ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ САДОВОДЧЕСКИМ, ОГОРОДНИЧЕСКИМ ИЛИ ДАЧНЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ

  1. Общее собрание

 

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения, это указано в ст. 20 Закона N 66-ФЗ.

Общее собрание может проводиться как в присутствии всех членов объединения, так и в форме собрания уполномоченных, избираемых из числа его членов.

Пределы полномочий общего собрания перечислены в Законе и должны быть предусмотрены уставом.

К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 66-ФЗ (в редакции, вступающей в силу 1 марта 2015 г.) к исключительной компетенции общего собрания относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;

2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения;

9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;

12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;

13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;

14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;

16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения;

17) утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с п. 3 ст. 14 названного Закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории;

19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

По общему правилу общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год.

Лишь в исключительных случаях общее собрание может созываться инициативной группой.

Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) может быть проведено:

— по решению правления;

— по требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения;

— по предложению органа местного самоуправления;

— по предложению не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения после получения предложения органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения либо требования ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) обязано в течение семи дней со дня, когда были получены указанные обращения, рассмотреть их и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении.

Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или о досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного ст. 21 Закона N 66-ФЗ порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания.

Вопросы досрочного прекращения полномочий председателя правления и досрочного переизбрания членов правления являются единственными случаями, когда не требуется обязательного принятия решения правления о созыве и проведении общего собрания.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может отказать в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) в случае, если не соблюден установленный уставом такого объединения порядок подачи предложения или предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания его членов (собрания уполномоченных). В этом случае считается, что отказ правления в проведении внеочередного общего собрания обоснован.

В случае принятия правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения решения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) указанное общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) должно быть проведено не позднее чем через 30 дней со дня поступления предложения или требования о его проведении.

О принятии решения об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) правление должно информировать в письменной форме ревизионную комиссию (ревизора) такого объединения или членов такого объединения либо орган местного самоуправления, требующих проведения внеочередного общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных). В сообщении правления должны быть указаны причины отказа.

Если от правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не поступило никакого ответа на предложение или требование о проведении внеочередного общего собрания или поступил отказ, то действие (бездействие) правления может быть признано судом незаконным по иску членов такого объединения. В этом случае по решению суда правление будет обязано созвать и провести внеочередное общее собрание.

Для того чтобы решения общего собрания были законными, необходимо соблюсти процедуру его созыва и проведения, установленную п. 2 ст. 21 Закона N 66-ФЗ.

Уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в СМИ, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.

При обращении в суд с исковым заявлением о признании недействительными решений общего собрания суд в первую очередь проверяет наличие кворума на общем собрании.

Кворум — это количество принимающих участие в общем собрании садоводов — членов некоммерческого объединения, достаточное для того, чтобы решения, принятые по повестке дня собрания, были правомочными.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более 50% членов такого объединения (не менее 50% уполномоченных).

 

  1. Пример подсчета кворума

 

Если в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении граждан, например, 200 членов, то для того, чтобы общее собрание считалось правомочным, необходимо, чтобы в нем приняло участие не менее 101 члена объединения.

При этом необязательно, чтобы каждый член такого объединения участвовал в общем собрании и голосовании лично. Тот садовод, который не может принимать участие в общем собрании лично, может передать свое право по доверенности, выданной представителю. При этом представителем может быть абсолютно любое лицо, например член семьи, сосед или другой член товарищества, партнерства или кооператива.

Участие в общем собрании лично или через представителя — это одно из прав, предусмотренных законом для членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.

Обратите внимание: право на представление интересов на общем собрании членов товарищества, партнерства или кооператива должно быть оформлено доверенностью. По закону доверенность может быть оформлена нотариально или составлена в простой письменной форме и заверена председателем правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подпись и печать).

Образец доверенности на представление интересов на общем собрании членов садоводческого некоммерческого товарищества, дачного некоммерческого товарищества и других некоммерческих объединений см. в Приложении N 6.

Человек, которому выдал доверенность член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, может действовать на ее основании от имени и в интересах того, кем она была выдана.

Доверенность, предоставляющая право участия в деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подразумевает, что по ней можно производить уплату взносов, участвовать в заседаниях общего собрания, голосовать на нем, выполнять другие поручения.

