Председатель правления — исполнительный орган управления

Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является исполнительным органом юридического лица.

Председатель правления действует от имени и в интересах возглавляемого им юридического лица, исполняет решения правления и общего собрания, соблюдает устав.

В случае необходимости председатель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является представителем объединения во всех государственных органах, коммерческих и иных организациях.

При обращении в суд председатель будет представлять интересы товарищества, действуя без доверенности, предъявив при этом выписку из решения общего собрания об избрании или выписку из ЕГРЮЛ.

 

  1. Полномочия председателя правления

 

Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения определяются Законом N 66-ФЗ и уставом такого объединения.

Так, в силу ст. 23 Закона N 66-ФЗ правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления сроком на два года.

Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе:

1) председательствует на заседаниях правления;

2) имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных);

3) подписывает другие документы от имени такого объединения и протоколы заседания правления;

4) на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета такого объединения;

5) выдает доверенности, в том числе с правом передоверия;

6) обеспечивает разработку и вынесение на утверждение общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) внутренних регламентов такого объединения, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением;

7) осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях;

8) рассматривает заявления членов такого объединения.

Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных Законом N 66-ФЗ и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением (правлением и общим собранием).

 

  1. Кто может стать председателем правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

 

В соответствии со ст. 21 Закона N 66-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относится в том числе вопрос избрания председателя правления и досрочного прекращения его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное.

В силу ст. 22 Закона N 66-ФЗ правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избирается прямым тайным голосованием из числа его членов сроком на два года общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных), если уставом такого объединения не предусмотрено иное.

В связи с тем, что в ст. 22 Закона N 66-ФЗ есть ссылка, согласно которой уставом может быть предусмотрен другой порядок избрания председателя правления, можно ошибочно предположить, что это отступление относится и к возможности избрания правления не только из членов объединения.

Давая такую ошибочную трактовку вышеуказанной норме, в устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут быть внесены пункты о том, что членов правления возможно избирать не только из членов этого объединения, но и из членов их семей.

В действительности указание в статье на то, что уставом такого объединения может быть предусмотрено иное, имеет отношение лишь к процедуре голосования, а правление, так же как и его председатель, должно быть избрано из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно ст. 16 Закона N 66-ФЗ положения устава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могут противоречить законодательству РФ и законодательству субъектов РФ.

В связи с тем, что закон не предусматривает возможности избрания членов правления и председателя правления из лиц, не являющихся членами садоводческого объединения, пункты устава, противоречащие закону, могут быть оспорены в суде.

Отвечая на многочисленные запросы садоводов, Минэкономразвития России опубликовало разъяснение ст. 22 Закона N 66-ФЗ. В письме от 21.09.2011 N ОГ-Д23-1351 Министерство подтвердило, что в состав правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут быть избраны лица из числа его членов.

 

  1. Что делать, если председатель правления не выдает решение общего собрания и другие документы объединения

 

По закону председатель правления товарищества должен предоставить для ознакомления обратившемуся к нему с такой просьбой члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения копии протоколов общего собрания или протоколов решений правления для ознакомления.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеют полное право, закрепленное законом, получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля и обращаться в суд о признании недействительными нарушающих их права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, решений правления и иных органов такого объединения, а также осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.

В п. 3 ст. 27 Закона N 66-ФЗ указано, что копии протоколов общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, заверенные выписки из данных протоколов представляются для ознакомления членам такого объединения по их требованию, а также органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта РФ, судебным и правоохранительным органам, организациям в соответствии с их запросами в письменной форме.

Если право на получение информации о деятельности юридического лица или право на получение необходимых документов нарушается, то в соответствии со ст. 46 Закона N 66-ФЗ его можно защищать в суде.

Для того чтобы получить протокол общего собрания, надо обратиться с заявлением в письменной форме к председателю правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Заявление лучше всего направить по почте заказным письмом с уведомлением.

После того как председатель ответит отказом в предоставлении протокола или ничего не ответит, можно обращаться в суд с исковым заявлением. В данном случае нужно подготовить исковое заявление об обязании предоставить протокол общего собрания для ознакомления.

Образец искового заявления об обязании предоставить протокол общего собрания садоводческого некоммерческого товарищества для ознакомления см. в Приложении N 7.

Гражданские дела об истребовании для ознакомления протоколов общего собрания могут закончиться на стадии предварительного судебного заседания, если ответчик предоставит в суд испрашиваемый документ.

 

  1. Имеет ли право председатель правления продавать земельные участки

 

Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан как никто знает обо всех земельных участках, расположенных на территории объединения, а также об их владельцах или их отсутствии.

