Республике Беларусь и Российской Федерации предлагается нормативно ограничить сферу создания электронных документов без бумажного аналога документами со сроком хранения до 10 лет.
  2. Совершенствования требуют правовые основы, определяющие взаимоотношения государственных архивов и негосударственных организаций. В этих рамках решения требуют проблемы правового статуса частных архивов, выполняющих платные работы и оказывающих платные услуги по архивному аутсорсингу (хранение архивных документов, проведение научно-технической обработки документов и др.), а также организации их взаимодействия с государственными архивными учреждениями. Например, архивный закон Республики Беларусь не рассматривает частные архивы как отдельный вид архивов, хотя соответствующие организации действуют на территории государства. В Российской Федерации обсуждается вопрос о целесообразности введения профессиональной аттестации работников организаций, занимающихся архивным аутсорсингом. Соответствующим образом проблема решается в Республике Узбекистан. Государственная архивная служба Украины считает целесообразным введение лицензирования архивной деятельности.
  3. Актуальным является установление и (или) совершенствование правовых норм, обеспечивающих государственный контроль за состоянием архивного хранения документов и делопроизводства в организациях. Например, для Республики Беларусь актуально возвращение в административный кодекс нормы, предусматривающей административную ответственность за нарушение установленных требований в сфере делопроизводства, что непосредственным образом влияет на качество формирования Национального архивного фонда страны. В то же время комплексно данная проблема решается в Кыргызской Республике.
  4. В связи с включением государств — участников СНГ в мировое информационное пространство, внедрением в управление современных информационных технологий, электронного документа и электронного документооборота, принятием в качестве государственных международных стандартов в сфере архивного дела и управления документами для архивистов все большее значение приобретает проблема правового регулирования вопросов управления документами в организациях и участия государственных архивных служб в этом процессе. Если в Республике Беларусь и Республике Казахстан законодательство в сфере делопроизводства и управления документами распространяется на все организации, в том числе негосударственного сектора, то в Украине нормативно-правовая база по делопроизводству предназначена только для государственных учреждений, что приводит к игнорированию юридическими лицами частной формы собственности правил организации делопроизводства, а также к неправомерному уничтожению документов, в том числе социально значимых. Для Российской Федерации проблемой является отсутствие государственного органа, официально наделенного полномочиями по осуществлению государственной политики в сфере управления документами.
  5. Совершенствования требуют вопросы правового статуса и организации деятельности региональных архивов. В Украине правового решения требуют вопросы организации деятельности трудовых архивов. В Республике Беларусь не до конца представляются урегулированными вопросы правового статуса и порядка взаимодействия территориальных (городских и районных) архивов местных исполнительных и распорядительных органов с государственными архивами. В Российской Федерации законодательно не урегулирован вопрос хранения документов федеральных структур, расположенных на территориях субъектов федерации.

 

  1. Системы управления архивным делом и архивная сеть государств — участников СНГ

 

В Азербайджанской Республике органом управления архивным делом в системе центральной исполнительной власти является Национальное архивное управление.

Сеть государственных архивов состоит из 79 учреждений, из них 6 имеют общегосударственный статус, 73 — региональный.

В Республике Армения государственным уполномоченным органом в сфере управления архивным делом является Министерство территориального управления и по чрезвычайным ситуациям, в системе которого действует государственная некоммерческая организация «Национальный архив Армении».

Сеть государственных архивных учреждений включает государственную некоммерческую организацию «Национальный архив Армении», 11 его филиалов и 24 территориальных представительства.

Государственная архивная служба Республики Армения после осуществления реформ в начале 2000-х годов, изменения ее статуса и структуры стала работать более эффективно.

В Республике Беларусь республиканским органом государственного управления в сфере архивного дела и делопроизводства является Министерство юстиции, в структуре центрального аппарата которого на правах структурного подразделения с правами юридического лица действует Департамент по архивам и делопроизводству.

Структурные подразделения по архивам и делопроизводству областных (Минского городского) исполнительных комитетов представлены 7 отделами и секторами в структуре главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполкомов.

