Правовое регулирование труда в США

Особенностью правового регулирования труда в США является отсутствие трудового права как самостоятельной отрасли. Labor law (коллективное трудовое право) и Employment law (индивидуальное трудовое право) вместе составляют подотрасль предпринимательского права. Единый кодифицированный законодательный акт в сфере труда отсутствует. Часть норм трудового права содержится в разделе 29 Свода законов США «Коллективное трудовое право», другие — в Законах:

— «О справедливых условиях труда» 1938 г. (Fair labor standards act);

— «О равной оплате труда» 1963 г. (Equal pay act);

— «О гражданских правах» 1964 г. (Civil rights act);

— «О дискриминации по возрасту при найме» 1967 г. (Age discrimination in employment act);

— «О гигиене и безопасности труда на рабочем месте» 1970 г. (Occupational health and safety act);

— «Об инвалидах» 1990 г. (American with disabilities act);

— «Об отпуске по семейным и медицинским обстоятельствам» 1993 г. (Family and medical leave act).

А также в:

— Национальном законе о трудовых отношениях — Законе Вагнера 1935 г. (Wagner Act, National labor relation act);

— Законе о регулировании трудовых отношений — Законе Тафта — Хартли 1947 г. (Taft-Hartley act, Labor management relations act);

— Законе об отчетности и раскрытии фактов в трудовых отношениях — Законе Лэндрама — Гриффина 1959 г. (Landrum-Griffin act, Labor management reporting and disclosure act).

Штаты вправе принимать свои законы в сфере труда, эти законы могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральным законодательством.

Источниками трудового права выступают также коллективные договоры, законом установлен лишь минимальный срок действия коллективного договора — 3 года. На практике коллективные договоре обычно заключаются на срок от 3 до 6 лет. На федеральном и региональном уровнях никаких соглашений, направленных на согласование интересов работников и работодателей при участии органов государственной власти, не заключается.

Важнейшим источником права в США является прецедент. Тем не менее правила жесткого соблюдения прецедента (stare decisis), когда судьи при вынесении решений связаны с ранее принятыми по аналогичным делам решениями, постепенно теряют значение. Определенная кодификация американского законодательства и отказ от принципа stare decisis ведет к сближению англо-саксонской и романо-германской правовых систем.

При найме на работу в процессе устного собеседования с будущим работником запрещены провокационные вопросы, относящиеся к личной, интимной сфере жизни, политическим и религиозным взглядам. Запрещено собирать данные о нанимаемых работниках, если эти данные не имеют отношения к профессиональным качествам и квалификации (в том числе сведения о религиозных, политических, философских убеждениях, о сексуальных наклонностях, состоянии здоровья, об употреблении алкоголя, наркотиков и т.д.). Допускается применение при найме на работу тестов, определяющих способности, если это не влечет дискриминации работников.

Что интересно, в законодательстве США содержится значительное число норм, направленных на защиту от дискриминации, и это иногда приводит к «обратной» дискриминации. Например, Закон США о недопущении дискриминации по возрасту при трудоустройстве вынуждает работодателя при приеме на работу отдавать предпочтение работникам старше 40 лет, а молодые соискатели работы фактически ущемлены в праве на трудоустройство. Бывает, что работодателю приходится принимать на работу только определенную категорию работников, чтобы устранить гендерную, расовую или иную диспропорцию среди сотрудников компании.

В законодательстве отсутствует требование об обязательном письменном трудовом договоре, поэтому в США он может быть заключен с использованием одной из 3 форм договора:

— письменный (employment contract),

— устный (oral contract),

— подразумеваемый (implied contract).

Договор в устной форме считается заключенным, когда работник и работодатель оговорили вид поручаемой работнику работы, время ее начала, размер заработной платы. При возникновении спора работнику трудно будет доказать его условия. Подразумеваемый договор, в отличие от письменного, не представляет собой единого документа, а состоит фактически из письменных и устных обещаний работодателя, данных работнику при заключении трудового договора. Наиболее распространена устная и подразумеваемая форма договора. Обязательная письменная форма трудового договора предусмотрена лишь при найме моряков для работы на больших судах.

Минимальный возраст приема на работу по федеральному законодательству составляет 16 лет. В установленных законом случаях указанный возраст может составлять 14 лет. В период каникул школьники могут участвовать в сельхозработах независимо от возраста (кроме опасных работ), в этом случае допускается занятость с 12 — 13 лет с письменного согласия родителей.

В трудовом праве США отсутствуют нормы о сроке трудового договора. Таким образом, в отличие от многих стран законом не ограничиваются продолжительность срочного трудового договора и обстоятельства, при которых стороны могут его заключить. При отсутствии условия о сроке в трудовом договоре трудовые отношения могут быть прекращены по инициативе любой стороны в любое время.

