Плата за возмещение вреда, наносимого автомобильным дорогам

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г. предполагается расширение элементов платности в использовании объектов транспортной инфраструктуры.

Обособление транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн и взимание с них платы в счет возмещения вреда при проезде по магистральной сети дорог в настоящее время применяется в нескольких странах Европы: Германии, Австрии, Чехии и других — в соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета от 17.06.1999 N 1999/62/ЕС по сборам с грузовых транспортных средств. По этому пути решено пойти и у нас в стране.

Какими правовыми актами регулируется введение платы за возмещение вреда в Российской Федерации? Как учитывать данную плату в целях бухгалтерского и налогового учета?

 

Правовые основы

 

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 257-ФЗ).

В 2011 г. в Федеральный закон N 257-ФЗ были внесены изменения Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ <1>. Одним из важных новшеств стала ст. 31.1 «Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения». При этом был установлен переходный период: данная норма вступила в силу только с 15 ноября 2015 г. Первоначально же плату за возмещение вреда планировалось ввести с 1 января 2012 г.

———————————

<1> «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Внесенные изменения создали правовые основы возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

С момента вступления в силу указанной нормы движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения будет только платным.

Под разрешенной максимальной массой транспортного средства понимается значение массы снаряженного транспортного средства в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанной в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства) в качестве максимально допустимой, за исключением седельного тягача, для которого применяется значение массы без нагрузки, указанной в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства). Масса прицепов и полуприцепов суммируется с транспортным средством.

Плата в счет возмещения вреда вносится владельцами транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет. Исключением из этого правила является движение автотранспорта по платным дорогам или платным участкам дорог.

От рассматриваемой платы освобождаются:

— транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;

— специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;

— специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

Размер платы. Один из самых важных вопросов в данном случае — размер платы. Размер платы в счет возмещения вреда, а также порядок ее взимания утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504.

Изначально размер платы был установлен равным 3,5 руб. на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам. И данная величина должна была ежегодно индексироваться. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 474 размер платы был увеличен до 3,73 руб. А Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191 к размеру платы в счет возмещения вреда введены коэффициенты:

— до 29 февраля 2016 г. включительно — 0,41;

— с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно — 0,82.

Кроме того, внесен ряд изменений в Правила взимания данной платы.

Таким образом, в период с 15 ноября 2015 г. по 29 февраля 2016 г. плата будет рассчитываться исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу 1,5293 руб/км. В дальнейшем с 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. тариф будет увеличен до 3,06 руб/км.

По заявлению Росавтодора, это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до 0,49 долл. США, в Белоруссии — 0,16 долл. США. Российский тариф по сегодняшнему курсу — 0,025 долл. США, что в 6 раз ниже, чем, например, в Белоруссии.

Система «Платон». Итак, с 15 ноября 2015 г. действие системы взимания платы с автомобилей массой более 12 тонн (система «Платон») распространяется по всей протяженности федеральных дорог России (за исключением платных трасс). В проекте успешно прошли регистрацию уже более 450 000 транспортных средств отечественных грузоперевозчиков и иностранных логистических компаний, работающих на территории нашей страны. В том числе все крупные корпоративные клиенты с автопарком от 50 автомобилей <2>.

———————————

<2> По данным Росавтодора.

 

Обратите внимание! Транспортные средства, принадлежащие иностранным перевозчикам и имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в целях исключения дублирования платежей с 15 ноября 2015 г. освобождаются от сбора, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 1007 «О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации».

 

Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, заключено с обществом с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое является оператором.

Плата в счет возмещения вреда вносится через данного оператора до начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, либо размер платы определяется исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства.

Подробную информацию по взаимодействию владельца указанных транспортных средств и операторов можно найти по адресу http://platon.ru.

Административное наказание. Одновременно с вступлением в силу ст. 31.1 Федерального закона N 257-ФЗ с 15.11.2015 начали действовать и новшества, внесенные в КоАП РФ, а именно ст. 12.21.3 «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если такая плата является обязательной, влечет наложение административного штрафа:

— на водителя указанного транспортного средства в размере 5000 руб.;

— на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, — 40 000 руб.;

— на индивидуальных предпринимателей — 40 000 руб.;

— на юридических лиц — 450 000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, в размере 50 000 руб.;

— на индивидуальных предпринимателей — 50 000 руб.;

— на юридических лиц — 1 млн руб.

Комментировать в данном случае нечего — за езду без платы в счет возмещения вреда наказание суровое. Привлекать к ответственности за данное административное правонарушение будут представители МВД.

В настоящее время в Госдуме находится два законопроекта, которые вносят изменения в ст. 12.21.3 КоАП РФ.

16 ноября 2015 г. в Госдуму внесен законопроект N 929341-6. По мнению его инициаторов, в настоящее время не установлено, кто утверждает следующие документы:

— порядок внесения владельцем транспортного средства денежных средств оператору и порядок перечисления оператором денежных средств владельца транспортного средства в качестве платы в доход федерального бюджета;

— порядок возврата владельцу транспортного средства денежных средств, не перечисленных либо излишне перечисленных оператором в доход федерального бюджета;

— порядок пользования владельцем транспортного средства, в том числе зарегистрированного в иностранном государстве, предоставленным ему бортовым устройством, порядок и условия его возврата и замены, а также ответственность владельца транспортного средства за нарушение порядка пользования бортовым устройством;

— порядок внесения платы владельцем транспортного средства в случае неисправности или утраты бортового устройства или стороннего бортового устройства;

— порядок получения владельцем транспортного средства информации о его персонифицированных данных в системе взимания платы;

— порядок информирования владельцем транспортного средства оператора о планируемом маршруте, времени (дате) движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при отсутствии бортового устройства или стороннего бортового устройства, неисправности или утрате бортового устройства или стороннего бортового устройства, а также при внесении владельцем транспортного средства платы в случае оформления маршрутной карты.

