АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

  1. Виды аттестации педагогических работников

 

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 (далее — Порядок). Указанный Порядок применяется к работникам, которые замещают должности, перечисленные в подразделе 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678; далее — Номенклатура) (абз. 2 п. 1 Порядка).

В зависимости от цели проведения выделяют два вида аттестации (ч. 1 ст. 49 Закона об образовании, п. 2 Порядка):

1) для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям. Подробнее об этом см. п. 1.1 настоящего материала;

2) для установления квалификационной категории. Подробнее об этом см. п. 1.2 настоящего материала.

 

1.1. Аттестация для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям

 

Педагогические работники обязаны проходить такую аттестацию один раз в пять лет (пп. 8 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, п. 5 Порядка). В ходе аттестации оценивается их профессиональная деятельность (п. 2 Порядка).

Согласно п. 22 Порядка предусмотрены сроки прохождения аттестации разными категориями работников.

Категория работников Срок проведения аттестации
Женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам Не ранее чем через два года после их выхода из отпусков
Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
Работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием Не ранее чем через год после их выхода на работу

Не подлежат аттестации следующие педагогические работники (п. 22 Порядка):

— беременные женщины;

— работники, имеющие квалификационные категории;

— лица, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация.

Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ (п. 21 Порядка).

 

1.2. Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории

 

Данная аттестация проводится по желанию педагогических работников, за исключением профессорско-преподавательского состава (п. 2, абз. 1 п. 24 Порядка).

Педагогическому работнику может быть установлена первая или высшая квалификационная категория (абз. 2 п. 24 Порядка). Срок действия квалификационной категории составляет пять лет и продлению не подлежит (абз. 3 п. 24 Порядка).

Установленные по результатам аттестации квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в иную организацию, в том числе расположенную в другом субъекте РФ (п. 46 Порядка).

Заявление может быть подано независимо от продолжительности работы в организации, в частности когда работник находится в отпуске по уходу за ребенком (п. 29 Порядка).

Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ (п. 45 Порядка).

 

  1. Порядок проведения аттестации для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям

 

Указанный порядок включает следующие этапы.

  1. Формирование аттестационной комиссии.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно формирует аттестационную комиссию (ч. 2 ст. 49 Закона об образовании, п. 5 Порядка). В ее состав входят (п. п. 6, 7 Порядка):

— председатель комиссии;

— заместитель председателя;

— секретарь;

— члены комиссии;

— представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).

Состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом работодателя (п. 6 Порядка). В частности, таким документом может быть приказ.

 

  1. Составление списка работников, подлежащих аттестации, и графика ее проведения.

В список работников включаются лица, замещающие должности, которые перечислены в подразделе 2 разд. I Номенклатуры, если замещение осуществляется по основному месту работы, по внешнему или внутреннему совместительству, а также путем совмещения должностей (абз. 2 п. 1 Порядка).

Подробнее о работниках, которые не включаются в указанный список см. п. 1.1 настоящего материала.

Состав работников, подлежащих аттестации, и график ее проведения утверждаются распорядительным актом работодателя, например приказом (п. 9 Порядка). Согласно указанному пункту с этим документом такие работники должны быть ознакомлены под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации.

Полагаем, что работодатель может издать один распорядительный акт для утверждения состава аттестационной комиссии, списка работников, подлежащих аттестации, и графика ее проведения.

 

  1. Подготовка представления на каждого педагогического работника, подлежащего аттестации.

В представлении указываются следующие сведения о работнике (п. 11 Порядка):

— фамилия, имя, отчество (при наличии);

— наименование должности на дату проведения аттестации;

— дата заключения трудового договора по данной должности;

— уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

— информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

— результаты предыдущих аттестаций;

— мотивированная всесторонняя и объективная оценка его профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности по выполнению обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Каждый педагогический работник должен быть ознакомлен с подготовленным на него представлением под подпись в срок, не превышающий 30 календарных дней до дня проведения аттестации (абз. 1 п. 12 Порядка).

После ознакомления с документом работник может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за период с момента предыдущей аттестации, а в случае первичной аттестации — с даты поступления на работу (п. 12 Порядка).

Если работник откажется от ознакомления с представлением, необходимо составить акт, который подписывают работодатель и лица (не менее двух), присутствующие при его составлении (абз. 2 п. 12 Порядка).

Представление на педагогического работника вносится в комиссию (п. 10 Порядка).

 

  1. Проведение аттестации.

Аттестация педагогического работника проводится на заседании аттестационной комиссии (абз. 1 п. 13 Порядка). Такое заседание считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии (абз. 2 п. 13 Порядка).

Аттестация проводится с участием аттестуемого работника (абз. 1 п. 13 Порядка).

Действия работодателя в случае неявки работника на заседание комиссии.

Причина неявки Действия работодателя
Уважительная Аттестация переносится на другую дату. Необходимо внести соответствующее изменение в график проведения аттестации и ознакомить с ним работника под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации (абз. 3 п. 13 Порядка)
Неуважительная Комиссия проводит аттестацию в отсутствие работника (абз. 4 п. 13 Порядка)

Аттестационная комиссия рассматривает представление и дополнительные сведения, характеризующие профессиональную деятельность работника, если они были представлены (п. 14 Порядка).