Возможно, из-за этого у некоторых председателей правления возникает желание распорядиться участками, которые фактически им не принадлежат.

Собственник земельного участка имеет право не только владеть и пользоваться своим имуществом, но и распоряжаться им. Факт того, что недвижимое имущество принадлежит тому или иному лицу, подтверждается соответствующими документами.

Выяснить, кто является правообладателем земельного участка, можно, обратившись в Росреестр. Это информация является открытой и может быть предоставлена любому заинтересованному лицу, уплатившему государственную пошлину.

Собственник земельного участка, продавая свое имущество, может заключать договор как лично, так и через представителя. Право представлять интересы продавца должно быть оформлено доверенностью, удостоверенной нотариально.

В настоящее время основными документами, подтверждающими наличие права на земельный участок, являются свидетельство о государственной регистрации права и документ, на основании которого было получено это свидетельство.

Право собственности на земельный участок может подтверждать не только свидетельство о государственной регистрации права, но и иные документы, например, государственный акт или свидетельство о праве на земельный участок.

Самое главное, на что нужно обратить внимание, изучая документ, подтверждающий право на земельный участок, — кто владеет земельным участком и на каком праве. В свидетельстве должен быть указан вид права — собственность.

«Продавая» заброшенные участки, расположенные на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, председатель правления выступает не как продавец, поскольку это имущество ему не принадлежит и документов на землю, оформленных на его имя, нет. Он выступает, скорее всего, как посредник между человеком, желающим приобрести земельный участок в собственность, и районной администрацией. Ведь для оформления в собственность земельного участка, который не был оформлен в частную собственность и не выделялся ранее другому садоводу, нужно обращаться в орган местного самоуправления, а не к председателю товарищества или кооператива.

Если председатель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан окажет посильную помощь при оформлении сделки купли-продажи земельного участка, это неплохо.

Но встречаются ситуации, когда председатель товарищества или садоводческого кооператива называет цену за земельный участок, получает деньги, и не малые, а взамен выдает лишь членскую книжку.

Напомним, что членская книжка не является документом, подтверждающим право на земельный участок, и все сделки с землей, совершенные после 1998 года, должны проходить обязательную государственную регистрацию с выдачей свидетельства установленного образца.

Не имея никаких документов, подтверждающих право на земельный участок, нельзя стать и членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.

В соответствии со ст. 18 Закона N 66-ФЗ членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.

Следовательно, чтобы стать членом садоводческого объединения, надо, чтобы документы на земельный участок были оформлены в соответствии с законом.

 

  1. Что делать, если деньги за земельный участок уплачены председателю, а документы не получены

 

Денежные средства, уплаченные председателю за якобы приобретение земельного участка, можно взыскать с него в судебном порядке.

Нужно подготовить исковое заявление и обратиться с ним суд. В качестве подтверждения произведенных оплат необходимо представить квитанции к приходному кассовому ордеру или иные документы, подтверждающие выплаты.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель), в нашем случае — садоводческое некоммерческое товарищество, за счет другого лица (потерпевшего) — садовода, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

На незаконные действия председателя, торгующего земельными участками, которые ему не принадлежат, можно обратиться с жалобой в прокуратуру или полицию и поставить вопрос о возбуждении уголовного дела.

 

  1. Ревизионная комиссия

 

На членах ревизионной комиссии садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан лежит ряд важных обязанностей.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона N 66-ФЗ ревизионная комиссия (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязана:

— проверять выполнение правлением и председателем правления решений общих собраний членов такого объединения (собраний уполномоченных), законность гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления таким объединением, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность такого объединения, состояние его имущества;

— осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности такого объединения не реже чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) либо по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления;

— отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;

— докладывать общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления таким объединением;

— осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением такого объединения и председателем данного правления заявлений членов такого объединения.

В связи с тем, что на членах ревизионной комиссии лежит в первую очередь обязанность проверять правильность расходования взносов садоводов, на эту должность должны быть избраны честные и добросовестные люди. Но, помимо общечеловеческих качеств, необходимое наличие которых, к сожалению, не закреплено в законе, ревизоры должны иметь земельные участки на территории садоводческого объединения и быть его членами.

Как указано в ст. 21 Закона N 66-ФЗ, к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся в том числе избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий.

В силу п. 1 ст. 25 Закона N 66-ФЗ контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее трех человек сроком на два года. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).

Таким образом, Закон однозначно указывает, что ревизионная комиссия может состоять только из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code