В систему государственных архивных учреждений входят 10 республиканских государственных архивных учреждений (6 республиканских архивов, 2 специализированные лаборатории, 2 научных учреждения), 6 государственных архивов областей, 3 государственных архива общественных объединений областей и 16 зональных государственных архивов. Архивная сеть включает также 124 территориальных (городских и районных) архива местных исполнительных и распорядительных органов, не имеющих статуса государственных архивов и непосредственно подчиняющихся районным и городским исполнительным комитетам.

В Республике Казахстан центральным уполномоченным органом государственного регулирования архивного дела является Министерство культуры и спорта. Структурное подразделение министерства, к компетенции которого относится непосредственное осуществление государственной политики в области архивного дела и документации, — Департамент архивного дела и документации.

Уполномоченными органами государственного регулирования отношений и управления архивным делом, осуществляемых местным исполнительным органом области, города республиканского значения и столицы, являются 16 управлений архивов и документации, а также культуры, архивов и документации.

Архивная сеть включает 221 государственное архивное учреждение: 7 республиканских, 9 региональных, 14 областных, 25 городских, 132 районных архива, 6 архивов по личному составу, 26 районных филиалов областных архивов, 1 центр документации новейшей истории в Восточно-Казахстанской области и 1 архив по научно-технической документации в Карагандинской области.

В Кыргызской Республике органом управления архивным делом является Архивное агентство при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики. Функции территориальных органов управления архивным делом с 2005 года осуществляют областные государственные архивы.

В схему управления Архивного агентства входят Центр документации, Центр информационных технологий, 3 центральных государственных архива, 8 областных (в Ошской области — 2), Ошский и Бишкекский городские государственные архивы (республиканского подчинения), 52 районных и городских государственных архива областного подчинения.

В Российской Федерации разработка государственной политики в сфере архивного дела возложена на Министерство культуры. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в области архивного дела, является Федеральное архивное агентство (Росархив).

Архивная сеть характеризуется наличием трех уровней — федерального, субъектов Российской Федерации и муниципального.

Федеральными являются 15 архивных учреждений. В систему Росархива входят также Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) и Объединение по эксплуатации и техническому обслуживанию федеральных архивов Росархива (ОЭТО Росархива).

В каждом субъекте Российской Федерации есть свой орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере архивного дела. Общее количество государственных архивов субъектов Российской Федерации — 178.

В Российской Федерации работают 2 106 муниципальных архивов, из которых 1 708 являются структурными подразделениями органов местного самоуправления.

В Украине регулирование архивного дела на общегосударственном уровне возложено на Государственную архивную службу, находящуюся в подчинении Кабинета Министров Украины через Министра юстиции.

Архивная сеть включает 2 667 учреждений. Из них 9 центральных государственных архивов, 1 научно-исследовательское и 3 других центральных государственных архивных учреждения, 24 государственных архива областей, Государственный архив города Киева, 474 архивных отдела райгосадминистраций, 159 архивных отделов городских советов, 13 отраслевых архивов и 1 748 трудовых архивов, созданных при городских, районных, сельских и поселковых советах для централизованного временного хранения документов, накопленных в процессе документирования служебных, трудовых или иных правоотношений юридических и физических лиц, и других архивных документов, не относящихся к Национальному архивному фонду. Из общего количества трудовых архивов 311 имеют статус юридического лица.

Анализ состояния и изменений системы органов управления архивным делом и подчиненных им государственных архивных учреждений позволяет сделать следующие выводы.

  1. В последние годы в результате административных реформ в большинстве государств произошли понижение статуса национальных органов управления архивным делом и потеря ими самостоятельности. В Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации государственные архивные службы, непосредственно подчинявшиеся правительствам, были переданы в прямое подчинение различным министерствам, иным органам управления. Это привело к утрате органами архивного управления функций и прав по изданию нормативных правовых актов в сфере делопроизводства и архивного дела, частичной потере контроля за сохранностью документов в ведомственных архивах и работой по документационному обеспечению управления в организациях, ограничению полномочий по руководству региональными государственными архивами.