По такой доверенности нельзя быть избранным в органы управления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе нельзя стать членом правления и председателем правления.

Избрание в органы управления по доверенности противоречит самому смыслу представительской функции, а также является нарушением закона.

По доверенности человек действует в интересах того, кем она была выдана, а если выбрали в органы управления человека, который является лишь представителем, это значит, что он действовал в своих личных интересах, что запрещено законом.

Важно и то, что закон запрещает избрание в органы управления садоводческого объединения человека, не являющегося членом этого объединения, при этом не имеет значения, есть у него чья-то доверенность или нет.

После того как общее собрание будет проведено, решение членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) должно быть доведено до сведения его членов в течение семи дней с момента принятия указанных решений.

Порядок того, каким образом решения, принятые общим собранием, должны быть доведены до сведения членов объединения, устанавливается уставом. Например, решения могут быть вывешены на доске объявления, расположенной на территории объединения.

Законом предусмотрена возможность проведения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Порядок и условия проведения заочного голосования в обязательном порядке должны быть установлены уставом садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения и внутренним регламентом о проведении заочного голосования.

В уставе и внутреннем регламенте некоммерческого объединения должны быть предусмотрены следующие условия, необходимые для проведения заочного голосования:

— текст бюллетеня для заочного голосования;

— порядок сообщения членам такого объединения предполагаемой повестки дня;

— порядок ознакомления с необходимыми сведениями и документами;

— порядок внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов;

— указание конкретного срока окончания процедуры заочного голосования.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не может проводиться в заочной форме, если в повестку дня включены вопросы утверждения приходно-расходной сметы, отчеты правления и ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения.

 

  1. Общее собрание, проведенное инициативной группой

 

В последнее время во многих садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях отмечается увеличение активности членов в жизни своих объединений.

Садоводы и дачники не ограничиваются только возделыванием грядок на своем огороде, но и хотят участвовать в управлении объединением, следить за тем, чтобы оплачиваемые взносы шли на нужды товарищества, партнерства или кооператива, а не в чей-либо карман. Да и не секрет, что во многих садоводческих объединениях председатели и члены правлений получают определенное денежное поощрение и заработную плату.

Все эти причины приводят к тому, что желание быть избранными в правление или стать председателем правления садоводческого, огороднического или дачного объединения есть у многих.

По закону правление и председатель правления в садоводческом, огородническом и дачном некоммерческом объединении граждан избираются на общем собрании. Для принятия решения об их избрании достаточно, чтобы за такое решение проголосовало простое большинство участвующих в собрании членов товарищества.

Всегда есть те, кто не согласен с принятым на общем собрании решением и хотел бы видеть в составе органов управления себя или своих знакомых, таким садоводам остается ждать два года до следующих выборов в органы управления. Но ждать хотят далеко не все, поэтому встречаются ситуации, когда граждане, не согласные с принятыми на общем собрании решениями, объединяются в инициативную группу и проводят свое общее собрание, избирая еще один состав правления и председателя.

При этом ситуация в таком объединении может дойти до абсурда. Два председателя собирают с садоводов взносы, доска объявлений обвешивается различными листовками, угрозами и письмами, заказываются дополнительные печати и бланки. Все это неправильно и незаконно, у садоводов должны быть одно правление и один председатель.

Разобраться садоводам самостоятельно в сложившейся ситуации, как правило, не удается, поэтому вопрос о законности принятия решения, принятого на общем собрании, созванного инициативной группой, будет решаться судом.

Если оспаривается решение, принятое инициативной группой, то ответчиками будут физические лица — члены этого коллектива. Исковое заявление подается в суд, расположенный по месту жительства любого из ответчиков.

Прежде чем объединяться в инициативную группу и принимать решения, нужно подумать, поскольку такие решения, как правило, законными не являются. Для того чтобы убедиться в этом, обратимся к Закону, посвященному деятельности садоводческих объединений.

Согласно ст. 21 Закона N 66-ФЗ общее собрание членов садоводческого некоммерческого объединения созывается правлением объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год.

Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, по требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения.

Из данной нормы следует, что и очередное, и внеочередное общие собрания проводятся по решению действующего правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В случае если у инициативной группы членов товарищества, партнерства или кооператива возникнет желание провести, например, внеочередное общее собрание, они должны собрать подписи не менее чем одной пятой членов объединения и обратиться с ними и заявлением в правление.

