ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

К педагогическим работникам относятся лица, которые состоят в трудовых (служебных) отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 «Об образовании в Российской Федерации»; далее — Закон об образовании).

Особенности регулирования труда указанных работников установлены в гл. 52 ТК РФ, Законе об образовании, в других законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.

 

  1. Право на занятие педагогической деятельностью

 

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз (определенный уровень и профиль образования), который определяется в порядке, установленном законодательством РФ об образовании (ч. 1 ст. 331 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 46 Закона об образовании педагогической деятельностью вправе заниматься лица, которые имеют соответствующее образование (среднее профессиональное или высшее) и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В частности, требования к квалификации работников образования, а именно к уровню их профессиональной подготовки, который удостоверяется документами об образовании, и к стажу работы, содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н; далее — ЕКС). Это следует из абз. 1, 4 п. 4 разд. I «Общие положения» ЕКС.

Например, учителя и преподаватели (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов) должны соответствовать одному из следующих требований, содержащихся в разд. III «Должности педагогических работников» ЕКС:

— иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, которая соответствует преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы;

— иметь высшее профессиональное или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации, без предъявления требований к стажу работы. Согласно разъяснениям Минобрнауки России дополнительное профессиональное образование должно быть получено по дополнительной профессиональной программе в области образования и педагогики (письмо Минобрнауки России от 25.08.2015 N АК-2453/06).

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы (разд. III «Должности педагогических работников» ЕКС).

Педагог-библиотекарь должен иметь высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы (разд. III «Должности педагогических работников» ЕКС).

Для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда, обязательным является высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы (разд. III «Должности педагогических работников» ЕКС).

Если соискатель, претендующий на занятие педагогической деятельностью, не соответствует требованиям, которые установлены в ч. 1 ст. 46 Закона об образовании, отказ в приеме на работу является обоснованным. В силу ч. 3 ст. 3 ТК РФ такой отказ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.

Уровень образования и квалификация работников образовательных организаций определяются на основании документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, которые перечислены в ст. 60 Закона об образовании.

 

Важно! Установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, допускаемым к педагогической деятельности, документа об образовании и (или) о квалификации, наличии специальных знаний при заключении трудового договора, что следует из абз. 1, 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ. Заключение трудового договора при отсутствии у лица, поступающего на педагогическую работу, документа об образовании и (или) о квалификации является нарушением правил заключения трудового договора, установленных Трудовым кодексом РФ, и может служить основанием для прекращения трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, что следует из абз. 1, 4 ч. 1 ст. 84 ТК РФ. Если же правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов об образовании, трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (абз. 2 п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

 

  1. Запрет на занятие педагогической деятельностью

 

К педагогической деятельности не допускаются лица (ч. 2 ст. 331 ТК РФ):

— лишенные права заниматься такой деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (абз. 2 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);

— имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (кроме случаев, когда оно прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение преступлений, перечисленных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Исключение составляют лица, указанные в ч. 3 ст. 331 ТК РФ. Они могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения о допуске их к такой деятельности, которое принято комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (далее — комиссия). Данные выводы следуют из абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ч. 3 ст. 331 ТК РФ.

Указанное решение принимается комиссией в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 N 796, и оформляется на бланке по форме, утвержденной данным Постановлением. Это следует из абз. 1, 2 п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, п. 1, абз. 1 п. 26 названных Правил;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, которые не перечислены в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ (абз. 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке (абз. 5 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, ст. 29 ГК РФ, гл. 31 ГПК РФ);

— имеющие заболевания, включенные в перечень, утверждаемый Минздравом России, что следует из совокупности положений абз. 6 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. По результатам медосмотров могут быть выявлены медицинские противопоказания для осуществления педагогической деятельности, перечень которых приведен в разд. IV Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н; далее — Порядок). Дополнительные медицинские противопоказания, упомянутые в п. 49 Порядка, для лиц, занимающихся педагогической деятельностью, установлены в п. п. 18, 20 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Медицинские осмотры некоторых категорий работников

 

Ситуация из практики. Вправе ли администрация школы, института отказать в приеме на работу лицу, претендующему на должность педагогического работника, в связи с отсутствием у него профилактических прививок?

Да, вправе.

Лицо, принимаемое на должность педагогического работника, должно проходить вакцинацию в обязательном порядке. Такое требование установлено п. 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825) и п. 11.8 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189).

Таким образом, администрация школы, института вправе отказать в приеме на работу лицу, которому не были сделаны профилактические прививки (абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).

 

  1. Особенности содержания трудового договора с педагогическими работниками

 

Трудовые отношения работника и образовательной организации определяются трудовым договором (служебным контрактом), должностной инструкцией (ч. 6 ст. 47 Закона об образовании).

