РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:

— учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа;

— иная педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Это определено в ч. 6 ст. 47 Закона об образовании и примечании 1 к Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, изданному в соответствии с ч. 3 ст. 333 ТК РФ и пп. 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 466.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом учитывается количество часов по учебному плану, специальность и квалификация работника. Это предусмотрено ч. 6 ст. 47 Закона об образовании.

 

  1. Сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников

 

В зависимости от категории педагогических работников, их должности и (или) специальности, а также с учетом специфики труда продолжительность их рабочего времени дифференцируется, но в любом случае составляет не более 36 часов в неделю. Такой вывод следует из ч. 1 ст. 333 ТК РФ, п. 1 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании, п. п. 1 — 2.8, пп. 2.8.1 — 2.8.2 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601.

Продолжительность рабочего времени для различных категорий педагогических работников установлена п. п. 2.1 — 2.7, пп. 2.8.1 — 2.8.2 Приложения N 1 к названному Приказу. Она равна определенному количеству часов в неделю либо устанавливается как норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Такой вывод следует из п. 2 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601.

Например, педагогам-библиотекарям устанавливается продолжительность рабочего времени, равная 36 часам в неделю, а норма часов учебной (преподавательской) работы учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), устанавливается в количестве 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Данные выводы следуют из абз. 10 п. 2.1, абз. 2 пп. 2.8.1 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, категории которых перечислены в п. п. 2.3 — 2.7 указанного Приложения (например, инструкторов по физической культуре), устанавливаются в астрономических часах. А для педагогических работников, категории которых перечислены в пп. 2.8.1, 2.8.2 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы устанавливаются в астрономических часах, в которые включаются короткие перерывы (перемены) между учебными занятиями, динамическая пауза. Это правило распространяется, например, на учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным). Такие выводы следуют из абз. 2 пп. 2.8.1, примечания 2 к Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, абз. 1 п. 2.2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 (далее — Положение об особенностях режима рабочего времени).

 

  1. Учебная нагрузка педагогических работников

 

В трудовом договоре педагогического работника должен быть определен объем его учебной нагрузки (п. 1.4 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (далее — Порядок определения учебной нагрузки)).

Под объемом учебной нагрузки подразумевается количество часов, предусмотренных для выполнения учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, что следует из п. 1.2 Порядка определения учебной нагрузки.

Объем учебной нагрузки определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в соответствии с п. 1.3 Порядка определения учебной нагрузки.

Названным Порядком предусмотрены (п. 1.1 Порядка определения учебной нагрузки):

— правила определения учебной нагрузки педагогических работников, относящихся к различным категориям;

— основания изменения такой нагрузки;

— случаи установления ее верхнего предела в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников и с учетом особенностей их труда.

По общему правилу временное или постоянное изменение объема учебной нагрузки, оговоренного в трудовом договоре педагогического работника, допускается только по письменному соглашению сторон. Исключением из этого правила являются случаи изменения объема учебной нагрузки по инициативе работодателя в соответствии с п. п. 1.5, 1.6 Порядка определения учебной нагрузки. Данные выводы следуют из ст. 72 ТК РФ, п. п. 1.5 — 1.7 Порядка определения учебной нагрузки.

Если предполагаются изменения объема учебной нагрузки по инициативе работодателя, то он обязан письменно уведомить работника об этих изменениях, а также о причинах, вызвавших их необходимость. Срок уведомления составляет не менее двух месяцев до начала осуществления соответствующих изменений. Такие выводы следуют из п. 1.8 Порядка определения учебной нагрузки.

Полагаем, что в остальном процедура изменения указанного условия трудового договора по инициативе работодателя должна осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, которая определяет порядок изменения условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. Правомерность применения данного порядка в отношении изменения объема учебной нагрузки педагогического работника по инициативе работодателя подтверждается, в частности, Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 14.08.2014.

Процедура изменения определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя

 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны принимать локальные нормативные акты по вопросам определения и изменения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу. При этом должно быть учтено мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии). Данные выводы следуют из п. п. 1.3, 1.9 Порядка определения учебной нагрузки.

 

  1. Особенности режима рабочего времени педагогических работников

 

Режим рабочего времени педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий. При этом должны учитываться требования трудового законодательства, в частности положения ст. 333 ТК РФ, а также особенности, установленные Минобрнауки России, которые в настоящее время предусмотрены в Положении об особенностях режима рабочего времени. Данные выводы следуют из ч. 7 ст. 47 Закона об образовании.

В трудовом договоре работника условие о режиме рабочего времени и времени отдыха указывается в случае, если для данного работника он отличается от общих правил, которые действуют у работодателя (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

К особенностям режима рабочего времени педагогических работников относятся, например, следующие.

 

Режим рабочего времени педагогических работников определяется с учетом режима деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Например, режим деятельности таких организаций может предполагать круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий. Данные выводы следуют из п. 1.2 Положения об особенностях режима рабочего времени.

 

Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

Конкретная продолжительность учебных занятий и перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных в установленном порядке. Данные выводы следуют из абз. 2 п. 2.2 Положения об особенностях режима рабочего времени. К числу указанных правил относятся «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189.

Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий и выполнения иных обязанностей, которые регулируются графиками и планами, педагогические работники могут использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, в качестве так называемых методических дней и т.п. Это предусмотрено п. 2.4 Положения об особенностях режима рабочего времени.

 

Периоды каникул или отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и иным основаниям являются для педагогических работников рабочим временем.

Данные выводы следуют из п. п. 4.1, 5.1 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Особенности работы педагогических работников в указанные периоды предусмотрены в п. п. 4.2 — 4.6, 5.2 Положения об особенностях режима рабочего времени.

 

  1. Учет рабочего времени педагогических работников

 

Для учета рабочего времени педагогических работников используют следующие формы:

— унифицированную форму 0504421, утвержденную Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Такую форму следует применять для учета рабочего времени педагогических работников государственных (муниципальных) учреждений, что следует из ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. п. 1, 2 Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н;

— унифицированные формы N Т-12 или N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, либо самостоятельно разработанные и утвержденные в организации формы — в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, т.е. не являющихся государственными или муниципальными учреждениями. Данные выводы следуют из ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, абз. 1 раздела «Табель учета рабочего времени» Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code