Без обращения в правление проводить общее собрание нельзя, оно может быть оспорено в суде.

Вопросы о созыве собрания, утверждение повестки дня, даты и места проведения собрания относятся к компетенции правления, которое на своем заседании должно принять решение, оформив его протоколом.

Следовательно, правление принимает решение о проведении собрания, утверждает дату его проведения, уведомляет членов объединения о собрании и проводит его.

Только в случае, если внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) собирается по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения, оно может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания.

В этом случае должны быть соблюдены условия и порядок уведомления членов некоммерческого объединения о проведении такого общего собрания.

 

  1. Могут ли в общем собрании принимать участие садоводы — не члены объединения

 

Садовод, который не является членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, не имеет ряда прав, которые доступны для членов объединения, в том числе права голосования на общем собрании и принятия решений.

Садовод, не являющийся членом объединения, не имеет также право избирать и быть избранным в органы управления таким объединением и его орган контроля, а также получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля.

Органами управления садоводческого товарищества являются общее собрание его членов, правление и председатель правления.

Если садовод не является членом объединения, то он не может принимать участие в общем собрании, поскольку принятие участия в таком собрании может быть расценено как получение информации о деятельности органа управления.

Однако, поскольку в законе нет прямого запрета на присутствие на общем собрании лиц, не являющихся членами объединения, то такая возможность может быть закреплена уставом объединения, решением общего собрания или положением о созыве и проведении общего собрания, если такой документ был разработан.

Кроме этого, садовод, который не является членом садоводческого товарищества, вправе присутствовать на общем собрании по доверенности, выданной лицом, являющимся членом объединения. Такой возможности исключить нельзя, поскольку член товарищества вправе по своему усмотрению выбрать лицо, которому он доверяет представлять его интересы на общем собрании, в том числе голосовать от его имени.

Право участия в общем собрании или отсутствие такого права не зависит от того, по какой причине садовод не является членом товарищества, — было ли это его добровольным решением или он был исключен за неуплату взносов.

Таким образом, закон прямо не запрещает садоводам, не являющимся членами садоводческого объединения, присутствовать на общем собрании, вести аудио- и видеозапись. Принять какие-либо ограничения на этот счет может само товарищество.

 

  1. Собрание уполномоченных

 

Общее собрание садоводческого, огороднического и дачного объединения может проводиться в форме собрания уполномоченных.

Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются из числа членов такого объединения и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются в соответствии с уставом такого объединения, в котором должно быть установлено:

— число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный;

— срок полномочий уполномоченного такого объединения;

— порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);

— возможность досрочного переизбрания уполномоченных такого объединения.

В связи с тем, что уставы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, как правило, не содержат подробного описания проведения общих собраний в форме собраний уполномоченных, рекомендуется разрабатывать положения об уполномоченных.

Разработанные положения об уполномоченных будут отвечать интересам конкретного некоммерческого объединения граждан и помогут избежать возникновения конфликтных ситуаций.

Важными моментами, которые необходимо отразить в разрабатываемом положении об уполномоченных, являются:

— порядок избрания уполномоченных (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);

— количество уполномоченных (из какого числа членов некоммерческого объединения будет избираться уполномоченный);

— порядок выдвижения кандидатур на избрание уполномоченных;

— срок, на который избираются уполномоченные;

— возможность досрочного прекращения деятельности уполномоченного и порядок досрочного переизбрания.

Обратите внимание: выборы уполномоченных являются ответственным моментом в деятельности некоммерческой организации. Избранные садоводы будут принимать все решения на общем собрании, поэтому к избранию уполномоченных нужно подойти ответственно.

Уполномоченные от имени членов некоммерческого объединения вправе принимать основополагающие решения, касающиеся как самого объединения, так и прав и обязанностей его членов.

В тех некоммерческих объединениях, которые сталкиваются с проблемой наличия кворума при проведении общего собрания, а следовательно, с вопросом законности принятых на этих собраниях решений, целесообразным будет применение такой формы их проведения, как собрание уполномоченных.

Собрание уполномоченных, как и общее собрание, проведенное в обычной форме, с участием всех членов объединения, вправе принимать практически любые решения.

С 1 марта 2015 г. распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона N 66-ФЗ, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории будет осуществляться на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code