Архивные службы государств — участников СНГ в разной степени отмечают неблагоприятные последствия для архивов подобных изменений, а также указывают на необходимость возврата органам архивного управления функций по нормативно-правовому регулированию, организационно-методическому руководству и контролю за состоянием делопроизводства и ведомственного хранения документов в организациях.

  1. Административные реформы последних лет негативно сказались также на системе территориальных органов управления архивным делом. Продолжающиеся реформы сопровождаются ликвидацией или сокращением количества территориальных органов, изменением или передачей их функций в региональные архивы, наделением территориальных органов управления архивным делом несвойственными им функциями. В Республике Армения областные государственные архивы преобразованы в филиалы, районные и городские архивы — в территориальные представительства Национального архива. В Республике Беларусь отделы по архивам и делопроизводству областных исполнительных комитетов включены в состав главных управлений юстиции, часть из них преобразована в секторы, часть наделена непрофильными функциями, а также сокращена численность работников, непосредственно занимающихся архивным делом. В Кыргызской Республике областные управления архивами и документацией ликвидированы, часть их функций по организации работы городских и районных архивов передана областным государственным архивам. В ряде субъектов Российской Федерации наблюдался процесс снижения статуса и ограничения полномочий органов управления архивным делом.

Архивные службы государств — участников СНГ отмечают, что административные реформы системы территориальных органов управления архивным делом, сопровождающиеся понижением их статуса, ограничением полномочий, наделением несвойственными функциями, сокращением численности работников, непосредственно занимающихся архивным делом, существенно затрудняют качественное решение поставленных перед ними задач.

  1. Одной из проблем в ряде государств является сокращение сети государственных архивных учреждений и численности архивных работников. В Республике Беларусь сеть архивных учреждений сохранена, однако в результате мероприятий, проведенных в 2013 году, штатная численность работников государственных архивов и иных архивных учреждений сокращена более чем на 10%. В результате административных реформ и изменения финансово-правового положения государственных архивных учреждений Российской Федерации количество архивов в субъектах Российской Федерации за период с 2012 года сократилось с 208 до 178. Иная ситуация наблюдается в Украине, где количество государственных архивных учреждений за последние 10 лет увеличилась на 18, а количество трудовых архивов за период с 2008 года возросло с 401 до 1 956.

Архивные службы государств — участников СНГ отмечают недопустимость дальнейшего сокращения количества государственных архивных учреждений и их штатной численности.

 

III. Кадровое обеспечение

 

Обеспечение архивных учреждений профессионально подготовленными кадрами является одной из приоритетных задач архивных служб государств — участников СНГ. При решении данной задачи основные усилия направляются на комплектование государственных архивных учреждений профессионально подготовленными кадрами, подготовку и повышение квалификации работников архивов, обеспечение преемственности в процессе смены поколений архивистов.

Анализ кадрового обеспечения архивных учреждений показывает, что государственные архивные учреждения в целом укомплектованы кадрами, что позволяет им выполнять поставленные перед ними задачи. Общие сведения о численности работников архивных органов и государственных архивных учреждений по состоянию на 1 января 2014 года приведены ниже:

Государства — участники СНГ Количество работников
Азербайджанская Республика 488
Республика Армения 343
Республика Беларусь 1 169
Республика Казахстан 2 160
Кыргызская Республика 718
Российская Федерация Около 16 000
Украина 4 785

 

Общеобразовательный уровень архивистов довольно высок, что подтверждается данными о количестве работников государственных архивных учреждений, имеющих высшее образование. В Азербайджанской Республике данный показатель составляет 48,1%, Республике Армения — 61,5%, Республике Беларусь — 51,3%, в Российской Федерации — от 72% (в федеральных архивах) до 95% (в органах управления архивным делом).

Среди руководителей и специалистов доля работников с высшим образованием во всех государствах еще выше и составляет более 60%. При этом в последние годы в Российской Федерации наблюдается тенденция некоторого увеличения общего образовательного уровня архивистов. В то же время в Республике Беларусь этот показатель несколько снизился в связи с произошедшим в 2013 году сокращением численности работников архивных учреждений, которое в условиях необходимости сохранения штатного состава административно-технического персонала по обслуживанию зданий было осуществлено главным образом за счет численности руководителей и специалистов.