Оператор системы взимания платы, частное лицо, всего лишь публикует в средствах массовой информации эти акты.

Поскольку указанные акты должны действовать в отношении неограниченного круга лиц, необходимо, чтобы они утверждались Минтрансом.

Закон предусматривает легальное движение транспортных средств только после внесения предоплаты. С учетом практики современного бизнеса это очень обременительное требование, и законопроект предусматривает возможность оплаты проезда после окончания движения соответствующего транспортного средства.

Кроме этого, за проезд без внесения платы введены штрафные санкции, размер которых совершенно не соответствует масштабу правонарушения. Так, неуплаченная сумма за один день проезда по федеральным дорогам одного грузовика оценивается примерно в 1 тыс. руб. Разработчики законопроекта считают, что размер штрафа должен соответствовать уровню 10 тыс. руб.

В противном случае с учетом преобладающего числа в автомобильной отрасли субъектов малого и среднего бизнеса указанные размеры наказаний приведут к их неминуемому банкротству и масштабным социальным последствиям.

Предлагается также исключить повторную фиксацию правонарушения в один и тот же день.

19 ноября 2015 г. внесен законопроект N 933804-6, который приостанавливает до 1 января 2017 г. действие ст. 12.21.3 КоАП РФ и распространяется на правоотношения, возникшие с 15 ноября 2015 г.

По мнению разработчиков данного законопроекта, оператором системы взимания платы «Платон» не созданы условия для бесперебойного функционирования вышеуказанной системы взимания платы.

Кроме того, по состоянию на дату начала функционирования системы «Платон» (15 ноября 2015 г.) только 30% от автопарка большегрузного транспорта с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн зарегистрированы в системе.

Напомним, что пока это только законопроекты, когда и в каком виде они будут приняты — покажет время.

 

Учет платы за возмещение вреда для целей бухгалтерского учета

 

Для организаций, на балансе которых числятся транспортные средства с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн, актуальны вопросы бухгалтерского учета, связанные с платой в счет возмещения вреда.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются:

— на расходы по обычным видам деятельности;

— на прочие расходы.

Для целей применения данного положения расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Согласно Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом России 29.08.1995, в себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются в том числе затраты на выплату таможенных сборов, на проезд автотранспорта, оплату проезда по платным дорогам и разрешений на проезд по временно закрытым дорогам.

В статье «Общехозяйственные расходы» (накладные расходы) учитываются в том числе сборы и отчисления, включающие: платежи по страхованию имущества, грузов и пассажиров в пути; оплату технических осмотров автомобилей; оплату стоимости номерных знаков; за пересечение контрольно-пропускных пунктов, погран-переходов, за проезд по дорогам и дорожным сооружениям; за таможенные процедуры; местные регистрационные сборы и прочие местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении перевозок и оказании других транспортно-экспедиционных услуг.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» расходами по обычным видам деятельности для автотранспортных организаций являются расходы, непосредственно связанные с процессом перевозок грузов и пассажиров, выполнением других работ и услуг автомобильного транспорта (в том числе связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием).

Напомним, что плата за возмещение вреда не является налоговым платежом, поэтому учитывать ее на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» некорректно. Соответственно, учет надо вести на счете 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» на отдельном субсчете.

Для учета платы за возмещение вреда владелец автотранспорта должен установить бортовое устройство, которое оператор предоставляет владельцу на безвозмездной основе. Соответственно, приборы учета, полученные в пользование, учитываются на забалансовом счете, например 012.

Содержание операции Дебет Кредит
Принято на учет бортовое устройство 012
Перечислена плата (аванс) оператору (до выхода автотранспорта на дороги) 76 51
Списание оператором суммы платы по итогам рейса 20 76

 

Учет платы за возмещение вреда для целей налогового учета

 

Налог на добавленную стоимость. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ установлено, что налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Из приведенных норм следует, что перечисление платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, не связано с определением налоговой базы по НДС (Письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).

Налог на прибыль. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Таким образом, плата носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Данная позиция подтверждается мнением судов по поводу аналогичной платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (Постановления АС ВВО от 11.03.2015 по делу N А29-767/2014, ФАС МО от 20.06.2014 N А40-110708/13). При этом суды отмечают, что внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, является для владельцев транспортных средств условием для дальнейшего использования автомобильной дороги.

Разъяснения по данному вопросу даны в Письмах Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-11/57133, от 27.11.2015 N 19-02-05/7/69769.

Упрощенная система налогообложения. Налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывают расходы в соответствии с порядком определения расходов на основании ст. 346.16 НК РФ. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в том числе на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с гл. 26.2 НК РФ (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Перечень налогов и сборов установлен ст. ст. 13 — 15 НК РФ.

Плата владельца транспортного средства в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в данный перечень налогов и сборов не включена.

Согласно приведенным нормам указанная плата в состав расходов налогоплательщика, применяющего УСНО, включаться не должна (Письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).

* * *

С 15 ноября 2015 г. вступили в действие нормы, регулирующие порядок возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, а также административное наказание за его нарушение.

Для целей бухгалтерского учета плата за возмещение вреда является расходами по обычным видам деятельности.

Для целей налогового учета расходы в виде платы в счет возмещения вреда учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Если организация или индивидуальный предприниматель применяют УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», то при определении налоговой базы плата в счет возмещения вреда в расходах при УСНО не учитывается.

Е.П.Зобова

«Налоговая проверка», 2016, N 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code