МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ОТ БЕДСТВИЙ В РАМКАХ ЧЕРНОМОРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В.В.Лисаускайте

Аннотация. В рамках проведенного исследования дана характеристика сотрудничества государств — членов Организации черноморского экономического сотрудничества по защите от бедствий различного проявления. В статье дается обоснование сотрудничества государств в рамках данной организации, а также причин их интереса к проблемам защиты Черноморского региона от бедствий. Представлены особенности правового закрепления такого взаимодействия, а также конкретные примеры его реализации. Раскрыта специфика созданных в рамках договора организационных структур, таких как Рабочая группа Организации черноморского экономического сотрудничества по чрезвычайным ситуациям, Рабочая группа экспертов в сейсмическом риске, Сеть офицеров связи. На примере периодически проводимых конкретных мероприятий автор констатирует достаточно высокий интерес со стороны государств-участников к осуществляемой форме и сфере сотрудничества, а встречи, проводимые совместно с иными международными организациями и странами, свидетельствуют и о необходимости развития субрегионального взаимодействия.

Ключевые слова: Организация черноморского экономического сотрудничества, защита от бедствий, сейсмический риск, Рабочая группа ОЧЭС по чрезвычайным ситуациям, Черноморский регион, сеть офицеров связи.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера являются неотъемлемой составляющей жизнедеятельности любого государства или географического региона. Поэтому стремление стран взаимодействовать по предупреждению, пресечению (по возможности) и своевременной ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф — можно рассматривать как вполне закономерную тенденцию по обеспечению безопасности своей территории, населения и их защиты. Одной из форм международного многостороннего сотрудничества традиционно является заключение соглашения между несколькими государствами либо создание региональной организации, объединяющей страны по различным причинам и потребностям. Применительно к взаимодействию черноморских и причерноморских государств по защите от бедствий были использованы оба варианта, поскольку такое взаимодействие начало осуществляться в рамках уже существовавшей на тот период времени международной организации. Предупреждение, защита и помощь при бедствиях — это далеко не основополагающая задача Организации черноморского экономического сотрудничества. Однако результатами проведенных встреч по борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера 1 стали подписание и дальнейшая реализация Соглашения о взаимодействии при оказании чрезвычайной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которое вступило в силу в 1998 году.

Подобное решение вполне закономерно и обоснованно, поскольку сам географический регион обладает своей спецификой. Это территории, которым свойственны такие виды стихийных бедствий, как оползни, землетрясения, наводнения и т. д. Одиннадцать государств-участников ЧЭС расположены в сейсмически активной и опасной зоне побережья Черного моря и Закавказья: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция, Украина. Следовательно, одной из актуальных проблем для государств этого региона является сейсмическая активность их территорий, поэтому в рамках указанного соглашения и по инициативе его государств-участников осуществляется и более узкое взаимодействие в данной сфере.

Для стран-участниц есть определенный риск техногенных аварий, поскольку часть этих государств существенно пострадала от распада СССР и изменения общественного строя. Эти события негативно сказались на экономике, промышленности и качестве безопасности промышленных объектов и иных объектов народного хозяйства.
Указанный договор был заключен изначально между 11 государствами, к которым впоследствии присоединилась Республика Сербия. Данное соглашение по содержанию во многом совпадает с другими региональными договорами, заключенными в рассматриваемой сфере: терминология, порядок оказания помощи, правила транзита и т. д. В договоре подчеркивается, что сотрудничество осуществляется в соответствии с общепризнанными международными нормами и принципами, а распределение помощи должно осуществляться пострадавшей стороной без какой-либо дискриминации по расовому, религиозному, языковому, политическому или другим признакам. Статья 4 закрепляет обязательные критерии, которые должно указать пострадавшее государство при подаче запроса на помощь:

— место, время, характер, масштабы и состояние чрезвычайной ситуации на текущий момент;
— меры по оказанию помощи, уже принятые или планирующиеся, приоритеты запрашиваемой помощи [4].
Данное положение также является традиционным для договоров в рассматриваемой сфере. В то же время его содержание подтверждает стремление государств к четкой конкретизации информации, влияющей на характер и объем требуемой помощи для пострадавшей страны.