Большинство работников архивных учреждений составляют женщины, что во многом обусловлено невысоким уровнем заработной платы.

Архивные службы всех государств значительное внимание уделяют подготовке и повышению квалификации кадров. В Республике Беларусь подготовка и повышение квалификации кадров архивным законом отнесены к числу основных направлений деятельности в сфере архивного дела и делопроизводства.

Обучение профессиональных кадров архивистов в государствах — участниках СНГ осуществляется в двух основных формах: вузовская подготовка специалистов и повышение квалификации работников государственных архивов.

Вузовская подготовка архивистов налажена в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации, Украине.

В Республике Беларусь подготовка историков-архивистов осуществляется на историческом факультете Белорусского государственного университета с 1992 года. С 2001 года ведется подготовка специалистов-документоведов по направлениям: информационное обеспечение управления, документационное обеспечение управления, защита информации. Выпускники университета, получившие образование за счет средств бюджета, направляются на работу в государственные архивные учреждения, а также в архивы и службы документационного обеспечения управления государственных органов, иных государственных организаций.

В Республике Казахстан по инициативе Министерства культуры и информации количество грантов, выделяемых в рамках государственного заказа на подготовку кадров по специальности «Архивоведение, делопроизводство и документационное обеспечение», в 2013/2014 учебном году было увеличено с 10 до 30. В 2013 году разработаны 5 профессиональных стандартов на специальности в сфере архивного дела.

В Кыргызской Республике планомерная подготовка кадров на базе Бишкекского гуманитарного университета ведется с 2004 года, первый выпуск пополнил ряды архивистов в 2009 году.

В Российской Федерации работает около 1 500 высших и большое количество средних учебных заведений, готовящих специалистов в области архивного дела и документационного обеспечения управления.

Повышение квалификации действующих работников государственных архивных учреждений осуществляется во всех государствах. Основными формами являются курсы повышения квалификации и обучающие семинары.

В Республике Армения периодически организуются и проводятся обучающие семинары и краткосрочные занятия по архивному делу ответственных (руководящих) работников и специалистов Национального архива, руководителей секретариатов и архивистов администраций государственных органов. Сотрудники Национального архива Армении приняли участие в международных семинарах, проведенных в НИИ древних рукописей им. Месропа Маштоца (Матенадаране).

В Республике Беларусь обучающие семинары проводятся по различным направлениям архивного дела. Они организуются Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь с привлечением наиболее квалифицированных работников архивных учреждений. По возможности к участию в семинарах приглашаются специалисты других государств. Периодичность проведения семинаров не установлена, как правило, они организуются ежегодно.

Обучающие семинары, направленные на повышение квалификации работников государственных архивов, проводятся также в областях силами местных архивистов с привлечением, по возможности, специалистов из г. Минска.

В Республике Казахстан в 2013 году впервые в рамках государственного заказа социально значимых проектов были выделены средства на организацию и проведение семинаров по вопросам использования архивных документов для сотрудников государственных архивов.

В Кыргызской Республике Архивное агентство при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики периодически организует республиканские и зональные семинары, при необходимости вызывает сотрудников на стажировки, в государственных архивах проводятся методические часы. При наличии финансовых средств осуществляется обмен опытом с коллегами из государств — участников СНГ.

В Российской Федерации среди образовательных учреждений дополнительного образования особое место занимает Отраслевой центр повышения квалификации ВНИИДАД, который предлагает слушателям различные формы обучения как по срокам (годичные, в том числе переподготовка, и краткосрочные), так и по особенностям организации обучения (например, выездные краткосрочные курсы повышения квалификации; в будущем планируется организовать дистанционное обучение). В ОЦПК ВНИИДАД за последние 5 лет обучено 2 132 работника государственных и муниципальных архивов. При этом на курсах профессиональной переподготовки по архивоведению ежегодно проходили обучение от 120 до 150 человек.

Курсы повышения квалификации по профильной тематике организуются также на базе региональных академий государственной и муниципальной службы и местных высших и средних учебных заведений, причем архивные органы и учреждения принимают активное участие в организации этих курсов, создании программ и зачастую сами проводят занятия.