По результатам аттестации комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии педагогического работника занимаемой должности (п. 15 Порядка). Решение принимается в отсутствие аттестуемого открытым голосованием большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании (абз. 1 п. 16, п. 17 Порядка).

Следует учитывать, что при аттестации педагогического работника, являющегося членом комиссии, он не участвует в голосовании по своей кандидатуре (абз. 2 п. 16 Порядка).

Если аттестуемые не имеют специальной подготовки или стажа работы в соответствии с требованиями ЕКС и (или) требованиями профессиональных стандартов, аттестационная комиссия дает работодателю рекомендации о возможности их назначения на должности педагогических работников. При этом комиссия учитывает, обладают ли работники достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняют ли качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности (п. 23 Порядка).

 

  1. Оформление результатов аттестации и ознакомление с ними педагогического работника.

После подведения итогов голосования аттестационная комиссия сообщает о принятом решении работнику, если он присутствовал на заседании (п. 18 Порядка).

Результаты аттестации заносятся в протокол, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и присутствовавшие на заседании члены аттестационной комиссии (п. 19 Порядка).

В течение двух рабочих дней со дня проведения аттестации секретарь комиссии готовит выписку из протокола на каждого педагогического работника. Оформление этого документа предусмотрено п. 20 Порядка. В выписке из протокола необходимо указать следующие сведения о работнике:

— фамилию, имя, отчество (при наличии);

— наименование его должности;

— дату заседания аттестационной комиссии;

— результаты голосования;

— принятое решение.

Работодатель должен ознакомить педагогического работника с выпиской из протокола в течение трех рабочих дней после ее составления под подпись. Данный документ должен храниться в личном деле работника (п. 20 Порядка).

 

  1. Порядок проведения аттестации педагогических работников для установления квалификационной категории

 

Аттестация на установление квалификационной категории проводится по желанию педагогического работника.

Для того чтобы пройти такую аттестацию, педагогические работники подают заявление в соответствующую аттестационную комиссию (п. п. 25, 27 Порядка).

Подведомственность организации Вид комиссии
Федеральные органы исполнительной власти Комиссии, сформированные соответствующими федеральными органами исполнительной власти
Субъект РФ, муниципальные и частные организации Комиссии, формируемые уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ

Заявление могут подать педагогические работники, которые замещают должности, предусмотренные подразделом 2 разд. I Номенклатуры, если замещение осуществляется по основному месту работы, внешнему или внутреннему совместительству, а также путем совмещения должностей (абз. 2 п. 1 Порядка).

Порядок проведения аттестации включает следующие этапы.

  1. Проверка содержания заявления.

Необходимо обратить внимание на следующее:

— в заявлении должны быть указаны квалификационная категория (первая или высшая) и должность, по которой педагогический работник желает пройти аттестацию (п. 28 Порядка);

— заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории должно быть подано впервые не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории (п. 30 Порядка);

— заявление о повторном проведении аттестации может быть подано не ранее чем через год с того момента, как аттестационная комиссия приняла решение об отказе установить ту же квалификационную категорию (п. 43 Порядка).

 

  1. Определение срока проведения аттестации педагогического работника.

Срок аттестации работника должен определяться с учетом периода действия ранее установленной ему квалификационной категории (пп. «а» п. 32 Порядка). Продолжительность аттестации от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней (п. 33 Порядка).

 

  1. Уведомление педагогического работника о сроке и месте проведения аттестации.

Уведомление производится в письменной форме (пп. «б» п. 32 Порядка).

Перечисленные действия аттестационная комиссия должна осуществить в течение 30 календарных дней со дня получения заявления (п. 32 Порядка).

 

  1. Проведение аттестации.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов (п. 34 Порядка).

Педагогический работник вправе присутствовать на заседании комиссии, на котором проводится его аттестации. В случае неявки аттестация проводится в его отсутствие (п. 35 Порядка).

В ходе аттестации комиссия оценивает профессиональную деятельность работника на основе результатов его работы, критерии оценки которых предусмотрены в п. 36 Порядка, если аттестуемый претендует на первую квалификационную категорию, и п. 37 Порядка, если он претендует на высшую квалификационную категорию.

По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений (п. 39 Порядка):

— установить первую (высшую) квалификационную категорию по должности, указанной педагогическим работником в заявлении;

— отказать в ее установлении.

Решение принимается в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории (абз. 1 п. 40 Порядка).

Следует учитывать, что педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре (абз. 2 п. 40 Порядка).

Если принято решение об отказе установить высшую квалификационную категорию, присвоенная ранее категория сохраняется до истечения срока ее действия (п. 42 Порядка).

 

  1. Оформление результатов аттестации и ознакомление с ними педагогического работника.

После подведения итогов голосования члены комиссия сообщают работнику, присутствующему на заседании, результаты аттестации (абз. 3 п. 40 Порядка).

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, принимавшие участие в голосовании (абз. 1 п. 41 Протокола).

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения (абз. 2 п. 41 Протокола). Соответствующие федеральные органы исполнительной власти (уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ) издают распорядительный акт об установлении педагогическому работнику первой или высшей квалификационной категории с этого дня. Данный документ размещается на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет (п. 44 Порядка).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code