Интересной представляется ст. 11 Соглашения «Воздушные суда», которая регламентирует использование воздушных судов для доставки помощи, групп и грузов в пострадавшее государство. В документе указываются критерии запроса на такое использование, необходимость получения разрешения на пролет по дипломатическим каналам, а также указывается, что сами полеты осуществляются в соответствии с общими правилами международных полетов. По данному положению можно предположить, что договорное закрепление в принципе достаточно логичных и естественных для данной сферы деятельности положений свидетельствует о возникающих проблемах на практике. Достаточно распространенным является факт, когда воздушное судно не может вылететь, поскольку одно из государств транзита по политическим причинам отказывается предоставить коридор следования. Включение же подобного положения в рамках регионального соглашения налагает международные обязательства на всех участников, вне зависимости от складывающихся двусторонних отношений между некоторыми из них в определенный период.

Для координации деятельности по соглашению был создан специальный орган — Рабочий комитет по чрезвычайным ситуациям (в дальнейших документах он уже называется рабочей группой ЧЭС). Он состоит из представителей стран-участниц. Рабочая группа (Комитет) должна изучить пути осуществления и содействия сотрудничеству. Данная структура осуществляет работу по выработке рекомендаций развития следующих направлений:

— совместные действия для выполнения соглашения среди государств-участников;
— развитие региональных и двусторонних отношений государств ОЧЭС;
— осуществление субрегионального сотрудничества.

В 2013 г. был принят План действий на период до 2015 года. В рамках данного документа определяются различные направления взаимодействия государств-участников под координацией группы. В том числе указываются следующие задачи:

— поощрение сотрудничества между сейсмологами в регионе ОЧЭС с целью уменьшения сейсмических рисков, раннее предупреждение, выработка рекомендаций для спасательных операций и разработки региональных рисков оценки программ;
— разработка проекта сейсмического риска карты для больших городов и густонаселенных районов государств-членов;
— поощрение создания ОЧЭС экспертных органов с правом решения вопросов при массовых лесных пожарах и наводнениях и т. д. [3]

Наиболее распространенной формой сотрудничества в рамках Группы стало проведение различных научно-практических семинаров. Это позволяет не только обсудить существующие проблемы в Черноморском регионе в области чрезвычайных ситуаций, но и познакомиться с научно-техническими разработками друг друга. Следует отметить, что

Россия активно участвует в таком сотрудничестве: делится опытом, предлагает новые идеи и предложения для обсуждения.

В рамках Рабочей группы функционирует Рабочая группа экспертов в сейсмическом риске, которая проводит периодические встречи для обсуждения различных актуальных вопросов, в том числе проводятся совместные мероприятия с различными международными организациями и другими странами (ЮНЕСКО, Япония — встречи в 2014 г.).

Результатом встречи в 2000 г. стало принятие решения о необходимости осуществления следующих мероприятий: 1) оперативный обмен сейсмической информацией между всеми странами, проводящими исследования в области сейсмологии; 2) разработка и развитие новых методов в исследованиях по сейсмологии; 3) более глубокое исследование в области сейсмологического строительства; 4) разработка методов по упреждению и оперативной ликвидации последствий землетрясений; 5) оценка состояния зданий и сооружений, подвергающихся воздействиям стихии. Было принято решение о создании Ассоциации по сейсмической защите стран ЧЭС и Балкании.
В 2000 г. также был утвержден Устав Ассоциации. Согласно этому документу Ассоциация представляет собой объединение представителей соответствующих национальных институтов, специалистов и исследовательских сообществ, занимающихся проблемами сейсмологии, инженерной сейсмологии и другими проблемами по снижению сейсмического риска. Ассоциация по сейсмической защите является некоммерческой организацией, а также исходя из перечня участников, международной неправительственной организацией. Членом Ассоциации по сейсмической защите стран ЧЭС может стать специалист, занимающийся проблемами сейсмологии и снижения сейсмического риска, а также национальные университеты и исследовательские институты, работающие в этой области на территории государств ЧЭС. Следовательно, Ассоциация является негосударственной международной организацией регионального характера. В настоящее время данная организация является новым международным объединением, которое пока еще не осуществляет свои задачи в полном объеме в соответствии с принятым Уставом.