Контрактная форма оформления трудовых правоотношений предусмотрена действующим законодательством для военных и военизированных высших учебных заведений системы МВД России, Минобороны России и др. при использовании труда преподавателей, имеющих специальные звания. Во всех остальных случаях трудовые отношения с педагогическими работниками оформляются в соответствии с общими правилами заключения трудового договора (гл. 10 и 11 ТК РФ).

Однако педагогическая деятельность работников различных категорий имеет особенности, связанные со спецификой трудовой функции, условиями труда и т.д. Эти особенности в соответствии с фактическими условиями найма должны быть отражены в трудовом договоре с работником конкретного общеобразовательного учреждения путем:

— указания в качестве трудовой функции работника наименования должности в соответствии с ЕКС. Это связано с тем, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста. Порядок и условия назначения льготной пенсии педагогическим работникам определен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Для того чтобы надлежащим образом закрепить трудовые обязанности педагогического работника, рекомендуется составить должностную инструкцию. Указание конкретного перечня обязанностей позволит избежать недоразумений в работе и также позволит привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в случае невыполнения их.

— указания учебной нагрузки педагогического работника (ст. 333 ТК РФ);

— указания условия о сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ). Подробнее об этом см. раздел «Рабочее время педагогических работников» настоящего материала;

— указания конкретной продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (ст. 334 ТК РФ). Подробнее об этом см. раздел «Время отдыха педагогических работников» настоящего материала;

— включения условия о прохождении аттестации. Подробнее об этом см. раздел «Аттестация педагогических работников» настоящего материала.

Трудовой договор с конкретным педагогическим работником также обязательно должен содержать условия, конкретизирующие оплату его труда. Подробнее об этом см. раздел «Оплата труда педагогических работников» настоящего материала.

Примерная форма трудового договора и дополнительного соглашения к нему, которые могут быть использованы для оформления трудовых отношений с работниками образовательных учреждений, приведены в Приказе Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме».

 

  1. Особенности выполнения педагогическими работниками дополнительной работы и работы по совместительству

 

Статьи 60.1 и 282 ТК РФ устанавливают право работника заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Эта норма распространяется и на педагогических работников. Работа по совместительству этой категории работников регулируется гл. 44 ТК РФ и Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

По смыслу указанного Постановления педагогические работники вправе работать по совместительству, в том числе на аналогичной должности, специальности, профессии, независимо от того, что для них установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Работа по совместительству оформляется самостоятельным трудовым договором, в котором обязательно указание на то, что обусловленная им работа является совместительством.

По общему правилу продолжительность работы по совместительству педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, что следует из абз. 6 пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. Продолжительность работы по совместительству педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, не может превышать 16 часов работы в неделю. Это следует из абз. 7 пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. При этом продолжительность рабочего времени по совместительству определяется исходя из продолжительности рабочего времени, установленного для конкретной категории педагогических работников согласно Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Подробнее об этом см. раздел «Рабочее время педагогических работников» настоящего материала.

Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ). В общеобразовательных учреждениях практикуется почасовая оплата труда совместителей. При этом в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда совместителей производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

При работе по совместительству ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется одновременно с отпуском по основному месту работы. Продолжительность отпусков педагогических работников по основной работе и совместительству может быть различной. Если продолжительность отпуска по совместительству меньше, совместителю по его заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы (ст. 286 ТК РФ).

Пунктом 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41 определены виды работ педагогических работников, которые не являются совместительством. К их числу, в частности, относятся:

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

— выполняемая учителями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, преподавателями-организаторами (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки), руководителями физического воспитания, мастерами производственного обучения, воспитателями и другими педагогическими работниками учреждений начального или среднего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений общего образования, учреждений дополнительного образования детей и иных детских учреждений другая регулярная педагогическая работа в том же учреждении;

— выполнение педагогическими работниками в том же учреждении без занятия штатной должности обязанностей по заведованию кабинетами, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, руководство производственным обучением и практикой обучающихся, проверка письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию, классное руководство и др.;

— работа за дополнительную оплату в том же образовательном учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, в том числе часы замены педагогических работников, отсутствующих по болезни и другим причинам.

Эти виды работ могут выполняться с согласия работодателя в основное рабочее время.

Выполнение указанных видов работ не является совместительством, а следовательно, не требует заключения отдельного трудового договора (п. 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41). Педагогический работник, как и любой другой, имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

Выполнение работы, которая не является совместительством, может быть оформлено и иным образом. Для этого в трудовой договор по основной работе вносится условие о том, что работник принимает на себя обязанности выполнять наряду с обусловленной трудовым договором трудовой функцией дополнительную работу (указывается, какую, в каком объеме и каковы условия ее оплаты). В этом случае работник освобождается от дополнительной работы путем изменения условий трудового договора в порядке, установленном ст. ст. 72, 74 ТК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code