Возможно ли сотруднику операционного подразделения банка принять платежный документ в момент его предъявления уполномоченным лицом клиента без замены ранее оформленной карточки с образцами подписей и оттиска печати

Вопрос: При представлении документов на открытие расчетного счета ООО «А» в комплекте документов потенциальным клиентом представлена карточка с образцами подписей и оттиска печати, в которой указывается, что право первой подписи будет принадлежать заместителю директора по работе с кредитными организациями С.С. Сидоров, а право второй подписи — заместителю начальника финансового управления П.П. Петрову Впоследствии в организации произошли кадровые перестановки — С.С. Сидорова назначили директором по работе с кредитными организациями, П.П. Петрова — начальником финансового управления с новыми функциональными обязанностями и сроками полномочий. Право первой и второй подписи при этом они не утратили. При предъявлении П.П. Петровым платежного поручения на оплату налоговых платежей ответственный сотрудник операционного подразделения банка в устной беседе выяснил это обстоятельство. Возможно ли сотруднику операционного подразделения банка принять платежный документ в момент его предъявления уполномоченным лицом клиента без замены ранее оформленной карточки с образцами подписей и оттиска печати или же возможно в присутствии уполномоченного лица клиента внести соответствующие изменения в действующую карточку?

 

Ответ: Сотрудник операционного подразделения банка, на наш взгляд, вправе принять платежный документ в момент его предъявления уполномоченным лицом клиента без замены ранее оформленной карточки с образцами подписей и оттиска печати на новую, так как, по сути, состав лиц, наделенных правом первой и второй подписи, не изменен; изменены их должности, функциональные и должностные обязанности, а также сроки полномочий, установленные соответствующим распорядительным документом организации — клиента банка. Одновременно, учитывая норму п. 1.9 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее — Инструкция N 28-И), в связи с изменением сведений о лицах, наделенных правом первой и второй подписи, в карточке клиент обязан в оперативном порядке для оформления новой карточки представить в банк все необходимые документы (их копии), подтверждающие изменение данных сведений.

Внесение соответствующих изменений в действующую карточку ответственным сотрудником операционного подразделения банка в присутствии уполномоченного лица клиента не представляется возможным.

 

Обоснование: Пунктом 7.14 Инструкции N 28-И установлено, что карточка с образцами подписей и оттиска печати действует:

— до прекращения договора банковского счета;

— до закрытия счета по вкладу (депозиту);

— до ее замены новой карточкой.

Согласно п. 1.9 Инструкции N 28-И в случае изменения сведений, подлежащих установлению при открытии банковского счета, в числе которых и сведения, отраженные в карточке с образцами подписей и оттиска печати (п. 4.1 (пп. «г»)), клиент обязан представлять в банк необходимые документы (их копии), подтверждающие изменение данных сведений.

Новая карточка представляется клиентом только в следующих случаях:

— в случае замены или дополнения хотя бы одной подписи и (или) замены (утери) печати;

— в случае изменения фамилии, имени, отчества указанного в карточке лица;

— в случаях изменения наименования, организационно-правовой формы клиента — юридического лица;

— в случае досрочного прекращения полномочий органов управления клиента и в случае приостановления полномочий органов управления клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом представление в банк новой карточки должно сопровождаться одновременным представлением:

— документов, подтверждающих полномочия указанных в карточке лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете;

— документов, удостоверяющих личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи.

Банк не вправе оформлять (или принимать) новую карточку без представления указанных документов, кроме случаев, когда указанные документы представлялись в банк ранее и банк ими уже располагает. В рассматриваемом случае необходимые документы в операционное подразделение не поступали, сведения получены из личной беседы с представителем клиента (п. 7.14 Инструкции N 28-И).

Одновременно п. 2.3, а также пп. 44 Приложения 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П, устанавливают, что удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе (в том числе платежного поручения) осуществляется банком посредством проверки наличия и соответствия собственноручной подписи (собственноручных подписей) и оттиска печати образцам, заявленным банку в карточке с образцами подписей и оттиска печати. В рассматриваемой ситуации с этой точки зрения у ответственного сотрудника операционного подразделения банка замечаний нет (подписи первого и второго лица, отраженные в платежном поручении соответствуют подписям, установленным в действующей карточке).

Таким образом, на основании вышеизложенного сотрудник операционного подразделения банка, на наш взгляд, вправе принять платежный документ в момент его предъявления уполномоченным лицом клиента без замены ранее оформленной карточки с образцами подписей и оттиска печати, так как, по сути, состав лиц, наделенных правом первой и второй подписи, не изменен; изменены их должности, функциональные и должностные обязанности, а также сроки полномочий, установленные соответствующим распорядительным документом организации — клиента банка (например, приказом о назначении на соответствующую должность и проч.). Однако, учитывая норму п. 1.9 Инструкции N 28-И, в связи с изменением сведений о лицах, наделенных правом первой и второй подписи, в карточке клиент обязан в оперативном порядке (например, это может быть срок не позднее следующего рабочего дня или до принятия банком следующего расчетного документа) представить в банк все необходимые документы (их копии), подтверждающие изменение данных сведений для оформления новой карточки (или представить новую карточку и все подтверждающие документы). Внесение соответствующих изменений в действующую карточку ответственным сотрудником операционного подразделения банка в присутствии уполномоченного лица клиента по этому основанию не представляется возможным.

О.В.Горюкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code