Устав Ассоциации определяет ее основные цели. К ним относятся: сотрудничество в области сейсмического предупреждения населения через снижение сейсмического риска для государств-участников ЧЭС; содействие многостороннему сотрудничеству соответствующих национальных сейсмологических институтов и центров; сотрудничество по применению технических и инженерных разработок в области сейсмологии с целью развития эффективных средств снижения сейсмического риска; разработка минимального порога уровней сейсмической безопасности от возможного риска; разработка методов защиты зданий, являющихся памятниками истории, и поддержка их применения.

Статья 6 Соглашения о взаимодействии при оказании чрезвычайной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1998 г. закрепляет создание сторонами пунктов связи для целей уведомления и оказания помощи в случае чрезвычайной ситуации. Каждое государство уведомляет других участников по дипломатическим каналам о назначении и изменении такого пункта, а также обеспечивает его непрерывное функционирование. Это положение получило дальнейшее развитие в практической деятельности. На основании Дополнительного протокола к соглашению было принято решение о создании Сети офицеров связи в качестве инструмента для обмена информацией и реагирования на чрезвычайные ситуации. По мнению государств-участников, такая специальная система связи позволит более оперативно получать и предоставлять информацию о чрезвычайных ситуациях и реагировать на них.

На сегодняшний день в рамках ЧЭС действует несколько международных научных проектов: «Высокоэффективный метод прогнозирования геофизических катастроф», «Инструментальный контроль сейсмостойкости зданий и сооружений путем дозированного сейс- мовоздействия» и другие. Их целью является создание постоянно действующих и мобильных информационно-измерительных систем для контроля сейсмоопасных районов с целью предсказания землетрясений. Следует отметить, что во всех проектах используются современные технические разработки ученых разных стран.
В 2014 г. в рамках мероприятий по реализации Соглашения было проведено несколько совместных мероприятий, одно из которых привело к договоренности об обмене сейсмическими данными среди государств-членов. В сентябре также прошел семинар «Природные риски на территориях стран ЧЭС». Обсуждались такие виды бедствий, как природные пожары и наводнения, их воздействие на экономические и социальные сферы. Как отмечают специалисты, «необходимость проведения данного семинара вызвана особенностями климата в Черноморском регионе. В этих условиях обмен передовым опытом и технологиями в области управления природными рисками в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества, а также объединение усилий причерноморских стран по созданию потенциала противодействия бедствиям являются жизненно необходимыми» [1].

Таким образом, проведенный анализ сотрудничества государств в рамках ОЧЭС свидетельствует об активном стремлении государств-участников развивать свое взаимодействие внутри Организации, а также с иными акторами международных отношений по защите от бедствий. Можно также констатировать, что в настоящее время во исполнение представленного Соглашения осуществляется специализация проводимых мероприятий по отдельным видам бедствий либо направлениям деятельности в защите от них.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Вопросы соотношения понятий «бедствие» и «чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» были рассмотрены автором в рамках научной статьи [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В Анапе состоялся семинар стран-участниц Организации Черноморского экономического сотрудничества. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://southern.mchs.ru/pressroom/ news/item/388881/ (дата обращения: 15.10.2014). — Загл. с экрана.
2. Лисаускайте, В. В. Особенности некоторых терминов международных документов применительно к регулированию механизма оказания помощи при бедствиях и катастрофах / В. В. Лисаускайте // Сибирский юридический вестник. — 2014. — № 1. — С. 97-101.
3. План действий рабочей группе ЧЭС о сотрудничестве в оказании чрезвычайной помощи. 1 июля 2013 г. — 30 июня 2015 года // Официальный сайт организации Черноморского экономического сотрудничества. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.bsec-organization.org/aoc/ cooperationemergency/Pages/information. aspx (дата обращения:15.10.2014). — Загл. с экрана.
4. Соглашение о взаимодействии при оказании чрезвычайной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1998 г. — Доступ из информ.- правового портала «Гарант».

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2015. № 3 (28)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code