В Украине повышение квалификации архивных работников в рамках архивной отрасли осуществляется на краткосрочных (от 1 до 5 дней) курсах. Кроме того, архивисты повышают свою квалификацию по профессиональным программам и краткосрочным курсам в Национальной академии государственного управления, на краткосрочных курсах в Центре переподготовки и повышения квалификации Министерства юстиции. Только за 2013 год повысили квалификацию 1 028 работников отрасли (22% общей численности), из них 629 руководителей и 399 специалистов.

В Республике Беларусь, Российской Федерации, Украине архивные работники могут повысить свою квалификацию заочно в высших и средних специальных учебных заведениях.

В целях повышения профессионального уровня работников архивные службы всех государств — участников СНГ используют такие формы, как участие архивистов в международных обучающих семинарах, курсах, школах и т.п., институт наставничества, создание условий для самообразования, в том числе организация конкурсов «Лучший архивист» (Республика Беларусь), «Лучший муниципальный архив» (Российская Федерация) и др.

Среди международных мероприятий в этом направлении особое место занимают семинары, организуемые ВНИИДАД, который с 2003 года является базовой организацией по переподготовке и повышению квалификации кадров по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления государств — участников СНГ. Международные обучающие семинары по актуальным для архивистов профессиональным темам проводятся ежегодно. Всего за период с 2005 по 2013 год в обучающих семинарах ВНИИДАД приняло участие 176 архивистов из государств — участников СНГ.

Архивисты государств — участников СНГ также повышают квалификацию в рамках заочных, заочно-очных и краткосрочных курсов по «Архивоведению» и «Документоведению», проводимых ОЦПК ВНИИДАД. В 2005 — 2013 годах на этих курсах прошли обучение 4 190 архивистов из государств — участников СНГ.

Архивные службы государств — участников СНГ отмечают, что в последнее время задачи, стоящие перед архивами, значительно усложнились, возросли требования к качеству выполняемых архивных работ. Соответственно, возросли требования к уровню знаний и профессиональной подготовки архивистов. Вместе с тем анализ состояния и динамики кадрового обеспечения архивных учреждений позволяет сделать вывод о наличии ряда существенных проблем.

  1. Степень укомплектованности кадрами различных архивных учреждений в разных странах неодинакова.

Наиболее острой данная проблема является для Российской Федерации. Последние несколько лет укомплектованность государственных архивов кадрами руководителей и специалистов составляет 88 — 90%. Хотя общая численность работников российских архивов после уменьшения в конце 1990-х — начале 2000-х годов начала понемногу увеличиваться, сложной остается ситуация в субъектах Российской Федерации (в 2013 году укомплектованность составляла 85%) и федеральных государственных архивах (в 2013 году — 72%). При этом в федеральных архивах отмечается отрицательная динамика (в 2000 году укомплектованность кадрами составляла 92%).

В других государствах укомплектованность кадрами находится на приемлемом уровне. Например, в Украине она составляет 97,5%, в Армении — 100%.

  1. Практически во всех государствах — участниках СНГ невысоким остается процент руководителей и специалистов с высшим архивным образованием. В Республике Армения всего 2 архивиста имеют высшее профессиональное образование (0,6% общей численности работников). В Республике Беларусь специальное историко-архивное образование имеют лишь 173 работника (17,5% общего количества руководителей и специалистов). При этом удельный вес специалистов с высшим профильным образованием за последние 10 лет практически не изменился (наблюдаются колебания в пределах 12 — 18%). В Кыргызской Республике обеспеченность кадрами со специальным архивным образованием также характеризуется как низкая. Во многом это обусловлено тем, что только с 2004 года ведется планомерная подготовка кадров на базе Бишкекского гуманитарного университета, первый выпуск пополнил ряды архивистов в 2009 году. В Российской Федерации доля архивистов с профильным высшим образованием падает, хотя по сравнению с периодом конца 1990-х — начала 2000-х годов эта тенденция заметно ослабела. В 2013 году в федеральных архивах доля дипломированных архивистов составляла 24% (в 2000 году — 49%), в органах управления архивным делом — 18% (33%), в муниципальных архивах — около 7%. Потребность в специалистах со специальным архивным образованием испытывает архивная отрасль Украины, поскольку обеспеченность такими специалистами составляет менее 25% всех работающих.

Несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень работников государственных архивных учреждений, архивные службы государств — участников СНГ обращают внимание на особый характер и специфику архивной работы, необходимость принятия действенных мер по профессиональной подготовке и повышению квалификации архивистов.

  1. Для государственных архивных учреждений всех государств серьезной является проблема комплектования архивов профессионально подготовленными молодыми кадрами, их закрепления на местах и связанная с этим проблема старения кадров. В Азербайджанской Республике доля работников в возрасте 50 лет и старше составляет 33%, в Республике Армения — 50,8%, в Республике Беларусь — 28%, в Кыргызской Республике — более 25%. В Российской Федерации наиболее острая кадровая ситуация наблюдается в федеральных архивах, где доля работников старше 50 лет составляет около 55% (в 2000 году — 28%), пенсионеров — около 38% (в 2000 году — 22%). В органах управления архивным делом субъектов Российской Федерации и муниципальных архивах ситуация несколько лучше: работники старше 50 лет составляют 35 — 38%, при этом каждый пятый — пенсионер. В государственных архивах субъектов Российской Федерации архивисты старше 50 лет составляют 36 — 37%, пенсионеры — 21%. В Украине доля работников в возрасте старше 46 лет составляет 50%, в том числе 56 — 59 лет — 9%, от 60 лет — 11%. Такая статистика остается неизменной уже несколько лет.

Ситуация со старением кадров в архивных учреждениях усугубляется тем, что негативные тенденции наблюдаются на фоне значительных усилий, предпринимаемых архивными службами в сфере профессиональной подготовки молодых специалистов. В Республике Беларусь за период с 1996 по 2013 год дипломы историков-архивистов получил 581 человек, документоведов — 590, применяется система распределения лиц, обучавшихся за счет средств государственного бюджета, в государственные архивы с обязательной двухлетней отработкой. В Российской Федерации лишь единицы выпускников высших учебных заведений, готовящих специалистов в области архивного дела, идут работать в архивы. Проблема только частично решается за счет поступления сотрудников архивов на заочные формы обучения, при этом бюджетные места для студентов-заочников постоянно сокращаются.

Архивные службы государств — участников СНГ отмечают, что пополнение государственных архивов молодыми кадрами проблематично главным образом из-за низкого уровня заработной платы, результатом чего является невысокий престиж самой профессии архивиста. В условиях, когда внешний спрос на квалифицированных архивистов очень высок, наблюдается отток молодых специалистов из государственных архивов на более высокооплачиваемую работу в архивы и службы управления документами коммерческих структур, в иные сферы деятельности.

  1. В сложившихся условиях важной формой обучения кадров является повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников государственных и муниципальных архивов налажена в Российской Федерации, довольно развита система повышения квалификации архивистов в Украине.

В то же время в решении данной задачи в ряде государств — участников СНГ отмечается наличие определенных трудностей. В архивной системе Республики Беларусь самостоятельное учреждение образования отсутствует. В связи со спецификой национального законодательства в сфере образования, иных объективных причин, прежде всего финансовых, его создание в ближайшее время не представляется возможным. В этой связи организация комплексного повышения квалификации работников государственных архивных учреждений с выдачей документа об образовании установленного образца становится невозможной. Специальный центр повышения квалификации архивных работников отсутствует и в Кыргызской Республике. Архивная служба государства отмечает потребность в республиканском учебном центре, создание которого затруднено из-за отсутствия материально-технических (помещение, оборудование) и кадровых возможностей.

Архивные службы всех государств единодушны в высокой оценке деятельности Отраслевого центра повышения квалификации при ВНИИДАД. В то же время архивные службы отмечают ограниченные возможности использования данной формы повышения квалификации архивистов своих государств из-за значительных финансовых расходов на проезд и проживание.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code