Отсутствуют в США и нормы об испытательном сроке, что позволяет работодателю установить срок любой продолжительности. Условие об испытании закрепляется в коллективном или трудовом договоре. На практике продолжительность испытательного срока, если он присутствует в договоре, составляет от 2 до 6 месяцев.

Работодатель вправе по своему усмотрению переводить работника на другую работу. Если такой перевод не влечет серьезного сокращения зарплаты или существенного изменения условий труда, это в принципе не считается изменением условий трудового договора. Работодатель может изменить условия трудового договора, сославшись на производственную необходимость. В этом случае работник вправе потребовать расторжения договора.

Любая из сторон может расторгнуть трудовой договор без предварительного уведомления, исключение составляет массовое увольнение работников (требуется предупреждение за 60 дней) или наличие соответствующих оговорок в трудовом или коллективном договоре.

В законодательстве США отсутствует перечень оснований для прекращения трудового договора, что фактически означает возможность для работодателя уволить работника без каких-либо ограничений, исключение составляют случаи, когда в трудовом договоре, коллективном договоре, каком-либо нормативном правовом акте, имеющем отношение к конкретному работнику, установлены ограничения волеизъявления работодателя по вопросу прекращения трудовых отношений. Объяснение этому достаточно простое: работник обладает правом свободно расторгнуть трудовой договор, так как принудительный труд запрещен 13-й поправкой Конституции США, соответственно, работодатель также должен иметь право на увольнение работника в любое время: это вытекает из равенства прав сторон трудовых отношений. Законодательно запрещено лишь увольнение по дискриминационным мотивам.

Дисциплинарная ответственность не предусмотрена законодательством. На практике работодатель может провести устную беседу с работником, предупредив о возможности увольнения в случае продолжения ненадлежащего отношения к своим обязанностям. Отсутствие правового регулирования дисциплинарной ответственности работника объясняется наличием у работодателя права свободно уволить работника без объяснения причин. Материальная ответственность работника перед работодателем также не предусмотрена, так как имущество работодателя застраховано. Возмещение ущерба при его возникновении производится страховыми компаниями.

Закон «О справедливых условиях труда» устанавливает нормальную продолжительность рабочего времени — не более 40 часов в неделю. На практике работодатель вправе привлечь работников к сверхурочной работе, но обязан оплатить ее не менее чем в полуторном размере.

Обеденный перерыв обычно устанавливается законодательством штатов. К примеру, в законодательстве Калифорнии, Колорадо, Невады и Вашингтона зафиксировано требование о перерыве из расчета не менее 10 минут за каждый отработанный час при работе более 4 часов в сутки. Во многих штатах предусмотрен перерыв на обед не менее 30 минут.

На федеральном уровне в США отсутствуют и гарантии, предоставляющие работникам право на ежегодный оплачиваемый отпуск. По данным Бюро трудовой статистики за 2011 год средняя продолжительность оплачиваемого отпуска госслужащих составила 8 дней, для госслужащих штата и муниципальных служащих — 11 дней, в частном секторе экономики — 8 дней (минимальная — 5 дней — в сфере обслуживания, максимальная — 12 дней — в сфере образования). Как правило, положения о ежегодных оплачиваемых отпусках закрепляются на локальном уровне.

На практике оплачиваемый отпуск составляет обычно от 1 недели в течение первых нескольких лет до 3 недель у работников с большим стажем работы.

Закон «Об отпуске по семейным и медицинским обстоятельствам» предусматривает право некоторых категорий работников на 12-недельный неоплачиваемый отпуск 1 раз в год. Закон призван помочь сотрудникам совмещать работу и семейные обязанности, отпуск является неоплачиваемым и берется при необходимости. Действие Закона распространяется на все государственные учреждения, а также на компании, в которых работают 50 и более сотрудников. Работодатель обязан обеспечить право работника на ежегодный 12-недельный неоплачиваемый отпуск на основании любой из следующих причин:

— рождение и уход за новорожденным ребенком;

— осложнение после беременности, если это превышает срок реабилитации;

— усыновление ребенка;

— уход за близким членом семьи, нуждающимся в нем по состоянию здоровья;

— отпуск по болезни работника, когда он не в состоянии выполнять трудовую функцию.

Данное право распространяется на сотрудников, проработавших у работодателя не менее 12 месяцев.

Количество нерабочих праздничных дней в США составляет 10 дней в году. В тех случаях, когда нерабочий праздничный день выпадает на субботу или воскресенье, предшествующая ему пятница либо следующий за ним понедельник также является выходным днем. На уровне штатов либо на локальном уровне перечень нерабочих праздничных дней по инициативе работодателя может быть расширен. Законом нерабочие праздничные дни предоставляются только государственным служащим, но остальные работодатели обычно включают в содержание коллективного договора государственные праздники.

Оплата больничного при предоставлении документа от врача зависит от медицинской страховки работника. Страховку оплачивает работодатель или сам работник. Нередко работодатель оплачивает лишь минимум, не предусматривающий оплаты больничного листа.

Минимальная заработная плата в США составляет 7,25 доллара в час. Некоторые штаты устанавливают повышенный размер минимальной оплаты труда. Вопрос о поднятии МРОТ постоянно дискутируется в американском обществе.

Выплата зарплаты по законодательству большинства штатов должна происходить 2 раза в месяц. По закону штата Коннектикут выплата заработной платы производится еженедельно. С разрешения государственного органа по труду зарплату могут выдавать с большей периодичностью, но не реже 1 раза в месяц, при этом учитывается мнение работников.

Заработная плата в США может выплачиваться как в денежной, так и в натуральной форме. Предельный размер выплат в натуральной форме не ограничивается.

Охрана труда регулируется актом об охране труда общей сферы действия, а также комплексом специальных актов об охране труда отдельных категорий работников и по отраслям федерального и регионального уровня.

Трудовые споры в США. В случае возникновения спора, связанного с дискриминацией работника по признаку расовой принадлежности, цвета кожи, религиозной принадлежности, пола, национального происхождения, возраста, инвалидности, генетической информации либо ответными действиями (местью) работодателя, работник не вправе сразу обратиться в суд. Сначала дело должна рассмотреть Комиссия по обеспечению равных условий найма (Equal Employment Opportunity Commission, EEOC). В случае возникновения индивидуального трудового спора по иным основаниям работник может сразу обратиться с иском в окружной суд. Работник, не являющийся госслужащим, должен подать жалобу в течение 180 дней с момента нарушения работодателем его прав. Для госслужащих этот срок составляет 45 дней. Срок для обращения с исковым заявлением в суд зависит от штата, но, как правило, он составляет не менее 2 лет.

На уровне штатов и муниципалитетов действуют свои органы по рассмотрению жалоб на нарушения трудовых прав работников. Большинство этих органов заключили договоры с EEOC о том, что они будут именоваться агентство «706». Агентства «706» рассматривают значительную часть дел. Если жалоба рассмотрена на местном уровне неудовлетворительно, ее передают в EEOC, а в случае необходимости — в суд.

В США применяются также обязательные арбитражные соглашения (mandatory arbitration agreement), иногда заключаемые между работодателями и работниками при трудоустройстве. По условиям арбитражного соглашения в случае возникновения спора работник должен обращаться не в суд, а к арбитру. Такие соглашения существенно ухудшают положение работников, поскольку содержат отказ от судебной защиты трудовых прав.

Коллективные трудовые споры рассматриваются специализированными органами, к примеру Национальным управлением по трудовым отношениям, Службой посредничества и примирения, Национальным советом по урегулированию конфликтов на железнодорожном транспорте, Национальным советом по медиации и т.д.

Рекомендованная дополнительная литература

  1. Гефтер Ю. Правовое регулирование труда в Соединенных Штатах Америки // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. N 9. С. 67 — 72.
  2. Кауров В.Г. Защищенность работников по международному трудовому праву, трудовому праву США и России (сравнительное исследование): диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. Владивосток, 2001. 235 с.
  3. Лебедева Л.Ф. Трудовые отношения в США: основы трудового регулирования // Труд за рубежом. 2006. N 2. С. 3 — 25.
  4. Лушников А.М., Исаева Е.А. Правовые меры по предотвращению дискриминации в трудовых отношениях: опыт США // Труд за рубежом. 2005. N 1. С. 85 — 96.
  5. Мейлис Е.Б., Прохорова Л.В. Механизмы защиты трудовых прав работников в случае банкротства работодателя в США // Юстиция. 2015. N 1. С. 10 — 16.
  6. Морозов П.Е. Проблемы влияния глобализации на коллективное трудовое право (на примере трудового законодательства США) // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2011. N 13. С. 155 — 158.
  7. Морозов П.Е. Некоторые проблемы индивидуального трудового права США в условиях глобализации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. N 5. С. 155 — 159.
  8. Морозов П.Е. О правовом регулировании трудовых отношений в США в аспекте программы достойного труда МОТ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 2. С. 77 — 81.
  9. Назметдинов Р.Р. Место трудового права в правовой системе США // Вопросы правоведения. 2011. N 4. С. 78 — 94.
  10. Назметдинов Р.Р. Трудовое право Соединенных Штатов Америки: диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2013. 226 с.
  11. Неверова А.С. Сравнительно-правовое исследование законодательства об охране труда Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2014. 228 с.
  12. Радевич Е.Р. Разграничение трудового договора и смежных договоров о труде в Великобритании и США // Вестник Томского государственного университета. Право. 2012. N 4. С. 104 — 109.
  13. Черняева Д.В. Доктрина «найма по желанию» в трудовом праве США // Труд за рубежом. 2007. N 3. С. 114 — 130.

И.А.Филипова
«Нижегородский госуниверситет»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code